Кадры
Методслужба
Исследование, проектирование,
творчество
Из опыта работы гимназической
методической службы
Как помочь учителю соответствовать
предъявляемым к нему требованиям в условиях
обновления системы образования? Как поддержать
его творческие начинания в деле обучения и
воспитания школьников? Как можно ненавязчиво
убедить его заниматься инновационной
деятельностью в образовательном процессе? По
мнению управленческой команды гимназии № 4
города Мурманска, ответом на эти вопросы служит
грамотно выстроенная система работы с
педагогами в самой школе.
В нашей гимназии она предполагает:
наличие стратегической цели
образовательного учреждения (ОУ);
четкое видение задач и содержания
работы методической службы (МС) гимназии с учетом
нелинейности профессионального развития
учителей;
расширение горизонтальных связей в
управлении ОУ за счет создания новых структурных
подразделений МС;
определение требований к работнику,
исходя из типа ОУ и задач, которые оно призвано
решать;
стратегическое планирование
научно-методической работы;
совместную рефлексивную
деятельность управляющего и управляемых по
поводу проведенной работы;
шаги по стимулированию инновационной
деятельности педагогов.
Мы рассматриваем педагогический
коллектив своей гимназии как творческий союз
единомышленников, способный к исследованию,
проектированию, творчеству. И развитие
образовательного процесса в ближайшие пять лет
мы видим, прежде всего, в продуктивной работе
всех структурных звеньев ОУ в логике
компетентностного подхода. На наш взгляд, именно
он является основным способом достижения нового
качества образования. Попробуем обозначить, что
именно мы вкладываем в содержание термина
компетентностный подход.
1. Наличие стратегической цели ОУ
Внедрение компетентностного подхода в
образовании поставило вопрос «как?» (формы
учебной работы) над вопросом «что?» (содержание
учебной деятельности). Поэтому нетрудно назвать
основные условия, при выполнении которых ученики
могут овладеть ключевыми компетентностями:
деятельностный характер обучения
(т.е. образовательный процесс должен
трансформироваться таким образом, чтобы в нем
появились «пространства реального действия»,
когда создается определенный продукт);
ориентация учебного процесса на
развитие самостоятельности и ответственности
ученика за процесс и результаты своей
деятельности;
создание условий для понимания
учениками собственных ценностей и приобретения
опыта достижения цели.
Эти условия позволяют создавать для
учащихся развивающую среду, которая является
важнейшим фактором формирования ключевых
компетентностей.
Все вышесказанное раскрывает и
основные методологические основы обучения наших
гимназистов. Поэтому стратегическая цель работы
педагогов гимназии нами определена так:
обеспечение качественных условий для развития
личности ученика, способного к постоянному
самообразованию и самосовершенствованию для
нахождения своего места в обществе с любым
социально-экономическим уровнем жизни, а также
подготовка к непрерывному образованию.
2. Задачи и содержание работы МС
гимназии
Мы полагаем, что для достижения стратегической
цели работы нашего ОУ необходимы определенные
условия. В частности, наличие
высококвалифицированных кадров и их
инновационная деятельность. Следовательно,
работа МС должна быть выстроена так, чтобы она
способствовала созданию оптимальных условий в
работе учителя и обеспечивала качественные
условия для развития его личности и личности
ученика.
В качестве основных задач МС
гимназии мы определили следующие:
– совершенствование профессиональной
компетентности учителей и их методического
мастерства;
– усиление мотивации педагогов на
освоение инновационных педагогических
технологий обучения и воспитания;
– методическое обеспечение
образовательного процесса;
– внедрение в учебный процесс
передового педагогического опыта;
– разработка необходимых локальных
актов;
– диагностика педагогических
затруднений.
Исходя из этого, были сформулированы
положения, раскрывающие содержание работы
методической службы:
– организация научно-методической
(методической и научно-исследовательской) работы
педагогов гимназии с помощью структурных
подразделений методслужбы;
– диагностика профессиональной
деятельности педагогов;
– организация методической учебы
педагогов в гимназии, повышение их квалификации
до уровня, необходимого ОУ;
– установление и регулирование связей
гимназии с методическими службами города;
– аттестация учителей;
– диагностика уровня обученности и
обучаемости гимназистов;
– программно-методическое
обеспечение УВП: выбор и разработка программ
элективных курсов для реализации профильного
обучения, подбор УМК, их согласование по
взаимообеспечивающим и смежным дисциплинам,
составление рекомендаций, памяток и т.п.;
– выявление, изучение и
распространение наиболее ценного опыта
педагогической и инновационной деятельности
педагогов.
