Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Интернет-уроки

Профиль на расстоянии

Итоги экспериментального года работы НП «Телешкола» в Челябинской области и Пермском крае

Специализированная подготовка учащихся на старшей ступени школы – важный шаг в модернизации системы образования. Возможность изучать избранные предметы на профильном уровне, получать качественные знания должна быть предоставлена каждому старшекласснику вне зависимости от того, учится ли он в гимназии или в «обычной» школе, живет ли в городе или в сельской местности. Обеспечение всего спектра условий, необходимых для организации профильного обучения, сталкивается с рядом трудностей. Один из способов их преодоления состоит в использовании Интернет-технологий.

Применение методик дистанционного обучения, подкрепленных современными информационными технологиями, открывает широкие возможности всем участникам образовательного процесса. Школьники могут заниматься у высококвалифицированного учителя-предметника, даже если тот работает в соседнем ОУ или в другом городе. Учителя могут ввести уровневую дифференциацию в классах, расширить образовательное пространство своих уроков. В целом, Интернет-обучение дает школе ресурс, позволяющий ей обеспечить любые образовательные запросы своего контингента.

В связи с привлекательностью подобного решения возник вопрос о том, чтобы разработать комплексную систему Интернет-обучения, удовлетворяющую запросам школ, преподавателей и учащихся, а также ряду нормативных требований, предъявляемых к содержанию и организации образовательного процесса в РФ. Инициаторами создания таких систем стали Национальный фонд подготовки кадров и Всемирный банк реконструкции и развития, при поддержке Министерства образования и науки. Составной частью хорошо известного педагогическому сообществу проекта «Информатизация системы образования» стала программа «Обучение с использованием Интернета для решения задач подготовки школьников на профильном уровне». Один из трех ее исполнителей – некоммерческое партнерство (НП) «Телешкола».

В перечень задач, поставленных перед ним как исполнителем, входило следующее:

  • разработка комплекса организационных решений, обеспечивающих построение учебного процесса с использованием Интернета;

  • подготовка учебных материалов по 14 предметам ФБУП, отвечающих требованиям Федерального компонента государственных стандартов по образованию (профильный уровень);

  • разработка методики обучения учащихся через Интернет и системы оценки результатов учебной работы;

  • подготовка педагогов-кураторов и сетевых преподавателей, разработка методических материалов и веб-сайта для их поддержки;

  • организация и проведение экспериментального Интернет-обучения школьников на профильном уровне по 14 предметам.

Все эти задачи были решены «Телешколой», предложившей комплексную систему Интернет-обучения, которая объединила содержательные компоненты (учебные материалы) и функциональные возможности (коммуникация участников образовательного процесса, учет успеваемости в электронных журналах, система оценивания разного типа заданий и т.д.). Следует подчеркнуть, что к началу работ по проекту, данная система уже существовала с интегрированными в нее учебными курсами базового уровня. Разработка учебных материалов, отвечающих многочисленным требованиям концепции профильного обучения, стала одной из ключевых задач «Телешколы».

В 2006/07 учебном году «Телешкола» приступила к апробации своей системы Интернет-обучения в двух пилотных регионах – Челябинской области и Пермском крае. В этой статье изложены результаты первого экспериментального года обучения школьников на профильном уровне с использованием технологий дистанционного обучения.

Экспериментальное поле

В эксперименте приняли участие в общей сложности 53 ОУ из обоих пилотных регионов, но преимущественно из Челябинской области. Программа реализовывалась как в городской, так и в сельской местности. В количественном отношении преобладали городские школы (см. табл. 1), поскольку на начало 2006/07 учебного года в сельской местности многие ОУ еще не были подключены к Интернету.

Таблица 1

Численность и состав участников программы Интернет-обучения школьников на профильном уровне в Челябинской области и Пермском крае
(2006/07 уч. г.)

Участники эксперимента

Пермский край

Челябинская область

Итого

город

село

всего

город

село

всего

Общеобразовательные учреждения, (ед.)

11

4

15

32

6

38

53

Учащиеся 10-х классов (чел.)

187

49

236

736

56

792

1028

Сетевые преподаватели, (чел.)

28

5

33

58

4

62

95

Педагоги-кураторы (чел.)

4

5

9

29

5

34

43

Число учащихся 10-х классов, осваивавших программу профильных курсов с системой дистанционного обучения, достигло 1028 человек, из них примерно две трети – жители Челябинской области и треть – Пермского края.

Методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса обеспечивали 138 педагогов, 95 из которых сетевые преподаватели (предметники) и 43 – педагоги-кураторы (выполнявшие схожие с классными руководителями функции). В основном это учителя городских, поселковых и сельских школ Пермского края и Челябинской области, а также руководители и методисты межшкольных методических центров (ММЦ).

Таким образом, вовлечение школ и участников учебного процесса в эксперимент по профильному Интернет-обучению имело довольно широкий масштаб. Это позволяет считать полученные результаты валидными и адекватно отражающими ситуацию в регионах в целом.

Итоги первого года обучения

Выбор профильных предметов учащимися

В начале 2006/07 учебного года учащиеся Челябинской области и Пермского края, участвующие в эксперименте, выбрали для себя профильные предметы из всего спектра учебных дисциплин, обозначенных в ФБУП. Ограничений, обычно накладываемых каждой конкретной школой на количество и содержание профилей, в данном случае не было. ОУ могли удовлетворить любые образовательные потребности своих учеников благодаря подключению к дистанционному ресурсу «Телешкола».

Итак, наиболее востребованными старшеклассниками в качестве профильных оказались следующие учебные дисциплины:

  • в Челябинской области – математика (19%), информатика (18%), экономика и русский язык (14%), физика (10%). Остальные предметы пользовались спросом существенно реже (см. табл. 2).

  • в Пермском крае – информатика (21%), экономика (13%), физика (11%) и биология (10%).

Таблица 2

Выбор учащимися 10-х классов профильных предметов в Челябинской области и Пермском крае
(2006/07 уч. г.)

Предметы

Челябинская обл., %
(N = 792 чел.)

Пермский край, %
(N = 236 чел.)

Предметы

Челябинская обл., %
(N = 792 чел.)

Пермский край, %
(N = 236 чел.)

Математика

19

9

Английский язык

4

1

Информатика

18

21

Право

4

2

Экономика

14

13

Биология

3

10

Русский язык

14

-

История

2

6

Физика

11

11

Химия

2

9

География

4

7

МХК

1

2

Обществознание

4

7

Литература

1

2

Интересно, что в Пермском крае предметы естественно-научного профиля – химия (8,9%) и биология (10,2%) были востребованы в три раза чаще, чем в Челябинской области (химия – 1,8%, биология – 2,9%). Выбор учащихся во многом обусловлен промышленной специализацией данных регионов и отраслевой структурой местных вузов. Кроме того, существенными факторами оказались необходимость сдачи ЕГЭ и недоукомплектованность школ преподавателями по отдельным предметам.

Учебные группы и модели обучения

Образовательный процесс с использованием Интернет-технологий в основном организовывался на базе компьютерных классов школ. Каждый ученик был прикреплен к одному или нескольким сетевым преподавателям (предметникам), а также к педагогу-куратору. Наполняемость учебных групп была неодинаковой. В Челябинской области около 60% сетевых преподавателей занимались с десятью и более учащимися, 66% педагогов-кураторов контролировали группы численностью от 10 до 30 человек. В Пермском крае 66% сетевых преподавателей обучали небольшие (до 10 человек) группы школьников, а педагоги-кураторы, напротив, справлялись с довольно крупными группами (30 и более человек). Анализируя эффективность работы педагогов, организаторы эксперимента пришли к выводу, что оптимальное наполнение учебной группы для сетевых преподавателей составляет 15, для педагогов-кураторов – 30 человек.

Учебный процесс на основе системы дистанционного обучения строился несколькими способами. Вкратце эти модели можно охарактеризовать следующим образом:

  • Модель «Новый профиль» использовалась в том случае, если администрация школы получала запросы от учащихся, желавших изучать иные, не укладывающиеся в условия сложившейся системы профилей, предметы. Например, при наличии физико-математического и гуманитарного профиля возникала потребность в профильном изучении химии и биологии. В такой ситуации, прибегая к ресурсу «Телешколы», администрация открывала новую учебную группу (т.е. «новый профиль»), в которой ученики занимались химией и биологией на профильном уровне.

