Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2007

ТЕМА НОМЕРА

Самооценка школы

Методическое руководство

Часть 1
Что такое самооценка школы?

Как мы работаем?

Люди всегда рассуждают о качестве местных школ и об образовании в общенациональном масштабе. В отчетах инспекции Ее Величества по образованию (ИЕВО) дается детальный ответ на вопрос об образовании в общенациональном масштабе: Насколько хорошо поставлено образование в Шотландии? Отчеты о стандартах и качестве работы школ, составляемые местными властями, ставят своей целью дать ответ на вопрос: Насколько хорошо поставлено образование на территории данной администрации?

Это издание стремится помочь учителям дать ответ на вопрос: Насколько хорошо работает наша школа? Оно подсказывает, как выделить наиболее сильные стороны в деятельности школы, определить направления, по которым следует улучшить работу, помогает составить отчеты о соблюдении стандартов и качестве работы, а также планы дальнейших действий.

Насколько хорошо работает наша школа?

То, что мы понимаем под качеством, с течением времени меняется под влиянием изменений в обществе и нашего опыта. Все, кто имеет отношение к сфере образования, вовлечены в постоянный процесс познания, а также развития своих идей, будь то ученики, управленцы, учителя, родители или чиновники системы образования. По мере развития нашего мышления, изменяется и наш взгляд на то, что такое «очень хорошее» или «отличное» обеспечение. Так что для эффективно работающей школы самооценка, изменения и совершенствование являются естественными и необходимыми вещами. Школы подотчетны обществу, и в качестве учителей мы вовлечены в процесс согласования целей и установок своей работы для того, чтобы совершенствовать учебную деятельность обучающихся. Занимаясь этим, мы исходим из:

  • собственной оценки того, в чем нуждаются учащиеся и общество, для которого мы трудимся;

  • взглядов родителей, учащихся и общества в целом;

  • рекомендаций местных и общенациональных органов;

  • отчетов об исследованиях эффективности получения знаний и обучения.

Хорошая школа знает:

  • к чему она стремится;

  • насколько она успешна в достижении поставленных целей;

  • что нужно поддерживать на достигнутом уровне, а что улучшать;

  • выполняют ли свою задачу введенные изменения.

Если образовательное учреждение знает эти вещи и действует соответственно, оно на верном пути к созданию системы, обеспечивающей качество работы. Сердцевиной такой системы является самооценка школы.

Что такое самооценка школы?

Самооценка образовательного учреждения состоит в ответе, в частности, на такие вопросы:

  • Как мы работаем в этой школе?

  • Как мы работаем в этом классе?

  • Как мы работаем в этом подразделении школы (в методическом объединении, на кафедре и т.д.)?

  • Как мы работаем в этом коллективе1?

Под этим подразумевается:

  • общий анализ ключевых областей работы – учебного плана, успеваемости, учебы и обучения, помощи учащимся, моральных целей, ресурсов и управления, руководства и обеспечения качества;

  • детальный анализ конкретных областей работы, которые считаются успешными или вызывают озабоченность.

Поводом к детальному анализу может быть:

  • какой-либо вопрос, возникший в ходе общего анализа;

  • регулярное мероприятие, в ходе которого рассматривается работа школы;

  • проект, появившийся в результате осуществления общенациональных задач или целей, поставленных местными властями и, возможно, разработанный в содружестве с местными школами, общинами, представителями бизнеса или иными учреждениями, такими, например, как учреждения здравоохранения или социального обеспечения;

  • текущий контроль выполнения первоочередных задач в рамках плана развития школы;

  • вопрос, возникший в ходе изучения мнения родителей или учеников;

  • проверка обеспеченности школы, проведенная местной образовательной администрацией на предмет соблюдения качества и улучшения работы;

  • инспекция со стороны ИЕВО;

  • анализ информации о результатах работы образовательных учреждений, осуществляющих образовательные услуги, представленный местной администрацией.

Проанализировав (используя строго определенные методы измерения успеха) все ключевые области за несколько лет, школы могут увидеть, что необходимо улучшать или поддерживать на достигнутом уровне. Самооценка также является важным этапом планирования.

Как самооценка связана с планированием?

Чтобы составлять эффективные планы, необходимо знать, как вы работаете в настоящее время. Это очевидно. Эффективная самооценка закладывает прочную основу для хорошего планирования.

