Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2007

ТЕМА НОМЕРА

Кадры
Из первых рук

«Молодой учитель должен чувствовать свой потенциал»

Во многих школах с 1 сентября начнут работать молодые учителя – вчерашние выпускники педагогических вузов. Надежды с такими людьми связывают всегда большие. Однако в большинстве своем педагогические коллективы «омолаживаются» с трудом. Слишком немного тех, кто после получения диплома учителя самоотверженно решают посвятить себя детям. Энтузиазм же выбирающих такой путь, заметно падает, едва соприкоснувшись со школьной действительностью. Об этих и других проблемах размышляет ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Раиль Мирваевич АСАДУЛЛИН.

– Некоторые директора школ, принимающие на работу молодых учителей, замечают, что выпускники педагогических колледжей зачастую подготовлены к трудовой деятельности гораздо лучше, чем выпускники вузов…

– Да, в колледжах, как правило, объемнее практика, лучше организована методическая подготовка студентов. В педагогических институтах упор делается на теорию.

Я же убежден в том, что на начальном этапе развития учителя, на первый план всегда выступает функция организатора. И от того, каким организатором начинающий учитель является, зависит его дальнейшее развитие. Поэтому мне кажется, что педагогические вузы должны закладывать в студентах не столько конкретные умения, сколько будущий потенциал. Если молодой учитель будет чувствовать в себе такой потенциал, то, начав работать в школе, он непременно наверстает то, чего, возможно, недополучил в вузе.

Педагогическая практика в любом педвузе – большая проблема. К сожалению, профессора и доценты не уделяют этому аспекту должного внимания, предпочитая «набивать» голову студента математикой, грамматикой и так далее, и считая, что все остальное он приобретет, оказавшись в школе.

– Тем не менее, ваш университет предпринимает какие-то шаги для того, чтобы барьер между пединститутом и реальной работой учителя в школе был преодолен?

– Мы придумываем какие-то ходы. Для нас практика – такая же серьезная форма работы со студентами, как лекции и семинарские занятия. Хотя мы и не можем сегодня строить ее так, как педучилище. Там другие нормативы, задачи, структура. В университете же, по-моему, всего около восьми недель практики, что крайне мало. За это время объяснить человеку все тонкости работы с детьми в школе невозможно. Поэтому мы стараемся использовать практику, чтобы дать студенту прочную основу педагогического мастерства. Владея ключевыми приемами, он, оказавшись в школе, сможет на их основе «расти» дальше.

Если смотреть на работу молодого педагога c этой точки зрения, возможно, что на первых этапах выпускник педучилища, пришедший в школу, гораздо больше вооружен инструментально, чем выпускник педвуза. Но мы уверены в том, что пройдет некоторое время, и наш учитель за счет самообразования и потенциала, который мы помогли ему осознать, обойдет своего молодого коллегу.

Р. Асадуллин: «Мы стараемся использовать практику, чтобы дать студенту прочную основу педагогического мастерства».

– А каким образом вы организуете практику для своих студентов?

– Для этой цели есть экспериментальные площадки нашего педагогического университета, расположенные в разных регионах республики. Там наши преподаватели совместно с педагогами школ проводят различные исследования, отрабатывают вопросы по содержанию образования. В эту же среду наш студент попадает на практику. Мы убеждены в том, что если отправим человека в обычную школу, то ее учителя, не живущие нашими разработками и экспериментами, отнесутся к нему безразлично.

– На этих площадках студенты вовлекаются в педагогические исследования и становятся равноправными коллегами учителей со стажем, или же они выступают просто в роли наблюдателей?

– Разумеется, приоритетной мы считаем первую ситуацию. То есть, когда студент приходит в школу, включается в эксперимент и работает наравне со всеми. Но реальность такова, что большинство молодых людей просто не способно жить в режиме эксперимента.

Чтобы пояснить, приведу один, конкретный пример. Я пришел к своим студентам на кафедру башкирского языка. Предложил им: «Давайте откроем лабораторию, где вы будете разрабатывать интерактивные методики, придумывать еще какие-то «штучки», с помощью которых можно учить башкирский язык с раннего возраста и до пенсионного». На встрече присутствовало около 30 студентов, но сегодня в этой лаборатории работает всего не более десяти. Они уже придумали интересные вещи. У нас появился анимационный фильм, который в форме игры позволяет изучать башкирский язык. Своим появлением он обязан усилиям студентов филологического и художественно-графического факультетов вуза. Фильм рассчитан на детей и взрослых, делающих первые шаги в овладении башкирским языком. Герои фильма – русский медвежонок и башкирская пчелка, которая и взялась обучать бурого обитателя леса. Есть к этому фильму и приложения, позволяющие осваивать грамматику, обогатить словарный запас. Таким образом, результатом деятельности студенческого кружка стала серьезная научная продукция – первая в своем роде в республике.

Но далеко не все готовы к серьезной работе. Студентов не учат мыслить на перспективу, не обсуждают с ними принципиальных вещей. Это – не проблема студента, а проблема методики преподавания и в целом – организации работы всей системы педагогического образования.

– Да, это известно всем. Но в этой области фактически ничего не меняется…

– Мы сейчас пробуем разработать модель системы педагогического образования. Для этого в Башкирии создана ассоциация педагогических учебных заведений. Педагогический колледж, институт, наш университет – все вместе мы обсуждаем переход к обучению по схеме «бакалавриат – магистратура», пытаемся найти место каждому в этой системе. Перейти на двухуровневую программу надо, не теряя традиций обучения. Хотя проблемы будут. Все мы знаем, что в стране лишь 15% выпускников педуниверситетов идут работать в школу. И эту тенденцию надо переламывать.

