Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2007

ТЕМА НОМЕРА

Кадры
Методслужба

Исследование, проектирование, творчество

Из опыта работы гимназической методической службы

Как помочь учителю соответствовать предъявляемым к нему требованиям в условиях обновления системы образования? Как поддержать его творческие начинания в деле обучения и воспитания школьников? Как можно ненавязчиво убедить его заниматься инновационной деятельностью в образовательном процессе? По мнению управленческой команды гимназии № 4 города Мурманска, ответом на эти вопросы служит грамотно выстроенная система работы с педагогами в самой школе.

В нашей гимназии она предполагает:

  • наличие стратегической цели образовательного учреждения (ОУ);

  • четкое видение задач и содержания работы методической службы (МС) гимназии с учетом нелинейности профессионального развития учителей;

  • расширение горизонтальных связей в управлении ОУ за счет создания новых структурных подразделений МС;

  • определение требований к работнику, исходя из типа ОУ и задач, которые оно призвано решать;

  • стратегическое планирование научно-методической работы;

  • совместную рефлексивную деятельность управляющего и управляемых по поводу проведенной работы;

  • шаги по стимулированию инновационной деятельности педагогов.

Мы рассматриваем педагогический коллектив своей гимназии как творческий союз единомышленников, способный к исследованию, проектированию, творчеству. И развитие образовательного процесса в ближайшие пять лет мы видим, прежде всего, в продуктивной работе всех структурных звеньев ОУ в логике компетентностного подхода. На наш взгляд, именно он является основным способом достижения нового качества образования. Попробуем обозначить, что именно мы вкладываем в содержание термина компетентностный подход.

1. Наличие стратегической цели ОУ

Внедрение компетентностного подхода в образовании поставило вопрос «как?» (формы учебной работы) над вопросом «что?» (содержание учебной деятельности). Поэтому нетрудно назвать основные условия, при выполнении которых ученики могут овладеть ключевыми компетентностями:

  • деятельностный характер обучения (т.е. образовательный процесс должен трансформироваться таким образом, чтобы в нем появились «пространства реального действия», когда создается определенный продукт);

  • ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности;

  • создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели.

Эти условия позволяют создавать для учащихся развивающую среду, которая является важнейшим фактором формирования ключевых компетентностей.

Все вышесказанное раскрывает и основные методологические основы обучения наших гимназистов. Поэтому стратегическая цель работы педагогов гимназии нами определена так: обеспечение качественных условий для развития личности ученика, способного к постоянному самообразованию и самосовершенствованию для нахождения своего места в обществе с любым социально-экономическим уровнем жизни, а также подготовка к непрерывному образованию.

2. Задачи и содержание работы МС гимназии

Мы полагаем, что для достижения стратегической цели работы нашего ОУ необходимы определенные условия. В частности, наличие высококвалифицированных кадров и их инновационная деятельность. Следовательно, работа МС должна быть выстроена так, чтобы она способствовала созданию оптимальных условий в работе учителя и обеспечивала качественные условия для развития его личности и личности ученика.

В качестве основных задач МС гимназии мы определили следующие:

– совершенствование профессиональной компетентности учителей и их методического мастерства;

– усиление мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания;

– методическое обеспечение образовательного процесса;

– внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта;

– разработка необходимых локальных актов;

– диагностика педагогических затруднений.

Исходя из этого, были сформулированы положения, раскрывающие содержание работы методической службы:

– организация научно-методической (методической и научно-исследовательской) работы педагогов гимназии с помощью структурных подразделений методслужбы;

– диагностика профессиональной деятельности педагогов;

– организация методической учебы педагогов в гимназии, повышение их квалификации до уровня, необходимого ОУ;

– установление и регулирование связей гимназии с методическими службами города;

– аттестация учителей;

– диагностика уровня обученности и обучаемости гимназистов;

– программно-методическое обеспечение УВП: выбор и разработка программ элективных курсов для реализации профильного обучения, подбор УМК, их согласование по взаимообеспечивающим и смежным дисциплинам, составление рекомендаций, памяток и т.п.;

– выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности педагогов.