  • «Межшкольная группа» – это объединение учащихся разных школ под началом сетевого преподавателя, работающего в одной из них. Иногда эти ОУ располагались в разных населенных пунктах. Так, высококвалифицированный учитель пермской гимназии, пройдя курсы переподготовки в НП «Телешкола» и освоив квалификацию сетевого преподавателя, работал с детьми из села Частые. Аналогичный опыт был получен и в Челябинской области.

  • Работа по индивидуальному учебному плану в данном случае предполагала, что в потоке число учащихся, решивших осваивать некий профиль, слишком мало для формирования учебной группы, и они удовлетворяют свой запрос за счет Интернет-ресурса, получая методическую поддержку сетевых преподавателей.

Результаты обучения

Первый экспериментальный год позволил участникам проекта оценить степень собственной успешности в новых условиях обучения и адаптацию к ним; он также выявил многие проблемы. Приходится констатировать, что не все учащиеся, которые, согласно плану, должны были проходить Интернет-обучение по профильным предметам, действительно занимались таким образом. В таблице 3 показано, что в Челябинской области число школьников, не работавших с сетевым образовательным ресурсом, составило 10% – что, в целом, не так уж и много. В Пермском крае данный показатель оказался существенно выше – 34%. Основными причинами отсутствия занятий стали: недостаточный уровень организации учебного процесса, технические проблемы, связанные, в частности, с функционированием сети Интернет.

Таблица 3

Успеваемость учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений Челябинской области и Пермского края  в профильном Интернет-обучении в 2006/07 уч. г.

Успеваемость учащихся

Доля учащихся, %
(N = 1028 чел.)

Челябинская область

Пермский край

4–5 баллов

61

53

3 балла

21

13

2 балла

8

-

Не занимаются

10

34

Тем не менее, основное большинство учащихся осваивало профильные программы с помощью сетевого ресурса и продемонстрировало весьма высокую степень успешности при работе с ним. В Челябинской области доля ребят, получивших 4 и 5 баллов на промежуточной аттестации, составила 61%.

В Пермском крае таких результатов добились 53% школьников (см. табл. 3). Примечательно, что в данном регионе вообще не оказалось учеников, получивших неудовлетворительную отметку по результатам Интернет-обучения. Таким образом, те, кто имел возможность заниматься в системе дистанционного обучения, продемонстрировал высокий уровень восприятия учебного материала и успешности его освоения.

Для установления обратной связи с пользователями сетевого ресурса «Телешколы» был проведен опрос, в котором принял участие 591 школьник Челябинской области (напомним, что всего в проекте было задействовано 792 учащихся из этого региона). Данные опроса свидетельствуют, что для 90% старшеклассников данный опыт Интернет-обучения был первым в их жизни. Общее впечатление от такой работы положительное: 83% респондентов нашли ее интересной.

Среди отдельных элементов системы дистанционного обучения школьников больше всего привлекают: тестовые задания (20%), аудио- и видеоматериалы, интегрированные в Интернет-уроки (18%), описываемые в уроках случаи из практики (16%). Установлено, что при выполнении тестов (среди которых примерно половина основана на материалах ЕГЭ и нацелена на подготовку к нему) 85% учащихся возвращаются к уже изученному ими материалу Интернет-урока и более внимательно анализируют его, чтобы найти ответ на вопрос, поставленный в задании.

Таким образом, наличие тестов в уроке и возможность сразу оценить свой уровень знаний стимулирует школьников к повторной концентрации на учебном материале. Примерно половине учащихся (54%) удавалось выполнить все тесты Интернет-урока с первой попытки. Еще 44% прошли все тесты с удовлетворительным результатом, 10% – иногда.

Определенную проблему для многих учащихся представляло взаимодействие с учителем в дистанционном режиме. За разъяснением к сетевому преподавателю во время изучения профильного урока постоянно обращались только 16% учащихся, 42% поддерживали с ним связь время от времени и порядка 41% вообще не просили о помощи, что, конечно же, не означает, что они не имели затруднений в освоении учебного материала. По-видимому, школьники зачастую не знают, в каких ситуациях и в какой форме можно обратиться к сетевому учителю. Навыки индивидуального делового общения со взрослым человеком, с учителем у детей развиты слабо. Следует подчеркнуть, что в течение учебного года наблюдалась стремительная положительная динамика в данном направлении.