Планирование осуществляется на всех уровнях образовательной системы.

На общенациональном уровне ставятся первоочередные задачи и цели по основным аспектам образовательной деятельности. В свою очередь региональные власти определяют направления по улучшению работы на местном уровне, принимая во внимание свои собственные обстоятельства. Школы используют эти поставленные задачи для того, чтобы выработать свои первоочередные проекты и наметить цели.

На всех уровнях важной стадией в процессе планирования являются консультации. В школах в ходе консультаций во внимание принимаются мнения, выраженные родителями, школьным советом и учащимися.

Хорошо управляемое планирование:

  • способствует эффективности учебы и обучения;

  • сосредотачивается на улучшении качества успеваемости учащихся и приобретении ими социального опыта;

  • гарантирует, что изменения управляются и проверяются теми, кто их осуществляет;

  • помогает быть реалистичными в установлении приоритетов, целей и сроков;

  • помогает наилучшим образом использовать школьный бюджет и ресурсы.

Хороший план развития охватывает все эти факторы. Он объединяет цели школы и результаты самооценки. Он намечает стратегию развития школы, приоритетные проекты и устанавливает ясные цели. Эффективный цикл самооценки и планирования мероприятий – ключ к обеспечению качества и совершенствованию работы.

Что можно сказать об обеспечении качества и совершенствовании?

Проверка качества охватывает все аспекты школьной жизни. Она включает в себя обеспечение такого положения дел, при котором равенство и справедливость являются неотъемлемым элементом в повседневной работе школ. Качество и равенство при этом «встроены», а не «пристроены». Проверка качества нацелена на утверждение такого идеала, при котором только лучшее имеет право на существование. Добиваться того, чтобы обеспечение качества было встроено в образ нашего мышления и в наши действия в школах – задача административных органов образования, директоров, преподавателей и вспомогательного штата при поддержке родителей и ИЕВО. Сотрудничая, мы можем добиться существенного улучшения качества шотландского образования.

Как связаны между собой самооценка школ, оценка со стороны ИЕВО и административных органов образования?

Все мы должны иметь возможность получить внешнюю оценку своей деятельности. Оценка работы шотландских школ на общенациональном уровне выполняется ИЕВО. И нет никакой мистики в том, что оценка ИЕВО охватывает те же самые области, что и школьная самооценка, и использует показатели и язык, которыми оперируют школы и преподаватели.

Административные органы образования играют важную роль при оценке и контроле работы в подведомственных школах. Но, фокусируя внимание на различных сторонах работы школы, чиновники одновременно сосредотачивают свои усилия и на непрерывном усовершенствовании системы образования, добиваясь оптимальных результатов. Будучи заняты в этом процессе, они, как и ИЕВО, используют те же самые показатели и терминологию, что применяется и школами.

Следовательно, самооценка школы и внешняя ее оценка, хотя и служат разным целям, тем не менее, укрепляют у всех нас стремление к рефлексии собственной деятельности. В рамках самооценки школы и внешней ее оценки, вне зависимости от того, сделана она административными органами образования или ИЕВО, исследуются приоритеты школы, стандарты и достижения в ключевых областях, упомянутых ранее. Школы и административные органы образования могут составить такие оценки, исходя из тех же самых вопросов, что и ИЕВО:

  • Насколько хорошо учатся учащиеся?

  • Насколько хорошо руководят школой?

  • Насколько эффективна школа?

Как нам это узнать?

Мы можем узнать, как мы работаем, сравнивая наши достижения с ожиданиями, выраженными в рамках, поставленных нашей школой целей. В прошлом мы вполне оправданно смотрели на показатели классной работы и школьные оценки. Однако нужно также принимать во внимание индикаторы, которые отражают более широкие понятия. Это может быть сделано с помощью показателей качества, приведенных в части 3, а также других фактических материалов, таких, например, как результаты анализа мнений родителей и учеников и результаты экзаменов.

Качественные показатели помогают нам судить о состоянии школьного обеспечения. Они касаются ряда факторов, которые влияют на эффективность изучения материала учащимися и в некоторой степени контролируются школами. Они:

  • помогают нам судить о качестве работы по ряду критериев;

  • определяют области, которые требуют детального анализа;

  • помогают школьным руководителям принимать решения с учетом общей картины сильных и слабых сторон в работе;

Оценивая работу с помощью этих показателей, мы можем обратиться к множеству источников с фактическими данными:

  • оценка школой успеваемости учащегося;

  • качество работы в пределах общенационального уровня достижений для детей в возрасте 5–14 лет и программы общенациональной квалификации;

  • мнения родителей, учеников, а также других заинтересованных сторон и пользователей;

  • анализ других данных;

  • другие критерии, используемые в рамках обеспечения качества.

Методы оценки школой успеваемости учащегося

Эти методы могут помочь нам оценить качество преподаваемого курса и успеваемости учащихся. Такая оценка может проводиться в различных формах:

  • путем применения к работе над курсом критериев оценки для детей в возрасте 5–14 лет или оценок по системе Шотландской квалификационной организации;

  • путем оценки прогресса в плане достижения отдельных целей всеми учащимися, включая их профильные предметы и индивидуальные образовательные программы (ИОП) для детей с особыми нуждами;

  • путем оценки мероприятий, имеющих отношение к учебному плану и разрабатываемых отдельными школами.

При оценке акцент может меняться в соответствии с учебными планами, возрастом учащихся и уровнем развития.

Оценка работы в соответствии с общенациональным уровнем достижений для детей в возрасте 5–14 лет, оценка работы в соответствии с общенациональной системой квалификации и достижением целей в рамках ИОП

Ежегодно каждой средней школе и административным органам образования рассылаются стандартные таблицы оценки работы в соответствии с общенациональной системой квалификации. Отдельные начальные, средние и специальные школы сопоставляют свои результаты с общенациональным уровнем достижений для детей в возрасте 5–14 лет в чтении, письме и математике, а также результаты достижения целей в рамках ИОП. Они могут также сопоставить сведения о работе учащихся на разных этапах их образования – например, исходные данные на самых ранних стадиях их школьного опыта или данные, составленные в соответствии с общенациональным уровнем достижений для детей в возрасте 5–14 лет в других областях обучения. Многие административные органы образования собирают и анализируют информацию о работе всех школ в своем районе. Эти анализы помогают школам определить и оценить:

  • области, где есть конкретные сильные или слабые стороны, как, например, в сфере составления учебных планов, на каком-то уровне образования или во всей школе;

  • положительные или отрицательные тенденции, развивающиеся в течение продолжительного периода времени;

  • продвижение ученика в рамках школьной системы.

Существует множество местных и общенациональных изданий, которые дают рекомендации относительно того, как школы могут более тщательно оценивать успеваемость учащихся.

Мнения родителей, учащихся и других заинтересованных сторон и пользователей

Положительный образ школы влияет на успеваемость, уровень усвоения знаний и ожидаемые результаты. Хорошие школы выслушивают и принимают во внимание мнения учеников, родителей, персонала и общественности множеством разных способов. Некоторые школы разрабатывают свои собственные опросные анкеты. Другие используют анкеты, применяемые ИЕВО в ходе проверок, либо анкеты, составленные другими организациями, контролирующими качество работы. Регулярно собираемые данные в результате таких обзоров способствуют созданию благоприятной перспективы для образовательных услуг, предоставляемых такими школами.

Анализ других данных

Родители, школы и административные органы образования имеют доступ к целому ряду данных, например, касающихся качества работы или посещаемости. Некоторые из них школы получают в течение всего года. Другие публикуются в общенациональных отчетах. Отдельные административные органы образования могут собрать информацию, касающуюся местных проблем, проектов усовершенствования или некоторых аспектов успеваемости, из подопечных школ.

Данные такого рода позволяют школам и органам образования:

  • проводить сравнения на общенациональном и местном уровнях;

  • проводить долгосрочные сравнения;

  • делать выводы в отношении поставленных целей и ожидаемых результатов в пределах школы.

Показатели качества в части 3

Все источники фактических данных, которые обсуждались выше, дают важную информацию, на которую нужно полагаться, оценивая качество работы в пределах школы и, в частности, делая выводы с использованием показателей качества. ИЕВО и отделы образования также используют их в своих оценках качества работы в школах.