Отдельная тема для нас – поддержка молодых специалистов и учителей с небольшим стажем работы (до 4 лет). Для них предполагается:

  • организация обучающих семинаров и консультаций по выявленным проблемам (оптимальные методы обучения на каждом этапе урока, формы опроса, организация самостоятельной работы учащихся на уроке, проведение этапа рефлексии, освоение технологий и т.п.);

  • инструктивно-методические совещания (например, по составлению календарно-тематического планирования);

  • запланированное посещение открытых уроков опытных учителей с последующим анализом;

  • проведение молодыми специалистами собственных открытых уроков с последующим подробным самоанализом;

  • рекомендации для участия в городских группах молодых и малоопытных специалистов и для посещения семинаров городского уровня;

  • участие в городском конкурсе молодых специалистов «Педагогические надежды».

Для более опытных учителей предусматривается:

  • участие в коллективных дискуссионных обсуждениях (например, импровизированные дебатах);

  • их привлечение к проведению локальных исследований;

  • посещение серии уроков с последующим коллективным обсуждением и самоанализом с целью изучения педагогического опыта;

  • творческий отчет о работе над методической темой;

  • проведение школьных конкурсов педагогического мастерства («Даешь факультатив!», «Учитель года»);

  • предоставление рекомендаций для участия в НПК РО;

  • привлечение к руководству исследовательской и творческой работой гимназистов;

  • работа в творческих и проблемных группах ОУ;

  • проведение семинаров городского и областного уровней на базе гимназии;

  • руководство различными структурными подразделениями МС гимназии.

С учителями–мастерами педагогического труда работа строится в направлении распространения их опыта на уровне города, области, России. Они рекомендуются для участия в конкурсах «Учитель года» и на получение гранта в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в качестве руководителей городских творческих и проблемных групп педагогов; привлекаются к проведению мастер-класса и педагогических мастерских на уровне города и области. Им оказывается помощь в размещении наработанных материалов на образовательных сайтах МОИПК РО, Комитета по образованию Мурманской области, Комитета по образованию г. Мурманска, в издании собственных учебных пособий и т.п.

Другой подход, который нам видится, связан не с профессиональным уровнем учителя, а с теми проблемами, которые у него возникают. Например, освоение компьютера педагогами более преклонного возраста. Каждый из них осознает необходимость этого, но вместе с тем, как правило, изначально абсолютно не верит в успех. И в данном случае задача методслужбы в том, чтобы убедить учителя в том, что он сможет овладеть элементарными навыками.

Именно такую работу мы организовали у себя в гимназии, первоначально заключив договор с городским информационным методическим центром (ГМЦИТ). Наше сотрудничество продолжалось в течение двух лет. На базе гимназии были организованы специальные курсы: сначала для учителей естественно-научных дисциплин, потом – гуманитарных и затем – начальной школы. Был также составлен и перспективный план обучения педагогов по программе «Intel: обучение для будущего». В итоге на сегодняшний день 95% учителей гимназии владеют компьютером как уверенные пользователи, и использование информационно-коммуникативных технологий обучения становится у нас нормой.

3. Расширение горизонтальных связей в управлении ОУ за счет создания новых структурных подразделений МС

То, что гимназия – это ОУ инновационного типа, не вызывает сомнений. Следовательно, научно-исследовательская работа учителей – неотъемлемая часть их педагогической деятельности. Поэтому наша методическая работа преобразована в научно-методическую. Произошло изменение ее организационной структуры, актуализируется смыслопоисковая, т.е. методологическая функция педагогической деятельности, особенно когда дело касается разработки нового содержания образования.

Также наряду с методическими объединениями созданы кафедры как основные учебно-научные подразделения гимназии, организующие и направляющие научно-исследовательскую работу учителей предметов родственных дисциплин совместно с преподавателями вузов.

При этом каждая структура нашей МС имеет конкретное назначение и работает по обозначенному для нее направлению в рамках единой темы гимназии. Например, решение проблемы интеграции учебных дисциплин и использования межпредметных связей, научно-исследовательская работа учителей предметов родственных дисциплин, организация и руководство учебно-исследовательской деятельностью гимназистов являются приоритетными. Их цель – формирование у учителя аналитических, прогностических, конструктивных и исследовательских умений.

