Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Из первых рук

«Процесс только начинается…»

Времени, отведенного пресс-конференции с темой «Российское образование: проблемы и перспективы», оказалось слишком мало, ведь и проблем у нас хватает, и в перспективах недостатка нет. Собравшиеся в информационном агентстве «РИА-новости» журналисты очень многое хотели спросить у министра образования и науки РФ Андрея ФУРСЕНКО и заместителя директора Департамента госполитики в образовании Игоря РЕМОРЕНКО. Но регламент был жесток. И, тем не менее, они успели содержательно с нами поговорить…

Об успехах…

А. Фурсенко:

– За последнее время сделаны определенные шаги для того, чтобы расширились возможности школ и вузов. За минувший год стало очевидным улучшение качества образования, в общеобразовательных школах появляется хорошее оборудование, идет работа по передовым методикам. Гранты, которые выделяются школам с инновационными программами, подразумевают соответствие образовательного процесса имеющимся стандартам и изменение его в положительную сторону.

Кроме того, мне кажется, обществу удалось за прошедшие полтора-два года существенно изменить отношение к учителю: оно стало более уважительным. Я надеюсь, педагоги почувствовали себя увереннее.

Гораздо активнее начала принимать участие в жизни школ общественность: она вырабатывает критерии, что такое хорошо и что такое плохо в образовании; отслеживает, как выполняются взятые на себя школами и учителями обязательства.

И этот процесс только начинается. Проекты, запущенные сегодня в рамках национального проекта, направлены на то, чтобы система образования улучшалась, и это непосредственно сказывалось на тех, кто в нее в максимальной степени вовлечен: в первую очередь, конечно, на учениках и учителях.

Еще раз повторю: рассчитываю, что это только начало пути в таком направлении.

О болонской декларации…

А.Фурсенко:

– Сразу отмечу, мы ничем не хуже стран, являющихся участниками болонского процесса. По оценкам экспертов, Россия с точки зрения движения к нужным изменениям, находится примерно в середине среди других государств. Движение происходит абсолютно нормально. К тому же это не спорт – тут нет задачи прийти к финишу первыми.

В соответствии с декларацией к 2010 году все поставленные задачи будут выполнены. Мы должны разумным образом модернизировать нашу систему, учитывая свои интересы и те наработки, конкурентные преимущества, которые были и есть в российском образовании. Происходит достаточно плавный переход, и нет никакой искусственной спешки в этом вопросе. Наша сфера не терпит суеты, – эту позицию разделяет большинство моих коллег из других стран.

При этом те позитивные моменты, которые несет болонский процесс, нам важно максимально использовать: особо выделю возможность выбора образовательных траекторий для ребят и более жесткие требования по отношению к качеству и системе ответственности всех участников образовательного процесса.

О выпускниках и абитуриентах…

А. Фурсенко:

– У нас уменьшается количество выпускников как 9-х, так и 11-х классов. К сожалению, это лишь начало мощного сокращения. И к 2010 году мы прогнозируем снижение числа потенциальных абитуриентов примерно вдвое по сравнению с прошлым годом. Неминуемо встанут проблемы перед вузами, где будет избыток преподавателей, и в целом перед экономикой страны.

Пока же этого не произошло абитуриенты приходят в вузы. Наряду с традиционно востребованными направлениями обучения у них растет интерес к информационным технологиям, физике и химии, поскольку их привлекают многочисленные разговоры о новых интересных работах в этих областях.

С другой стороны, мы видим объективный спрос на ряд специальностей со стороны экономики. На появившиеся вакансии влияет государственная политика. Например, увеличено количество бюджетных мест по такому направлению, как транспорт.

И. Реморенко:

– Кстати, высокие обороты, которые набирают наукоемкие специальности, можно объяснить тем, что существенно больше студентов теперь вовлекается в научные исследования с командой преподавателей и порой даже получает за это деньги.

А. Фурсенко:

– Было весьма серьезное сокращение бюджетных мест в педагогических вузах. Мы исходили из того, что ребята, получающие педагогическое образование за бюджетный счет, идут работать куда угодно, но не по специальности.

О дистанционном образовании…

А. Фурсенко:

– У меня есть определенное недоверие к дистанционному образованию. Потому что, к сожалению, иногда за этим понятием стоит профанация: за дистанционное образование выдается просмотр по телевизору лекций более или менее известных преподавателей. А на самом деле это серьезная интерактивная работа, принципиально другие технологии и методики, разрабатываемые сегодня для школ и вузов. Создаются электронные образовательные ресурсы. Это не отсканированные учебники – это система, в которой ты на расстоянии можешь работать с заданием, общаться с преподавателем, бывать в виртуальных лабораториях и аудиториях, задавать вопросы и получать ответы. В этом плане дистанционное образование вещь крайне полезная. Причем полезная даже не столько для получения базового образования, сколько для продолжения обучения в течение всей жизни. Поэтому мы считаем, что само по себе это направление очень перспективное, но в нем еще в большей степени, чем в образовании традиционном, требуется улучшение качества.

И. Реморенко:

– Понятно, что нам предстоит работать с Интернетом долгие годы. Поэтому одобрен перечень мероприятий по эффективности его использования в образовательном процессе, и в том числе там многое связано с развитием дистанционного образования. Оно должно поддерживаться.

А. Фурсенко:

– Слышал, что директора школ жалуются на некоторых настройщиков Интернета, некачественно выполняющих свою работу. Фирма, получившая контракт на установку Интернета, несет определенные обязательства. За их исполнение в соответствии с законодательством мы будем бороться вместе со школой.

О нагрузке…

А. Фурсенко:

– Специалисты до сих пор не могут сказать, какая нагрузка является оптимальной. Существует мнение, что дети совсем не перегружены количеством занятий, а проблема в неинтересных, неправильно организованных уроках. Есть и обратная точка зрения: у детей избыток заданий и их надо резко уменьшать.

Я думаю, что стандарты, которые мы сегодня разрабатываем, будут способствовать снижению нагрузки и, кстати говоря, изменению системы оплаты учителей. В этих стандартах нет ориентации на выполнение конкретного учебного плана: важно то, какие знания и умения ученик будет иметь на выходе. И, соответственно, оплата учителя будет зависеть не от количества часов, проведенных в классе, а от знаний, полученных детьми. При таком варианте у педагога нет стимула держать ребят в классе как можно дольше: вместо этого появится готовность изменить, разнообразить и сделать более эффективными технологии подготовки учеников.

О директоре школы…

А. Фурсенко:

– Одна из главных управленческих проблем – отсутствие управленческой культуры. Так необходимая школам и вузам экономическая свобода должна быть обеспечена качеством руководящего персонала. И, может быть, сегодня одна из ключевых проблем состоит в том, что в общеобразовательных школах директор не всегда менеджер. Он смотрит на происходящее в школе как представитель учительского коллектива, а не как управленец, который должен обеспечить реализацию этим учительским коллективом задач, поставленных перед школой внешним миром, обществом.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru