Кадры
Обсуждаем проблемы
В преддверии нового учебного года
мы подготовили для вас, уважаемые директора,
тематические страницы. На этот раз в фокусе
оказались работники образовательных учреждений.
Все вместе они составляют большой коллектив,
которым вам выпало руководить.
Голос за кадром
На встрече директоров рефреном
звучало слово «проблема»
В Санкт-Петербурге за «круглым столом»
собрались директора российских школ, гимназий и
лицеев. Признаются, душой порадовались, что
смогли неформально обсудить насущные вопросы
кадровой системы. Они понимают: на то, как она
выстраивается в ОУ, их влияние практически
монопольно, а значит, и ответственность велика…
Санкт-Петербург:
– Жизнь очень динамична, и в гимназию
приходят работать новые люди. Среди них и
молодые. Познакомившись с ними поближе, мы с вами
говорим: ну что ждать от них, если в глазах нет
огонька, если в два часа звенит звонок – их уже
нет с детьми, они «не наши» люди… А многие и
вообще после окончания замечательных, сильных
педагогических вузов не идут в школу. Недавно я
общалась с выпускниками математического
факультета. В школу собираются идти из группы
«полтора» человека – один придет точно, второй
думает.
Проблема острая. Насколько она
снимается временем? Если снимается, то какими
факторами? Как мы сами пытаемся решить ее? Или от
нас мало что зависит?..
Пермь:
– В нашей гимназии тоже происходит
старение педагогического коллектива. Притом, что
новые формы обучения теснят классно-урочную
систему, у нас 40% учителей возраста за 50 лет,
которые привыкли работать по-старому. Им очень
сложно овладевать новыми методами,
информационно-коммуникационными технологиями,
интерактивными формами преподавания. И они не
хотят этого, поэтому приходится постоянно
преодолевать сопротивление.
С другой стороны, в гимназию пришли,
пусть и в небольшом количестве, молодые учителя.
У них нет провала с тем, чего не хватает педагогам
старшего возраста. Однако молодежь не умеет
другого: «зарядить» детей, обучить их так, как
надо, не знает как следует той же классно-урочной
формы. Кроме того, педагог должен привносить
культуру воспитания, а молодой учитель не всегда
сам настолько культурен, чтобы обеспечить это
детям. И таких противоречий можно выявить много…
Кадровые ресурсы – самое главное.
Должен быть мобильный коллектив, где в
определенном соотношении находятся 30–35-летние,
40–45-летние и 50-летние, которые друг у друга
учились бы вести за собой, моментально
улавливать все новое и внедрять это в учебный
процесс.
Мы решаем эту проблему при помощи
методических объединений. Вовлекаем учителей со
стажем в работу с использованием новейших
технологий. Все-таки жизнь заставляет – хотим мы
этого или нет – обучать детей надо по-другому,
иначе мы серьезно отстанем.
Домодедово:
– Я согласна с коллегой, что людей,
проработавших в школе более двадцати лет, трудно
переучивать, перестраивать, но мы за это беремся,
потому что есть проблемы, которые в состоянии
решить школьный коллектив. На базе гимназии
работает муниципальная «школа исследователей»,
где мы обучаем учителей ведению
научно-исследовательской работы и деятельности
в рамках программы «Одаренные дети». К нам
приезжают со всего района, и мы достаточно
успешно работаем в этом направлении.
Если говорить о молодых, то они все
разные: есть те, у кого и горят огоньки в глазах.
Но проблема в материальном стимулировании,
которое мы регулировать не можем. Лично у меня
семья состоит из педагогов. Сын защитил диплом по
методике преподавания английского языка, дочь –
по английской филологии, сноха – по немецкой
стилистике. И никто из них не работает в школе,
хотя до поступления в аспирантуру успешно
трудились преподавателями. От сына слышу: «Я бы с
удовольствием работал в школе, если бы мог
содержать семью на те деньги, которые она дает».
Кроме того, мы живем недалеко от
Москвы, и многие предпочитают ежедневно тратить
время на дорогу, чтобы работать в московском
образовании. В гимназии просто катастрофа в
плане кадров! Наши сотрудники – те, кому за
пятьдесят; те, у кого сейчас маленький ребенок,
который в будущем придет в эту гимназию; или те,
кого муж хорошо обеспечивает, и учительница
преподает для себя, для души. Так ведь и их
недостаточно.