В частности, в прошлом году нам это удалось сделать. Мы сумели трудоустроить в образовательные учреждения, социальные и психологические центры порядка 65% выпускников.

– Неплохой результат!

– Да, верно. Но, к сожалению, делается все пока исключительно на личных связях. Ведь понятно, что рабочих мест для всех выпускников нет. Вот мы и помогаем их создавать. Скажем, приходим к директору предприятия и предлагаем ему организовать у себя психологическую службу, взяв на работу нашего выпускника. Или же идем в недавно открывшийся большой торговый центр, предлагаем сделать детскую площадку и пригласить на работу нашего выпускника – социального педагога. Родители, придя в магазин, имеют возможность оставить детей на такой площадке под присмотром педагога, а сами спокойно делать покупки.

Или, скажем, на нашем биофаке обучаются будущие биологи, которые после окончания университета не умеют выращивать цветы. За несколько лет мы выстроили такую систему. Я отправил преподавателей поучиться в Голландию, они привезли сертификат. И мы создали студию ландшафтного дизайна. Ребята сами развешивали объявления в поселках, где сейчас строится масса частных домов, предлагая оформить территорию вокруг. Понятно, что и деньги студенты просили другие, нежели профессиональные дизайнеры со стажем. Начинали с одного-двух проектов. А теперь их уже около 50. Ребята стригут газоны, выращивают и продают цветы, разрабатывают и реализуют свои проекты, организуют выставки. И при этом многие оплачивают обучение из своего кармана…

Но пока, повторяю, все идет со скрипом, потому что механизм трудоустройства в стране не отработан.

А ведь если я не продам товар (в данном случае мой товар – это мои студенты), то рейтинг вуза падает. И президент республики может мне сказать: «Зачем я плачу тебе зарплату и держу на работе, если твои учителя не приходят в школы?» В общем, любой ректор педвуза заинтересован в том, чтобы его молодые учителя работали в ОУ.

– И точно так же любой ректор должен быть заинтересован в новых технологиях обучения, в поиске каких-то интерактивных форм образования для студентов. Вы можете чем-то поделиться в этом плане?

– Разумеется у нас много интересного. В частности, работает педагогический салон. В нем раз в месяц проходят встречи с писателями, поэтами, журналистами, артистами, художниками. Раньше в университете не было такого места, где можно было бы собраться со студентами, представить им какого-то человека и вместе поговорить на педагогические темы. А потом мы вычистили подвал, обустроили в нем гардероб, а на его месте, на первом этаже, сделали белый зал с картинной галереей, в котором и собирается салон. И я очень рад, что это получилось. Это была моя мечта, когда я еще работал заведующим кафедрой педагогики. Мне хотелось, чтобы в университете появилось такое место, где могли бы собраться люди, которым интересна педагогика в принципе. Сегодня многие из первых посетителей этих салонов – доценты на наших факультетах. Поначалу нам с трудом удавалось кого-то пригласить. Но потом все переменилось. Теперь люди звонят сами и просят дать им возможность выступить перед студентами.

Я убежден в том, что личность человека формируется только тогда, когда он сам что-то создает, сам размышляет и пробует противопоставить свою точку зрения другой и аргументировать это. Я и занятия свои всегда выстраиваю таким образом, чтобы студент самообразовывал себя. Ребята выполняют проекты, разрабатывают технологии своих педагогических поступков, а я выступаю в роли консультанта или помощника. Если у студентов возникнет вопрос – они всегда могут спросить преподавателя. И вот здесь-то задача преподавателя – не дать ответ, а обозначить направление его поиска. Только в такой ситуации человек и сможет чему-то научиться. Мы же постоянно ставим студентов в положение слушателей.

И потому ценность нашего педагогического салона в том, что, участвуя в нем, ребята могут рассуждать, размышлять, рассказывать, делиться мнением с гостем, преподавателями и своими сокурсниками.

– А что в вашем университете делается в плане повышения квалификации уже работающих педагогов, управленцев?

– Это непростая тема. У нас есть Институт повышения квалификации и переподготовки преподавателей школ, ссузов и вузов. Это первый шаг. Всех учителей, не имеющих педагогического образования, мы стараемся обучать в рамках института. Это как минимум 72 часа. Второй шаг – это организация постоянно действующих неформальных семинаров. Также мы выделяем специальные внутренние гранты для того, чтобы преподаватели писали диссертации, платим за то, чтобы они ездили по стране, смотрели разные школы, советовались, учились, обменивались опытом.

Но при обучении взрослых возникает ряд проблем. Прежде всего, надо понимать, что учить взрослых так, как мы учим студентов, нельзя. Для них нужны специальные аудитории, кресла, трансформерные столы. Кроме того, необходимы средства для стажировок. И не только в России, но и в других странах тоже. Современный педагог должен быть в курсе происходящих в мире процессов, понимать глобальные вопросы, улавливать тенденции мировой системы образования. Тогда и молодым педагогам, глядя на коллег, будет понятнее, куда следует стремиться.

Беседовала Яна САРТАН, Москва – Уфа – Москва

Рейтинг@Mail.ru