Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2007

ТЕМА НОМЕРА

Самооценка школы
Методическое руководство

Руководство «Насколько хорошо работает наша школа?» посвящено такому важному вопросу как самооценка деятельности образовательного учреждения. Чтобы понять назначение этого документа, и – самое главное – контекст, в рамках которого он используется, обратимся к основным принципам организации англосаксонской системы образования, в частности, Шотландии, поскольку этот документ – результат работы шотландской инспекции Ее Величества по образованию.

 

Базовые принципы образовательной политики Великобритании

Отметим, что система образования Великобритании (как и все общество) развивается в контексте рыночного подхода и, как следствие, ориентирована на потребителя. Это касается и самого основного образовательного института – школы.

Отличительной особенностью британской системы образования является высокая автономия школы и ее обязательная отчетность перед общественностью и местным сообществом. Как отмечают сами шотландцы, качественное образование требует как профессиональной свободы, так и подотчетности общественности.

Очевидно, что подотчетность нельзя обеспечить без систематического анализа своей деятельности и информирования внешних потребителей о достигнутых результатах и обнаруженных проблемах. Именно самооценка и внешняя инспекция являются источниками такой информации. При этом важной особенностью государственной инспекции является ее доверительность и ориентация на те проблемы и достижения, которые выявлены самой школой при проведении самооценки. Таким образом, доверие является еще одной отличительной чертой англосаксонского образования.

Наконец, необходимо отметить присущую британцам культуру управления, опирающуюся на использование достоверных данных при реализации образовательной политики. Это касается и государственных политиков, и местных правительств, и самих школ. Здесь уместно процитировать признанного авторитета в области образовательных реформ Майкла Барбера1:

«Все больше школы имеют возможность проводить чрезвычайно ценный анализ результатов тестов и экзаменов. Современные статистические методы позволяют школам установить, чего им удалось добиться или, говоря иначе, насколько повысились результаты учащихся. Часто эти данные можно разбить по группам, чтобы получить более детальную картину. Таким образом, школа может видеть, насколько эффективной была ее работа с более или менее способными учениками, с девочками и мальчиками, белыми и цветными детьми… Директора школ имеют доступ к подобным данным прямо со своего компьютера и они могут сравнивать свои школы со всеми другими школами или школами сходного типа».

Все вместе – знание своих целей, постановка конкретных задач, самооценка и сбор данных – является факторами улучшения работы школ.

Автономия, подотчетность, доверие и информированность – вот, пожалуй, базовые принципы британской системы образования. Именно они лежат в основе информированной и компетентной образовательной политики.

Самооценка школы

Процесс самооценки можно назвать фундаментальным в британском образовании. Он направлен на совершенствование работы школ и основывается на разнообразных данных, собираемых школой и получаемых ею от государственных структур и негосударственных организаций. Это как раз та ситуация, когда данные собираются не для внешней отчетности, а для использования в процессе собственного развития.

Документ, который мы публикуем ниже, как раз помогает проводить такую самооценку, выявляя слабые и сильные стороны деятельности образовательного учреждения. Эта работа проводится в шотландских школах каждый год, и по ее итогам они обновляют план своего развития. Кроме того, информация, собранная в ходе проведения самооценки, широко используется ОУ для подготовки различных информационных материалов (буклетов, дайджестов, информационных и рекламных листков, и т.п.), представляемых широкой общественности.

Государственная инспекция

А теперь остановимся на нескольких важных моментах, связанных с государственной инспекцией. Что касается самих инспекторских проверок, то они проводятся раз в три года. Небольшая группа инспекторов работает в школе 3–5 дней. Правда, такая практика здесь введена около пяти лет назад. Раньше подобные проверки длились около двух недель. Но сейчас в основе содержания инспекции, прежде всего, лежит собственно материал самооценки школы. Этот документ заранее отправляется ОУ в инспекцию. И проверяющие, приходя в школу, уже знают по этому документу ее слабые и сильные стороны.