Это проблема не только нашей гимназии,
а всего города – соседних школ, лицеев. И мы
просто не знаем, что делать. У учебных заведений
по несколько вакансий. Особенно плохо с
учителями иностранных языков, потому что
молодые, которые ими владеют, отправляются в
московские фирмы.
Санкт-Петербург:
– Я представитель частной школы.
Однако проблемы государственного образования
схожи с нашими.
Мы взяли на работу много молодежи. И ни
один «выстрел» не оказался удачным. Например,
факультет математики, молоденькая девочка,
знающая предмет. Практического же опыта, любви к
детям, индивидуального подхода у нее нет. И,
главное, никакой другой формы, кроме урока. Такое
впечатление, что в педуниверситете этого не
преподается.
Особо выделяется учитель истории.
Шикарный историк, хочет поделиться знаниями, но
сегодняшние дети готовы, кроме урока, получать
информацию отовсюду – из книг, музеев, Интернета,
в Доме творчества… И вот приходит преподаватель,
который видит лишь урок и ничего за его
пределами. Очень обидно!
Мы попробовали найти выход. Скажу, что
пришлось тяжело. Опора была на давно работающие в
школе кадры. Так, у нас ведется проектная
деятельность. Мы попытались подключить молодежь,
собрав вокруг зрелого педагога творческую
группу из молодых учителей. К сожалению,
выпускники педвузов не готовы воспринимать
информацию. Зато страшно прагматичны, хотят
сразу и за все получать деньги! К сожалению, из-за
небольшого количества деток в плане зарплаты нам
так же трудно живется, как и в государственных
школах, хотя я и ищу резервы для материального
стимулирования отличившихся. Не хочу сказать,
что претензии ко всей молодежи, но я столкнулась
с такими выпускниками: желают получать деньги, а
не зарабатывать.
Подготовка
новой администрации
|
Санкт-Петербург:
– Год назад в городе была дана
установка омолаживать руководящие кадры. Считая
всю жизнь себя молодой, я вдруг поняла, что
однажды и меня захотят «омолодить». А как обидно
будет, если разрушится все, создаваемое тобой
годами. С первого дня своего назначения мы
задумываемся о преемнике, но теперь пришли
серьезные размышления: кого я подготовила вместо
себя? Так получилось, что «ядро» нашей команды –
примерно одного возраста. И, возможно, вместе с
директором уйдет сразу 4–5 человек из
администрации.
Стала советоваться с
коллегами-директорами. Одна мне сказала: «У меня
все готово, я даже на сторону раздаю директоров.
Меня вопрос собственной замены не беспокоит».
Меня же он волнует: «на сторону», может быть, и я
готова отдать, но для своей гимназии хочется
самого лучшего.
Другой директор сказала, что в глазах
своих заместителей она увидела страх, когда
сообщила им: «Я уйду, а вы останетесь». Я считаю,
раз боятся, значит, где-то мы не так сработали…
Таганрог:
– Когда-то я пришла в гимназию молодым
директором, и вся команда сложилась из молодежи.
Помню, наш энтузиазм в работе всегда отмечало
вышестоящее руководство. А время прошло – и вот
мы «на выданье». Сейчас я присматриваюсь к
учителям помоложе: вглядываюсь в лица,
анализирую их педагогический опыт, гадаю,
получится у них или не получится. Пока мой выбор
остановился на молодой учительнице математики,
выпускнице нашей гимназии.
Не исключаю, что назначение нового
директора произведут «сверху» – пришлют кого-то,
мне не известного. Тогда я буду бороться до конца
за своего кандидата. Потому что у выходца из
нашего коллектива есть лучшее, что передавалось
от поколения к поколению учителей в этом учебном
заведении с богатой историей: их всегда отличала
высокая культура, интеллект и тихий голос. Те, кто
ушел из гимназии, прежде отдав ей жизнь,
по-прежнему чтимы нашим коллективом. И я считаю,
что вести ОУ вперед должен директор, который
знает историю гимназии и ее лучшие традиции. |
Екатеринбург:
– С подготовкой педагогов – та же
самая история. У нас один из директоров школы
является членом ученого совета педагогического
университета. И он рассказывает, какие
потрясающие диссертации там защищают. Из вузов
выходят специалисты, в совершенстве знающие
современную педагогику. Тогда почему, приходя в
школу, они ни сном, ни духом ничего этого не
ведают? Видимо, в педвузах сохраняется
ориентация на подготовку
специалиста-предметника, а не педагога в более
широком смысле.