Взаимодействие учителя и ученика посредством компьютера, в виртуальном пространстве Интернет, безусловно, одно из самых существенных новшеств, к которому приходится приспосабливаться участникам образовательного процесса. Опыт первого экспериментального года показывает, что преподаватели, приложившие усилия к организации учебного процесса в дистанционном режиме, добились существенных результатов и мотивированы к дальнейшим достижениям. Ярким примером такого «высшего пилотажа» стало проведение участниками эксперимента межрегионального online-экзамена. Учащиеся из Перми сдавали экзамен сетевому преподавателю из Челябинской области.

Вот как описывает эту процедуру заместитель директора школы И.М. Шония, курировавшая ход экзамена в Перми:

«У нас вчера состоялся первый online-экзамен по обществознанию. Его принимал педагог Вера Михайловна Прокудина из г. Еманжелинска Челябинской области. За 2 месяца преподаватели отправили нашим ученикам экзаменационные вопросы. Мы согласовали дату, время и алгоритм проведения экзаменов. В назначенное время экзаменатор вышел на связь и попросил ребят назвать любую цифру от 1 до 20. Это были номера билетов. Обычно первые из них бывают выучены лучше, поэтому дети стали называть цифры: «1», «2», «3». Но экзаменатор оказался хитрее и все перемешал: тот билет, который был первым, стал десятым и т.д. В аудитории возник легкий шок. Но долго в этом состоянии оставаться было нельзя, т.к. времени на подготовку трех вопросов отводилось 40 минут. Пролетели они мгновенно. Учитель попросил выслать ответы. Сегодня по сети все уже получили свои результаты и, более того, анализ выполненной работы. Не могу сказать, что все остались довольны итогами, но согласились, что оценка объективна на все 100%».

Данный прецедент позволяет с оптимизмом смотреть на перспективу использования сетевых ресурсов в профильном обучении школьников. Он свидетельствует о том, что с получением опыта работы в дистанционном режиме педагоги осознают преимущества, предоставляемые им современными технологиями, и начинают активно ими пользоваться. Ученики же получают возможность изучать любые интересующие их предметы на профильном уровне.

Продолжая совершенствовать систему дистанционного обучения, специалисты НП «Телешкола» надеются на закрепление опыта первого экспериментального года работы в регионах и развитие педагогических инициатив в следующем учебном году.

Лидия ОКОЛЬСКАЯ,
руководитель отдела маркетинга НП «Телешкола»,
Юлия ТИХОМИРОВА, замдиректора учебно-методического центра
НП «Телешкола»,
г. Москва

 

Лидеры проекта

Коллектив НП «Телешкола» выражает благодарность сетевым преподавателям, участвовавшим в проекте. В Пермском крае лидерами проекта стали: В.В. Баранова  (СОШ № 1, пос. Куеда), Н.В. Кузьминых (Чердынская СОШ, г. Чердынь), В.В. Ященко  (Гимназия № 4 им. братьев Каменских, г. Пермь), Н.В. Бочкарева, Т.В. Лузина и В.П. Шабуров  (Частинская СОШ, с. Частые). Высокой оценки заслуживает качество работы педагогов-кураторов Т.Л. Меркушевой (Гимназия № 4, г. Пермь), Н.В. Пичкалевой (Частинская СОШ, с. Частые), О.Ю. Червяковой  (Чердынская СОШ, г. Чердынь).

Мы выражаем также особую признательность ответственным за организацию эксперимента руководителям пермской гимназии № 4 им. братьев Каменских – директору Т.М. Дьяковой и заместителю директора И.М. Шонии.

В Челябинской области наиболее высоких результатов добились сетевые преподаватели: В.М. Прокудина (СОШ № 4, г. Еманжелинск), Е.А. Низдиминова (СОШ № 1, г. Коркино), Е.Ю. Кузьмина (СОШ № 5, г. Магнитогорск), И.В. Свистун (СОШ № 109, г. Трехгорный), Н.Х. Булыгина (СОШ № 4, г. Еманжелинск), О.Е. Сушкова (Лицей № 6, г. Миасс). Среди педагогов-кураторов лидерами проекта стали: М.В. Бейфус (МОУ СОШ № 2, г. Коркино), А.С. Тлеуленова (Агаповская СОШ, с. Агаповка), О.А. Бронфина (СОШ № 22, г. Миасс).

За организационную поддержку хотим особо поблагодарить директора СОШ № 4 г. Еманжелинска В.М. Гусева.

 

 

Рейтинг@Mail.ru