Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Индивидуальный учебный план

Поле для выбора

Опыт работы с индивидуальными учебными планами

Почти каждый раз, когда мы обращаемся к вопросам профильного обучения, затрагивается тема индивидуальных учебных планов (ИУП). Под этим словосочетанием понимается совокупность учебных предметов (базовых, профильных и элективных курсов), выбранных для освоения обучающимся на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.

ИУП формируется на основе Базисного учебного плана, исходя из возможностей в предоставлении образовательных услуг и образовательных потребностей обучающихся. В связи с этим для учащихся можно составить памятку.

Уважаемые ребята!

Вам предстоит составить индивидуальный учебный план (ИУП). ИУП – это совокупность учебных предметов (базовых, профильных и элективных курсов), выбранных вами для изучения в 10-м или 11-м классах. Однако перед вами стоит задача сделать не формальный, а осознанный выбор предметов, основанный на собственных образовательных потребностях и профессиональных перспективах. Помните, что не учитель, а именно вы несете ответственность за выполнение ИУП! Изменить его можно будет только при наличии веских причин после получения положительных отметок в ходе промежуточной аттестации по окончании первого полугодия. Менять избранный набор предметов разрешается до начала второго полугодия. Поэтому, прежде чем составить ИУП:

  • проконсультируйтесь со своим тьютором (классным руководителем, классным воспитателем) относительно того, какой набор учебных предметов в наибольшей степени соотносится с вашими перспективами по продолжению образования и профессиональными намерениями;

  • в ходе консультаций с педагогами уясните основное содержание и формы изучения тех или иных учебных предметов в 10-м и 11-м классах;

  • поработайте с каталогом учебных программ образовательного учреждения (ОУ), который поможет вам в выборе элективных курсов, учебных практик, проектов, других форм исследовательской деятельности;

  • посоветуйтесь со своими родителями.

Этапы составления ИУП

1. Познакомьтесь с предварительным вариантом учебного плана ОУ. Он состоит из пяти блоков. Первый представлен базовыми общеобразовательными предметами, которые являются обязательными для изучения всеми старшеклассниками. Второй, третий и четвертый содержат предметы, которые вы изучаете по выбору на профильном или базовом уровне. Пятый блок – проектная и исследовательская деятельность, занятия которой являются обязательными для учащихся старших классов. Предварительный учебный план вместе с каталогом учебных программ даст вам представление об образовательных ресурсах ОУ.

2. Выберите предметы, которые вы хотите изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). В полученной вами форме ИУП укажите это, поставив соответствующее количество часов напротив выбранных профильных предметов.

3. Поставьте нужное количество часов напротив базовых общеобразовательных предметов. Это потребуется вам для подсчета общего объема учебной нагрузки. Обратите внимание на следующее:

  • если предметы, входящие в первый блок учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне они не изучаются;

  • в случае если вы выбираете изучение трех учебных предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология), интегрированный курс «Естествознание» на базовом уровне не изучается.

4. Сделайте выбор во втором блоке «Учебные предметы по выбору на базовом уровне».

5. Сделайте первый подсчет общего количества своей учебной нагрузки. Она не должна превышать 30 часов в неделю.

6. Теперь вы можете приступить к выбору элективных курсов. Их суммарный объем не должен превышать четыре часа в неделю.

7. Определите учебные практики, проекты и другие формы исследовательской деятельности, которые предлагаются в каталоге. Их суммарный объем не должен быть меньше, чем 68 часов в год.

8. Подсчитайте суммарный объем часов в неделю, составляющих ИУП. Он не должен превышать 36 часов с учетом содержания всех пяти блоков.

9. Согласуйте составленный ИУП с тьютором и своими родителями.

10. Подготовьте ИУП для утверждения директором ОУ.

Форма индивидуального учебного плана

(заполняется обучающимся)

«Утверждаю»

Директор ОУ ___________

ФИО обучающегося ___________ ______________

Дата ____________

№ п/п

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю

Учитель

Форма обучения

1.

Русский язык

2.

Литература

3.

Иностранный язык

4.

История

5.

Обществознание

6.

Естествознание

7.