Мы у себя в гимназии решаем эту
проблему следующим образом: берем на себя труд
организации практики студентов педагогических
институтов. Сильные, уважаемые учителя учат
филологов, историков... Школьные педагоги не
жалеют времени и труда, молодые специалисты
«зажигаются» интересом к детям и остаются,
избавляя нас от кадровых трудностей.
Санкт-Петербург:
– А мы вышли уже и на такую стезю, когда
приглашаем в школу даже не педагогов. Если
личность яркая, интересная, видно, что радуется
общению с ребятами, для нас это знак нотабене:
особо важно. Мы уже обращаем больше внимания на
этого человека и привлекаем его, например, для
поддержки исследовательской ученической
деятельности. А там, глядишь, он и второе высшее
образование пойдет получать – педагогическое,
потом начнем подталкивать к аспирантуре.
Киров:
– Вспоминается случай… Много лет
назад в школе проводился конкурс знатоков.
Параллельно с другими учителями детей готовила к
нему молодой специалист, учительница, с отличием
закончившая педуниверситет. На конкурсе стало
ясно, насколько неправильно обучены ею ученики:
они совершали нелепые ошибки, которые дети
опытных педагогов ни за что не сделали бы.
В тот момент я задумалась: как
направить работу всех учителей в единое русло,
чтобы любой из них знал, чему и как научить? Школа
была большая – 1800 человек. И коллектив педагогов,
соответственно, огромный. Что же в итоге
получилось? За несколько лет мы создали систему
работы с педагогическим коллективом по обучению
общеучебным умениям и навыкам. Вроде бы ничего
нового не сказали, но вывели все в систему.
Поступая в 5-й класс, ученик получает
разработанный нами самими учебник и идет с ним до
окончания школы. Это памятка по основным
ступеням его умений, которыми он должен овладеть.
В свою очередь учитель пользуется методичкой:
как ему работать с учениками, имеющими такой
учебник.
И когда в школе появляется молодой
педагог, то помимо выделяемого ему наставника
его контролируют… ученики. Скажем, он на уроке
по-своему дал детям алгоритм сравнения, потому
что не научен этому. Ученики открывают книгу:
«Мария Петровна, а у нас другая схема, можно мы
сделаем по ней?» Мария Петровна, хотела она того
или нет, открывает памятку и включается в
общешкольный подход. Дети начинают учиться
по-другому и заставляют по-иному работать
учителя.
Мы имели неприятие этой системы, но
пережили его, и с годами процесс стал идти «на
автомате». Метод получил известность, и гимназия
охотно делится опытом: участвовала в фестивале
издательского дома «Первое сентября», по стране
разошлись настольная книга ученика и методички.
Мы совершенствуем их, переиздаем. В дополнение к
ним вышли сборники опыта работы учителей.
Педагог
или менеджер? |
Екатеринбург:
– Как в вашем городе директор
относится к своему статусу: считает себя
учителем или менеджером?
Санкт-Петербург:
– Директор-учитель – это человек,
имеющий высшее педагогическое образование. А
всему остальному, с моей точки зрения, можно
научить. Лично я – преподаватель истории и
философии, который всем необходимым для
директора багажом овладела в течение тех лет,
которые руковожу школой.
Я знаю директоров с экономическим
образованием. А для чисто педагогической работы,
руководства учебной частью, воспитания и
заведования разными школьными службами у них
есть заместители, окончившие педвузы. Однако
известен случай, когда от одного из таких
управленцев ушли несколько учителей и
заместитель по научной деятельности, так как
новый директор не считал эту работу необходимой
школе.