Дидактическое и программно-методическое обеспечение гимназического образования по предмету, помощь в овладении методологией предмета – направления работы методобъединений.

Экспериментальная апробация организации обучения одаренных и способных гимназистов по индивидуальному образовательному маршруту – сфера деятельности творческих групп учителей.

Координация усилий различных служб, подразделений гимназии и творческих педагогов, направленных на развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности – это круг обязанностей научно-методического совета гимназии.

Таким образом, происходит расширение горизонтальных связей в управлении ОУ.

4. Требования к работнику, исходя из типа ОУ и задач, которые оно призвано решать

Мы разработали модель учителя гимназии. Понятно, что требуемый уровень квалификации в каждой школе разный. Но мы считаем, что наши требования должны совпадать с зоной ближайшего развития большинства в коллективе.

Методический уровень учителя гимназии определяется:

– способностью осуществлять образовательный процесс, обеспечивающий выполнение целей ОУ;

– результативностью работы по разным направлениям деятельности (в частности, таким как: обеспечение уровня образованности – компетентности – средствами своего предмета; участие в экспериментально-исследовательской работе; руководство исследовательской деятельностью гимназистов; руководство одним из структурных подразделений МС гимназии; участие в НПК и семинарах работников образования; участие в конкурсах педагогического мастерства);

– квалификационной категорией;

– уровнем методологической компетентности;

– степенью методической изобретательности;

– готовностью к постоянному профессиональному обучению;

– уровнем развития профессиональной рефлексии;

– характером заявленных самим педагогом проблем.

Также обозначены качественные характеристики деятельности педагогов гимназии для разных квалификационных категорий.

Вторая квалификационная категория:

– участие во внутришкольных семинарах по линии методического объединения по теме работы гимназии и МО;

– отчет по методической теме на уровне МО;

– руководство творческими делами гимназистов по предмету в рамках разработанной в гимназии системы творческих дел учащихся

Первая квалификационная категория:

– участие в городских НПК РО и семинарах;

– руководство предметным МО;

– руководство творческими делами гимназистов по предмету в рамках разработанной в ОУ системы творческих дел учащихся, обеспечение участия гимназистов в городских олимпиадах и конкурсах;

– участие в конкурсе педагогического мастерства «Панорама методических идей» для учителей гимназии;

– творческий отчет по методической теме на уровне кафедры;

– руководство органами самоуправления в гимназии в рамках детской организации «Республика Трех Роз».

Высшая квалификационная категория:

– участие в НПК РО и семинарах областного уровня;

– обобщение опыта работы в форме печатных статей;

– участие в конкурсе «Учитель года»; «Уроки педагогического мастерства» и др.

– организация городских и областных семинаров, консультаций, образовательных выставок на базе гимназии;

– руководство кафедрой, творческой или проблемной группами, в том числе и городскими;

– руководство учебно-исследовательской деятельностью гимназистов; обеспечение условий для их участия в различных Всероссийских конкурсах, городских, областных и дистанционных олимпиадах;

– разработка авторских или адаптированных программ факультативов и элективных курсов;

– научно-исследовательская деятельность педагога;

– творческий отчет о научно-методической работе на уровне кафедры и научно-методического совета.

Четко представляя себе эти требования, учитель строит свою деятельность в соответствии с определенной рамкой, что позволяет ему повысить уровень профессиональной компетентности и иметь право на получение более высокой квалификационной категории.

5. Стратегическое планирование научно-методической работы (НМР)

Стратегическое планирование НМР мы понимаем как осмысление и составление общего плана действий и управленческих решений в области создания условий для профессионального роста учителя с целью достижения стратегической цели ОУ на различных этапах его движения, анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды, потребностей и возможностей нашего ОУ выработку различных локальных актов.