Математика

8.

Физкультура*

9.

Технология

10.

Проектная и исследовательская деятельность

11.

География

12.

МХК

13.

Физика

14.

Химия

15.

Биология

16.

Информатика

17.

ОБЖ

18.

Право

19.

Экономика

 

 * Занятия физической культурой в ИУП каждого школьника должны составлять не менее двух часов в неделю. В случае, если у старшеклассника есть ограничения на занятия спортом по медицинским показаниям, ему предоставляется право посещать специальную медицинскую группу. В качестве занятий физической культурой школьнику могут быть засчитаны тренировки в спортивных школьных секциях. Занятия спортом вне школы также могут быть засчитаны в качестве уроков физической культуры при предоставлении документов это подтверждающих, и при условии сдачи установленных нормативов в конце каждого полугодия.

Среди педагогов школы создается экспертная группа, которая проводит экспертизу учебных планов по следующей памятке:

Уважаемые эксперты!

Оцените ИУП по предлагаемым критериям. Шкала оценки – от 0 до 10 баллов. Вы можете присвоить также дополнительные баллы участнику (максимальное количество 2 балла). Сформулируйте наименование дополнительного критерия и запишите его под фамилией участника (см. табл.).

Таблица

Фамилия и имя обучающегося

Презентация материалов портфолио (умение анализировать и оценивать собственные достижения и видеть в них ресурс на дальнейшее образование)

Осмысленность, ясность и логичность пояснительной записки ИУП (обоснованность выбора предметов и курсов)

Полнота содержания и художественное оформление презентации

Сумма баллов

ИУП утверждается директором школы.

На основе ИУП формируется учебный план ОУ. Совокупность ИУП обучающихся в старших классах является основой для их распределения по классам и учебным группам. А ответственность за выполнение ИУП возлагается на обучающегося. Он обязан вести зачетную книжку, в которой фиксируется его еженедельная нагрузка, текущее выполнение ИУП, промежуточные, итоговые (полугодовые и годовые) и экзаменационные отметки.

Администрация ОУ несет ответственность за обеспечение условий выполнения ИУП.

Кураторы курсов (параллели) контролируют заполнение зачетных книжек обучающихся и представляют отчет о выполнении ИУП в учебную часть в конце каждой четверти. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе на основании анализа выполнения ИУП обучающихся, учебных программ контролирует выполнение учебного плана ОУ.

С разрешения директора ОУ обучающийся имеет право внести изменения в набор изучаемых учебных предметов после получения итоговых положительных отметок за первое полугодие, но не позднее первого учебного дня второго полугодия.

Каждый учитель-предметник готовит к августу краткую аннотацию своего курса, где указывает цели, задачи, основные требования, способы работы, критерии оценивания. Из этих описаний составляется «Сборник аннотаций предметных курсов». Издается тираж сборника из расчета – каждому школьнику по сборнику.

В начале учебного года проводится общая презентация для всего потока, в течение которой по очереди, согласно составленному заранее расписанию, представляют себя и свои программы учителя-предметники: математики, словесники и т.п. (по 2–4 человека от каждого предмета). Обучающиеся знакомятся с материалами «Сборника аннотаций предметных курсов», смотрят презентации и определяются с выбором класса, группы.

В конце отведенного на выбор времени они лично записываются в группы к тому или иному предметнику. На запись должно быть ограничение. Группа не должна превышать 26 человек (лишь по решению учителя число детей может быть увеличено и быть меньше 12 человек). Учитель имеет право выбирать обучающихся по объективным, заранее установленным критериям (это отметки и тест по предмету, а также личное собеседование, цель которого определить основательность и адекватность притязаний старшеклассника на обучение по той или иной программе). В этом случае школьники, не попавшие в «переполненную» группу, выбирают из оставшихся вариантов. Мотивом отказа со стороны учителя являются объективные критерии (отметки по предмету и результаты предметного теста).

Как формируются классы

В начале учебного года школьники существуют потоком, т.е. все одновременно участвуют в презентациях, совершают выборы предметных групп и т.п. Окончательный выбор предметов обычно происходит через 2–3 недели после начала учебного года.