В ближайшее время планируется ввести более мягкие условия инспекции для тех школ, которые работают успешно, например, проводить проверку раз в пять лет. Таким образом, у инспекторов освободится время для более тщательной работы с другими ОУ.

По итогам инспекционной проверки обязательно публикуется доклад инспекции Ее Величества. Это небольшой по объему документ, содержащий оценку работы школы и рекомендации по ее улучшению. Доклад всегда публикуется в Интернете. Таким образом, познакомиться с ним могут родители, представители СМИ, власти и т.д. Более того, такой доклад непременно рассылается всем родителям данной школы.

В целом можно сказать, что инспекция рассматривается в Шотландии не как надзорный, контролирующий орган, по результатам работы которого к школе применяются жесткие санкции, а как консультант и помощник. Инспектора всегда формулируют предложения и рекомендации, которые помогут ОУ улучшить свою работу. Более того – после проведения инспекции школа непременно заполняет специальный документ, где отмечает, насколько полезна была проверка, как она помогла педагогам и администрации, какие советы были адекватными. Таким образом происходит контроль качества работы самой инспекции.

Еще одна важная задача инспекции – распространение опыта работы наиболее успешных школ. Проводя регулярные проверки, инспектора, конечно же, знают, у каких школ и что именно лучше получается. Так создается своеобразная база данных – национальный банк лучших практик. Поэтому после того как в школе прошла проверка, ей даются рекомендации и адреса конкретных ОУ, у которых можно чему-то поучиться. Таким образом, контролирующий орган фактически способствует партнерству образовательных учреждений. Такой сбор лучших практик в копилку и помощь школам в налаживании партнерских связей – непременная часть работы инспекции.

Особо стоит подчеркнуть то, что и школы, и органы управления образованием, и инспекция разговаривают друг с другом на одном языке. Тот набор индикаторов и показателей, по которым собираются данные, те понятия и термины, которые используются при проведении самооценки школы – едины для всех. Ни одному образовательному учреждению в голову не может прийти, что оно должно предоставить какие-то сведения, заранее не оговоренные в документах. Подобная культура языка, культура организации работы на разных уровнях образования исключительно важны и являются, на мой взгляд, мощным фактором создания эффективных взаимоотношений между школами и органами власти.

О пособии «Насколько хорошо работает наша школа?»

Когда основные моменты в организации системы образования Шотландии обозначены, обратимся к публикуемому ниже пособию. Своим появлением на свет оно обязано шотландской инспекции Ее Величества по образованию.

Это методическое руководство, с помощью которого любая школа может проанализировать свою деятельность по ряду ключевых направлений. Например: как устроен учебный план, как работает система помощи учащимся, каков психологический климат в школе, на что направлена управленческая деятельность школьной администрации и т.д. То есть в пособии представлен набор основных, понятных всем областей, определяющих содержание работы школы. Все показатели, содержащиеся в этом документе, были апробированы в ряде школ, и именно поэтому он носит практический характер. Плюс к этому, создатели пособия доступно объясняют, в каком порядке и как именно школа должна собирать данные, какие показатели в нем используются, как нужно заполнять прилагаемые таблицы и какие выводы можно сделать после проделанной работы.

Можно сказать, что школа с помощью этого пособия диагностируется по основным параметрам. Для этого шотландцы предлагают использовать три базовых вопроса, которые можно задать относительно любой области работы школы:

1. Как мы работаем?

2. Как нам это узнать?

3. Что мы собираемся делать в настоящее время?

Помимо показателей качества работы школы и их подробного описания, в этом руководстве есть также еще одна очень важная вещь. А именно: критерии, на основании которых школа может выставить себе оценку в той или иной области.

