Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2007

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Воспитание в школе

Концепция системы дополнительного образования

В концепции модернизации российской системы образования определена важность и значение системы дополнительного образования (ДО). Она способствует развитию склонностей, способностей, интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

I. Актуальность проблемы

Развитие ДО рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики.

ДО детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

II. Цель и задачи системы ДО

Цель: создание условий для изучения развития и реализации интересов, способностей, наклонностей и талантов детей для их самореализации и самоопределения в обществе.

Задачи:

  • изучение интересов и потребностей обучающихся детей;

  • определение содержания ДО детей, его форм и методов работы с учетом возраста обучающихся;

  • формирование условий для создания единого образовательного пространства;

  • расширение видов творческой деятельности в системе ДО для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся;

  • создание условий для освоения духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

  • обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой социальной активности.

III. Теоретическая основа концепции системы ДО

В условиях образовательного учреждения ДО дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение такой возможности означает включение в занятия по интересам, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личные качества. Поэтому концепция ДО детей основана на личностно ориентированной воспитательной системе по О. Газману.

Принципы ДО:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельная, исследовательская основа образовательного процесса.

Направления работы системы ДО:

  • художественно-эстетическое;

  • туристско-краеведческое;

  • эколого-биологическое;

  • спортивно-оздоровительное;

  • поисково-исследовательское.

IV. Этапы формирования системы ДО

1-й этап – проектный

(сентябрь 2004 г. – июнь 2005 гг.)

1. Обсуждение и утверждение концепции системы дополнительного образования на педагогическом совете.

2. Определение совместно с учащимися наиболее рациональной системы кружковых, секционных объединений.

3. Программирование и планирование работы педагогов ДО.

4. Создание единого образовательного пространства.

2-й этап – практический

(сентябрь 2005 г. – июнь 2009 гг.)

1. Опытно-педагогическая деятельность педагогов ДО по построению системы ДО.

2. Апробация новых форм в работе объединений ДО.

3. Определение возможностей, условий, приемов и методов создания для учащихся ситуаций выбора и успеха в ДО.

4. Выявление характерных черт личности, профессиональное ориентирование, занятия объединений, участие в общешкольных мероприятиях.

5. Ежегодное исследование эффективности работы объединения ДО.

6. Расширение возможностей в школе для самовыражения и самореализации учащихся.

7. Осуществление научно-исследовательской деятельности в рамках системы ДО, участие в научно-практических конференциях.

8. Творческое развитие педагогов и коллективов ДО.

9. Поддержание постоянных контактов с ДОУ, общественными организациями, Домом культуры, учебными заведениями района, краеведческим музеем.

10. Проектная деятельность в системе ДО.

3-й этап – обобщающий

(сентябрь 2009 г. – май 2010 гг.)

1. Систематизация приемов и методов создания для учащихся ситуации выбора и успеха в системе ДО.

2. Подготовка и оформление методического материала по теме «Научно-исследовательская деятельность в системе ДО».

3. Подготовка диагностико-аналитических материалов по итогам работы объединений.

4. Участие педагогов ДО в школьной научно-практической конференции «Личностно ориентированная воспитательная система: опыт проектирования и построения».

5. Проектирование дальнейшего развития объединений и системы ДО.

V. Условия реализации задач системы ДО:

1. Четкое определение целей, поставленных задач, для решения которых готов школьный коллектив, учащиеся и их родители.

2. Целостность всей образовательной системы школы.

3. Необходимый уровень знаний, умений и навыков учащихся.

4. Поддержка существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни школьников.

5. Интеграция основного и дополнительного образования детей.

6. Повышение квалификации, проведение семинаров, самообразование педагогов дополнительного образования.

7. Систематический контроль за результативностью деятельности объединений в системе ДО.

Пояснительная записка

В школе разработана концепция системы дополнительного образования. Для ее реализации необходима программа, которая четко определит курс развития системы ДО. Содержание данной программы нацелено в первую очередь на развитие способностей детей, их саморазвитие и самоопределение в обществе. Программа предполагает объединение основного и дополнительного образования, связывает деятельность объединений в единый образовательный процесс.

Содержание программы носит патриотическую направленность. Программа является модифицированной, так как в ее основе лежит программа Президента РФ «Патриотическое образование граждан РФ».

Цель: воспитание полноценных граждан России путем изучения, развития и реализации интересов, способностей, наклонностей и талантов детей для их самореализации и самоопределения в обществе.

Задачи:

  • Изучение интересов и потребностей обучающихся в системе ДО детей;

  • Определение содержания ДО, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возрастных особенностей;

  • Формирование условий для создания единого образовательного пространства;

  • Расширение видов творческой деятельности в системе ДО для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей учащихся;

  • Создание условий для освоения духовных и культурных ценностей, проявления уважения к истории и культуре своего и других народов;

  • Обращение к личным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой социальной активности.

Участники и организаторы программы:

  • Учащиеся Саскалинской МСПОШ;

  • Педагоги дополнительного образования;

  • Коллектив учителей;

  • Психолог;

  • Социальный педагог;

  • Библиотекарь.

Условия, необходимые для реализации программы:

  • Необходимый уровень знаний, умений и навыков учащихся;

  • Тесная связь дополнительного образования с основным;

  • Доброжелательные и творческие отношения педагогического коллектива с учащимися школы;

  • Необходимые помещения для занятий;

  • ТСО, дидактический материал;

  • Канцелярские принадлежности;

  • Методическая литература.

Содержание

Направления деятельности ДО:

  • Художественно-эстетическое;

  • Туристско-краеведческое;

  • Эколого-биологическое;

  • Спортивно-оздоровительное;

  • Поисково-исследовательское.

Формы проведения занятий:

  • Практическое занятие;

  • Лекция;

  • Семинар;

  • Конференция;

  • Игра;

  • Диспут;

  • Эксперимент;

  • Театрализованное представление;

  • Проектная деятельность.

Составляющие системы ДО

· Внеурочная деятельность:

  • Кружки по интересам;

  • Предметные кружки;

  • Спортивные кружки.

· Урочная деятельность:

  •  Уроки истории, экологии, информатики, трудового обучения, технологии, ОБЖ.

· Детские объединения:

  •  «Мир русской деревни», «По следам Робинзона», «Краеведение», «Экологическая тропа», «Баскетбол», «Волейбол», «Здоровье», «Безопасное колесо», «Химия жизни».

Предполагаемый результат

  • Занятость и развитие детей в системе ДО;

  • Способность учащихся к самореализации и самоопределению в обществе.

Методическое обеспечение

  • Концепция системы дополнительного образования.

  • Концепция воспитательной системы школы.

  • Программа Президента РФ «Патриотическое образование граждан РФ».

Контроль и руководство

  •  Заместитель директора по ВР

  •  Заместитель директора по УР

  • Директор школы  

 

Рейтинг@Mail.ru