Отдельная тема для нас – поддержка молодых
специалистов и учителей с небольшим стажем
работы (до 4 лет). Для них предполагается:
организация обучающих семинаров и
консультаций по выявленным проблемам
(оптимальные методы обучения на каждом этапе
урока, формы опроса, организация самостоятельной
работы учащихся на уроке, проведение этапа
рефлексии, освоение технологий и т.п.);
инструктивно-методические совещания
(например, по составлению
календарно-тематического планирования);
запланированное посещение открытых
уроков опытных учителей с последующим анализом;
проведение молодыми специалистами
собственных открытых уроков с последующим
подробным самоанализом;
рекомендации для участия в городских
группах молодых и малоопытных специалистов и для
посещения семинаров городского уровня;
участие в городском конкурсе молодых
специалистов «Педагогические надежды».
Для более опытных учителей
предусматривается:
участие в коллективных дискуссионных
обсуждениях (например, импровизированные
дебатах);
их привлечение к проведению
локальных исследований;
посещение серии уроков с последующим
коллективным обсуждением и самоанализом с целью
изучения педагогического опыта;
творческий отчет о работе над
методической темой;
проведение школьных конкурсов
педагогического мастерства («Даешь
факультатив!», «Учитель года»);
предоставление рекомендаций для
участия в НПК РО;
привлечение к руководству
исследовательской и творческой работой
гимназистов;
работа в творческих и проблемных
группах ОУ;
проведение семинаров городского и
областного уровней на базе гимназии;
руководство различными структурными
подразделениями МС гимназии.
С учителями–мастерами
педагогического труда работа строится в
направлении распространения их опыта на уровне
города, области, России. Они рекомендуются для
участия в конкурсах «Учитель года» и на
получение гранта в рамках приоритетного
национального проекта «Образование» в качестве
руководителей городских творческих и проблемных
групп педагогов; привлекаются к проведению
мастер-класса и педагогических мастерских на
уровне города и области. Им оказывается помощь в
размещении наработанных материалов на
образовательных сайтах МОИПК РО, Комитета по
образованию Мурманской области, Комитета по
образованию г. Мурманска, в издании собственных
учебных пособий и т.п.
Другой подход, который нам видится,
связан не с профессиональным уровнем учителя, а с
теми проблемами, которые у него возникают.
Например, освоение компьютера педагогами более
преклонного возраста. Каждый из них осознает
необходимость этого, но вместе с тем, как правило,
изначально абсолютно не верит в успех. И в данном
случае задача методслужбы в том, чтобы убедить
учителя в том, что он сможет овладеть
элементарными навыками.
Именно такую работу мы организовали у
себя в гимназии, первоначально заключив договор
с городским информационным методическим центром
(ГМЦИТ). Наше сотрудничество продолжалось в
течение двух лет. На базе гимназии были
организованы специальные курсы: сначала для
учителей естественно-научных дисциплин, потом –
гуманитарных и затем – начальной школы. Был
также составлен и перспективный план обучения
педагогов по программе «Intel: обучение для
будущего». В итоге на сегодняшний день 95%
учителей гимназии владеют компьютером как
уверенные пользователи, и использование
информационно-коммуникативных технологий
обучения становится у нас нормой.
3. Расширение горизонтальных связей в
управлении ОУ за счет создания новых структурных
подразделений МС
То, что гимназия – это ОУ
инновационного типа, не вызывает сомнений.
Следовательно, научно-исследовательская
работа учителей – неотъемлемая часть их
педагогической деятельности. Поэтому наша
методическая работа преобразована в
научно-методическую. Произошло изменение ее
организационной структуры, актуализируется
смыслопоисковая, т.е. методологическая функция
педагогической деятельности, особенно когда
дело касается разработки нового содержания
образования.
Также наряду с методическими
объединениями созданы кафедры как основные
учебно-научные подразделения гимназии,
организующие и направляющие
научно-исследовательскую работу учителей
предметов родственных дисциплин совместно с
преподавателями вузов.
При этом каждая структура нашей МС
имеет конкретное назначение и работает по
обозначенному для нее направлению в рамках
единой темы гимназии. Например, решение проблемы
интеграции учебных дисциплин и использования
межпредметных связей, научно-исследовательская
работа учителей предметов родственных
дисциплин, организация и руководство
учебно-исследовательской деятельностью
гимназистов являются приоритетными. Их цель –
формирование у учителя аналитических,
прогностических, конструктивных и
исследовательских умений.