Кстати, многие директора-учителя тоже
не ведут уроки. Они отказываются от учебной
нагрузки, потому что в последнее время их рабочий
регламент постоянно нарушают извне. Составляешь
план на день, а тут внеплановые выездные
совещания, в том числе с утра, или вызовы приехать
куда-нибудь с печатью в любое время дня и ночи…
Получается, что от учебных часов отказываешься
не по убеждению, а по обстоятельствам. |
Домодедово:
– Я хочу высказаться в защиту
педагогических вузов. Прозвучало мнение, что
молодые учителя знают предмет, но не знают, как
его подать. Поверьте, во время педагогической
практики лишь в единичных случаях можно сказать:
вот учитель, который придет в школу и сразу же
будет вести себя правильно. Со всеми остальными
придется нянчиться, как с маленькими детьми, –
другого выхода нет. Какими бы ни были вуз и
лекторы, сколько бы студенты ни проходили
практики, все равно учить их будет школа.
В нашей гимназии сейчас открыта «школа
молодого специалиста». Под руководством
наставника молодежь живет по составленному на
год плану, где для них предусмотрены «круглые
столы», семинары и консультации.
Противостояние
|
Бежецк:
– А у меня такая проблема. Как
переломить психологию пожилого учителя, который
абсолютно уверен, что истина глаголет его устами:
мол, у меня стаж, опыт, и я не буду работать так,
как вы меня заставляете?
Санкт-Петербург:
– Может быть, этих людей особенно и
напрягать не надо? До молодых-то школа
существовала и была, наверное, на высоком уровне.
Поставьте пожилых рядом с молодыми, чтобы была
преемственность традиций, культуры и того
образования, которое есть в школе. Зачем же сразу
все менять? Пусть поделятся лучшим. И не стоит
бояться, что заодно перейдут и устаревшие знания:
молодые по-старинке все равно работать не будут. |
Бежецк:
– Я работаю директором школы только
третий год и, возможно, не такой профи в
административной работе, как вы, но позвольте и
мне поделиться опытом, как удержать в школе
молодых.
Мне кажется, до провинции
прагматичность не совсем дошла и молодому
учителю достаточно предоставить столь
необходимую элементарную поддержку в школе,
возможность почувствовать себя успешным.
Например, я смогла самым обычным шагом удержать
одну очень молодую, перспективную и талантливую
учительницу русского языка и литературы.
Впоследствии она мне призналась, как важны для
нее оказались мои посещения ее уроков,
открыточки с добрыми словами, которые я
оставляла у нее на столе, похвалы в присутствии
учеников…
Конечно, если получается, к моральной
помощи обязательно добавляется материальная. В
прошлом году мне удалось «переманить» в школу
замечательного учителя информатики. Через
школьный попечительский совет ему выделили
такие надбавки, которые устраивают его как
мужчину, как главу семьи. Более того, он ведет
компьютерные курсы для педагогов разных учебных
заведений города, то есть с его помощью школа еще
и зарабатывает.
Кстати, следом за этим учителем к нам
пришла его жена – потрясающий преподаватель по
технологии.
Думаю, каждая школа может жить
внутренними ресурсами. Причем так, что коллектив
будет с удовольствием находиться на рабочем
месте даже в каникулы.
Цена
или качество?
|
Екатеринбург:
– На днях в юридическом журнале читала
о модельной методике расчета перехода на
подушевое финансирование. И наткнулась на уже
заданный норматив присвоения категорий в
школьном коллективе: так, учителей высшей
категории должно быть не более 3–5% и т.д. Нет ли у
коллег проясняющей информации?
Санкт-Петербург:
– Моя школа уже 12 лет на финансовой
самостоятельности, мы давно считаем свои деньги,
так что, если позволите, вам помогу.
Я внимательно разбиралась с тем, о чем
вы говорите. Не волнуйтесь, это указаны не
обязательные требования, а оптимальный вариант,
при котором размер заработной платы по
коллективу не «съедает» основной денежный
фонд: в методике перечислено, сколько должно быть
учителей второй, первой и высшей категорий, чтобы
вы, как говорится, жили хорошо. Чем больше у вас
будет учителей с высокими категориями (этим мы
раньше козыряли при аттестации), тем хуже это
скажется на ваших собственных деньгах. К примеру,
я сделала расчет по своему коллективу и увидела,
что он у меня «невыгодный». |
Санкт-Петербург:
– Вы поделились хорошим приемом. Мы
прекрасно знаем, что все рычаги в наших руках,
только надо умело ими пользоваться. Уверена,
такие случаи встречались у каждого. Я сейчас
вспомнила, как выдвинула на небольшой конкурс
учительницу, семь лет проработавшую в начальной
школе. Она была серенькой мышкой, а тут лебедем
стала, расцвела!