Для того, чтобы педагогический коллектив школы смог понять, к какому из шести предлагаемых уровней можно себя отнести, к каждому из показателей создатели руководства приводят два примера. Они подробно расшифровывают, за что можно было бы себя отнести к уровню «два» или к уровню «пять». Далее – логика понятна. Если школа работает слабее, чем указано в формулировках второго уровня, это значит, что пока она только на первом уровне. Если же дела обстоят чуть лучше, чем на уровне два, значит школа уже ближе к третьему уровню.

Кстати, замечу, что сами шотландские школы не любят выставлять себе очень высокие баллы. Мне посчастливилось побывать в довольно успешных школах. Но сами они не спешат говорить о своих достижениях, заявляя, что до высшего, шестого, уровня им еще далеко.

Итак, перед нами – методическое руководство, позволяющее самой школе отвечать на три важных вопроса, и обучающее тому, как определить, на каком уровне она находится по конкретному показателю качества.

Шотландские школы занимаются самооценкой с помощью этого пособия каждый год, начиная работу по заполнению табличных форм в начале учебного года. И таким образом, к концу учебного года у них есть достоверные данные о своей деятельности. Так самооценка способствует созданию системы внутришкольного мониторинга.

Директора уверены в том, что если родители и дети выбирают их школу, а государство дает им деньги, то они непременно должны делиться результатами своей деятельности. А подобное руководство только облегчает им эту работу.

Кстати…

Школьное образование в Шотландии делится на две части – начальное (Primary – P) и среднее (Secondary – S).

Начальное образование (P) продолжается семь лет и по годам обучения (классам) делится на следующие этапы: Р1 (дети в возрасте 5 лет); Р2 (дети в возрасте 6 лет) и так далее до Р7 (дети в возрасте 11 лет).

Среднее образование (S) включает два этапа: начальное среднее образование (lower secondary) и финальное среднее образование (upper secondary). Начальное среднее образование продолжается четыре года и охватывает детей в возрасте 12–16 лет. В первые два года – уровни S1 и S2 – дается образование, базирующееся на программах и предметах, изученных в начальной школе, вторые два года – уровни S3 и S4 – включают уже специализированные предметы и курсы, обеспечивающие профессиональную ориентацию.

Финальное среднее образование длится два года – S5 и S6 – и охватывает детей в возрасте 16–18 лет. На этой стадии происходит подготовка к продолжению образования или к трудовой занятости.

Как пособие может помочь российским школам

В последние годы все больше внимания уделяется формированию самых разных гражданских институтов. А разговоры об участии общества в жизни школы перестают быть просто разговорами. Все чаще признается тот факт, что результаты труда в любых областях, не только в образовании, должны признаваться и оцениваться теми, для кого они делаются.

Российские школы начинают понимать важность подготовки публичного или открытого доклада. Замечу, что такая работа проводилась в десяти регионах Российской Федерации в рамках проекта НФПК «Реформа системы образования». В первую очередь, значимость таких докладов понимают городские школы, которые живут в условиях реальной конкурентной среды.

Активно идет и работа в семнадцати регионах России, реализующих комплексные проекты модернизации образования (национальный приоритетный проект «Образование»), где одним из направлений значится расширение общественного участия в управлении образованием.

В общем, публичная отчетность тоже становится элементом жизни российских школ. Образовательные учреждения начинают понимать, что им нужно учиться разговаривать с теми, для кого они работают. Но только осознавать это – мало. Реальность требует от школы перемен в своей внутренней жизни. И публикуемое в этом номере газеты руководство как раз может помочь ей в этом.

Ведь в нем обозначены основные принципы и ключевые области работы школы. Большинство из них применимо как к ОУ в Англии и Шотландии, так и в России. Думаю, что такого рода методических разработок нашим школам очень не хватает.

Игорь ВАЛЬДМАН, руководитель образовательной программы
Московской школы социальных
и экономических наук,
в 2005–2006 гг. –
координатор программы
«Мониторинг качества
и статистика образования» НФПК

Рейтинг@Mail.ru