Дидактическое и
программно-методическое обеспечение
гимназического образования по предмету, помощь в
овладении методологией предмета – направления
работы методобъединений.
Экспериментальная апробация
организации обучения одаренных и способных
гимназистов по индивидуальному
образовательному маршруту – сфера
деятельности творческих групп учителей.
Координация усилий различных служб,
подразделений гимназии и творческих педагогов,
направленных на развитие научно-методического
обеспечения образовательного процесса и
инновационной деятельности – это круг
обязанностей научно-методического совета
гимназии.
Таким образом, происходит расширение
горизонтальных связей в управлении ОУ.
4. Требования к работнику, исходя из
типа ОУ и задач, которые оно призвано решать
Мы разработали модель учителя
гимназии. Понятно, что требуемый уровень
квалификации в каждой школе разный. Но мы
считаем, что наши требования должны совпадать с
зоной ближайшего развития большинства в
коллективе.
Методический уровень учителя
гимназии определяется:
– способностью осуществлять
образовательный процесс, обеспечивающий
выполнение целей ОУ;
– результативностью работы по разным
направлениям деятельности (в частности, таким
как: обеспечение уровня образованности –
компетентности – средствами своего предмета;
участие в экспериментально-исследовательской
работе; руководство исследовательской
деятельностью гимназистов; руководство одним из
структурных подразделений МС гимназии; участие в
НПК и семинарах работников образования; участие
в конкурсах педагогического мастерства);
– квалификационной категорией;
– уровнем методологической
компетентности;
– степенью методической
изобретательности;
– готовностью к постоянному
профессиональному обучению;
– уровнем развития профессиональной
рефлексии;
– характером заявленных самим
педагогом проблем.
Также обозначены качественные
характеристики деятельности педагогов гимназии
для разных квалификационных категорий.
Вторая квалификационная категория:
– участие во внутришкольных семинарах
по линии методического объединения по теме
работы гимназии и МО;
– отчет по методической теме на уровне
МО;
– руководство творческими делами
гимназистов по предмету в рамках разработанной в
гимназии системы творческих дел учащихся
Первая квалификационная категория:
– участие в городских НПК РО и
семинарах;
– руководство предметным МО;
– руководство творческими делами
гимназистов по предмету в рамках разработанной в
ОУ системы творческих дел учащихся, обеспечение
участия гимназистов в городских олимпиадах и
конкурсах;
– участие в конкурсе педагогического
мастерства «Панорама методических идей» для
учителей гимназии;
– творческий отчет по методической
теме на уровне кафедры;
– руководство органами
самоуправления в гимназии в рамках детской
организации «Республика Трех Роз».
Высшая квалификационная категория:
– участие в НПК РО и семинарах
областного уровня;
– обобщение опыта работы в форме
печатных статей;
– участие в конкурсе «Учитель года»;
«Уроки педагогического мастерства» и др.
– организация городских и областных
семинаров, консультаций, образовательных
выставок на базе гимназии;
– руководство кафедрой, творческой
или проблемной группами, в том числе и
городскими;
– руководство
учебно-исследовательской деятельностью
гимназистов; обеспечение условий для их участия
в различных Всероссийских конкурсах, городских,
областных и дистанционных олимпиадах;
– разработка авторских или
адаптированных программ факультативов и
элективных курсов;
– научно-исследовательская
деятельность педагога;
– творческий отчет о
научно-методической работе на уровне кафедры и
научно-методического совета.
Четко представляя себе эти требования,
учитель строит свою деятельность в соответствии
с определенной рамкой, что позволяет ему
повысить уровень профессиональной
компетентности и иметь право на получение более
высокой квалификационной категории.
5. Стратегическое планирование
научно-методической работы (НМР)
Стратегическое планирование НМР мы
понимаем как осмысление и составление общего
плана действий и управленческих решений в
области создания условий для профессионального
роста учителя с целью достижения стратегической
цели ОУ на различных этапах его движения, анализ
и прогнозирование внутренней и внешней среды,
потребностей и возможностей нашего ОУ выработку
различных локальных актов.