Для составления расписания завучу могут помочь таблицы из приложения.

Составление расписания осуществляется в три этапа.

Шаг 1. Составляется таблица выбора учащимися вариантов изучения базовых (федеральных) предметов. (Крестики поставлены условно). Внизу каждого столбика – количество учащихся, выбравших тот или иной вариант изучения предмета.

Шаг 2. Когда заполнена таблица и имеется общее представление о выборе в параллели, определяются те предметы, на основе которых ученики объединяются в классы.

В данном случае были выбраны литература, математика и естествознание (варианты изучения).

В результате мыслительных действий (важно не потерять ни одного ученика) формируются классы:

Класс 10-1 – (литер. (у) + матем. (б) + естеств.)1 = 18 чел.

___________________
1 (у) – углубленное изучение, (б) – базовое

Класс 10-2 – (литер. (б) + матем. (у) + естеств.) = 18 чел.

Класс 10-3 – (литер. (б) + матем. (б) + физика, химия, биология) = 18 чел.

Класс 10-4 – (литер. (б) + матем. (б) + физика, химия, биология) = 18 чел.

Конечно, здесь приведена идеальная ситуация. Обычно на практике количество учащихся в разных классах не бывает одинаковым.

Как учесть выбор вариантов изучения других предметов? Например, иностранный язык преподается шестью преподавателями. Учащиеся делятся на группы по их выбору, а иностранный язык в расписании ставится одновременно всей параллели. История в старших классах ведется двумя преподавателями (разные программы, разные подходы). Учащиеся имеют право выбрать одного из них. Данный предмет в расписании ставится одновременно для двух классов: история 1+2, то есть на историю идут учащиеся классов 10-1 и 10-2, но их состав меняется в зависимости от выбора преподавателя.

Шаг 3. Формирование учебных групп.

В учебных группах учащиеся изучают профильные (специальные) предметы, такие как экономика, философия, право и т.д. и элективные курсы. Групп больше, чем классов. Количество учащихся варьируется от 10 до 25 человек.

Механизм формирования учебных групп следующий:

1. Составляется список учащихся по каждому выбранному курсу;

2. Напротив каждой фамилии указывается класс;

3. Формируются учебные группы. Например, элективный курс «Теория русского языка» выбрали 28 человек. Из них класс 10-1 – 8 чел., 10-2 – 10 чел., 10-3 – 5 чел., 10-4 – 5 чел. Объединяем учащихся из двух классов в одну учебную группу так, как это удобно для расписания, с учетом остальных учебных предметов. В расписании данный курс будет обозначен так: «т. рус.яз.1», «т. рус.яз.2».

Если курс выбирает небольшое количество учащихся, то важно видеть, из каких они классов. Требуются особые профессиональные навыки заместителя директора в ситуации, когда в расписании ученика одновременно стоит два и более выбранных им элективных курса.

Примерное расписание одного учебного дня учащихся 10-х классов:

1 пара

Литер.1 + матем.3 + естеств.2 + физика4

2 пара

Литер.2 + матем.4 + естеств.1 + физика3

3 пара

Литер.3 + химия4 + истор.1+2

4 пара

Т.рус.яз.1 + история3+4

5 пара

Право + экономика + МХК

Расписание одного дня может выглядеть следующим образом:

№ урока

Предмет

Учитель и кабинет

1

Математика


2

Математика

3

Литература


4

Литература

5

Физика

6

Физика

7

Химия

8

Химия

Из приведенных примеров видно, что последними уроками стоит предмет Химия с углубленным изучением. Так можно разрешать ситуации, возникающие в случае, если среди предметных групп на углубленные выделено больше часов. Если в списках углубленных групп разных предметов нет совпадений, то можно ставить их параллельно.

Следует учесть, что у учащихся в расписании, так или иначе, появляются «окна». Их избежать невозможно. Однако, с учетом того, что в Концепции профильного обучения особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности обучающихся, эти «окна» можно использовать для самостоятельной работы над исследованием или проектом, для встреч с тьютором, научным консультантом и т.д. Несомненно, что это пространство также требует специального обустройства. Это является задачей куратора и тьюторов.