Эти показатели могут быть полезны:

  • в рамках проверки всей школы при определении областей для совершенствования;

  • при анализе успеваемости, чтобы определить факторы, которые ей способствуют;

  • для общей оценки всей работы школы в рамках процесса планирования;

  • для более детального рассмотрения какой-либо конкретной области в ходе регулярного цикла самооценки;

  • для последующей работы над вопросами, которые выявились при анализе мнений родителей и учащихся;

  • для слежения за ходом осуществления первоочередных проектов в рамках плана развития школы и для оценки его выполнения;

  • для оценки качества работы по отдельно взятому вопросу, который может быть специфическим для данной школы или может иметь значение в общенациональном или местном масштабе.

Можно использовать эти показатели так же, как и ИЕВО, для ответа на следующие вопросы:

  • Насколько хорошо учатся учащиеся?

  • Насколько хорошо руководят школой?

  • Насколько эффективна школа?

Применение общенациональных критериев, основанных на консенсусе, способствует выработке согласованности и общего языка при обсуждении уровня усвоения знаний учащимися. Административные органы образования и школы могут использовать показатели качества в своих собственных производственных процессах. Учителя могут применять их при планировании совершенствования работы, когда они обдумывают, каким образом лучше всего поднять успеваемость в классе.

Как мы используем показатели качества в ходе самооценки?

Показатели качества могут помочь нам оценить, в каком объеме выполняются школьные задачи. Тем более, что поставленные каким-либо ОУ задачи, всегда вызывают интерес в плане их выполнения. В национальных и местных изданиях публикуются данные об ожидаемых результатах в отношении учебных планов, образовательных ступеней или вопросов, касающихся процессов учебы и обучения. Вместе с поставленными школами задачами они помогают согласовать показатели качества с существующей системой, предлагая параметры для ориентира. Они могут быть оценены с помощью шкалы из шести уровней качества работы, которая является неотъемлемой частью каждого показателя. Эти шесть уровней, которые используются ИЕВО при проверках, следующие:

Уровень 6

отлично

– отлично

Уровень 5

очень хорошо

– явные сильные стороны

Уровень 4

хорошо

– сильные стороны в важных областях работы при наличии аспектов, требующих улучшения

Уровень 3

адекватно

– сильные стороны несколько перевешивают слабые

Уровень 2

слабо

– слабые стороны в важных областях работы

Уровень 1

неудовлетворительно

– явные слабые стороны

В сфере образования есть масса способов, с помощью которых можно оценить школу. Мы должны принять во внимание, что отнесение школы к тому или иному уровню всегда будет в большей степени результатом профессионального навыка, чем технической процедуры. Тем не менее, следует последовательно применять следующие общие руководящие принципы.

  • Оценка «отлично» относится к положению дел, которое само по себе представляется образцовым. Обучение учащихся и усвоение ими знаний находятся на очень высоком уровне. Оценка «отлично» отражает высокий стандарт состояния дел, который может служить примером наилучшей практической работы и заслуживает распространения за пределами данной школы. Она подразумевает, что такой весьма высокий уровень качества работы может быть обеспечен и сохранен.

  • Оценка «очень хорошо» относится к положению дел, которое характеризуется явными сильными сторонами в работе. Лишь очень немногие области требуют совершенствования, но и они лишь в незначительной степени снижают качество обучения учащихся. Несмотря на то, что оценка «очень хорошо» представляет собой высокий стандарт состояния дел, он должен быть достижим для всех. Он означает, что совершенно правильно будет продолжать вести дела таким же образом, без каких-либо значительных поправок. Вместе с тем от школы ожидают, что она воспользуется возможностью улучшить свою работу, стремясь довести ее уровень до отличного.

  • Оценка «хорошо» относится к положению дел, которое характеризуется сильными сторонами в важных областях работы. Взятые вместе, они определенно перевешивают какие-либо потребности в улучшениях. Эта оценка отражает состояние дел, при котором сильные стороны в работе имеют значительное позитивное воздействие. Вместе с тем качество обучения учащихся снижено в некоторых аспектах, нуждающихся в улучшении. Она подразумевает, что школа должна стремиться к дальнейшему совершенствованию сильных сторон в важных областях своей работы и вместе с тем принять меры к улучшению работы там, где это необходимо.