Принципы организации
научно-методической работы:
– целевое перспективное
проблемно-тематическое планирование
индивидуальной и групповой методической работы
на каждом этапе реализации программы развития
гимназии;
– единая общешкольная тематика;
– планирование промежуточных и
конечных результатов;
– создание наряду с традиционными
межпредметных объединений для решения проблем
преемственности (цикловые МО, кафедры);
– дифференцированный подход в оценке
НМР каждого учителя.
6. Совместная рефлексивная
деятельность управляющего и управляемых по
поводу проведенной работы
Сущностная характеристика
рефлексивного управления (РУ) состоит в том, что
целью совместной деятельности управляющего и
управляемого является развитие у управляемого
способности к самоуправлению и самореализации.
Cпецифика РУ состоит в том, что оно побуждает
собственную активность и самостоятельность
управляемых, влияет на процессы самоуправления и
тем самым обеспечивает их субъектную позицию.
Важная роль при этом отводится самодиагностике.
Опыт методической работы показывает,
что самодиагностика может проводиться в самых
разных вариантах: самодиагностика без
специальной программы (когда учитель отмечает,
что в работе у него получается хорошо и что
вызывает затруднения, руководствуясь
собственными представлениями о главных моментах
профессиональной деятельности) и самодиагностика
по специальной программе (когда учитель
выявляет свои успехи и трудности в определенной
системе, имея в виду образ целостной
педагогической деятельности). Важно, чтобы
учитель время от времени ставил перед собой
следующие вопросы:
«Вопросы формирования» – «какие
умения и какие качества личности мне желательно
сформировать?»;
«Вопросы совершенствования» –
«какие умения и качества личности необходимо
развивать дальше?»;
«Вопросы профилактики» – «от каких
свойств и проявлений личности желательно себя
уберечь?»;
«Вопросы преодоления» – «от каких
качеств и свойств, мешающих в работе, необходимо
избавляться?».
Такая самодиагностика способствует
постепенному формированию рефлексивного
мышления учителя.
В качестве средства самоконтроля
можно использовать и письменные документы
(например, анализ индивидуального плана
профессионального развития педагога;
информационную карту о результатах работы за
текущий год и т.п.) и устные самоотчеты самому
себе.
Завершающим этапом цикла
профессионального самосовершенствования
является этап подведения итогов, самоанализа и
самооценки достигнутых результатов.
Следовательно, со стороны руководителя МС важным
является вооружение учителя методикой
проведения мониторинга качества педагогической
деятельности.
Нашим учителям мы ежегодно предлагаем
анкету, в которой они сами определяют, что у него
получается лучше всего, и чем бы он мог
поделиться с коллегами, а также обозначает те
проблемы и трудности, в разрешении которых им
требуется помощь коллег. Курирующий
администратор, видя описанные проблемы, всегда
может порекомендовать учителю ознакомиться с
чьим-то положительным опытом. На основе таких
анкет составляется так называемый адресный лист:
Проблемы |
ФИО учителей
или МО, заявивших указанные проблемы |
ФИО учителей,
имеющих положительный опыт по данной проблеме |
Проведение самоанализа
помогает учителю осознавать, формулировать и
творчески решать педагогические задачи,
конструировать и проектировать УВП, выявлять
причины рассогласования желаемого и
действительного результата своей деятельности.
7. Рычаги стимулирования
инновационной деятельности педагогов
В логике компетентностного подхода
важно вовремя заметить то положительное, что
появилось в работе педагога. Поэтому необходимо
очертить для себя некий набор стимулов
профессионального развития учителей. У нас
это:
– проведение мастер-класса на уровне
города и области;
– содействие в разработке авторской
программы;
– содействие в получении гранта;
– направление на престижные курсы за
пределы города;
– направление на научно-практические
конференции и семинары работников образования;
– содействие в обобщении опыта, в
подготовке собственных публикаций;
– привлечение к руководству
подразделениями методической службы ОУ;
– содействие в выдвижении на
престижный конкурс;
– присвоение звания победителя
школьного конкурса профессионального
мастерства с назначением поощрения из фонда
стимулирования;
– рекомендация для прохождения
аттестации на более высокую квалификационную
категорию
Важно, чтобы НМР была организована как
система различных по уровню и характеру
мероприятий на основе общей стратегической цели
и единой методологии педагогического поиска.
Иными словами, целевые задачи развития ОУ,
характер планируемых нововведений должны
определять общее содержание НМР, которая и
должна помочь учителю разобраться и решить эти
задачи.
Галина ВОЛЧЕНКОВА,
замдиректора по УВР, гимназия № 4,
г. Мурманск
|