При составлении учебного плана и расписания надо помнить следующее:

  • учебные предметы и специальные курсы с небольшим объемом учебных часов выдаются блоком в течение одной четверти или полугодия;

  • экзамены проводятся сразу же после окончания курса, не дожидаясь конца учебного года;

  • в старших классах, особенно в одиннадцатом, по некоторым предметам читаются лекции для всей параллели;

  • все основные уроки удобно проводить сдвоенными (два урока одновременно);

  • спецкурсы устанавливаются в расписании в отдельный день, специально для этого отведенный;

  • кружки, клубы и консультации проходят во второй половине дня;

  • кабинеты устанавливаются с учетом количества школьников в группах, вместимостью и специализацией аудитории.

Всю работу по подготовке учащихся к обучению по ИУП можно представить в виде годовой циклограммы.

Циклограмма работы с ИУП

Месяц

Мероприятие

Январь

Установочные конференции родителей, обучающихся. Создание творческих групп учителей, кураторов, тьюторов

Февраль

Заседания педагогического и методического советов. Консультации психолого-педагогического центра по подготовке школы к работе по ИУП

Март

Консультации учеными КГУ учителей школы по методике составления УМК по предметам

Апрель

Консультации обучающихся и родителей тьюторами, кураторами, учителями по составлению ИУП

Май

Составление обучающимися ИУП. Экспертиза и утверждение ИУП

Июнь

Составление учебного плана ОУ. Утверждение УМК по предметам

Июль

Подготовка и выпуск «Сборника аннотаций учебных курсов»

Август

Презентация УМК по предметам. Выбор обучающимися групп, тьюторов, кураторов, учителей

Сентябрь

Работа с потоком обучающихся. Составление расписания

Октябрь

Контроль за работой потоков. Собрания обучающихся

Ноябрь

Заседания методического и педагогического советов, родительские собрания

Декабрь

Анализ итогов работы за I полугодие

Валентина БОЛОКИНА,
замдиректора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31», г. Курск

Приложение

Выбор учащихся 10-х классов (72 человека)

ФИО

Литер. (у)

Литер. (б)

Мат.

(у)

Мат.

(б)

Естеств.

Химия,

физика, биология

История,

А.И. Буланов

История,

А.Г. Дьякова

1. Иванов

+

+

+

+

+

+

2. Петров

+

+

+

+

+

+

3. Сидоров

+

+

+

+

4. Семенов

+

+

+

+

+

+

5. Захаров

+

+

+

+

+

+

6. Сахаров

+

+

+

+

+

72. Тюлькин

+

+

+

+

+

+

Итого

18

54

18

54

54

18

40

32

Для определения количества групп целесообразно составить такую таблицу:

Учебный предмет

Базовый уровень

Профильный уровень

Учебных часов в неделю

Кол-во обучающихся, выбравших данный предмет

Учебных групп2

Учебных часов в неделю

Кол-во

обучающихся, выбравших данный предмет

Учебных групп

Русский язык

1

35

1

2

15

1

Литература

4

30

1

5

20

1

Математика

4

20

1

6

30

1

История

2

50

2

Информатика и ИКТ

2

17

1

4

33

3

Иностранный язык

4

6

50

4

Физика

2

45

5

5

Всего учебных групп

____________
2 Данная колонка заполняется в последнюю очередь

Итоги формирования групп по предмету удобно отображать так:

№ гр.

ФИО учителя

Кол-во человек в группе

1.

Иванова Е.В.

25 человек

2.

Петрова В.Ф.

12 человек

3.

Васильева А.А.

21 человек

4.

Ковалев И.В.

25 человек

Оптимальной для работы оказывается таблица выборов всего потока:

ФИО ученика

Учитель математики

Учитель физики

Учитель литературы

1.

Аверин А.Ю.

Иванова Е.В.

Сидоров А.А.

Галкина А.Н.

2.

Петрова Ю.Д.

Иванова Е.В.

Калашников П.П.

Галкина А.Н.

100

Яковенко Б.Л.

Ковалев И.В.

Федорова А.Б.

Семенов С.В.

 

Рейтинг@Mail.ru