  • Оценка «адекватно» относится к положению дел, при котором сильные стороны в работе едва перевешивают слабые. Такая оценка означает, что учащиеся имеют доступ к базовому уровню качества обучения. Она представляет собой стандарт, в рамках которого сильные стороны в работе школы оказывают положительное воздействие на обучение учащихся. Вместе с тем, несмотря на то, что слабые стороны в работе не столь весомы, чтобы оказать отрицательное воздействие на учащихся, они, тем не менее, сдерживают общее развитие качества обучения. Эта оценка означает, что школа должна принять меры для улучшения работы в своих слабых областях, одновременно укрепляя сильные.

  • Оценка «неудовлетворительно» ставится тогда, когда имеются явные слабые стороны в положении дел в школе, требующие немедленного исправления. Обучение учащихся находится в значительной степени под угрозой. Почти во всех случаях персоналу, отвечающему за состояние дел в школе, которое оценено как неудовлетворительное, требуется помощь со стороны старших управляющих в деле составления планов и при осуществлении необходимых мер для улучшения работы. Это может включать в себя работу с другим персоналом или учреждениями в школе или вне ее.

Оценки, которые выставляются в ходе самооценки школы и ее проверок, просто помогают персоналу задаться правильными вопросами. Они не предлагают готовых ответов. Соответственно, оценки не должны суммироваться по разным показателям или превращаться в проценты. В таких случаях процентные показатели в лучшем случае могут оказаться бессмысленными, а в худшем – ввести в заблуждение. Например, ничего не значат слова о том, что 75% всех оценок в отчете школы о проведенной самооценке или о ее проверке являются оценками «хорошо» или «очень хорошо». Без дальнейшей интерпретации исходные проценты могут скрыть тот факт, что обучение в школе повсеместно слабое, что все оценки по двум из восьми предметов в средней школе являются низкими или что-либо подобное.

Более того, неправильно будет «усреднять» показатель улучшения качества по шести уровням оценок. Вместо этого мы всегда должны применять принцип распределения по частоте встречаемости. Весьма полезно бывает взглянуть на системы оценок по каким-либо конкретным показателям, так как это помогает определить, локализована или повторяется по всей школе та или иная сильная или слабая сторона в ее работе. Это поможет персоналу сосредоточиться на источниках слабости и наметить соответствующие первоочередные меры по совершенствованию или распределению ресурсов. С течением времени тенденции в работе помогут понять, привело ли то или иное конкретное действие к намеченному улучшению.

Проведение общего анализа

Можно ежегодно анализировать все показатели качества и относить каждый из них к одному из шести уровней на основе профессионального суждения. Этот процесс раздельного осмысления может проходить в рамках всей школы или отдельных ее частей и коллективов. Он должен основываться на готовом и доступном фактическом материале и оказывать немедленное обратное воздействие на те области работы, которые отличаются своими сильными сторонами или вызывают наибольшую озабоченность.

Проведение детального анализа

Общий анализ даст вам картину общего состояния дел. Однако вы можете провести более детальный анализ определенных областей работы, обратившись к более широкому ряду фактических данных:

  • в тех областях работы, которые до этого не были охвачены плановой проверкой;

  • в определенных областях, вызывающих беспокойство, или в областях, где какие-то действия были уже предприняты и где вы хотите оценить прогресс;

  • в областях, имеющих отношение к национальным приоритетам или к местным задачам по усовершенствованию работы.

В тех случаях, когда какая-либо инициатива исходит извне, вам не следует ставить задачу в этой области с нулевого уровня. Вполне возможно, что это уже сделано на национальном уровне или на уровне административных органов образования. Вместо этого лучше сосредоточиться на определении того, что нужно сделать, чтобы выполнить эту задачу.

Вне зависимости от того, проводите вы общий или детальный анализ, важно, чтобы вы полностью оценили положение дел. В этом как раз и может помочь вам внешняя оценка со стороны административных органов образования или со стороны ИЕВО. Их оценка, основанная на анализе положения дел в большом количестве школ, служит важным фактором регулирования. Такое регулирование помогает вам понять, что ваши суждения точны и ваши ожидания результатов соответствуют ситуации и в достаточной мере побудительны. Внешнее регулирование оценки также придаст вам уверенность в справедливости собственных оценок.

Национальные стандарты и отчеты о качестве работы школ, включая и те, что касаются отдельных аспектов, связанных с составлением учебных планов, также дают вам важные ориентиры, которые можно использовать при проведении оценки работы вашей собственной школы, сектора или коллектива. Вы можете встретить отчеты о проверках отдельных школ по всей Шотландии на веб-сайте ИЕВО (http://www.hmie.gov.uk). На этом веб-сайте также публикуется информация, касающаяся дополнительных источников с рекомендациями о том, как пользоваться показателями качества.