Киров:
– И я поддерживаю коллегу: моральные
стимулы никто не отменял. Но мы, в Кировской
области, конечно, не отказываемся и от
материальной поддержки. Без сомнения, школа
использует внутренние ресурсы, и, кроме того, на
протяжении уже четырех лет для молодых
специалистов у нас учреждена премия мэра,
вручаемая в торжественной обстановке. Пусть она
небольшая, где-то одна–две тысячи рублей
ежемесячно, но каждый молодой учитель может
получить ее.
Санкт-Петербург:
– Для того чтобы молодые
задержались в коллективе, им нужно полюбить
школу. Поспособствовать этому может, в частности,
создание в ОУ сообщества молодых людей, в котором
им будет интересно. Тогда у них появится
«отдушина» в череде забот по проверке тетрадей,
проведению мероприятий, классному руководству.
Кстати, такое сообщество не обязательно состоит
из коллег. К примеру, два года в гимназии работает
математик, который пришел в школу в 21 год. Его
ученики – 11-классники, то есть разница в возрасте
у них практически неощутима. Он всегда находится
рядом, готовит их к интеллектуальным играм, пьет
с ними чай. И недавно сказал: «Я никогда не уйду из
школы, мне нравятся ребята, мне нравится школа, я
буду в ней работать».
Хотя и материальная сторона для
молодых людей ощутима. В большом городе они ходят
в театры, ездят на экскурсии, оплачивают дорогу
на работу – одним словом, им нужны деньги. И я
предлагаю нашим ребятам: «У меня есть
полставки педагога дополнительного образования.
Возьмете нагрузку?»
И, наконец, нужен наставник. Пусть даже
не учитель по тому же предмету, что и его
подопечный. Главное, чтобы с ним получалось
по-человечески поговорить, обсудить
методические вопросы, изредка сходить в гости. В
общем, в школе важно создать добрую обстановку.
Да, мы стареем, но сразу заменить нас
всех невозможно – необходима постепенность, при
этом комфортно должны себя чувствовать и
молодые, и старшее поколение.
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА
Подготовка
новой администрации
|
Санкт-Петербург:
– Год назад в городе была дана
установка омолаживать руководящие кадры. Считая
всю жизнь себя молодой, я вдруг поняла, что
однажды и меня захотят «омолодить». А как обидно
будет, если разрушится все, создаваемое тобой
годами. С первого дня своего назначения мы
задумываемся о преемнике, но теперь пришли
серьезные размышления: кого я подготовила вместо
себя? Так получилось, что «ядро» нашей команды –
примерно одного возраста. И, возможно, вместе с
директором уйдет сразу 4–5 человек из
администрации.
Стала советоваться с
коллегами-директорами. Одна мне сказала: «У меня
все готово, я даже на сторону раздаю директоров.
Меня вопрос собственной замены не беспокоит».
Меня же он волнует: «на сторону», может быть, и я
готова отдать, но для своей гимназии хочется
самого лучшего.
Другой директор сказала, что в глазах
своих заместителей она увидела страх, когда
сообщила им: «Я уйду, а вы останетесь». Я считаю,
раз боятся, значит, где-то мы не так сработали…
Таганрог:
– Когда-то я пришла в гимназию молодым
директором, и вся команда сложилась из молодежи.
Помню, наш энтузиазм в работе всегда отмечало
вышестоящее руководство. А время прошло – и вот
мы «на выданье». Сейчас я присматриваюсь к
учителям помоложе: вглядываюсь в лица,
анализирую их педагогический опыт, гадаю,
получится у них или не получится. Пока мой выбор
остановился на молодой учительнице математики,
выпускнице нашей гимназии.
Не исключаю, что назначение нового
директора произведут «сверху» – пришлют кого-то,
мне не известного. Тогда я буду бороться до конца
за своего кандидата. Потому что у выходца из
нашего коллектива есть лучшее, что передавалось
от поколения к поколению учителей в этом учебном
заведении с богатой историей: их всегда отличала
высокая культура, интеллект и тихий голос. Те, кто
ушел из гимназии, прежде отдав ей жизнь,
по-прежнему чтимы нашим коллективом. И я считаю,
что вести ОУ вперед должен директор, который
знает историю гимназии и ее лучшие традиции. |
|