Из первых рук
«Процесс только начинается…»
Времени, отведенного пресс-конференции
с темой «Российское образование: проблемы и
перспективы», оказалось слишком мало, ведь и
проблем у нас хватает, и в перспективах
недостатка нет. Собравшиеся в информационном
агентстве «РИА-новости» журналисты очень многое
хотели спросить у министра образования и науки
РФ Андрея ФУРСЕНКО и заместителя директора
Департамента госполитики в образовании Игоря
РЕМОРЕНКО. Но регламент был жесток. И, тем не
менее, они успели содержательно с нами
поговорить…
Об успехах…
А. Фурсенко:
– За последнее время сделаны
определенные шаги для того, чтобы расширились
возможности школ и вузов. За минувший год стало
очевидным улучшение качества образования, в
общеобразовательных школах появляется хорошее
оборудование, идет работа по передовым
методикам. Гранты, которые выделяются школам с
инновационными программами, подразумевают
соответствие образовательного процесса
имеющимся стандартам и изменение его в
положительную сторону.
Кроме того, мне кажется, обществу
удалось за прошедшие полтора-два года
существенно изменить отношение к учителю: оно
стало более уважительным. Я надеюсь, педагоги
почувствовали себя увереннее.
Гораздо активнее начала принимать
участие в жизни школ общественность: она
вырабатывает критерии, что такое хорошо и что
такое плохо в образовании; отслеживает, как
выполняются взятые на себя школами и учителями
обязательства.
И этот процесс только начинается.
Проекты, запущенные сегодня в рамках
национального проекта, направлены на то, чтобы
система образования улучшалась, и это
непосредственно сказывалось на тех, кто в нее в
максимальной степени вовлечен: в первую очередь,
конечно, на учениках и учителях.
Еще раз повторю: рассчитываю, что это
только начало пути в таком направлении.
О болонской декларации…
А.Фурсенко:
– Сразу отмечу, мы ничем не хуже стран,
являющихся участниками болонского процесса. По
оценкам экспертов, Россия с точки зрения
движения к нужным изменениям, находится примерно
в середине среди других государств. Движение
происходит абсолютно нормально. К тому же это не
спорт – тут нет задачи прийти к финишу первыми.
В соответствии с декларацией к 2010 году
все поставленные задачи будут выполнены. Мы
должны разумным образом модернизировать нашу
систему, учитывая свои интересы и те наработки,
конкурентные преимущества, которые были и есть в
российском образовании. Происходит достаточно
плавный переход, и нет никакой искусственной
спешки в этом вопросе. Наша сфера не терпит суеты,
– эту позицию разделяет большинство моих коллег
из других стран.
При этом те позитивные моменты,
которые несет болонский процесс, нам важно
максимально использовать: особо выделю
возможность выбора образовательных траекторий
для ребят и более жесткие требования по
отношению к качеству и системе ответственности
всех участников образовательного процесса.
О выпускниках и абитуриентах…
А. Фурсенко:
– У нас уменьшается количество
выпускников как 9-х, так и 11-х классов. К сожалению,
это лишь начало мощного сокращения. И к 2010 году
мы прогнозируем снижение числа потенциальных
абитуриентов примерно вдвое по сравнению с
прошлым годом. Неминуемо встанут проблемы перед
вузами, где будет избыток преподавателей, и в
целом перед экономикой страны.
Пока же этого не произошло абитуриенты
приходят в вузы. Наряду с традиционно
востребованными направлениями обучения у них
растет интерес к информационным технологиям,
физике и химии, поскольку их привлекают
многочисленные разговоры о новых интересных
работах в этих областях.
С другой стороны, мы видим объективный
спрос на ряд специальностей со стороны
экономики. На появившиеся вакансии влияет
государственная политика. Например, увеличено
количество бюджетных мест по такому направлению,
как транспорт.
И. Реморенко:
– Кстати, высокие обороты, которые
набирают наукоемкие специальности, можно
объяснить тем, что существенно больше студентов
теперь вовлекается в научные исследования с
командой преподавателей и порой даже получает за
это деньги.
А. Фурсенко:
– Было весьма серьезное сокращение
бюджетных мест в педагогических вузах. Мы
исходили из того, что ребята, получающие
педагогическое образование за бюджетный счет,
идут работать куда угодно, но не по
специальности.
О дистанционном образовании…
А. Фурсенко:
– У меня есть определенное недоверие к
дистанционному образованию. Потому что, к
сожалению, иногда за этим понятием стоит
профанация: за дистанционное образование
выдается просмотр по телевизору лекций более или
менее известных преподавателей. А на самом деле
это серьезная интерактивная работа,
принципиально другие технологии и методики,
разрабатываемые сегодня для школ и вузов.
Создаются электронные образовательные ресурсы.
Это не отсканированные учебники – это система, в
которой ты на расстоянии можешь работать с
заданием, общаться с преподавателем, бывать в
виртуальных лабораториях и аудиториях, задавать
вопросы и получать ответы. В этом плане
дистанционное образование вещь крайне полезная.
Причем полезная даже не столько для получения
базового образования, сколько для продолжения
обучения в течение всей жизни. Поэтому мы
считаем, что само по себе это направление очень
перспективное, но в нем еще в большей степени, чем
в образовании традиционном, требуется улучшение
качества.
И. Реморенко:
– Понятно, что нам предстоит работать
с Интернетом долгие годы. Поэтому одобрен
перечень мероприятий по эффективности его
использования в образовательном процессе, и в
том числе там многое связано с развитием
дистанционного образования. Оно должно
поддерживаться.
А. Фурсенко:
– Слышал, что директора школ жалуются
на некоторых настройщиков Интернета,
некачественно выполняющих свою работу. Фирма,
получившая контракт на установку Интернета,
несет определенные обязательства. За их
исполнение в соответствии с законодательством
мы будем бороться вместе со школой.
О нагрузке…
А. Фурсенко:
– Специалисты до сих пор не могут
сказать, какая нагрузка является оптимальной.
Существует мнение, что дети совсем не
перегружены количеством занятий, а проблема в
неинтересных, неправильно организованных
уроках. Есть и обратная точка зрения: у детей
избыток заданий и их надо резко уменьшать.
Я думаю, что стандарты, которые мы
сегодня разрабатываем, будут способствовать
снижению нагрузки и, кстати говоря, изменению
системы оплаты учителей. В этих стандартах нет
ориентации на выполнение конкретного учебного
плана: важно то, какие знания и умения ученик
будет иметь на выходе. И, соответственно,
оплата учителя будет зависеть не от количества
часов, проведенных в классе, а от знаний,
полученных детьми. При таком варианте у педагога
нет стимула держать ребят в классе как можно
дольше: вместо этого появится готовность
изменить, разнообразить и сделать более
эффективными технологии подготовки учеников.
О директоре школы…
А. Фурсенко:
– Одна из главных управленческих
проблем – отсутствие управленческой культуры.
Так необходимая школам и вузам экономическая
свобода должна быть обеспечена качеством
руководящего персонала. И, может быть, сегодня
одна из ключевых проблем состоит в том, что в
общеобразовательных школах директор не всегда
менеджер. Он смотрит на происходящее в школе как
представитель учительского коллектива, а не как
управленец, который должен обеспечить
реализацию этим учительским коллективом задач,
поставленных перед школой внешним миром,
обществом.
Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
|