Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2007

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Нацпроект

Жизнь после нацпроекта

Как будет жить школа, когда федерация прекратит миллионные вливания?

В Государственном университете – Высшая школа экономики состоялся «круглый стол» «Итоги года в школьном образовании». Он был посвящен памяти Анатолия Аркадьевича Пинского – директора московской школы № 1060, советника бышего министра образования РФ Владимира Филиппова. Разработки А.А. Пинского по расширению общественного участия в управлении школами (практике открытых докладов, участию школьных Управляющих советов в распределении стимулирующей части Фонда оплаты труда и т.п.) сегодня успешно реализуются во многих субъектах РФ.

«Ничего нельзя сделать в образовании, если нет денег и таких советников», – отметил в своем выступлении бывший министр образования РФ, ныне ректор Российского Университета Дружбы народов Владимир Филиппов. «Уход Пинского – большая энергетическая потеря для российского образования, – сказал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. – Мы должны попытаться компенсировать утрату этого энергетического потока тем, чтобы регулярно собираться вместе и обсуждать перспективы образования».

«Встречаться, встречаться и встречаться, – призывал при жизни Анатолий Пинский. – Чтобы люди могли вместе собираться, и между ними звучало бы простое свободное слово, пусть иногда корявое, пусть спорное, но живое и заинтересованное».

«Было бы естественным, чтобы в память об Анатолии Аркадьевиче мы говорили о развитии школы, тенденциях и угрозах будущего», – предложил в начале встречи координатор образовательных проектов Всемирного Банка Исак Фрумин.

Успехи

«Российское общество достаточно быстро богатеет. Восстановление экономического потенциала семей – это главный фактор, который отражается на школе и на образовании, – заявил в своем выступлении ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. – Вместо того, чтобы зарабатывать деньги любыми способами (с чем мы сталкивались в 90-х годах и в начале этого десятилетия) среди родителей и детей все более крепнет установка на уважаемую в обществе профессию, на нормальную культурную жизнь, которую должен вести образованный человек. В Москве и регионах появилась группа родителей, которая ориентирует своих детей на академические науки, например, философию. Спрос на другое будущее для потомков – главный фон происходящих в школе изменений. При этом стратегия ОУ начинает определяться несколькими инновациями в политике: из них первая и самая крупная – ЕГЭ. Затем – столкновение школ с системой относительно независимой оценки качества, дающей возможность сопоставить результаты разных ОУ. Это должно заставить школы соревноваться друг с другом».

«За прошедший год наши эксперты активно посещали российские регионы, встречались с руководителями образования, директорами школ, учителями, – рассказала Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных социально-экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ. – Почти в каждом регионе заметны системные воздействия национального проекта. Скажем, зачастую процедура выбора лучших школ и учителей была публичной. И не только миллион рублей, пришедший в ОУ, оказывается важен для профессионального сообщества. Становится престижным оказаться в когорте лучших школ, учителей».

За время действия национального проекта «Образование» финансирование российского образования увеличилось на порядок. Первый замминистра образования Тверской области Алексей Каспржак, указал на то, что в их области оно составляет сегодня рекордную цифру: 7% от областного бюджета.

«Федерация реально тратит очень большие деньги на финансирование школьного образования. Но формы, которые оно получает, далеко не всегда оптимальны», – отметил проректор ГУ-ВШЭ, директор Института развития образования Борис Рудник.

Неудачи

«Было бы неверно рассматривать национальный проект как раздачу денег при фактической неизменности самой системы», – написал Анатолий Пинский 12 декабря 2005 года при подготовке чернового проекта по поддержке региональных комплексных проектов модернизации образования.

«Тогда это еще не стало направлением нацпроекта, – подчеркнул в своем выступлении замдиректора Департамента государственной политики в сфере образования Игорь Реморенко. – Интересно, что все направления, предложенные и описанные Пинским в 2005 году, остались в нацпроекте (хотя при участии Дмитрия Медведева и Германа Грефа были внесены значительные изменения). И обратите внимание, как актуально сегодня замечание!».

Действительно, немало руководителей образования рассматривают нацпроект как разовую раздачу денег.

«Что школам прибыло от нацпроектов! – заметил в своем выступлении Михаил Случ, директор школы № 1060, которую когда-то возглавлял Анатолий Пинский. – Кому-то стало жить лучше, а кому-то… С точки зрения директора школы – ничего особенного не произошло. По большому счету, несмотря на нацпроекты и гранты, трудно даже сказать, что школы в Москве стали получать больше денег».

«Вливание средств через нацпроекты не привело к изменению мотивации учителей, – согласился с ним Ярослав Кузьминов. – Предложенные властью инструменты недостаточны для того, чтобы их мотивировать, улучить качество работы, увидеть новые горизонты. К сожалению, социально-экономическое положение учителя за прошедший год тоже не изменилось относительно других групп общества. Зарплата составляет 60–70 % от средней по промышленности».

Опасности

«Если говорить об угрозах образованию, – предрек в своем выступлении глава Рособрнадзора Виктор Болотов, – то сегодня первая и главная из них – 258-й федеральный закон, который предписывает создавать в регионах надзорные органы. Только в трети российских регионов уже есть свои инспектора. У других – инспекторская деятельность является второстепенной функцией сотрудников, которые занимаются совершенно другими проблемами. Создание в России отдельных надзорных служб – очень непростой вопрос. Я постоянно говорю с заместителями губернаторов. И они возражают мне: а вдруг это будет еще один санпожнадзор над школой? Поэтому гражданскому обществу надо внимательно следить за поползновениями чиновников: не давать душить школу проверками».

О другой опасности, предупредил Ярослав Кузьминов: «Пока еще школа недостаточно мотивирована на то, чтобы готовить лучших. В такой ситуации есть опасность, что она начнет подлаживаться под требования ЕГЭ и превратит выпускные классы в натаскивание на тесты ЕГЭ (точнее – только на тесты части а и В, которые дают наибольший вес в выставлении итоговой оценки), а не на творческую часть С. Это опасная тенденция, которая угрожает школе, и я думаю, что нам надо ее предвидеть заранее. Для этого нужно развивать систему национальных олимпиад и конкурсов, чтобы стимулировать школы и школьников углубленно работать с материалом».

Перспективы

«За последние полтора года оказались пробитыми законы, которые относятся к нескольким отраслям права: это бюджетное законодательство, образовательное законодательство, законодательство, которое ограничивает полномочия между субъектами РФ, – отметил в своем выступлении Борис Рудник. – Но как быть с этим по окончании срока нацпроектов? Федеральный уровень вскоре отстранится от финансирования школ. К 2009 году ОУ уже не будут финансироваться по полной программе. Останутся только выплаты за классное руководство. В этой ситуации – что делать дальше? Как строить систему финансирования школ?».

«Действительно, нацпроект имеет свою цель и сроки, – признал Исак Фрумин. – В 2008 году все нацпроекты по вузам закрываются. Однако появился новый, рассчитанный на три года проект: поддержка научно-педагогических кадров в вузах на федеральном уровне. Что теперь мы можем предложить?».

Светлана КИРИЛЛОВА

Представители образовательного сообщества приняли решение ежегодно проводить круглый стол памяти Анатолия Аркадьевича Пинского. Дискуссии, состоявшиеся за этим круглым столом, будут изданы отдельной книгой.

Рейтинг@Mail.ru