Принципы организации научно-методической работы:

– целевое перспективное проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой методической работы на каждом этапе реализации программы развития гимназии;

– единая общешкольная тематика;

– планирование промежуточных и конечных результатов;

– создание наряду с традиционными межпредметных объединений для решения проблем преемственности (цикловые МО, кафедры);

– дифференцированный подход в оценке НМР каждого учителя.

6. Совместная рефлексивная деятельность управляющего и управляемых по поводу проведенной работы

Сущностная характеристика рефлексивного управления (РУ) состоит в том, что целью совместной деятельности управляющего и управляемого является развитие у управляемого способности к самоуправлению и самореализации. Cпецифика РУ состоит в том, что оно побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает их субъектную позицию. Важная роль при этом отводится самодиагностике.

Опыт методической работы показывает, что самодиагностика может проводиться в самых разных вариантах: самодиагностика без специальной программы (когда учитель отмечает, что в работе у него получается хорошо и что вызывает затруднения, руководствуясь собственными представлениями о главных моментах профессиональной деятельности) и самодиагностика по специальной программе (когда учитель выявляет свои успехи и трудности в определенной системе, имея в виду образ целостной педагогической деятельности). Важно, чтобы учитель время от времени ставил перед собой следующие вопросы:

  • «Вопросы формирования» – «какие умения и какие качества личности мне желательно сформировать?»;

  • «Вопросы совершенствования» – «какие умения и качества личности необходимо развивать дальше?»;

  • «Вопросы профилактики» – «от каких свойств и проявлений личности желательно себя уберечь?»;

  • «Вопросы преодоления» – «от каких качеств и свойств, мешающих в работе, необходимо избавляться?».

Такая самодиагностика способствует постепенному формированию рефлексивного мышления учителя.

В качестве средства самоконтроля можно использовать и письменные документы (например, анализ индивидуального плана профессионального развития педагога; информационную карту о результатах работы за текущий год и т.п.) и устные самоотчеты самому себе.

Завершающим этапом цикла профессионального самосовершенствования является этап подведения итогов, самоанализа и самооценки достигнутых результатов. Следовательно, со стороны руководителя МС важным является вооружение учителя методикой проведения мониторинга качества педагогической деятельности.

Нашим учителям мы ежегодно предлагаем анкету, в которой они сами определяют, что у него получается лучше всего, и чем бы он мог поделиться с коллегами, а также обозначает те проблемы и трудности, в разрешении которых им требуется помощь коллег. Курирующий администратор, видя описанные проблемы, всегда может порекомендовать учителю ознакомиться с чьим-то положительным опытом. На основе таких анкет составляется так называемый адресный лист:

Проблемы

ФИО учителей или МО, заявивших указанные проблемы

ФИО учителей, имеющих положительный опыт по данной проблеме

Проведение самоанализа помогает учителю осознавать, формулировать и творчески решать педагогические задачи, конструировать и проектировать УВП, выявлять причины рассогласования желаемого и действительного результата своей деятельности.

7. Рычаги стимулирования инновационной деятельности педагогов

В логике компетентностного подхода важно вовремя заметить то положительное, что появилось в работе педагога. Поэтому необходимо очертить для себя некий набор стимулов профессионального развития учителей. У нас это:

– проведение мастер-класса на уровне города и области;

– содействие в разработке авторской программы;

– содействие в получении гранта;

– направление на престижные курсы за пределы города;

– направление на научно-практические конференции и семинары работников образования;

– содействие в обобщении опыта, в подготовке собственных публикаций;

– привлечение к руководству подразделениями методической службы ОУ;

– содействие в выдвижении на престижный конкурс;

– присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства с назначением поощрения из фонда стимулирования;

– рекомендация для прохождения аттестации на более высокую квалификационную категорию

Важно, чтобы НМР была организована как система различных по уровню и характеру мероприятий на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска. Иными словами, целевые задачи развития ОУ, характер планируемых нововведений должны определять общее содержание НМР, которая и должна помочь учителю разобраться и решить эти задачи.

Галина ВОЛЧЕНКОВА,
замдиректора по УВР, гимназия № 4,
г. Мурманск

Рейтинг@Mail.ru