 Что мы собираемся делать в настоящее время?

Ответив на вопросы Как мы работаем? и Как нам это узнать?, вы должны перейти к планированию улучшений и составлению отчета о стандартах и качестве работы в школе. Самооценка является неотъемлемой частью обоих процессов.

В разделе плана развития школы, посвященном проверкам, вы будете составлять краткую оценочную сводку результатов самооценки с указанием сильных сторон в работе и того, что нуждается в развитии, с вашей точки зрения.

В разделе, посвященном мероприятиям, вы будете перечислять первоочередные задачи и цели, поставленные в рамках планирования улучшений в работе, которые следует выполнить для удовлетворения нужд школы.

В вашем отчете о стандартах и качестве работы вы будете подробно освещать результаты проведенной самооценки. Возможно, вы сосредоточитесь на детальном анализе одного или нескольких аспектов каждой ключевой области за последние три года или другой период. Если это не представляется возможным, вы сможете собрать фактический материал в ходе общего анализа качества работы школы.

Вам пригодятся показатели шести уровней качества работы, которые помогут вашему отчету стать основательнее и вместо простого описания положения дел дадут ему настоящую оценку. Эти шесть уровней должны позволить вам сделать такие выводы о качестве работы, как: «Большинство учащихся соответствует национальному уровню обучения или превосходит этот уровень по чтению … или … почти во всех классах отмечена слабая способность к решению задач по математике ... или ... хотя в некоторых секторах существует хорошая практика работы, оценочная сторона деятельности как составляющая преподавания поставлена повсеместно слабо. Многим секторам школы предстоит еще освоить пересмотренные школьные правила для выработки сравнительных параметров успеваемости учащихся и для установления регулярной обратной связи».

В хорошем отчете о стандартах и качестве работы должны быть:

  • прописаны наиболее важные сильные стороны работы;

  • определены уровни работы, которых следует придерживаться;

  • определены нужды и приоритеты развития, а также поставлены задачи.

Могут быть случаи, когда по некоторым аспектам работы ответом на вопрос Что мы собираемся делать в настоящее время? будет В настоящее время ничего. Это объясняется тем, что, несмотря на неважное положение дел в каком-либо рассматриваемом секторе работы, оно соответствует приемлемому стандарту, в то время как имеются проблемы, которые вызывают гораздо большую озабоченность.

Ответ на вопрос о том, что следует делать в настоящее время, поможет вам выбрать управляемое количество первоочередных проблем, для решения которых вы можете поставить конкретные, выполнимые и поддающиеся оценке задачи. Первоочередные задачи должны:

  • отражать цели, поставленные школой;

  • включать в свой временной цикл общенациональные приоритеты и соотносимые местные задачи по улучшению работы;

  • быть увязаны на уровне коллектива с первоочередными задачами школы;

  • вести к составлению ясных планов действий.

Подготовка отчетов о стандартах и качестве работы является составной частью процесса планирования и самооценки. Вы должны подавать отчеты в соответствии с временным циклом, установленным для этого вашим руководством, а также предоставлять его на рассмотрение школьного сообщества и других заинтересованных сторон. Этот отчет должен также включать в себя вопросы для обсуждения с работниками административных органов образования и их мнения о стандартах и качестве работы в соответствии с общей точкой зрения административных органов образования. Последние будут ссылаться на ваш отчет, а также на отчеты других школ при составлении сводных отчетов о стандартах и качестве работы в рамках административных органов образования. ИЕВО будет использовать его в качестве отправной точки для своих проверок. Наконец, он может быть использован при планировании соответствующей поддержки со стороны консультативных и вспомогательных органов.

___________________

1 В рамках данного издания термин «коллектив» включает в себя самые различные группы людей, которые работают в дошкольных учреждениях и школах. В качестве примера можно привести персонал дошкольных учреждений и детских ясель, учителей определенного уровня начальной школы, членов «управления» средней школы, старших управленцев, персонал, занимающийся инструктажем и оказывающий помощь при обучении, рабочие группы, группы партнерских учреждений, технический, офисный и административный персонал.

Рейтинг@Mail.ru