Воспитание в школе
Концепция системы дополнительного
образования
В концепции модернизации российской
системы образования определена важность и
значение системы дополнительного образования
(ДО). Она способствует развитию склонностей,
способностей, интересов социального и
профессионального самоопределения детей и
молодежи.
I. Актуальность проблемы
Развитие ДО рассматривается как одно
из приоритетных направлений образовательной
политики.
ДО детей – целенаправленный
процесс воспитания, развития личности и обучения
посредством реализации дополнительных
образовательных программ, оказания
дополнительных образовательных услуг и
информационно-образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в
интересах человека, государства.
II. Цель и задачи системы ДО
Цель: создание условий для изучения
развития и реализации интересов, способностей,
наклонностей и талантов детей для их
самореализации и самоопределения в обществе.
Задачи:
изучение интересов и потребностей
обучающихся детей;
определение содержания ДО детей, его
форм и методов работы с учетом возраста
обучающихся;
формирование условий для создания
единого образовательного пространства;
расширение видов творческой
деятельности в системе ДО для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей
обучающихся;
создание условий для освоения
духовных и культурных ценностей, воспитания
уважения к истории и культуре своего и других
народов;
обращение к личностным проблемам
обучающихся, формирование их нравственных
качеств, творческой социальной активности.
III. Теоретическая основа
концепции системы ДО
В условиях образовательного
учреждения ДО дает ребенку реальную возможность
выбора своего индивидуального пути. Получение
такой возможности означает включение в занятия
по интересам, увеличивает пространство, в
котором школьники могут развивать свою
творческую и познавательную активность,
реализовать свои личные качества. Поэтому
концепция ДО детей основана на личностно
ориентированной воспитательной системе по О.
Газману.
Принципы ДО:
1. Свободный выбор ребенком видов и
сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные
интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного
самоопределения и самореализации ребенка.
4. Единство обучения, воспитания,
развития.
5. Практико-деятельная,
исследовательская основа образовательного
процесса.
Направления работы системы ДО:
художественно-эстетическое;
туристско-краеведческое;
эколого-биологическое;
спортивно-оздоровительное;
поисково-исследовательское.
IV. Этапы формирования системы ДО
1-й этап – проектный
(сентябрь 2004 г. – июнь 2005 гг.)
1. Обсуждение и утверждение
концепции системы дополнительного образования
на педагогическом совете.
2. Определение совместно с учащимися
наиболее рациональной системы кружковых,
секционных объединений.
3. Программирование и планирование
работы педагогов ДО.
4. Создание единого
образовательного пространства.
2-й этап – практический
(сентябрь 2005 г. – июнь 2009 гг.)
1. Опытно-педагогическая
деятельность педагогов ДО по построению системы
ДО.
2. Апробация новых форм в работе
объединений ДО.
3. Определение возможностей,
условий, приемов и методов создания для учащихся
ситуаций выбора и успеха в ДО.
4. Выявление характерных черт
личности, профессиональное ориентирование,
занятия объединений, участие в общешкольных
мероприятиях.
5. Ежегодное исследование эффективности
работы объединения ДО.
6. Расширение возможностей в школе
для самовыражения и самореализации учащихся.
7. Осуществление
научно-исследовательской деятельности в рамках
системы ДО, участие в научно-практических
конференциях.
8. Творческое развитие педагогов и
коллективов ДО.
9. Поддержание постоянных контактов
с ДОУ, общественными организациями, Домом
культуры, учебными заведениями района,
краеведческим музеем.
10. Проектная деятельность в системе
ДО.
3-й этап – обобщающий
(сентябрь 2009 г. – май 2010 гг.)
1. Систематизация приемов и методов
создания для учащихся ситуации выбора и успеха в
системе ДО.
2. Подготовка и оформление
методического материала по теме
«Научно-исследовательская деятельность в
системе ДО».
3. Подготовка
диагностико-аналитических материалов по итогам
работы объединений.
4. Участие педагогов ДО в школьной
научно-практической конференции «Личностно
ориентированная воспитательная система: опыт
проектирования и построения».
5. Проектирование дальнейшего
развития объединений и системы ДО.
V. Условия реализации задач
системы ДО:
1. Четкое определение целей,
поставленных задач, для решения которых готов
школьный коллектив, учащиеся и их родители.
2. Целостность всей образовательной
системы школы.
3. Необходимый уровень знаний,
умений и навыков учащихся.
4. Поддержка существующих школьных
традиций и поиск новых путей организации жизни
школьников.
5. Интеграция основного и
дополнительного образования детей.
6. Повышение квалификации,
проведение семинаров, самообразование педагогов
дополнительного образования.
7. Систематический контроль за
результативностью деятельности объединений в
системе ДО.
Пояснительная
записка
|
В школе разработана
концепция системы дополнительного образования.
Для ее реализации необходима программа, которая
четко определит курс развития системы ДО.
Содержание данной программы нацелено в первую
очередь на развитие способностей детей, их
саморазвитие и самоопределение в обществе.
Программа предполагает объединение основного и
дополнительного образования, связывает
деятельность объединений в единый
образовательный процесс.
Содержание программы носит
патриотическую направленность. Программа
является модифицированной, так как в ее основе
лежит программа Президента РФ «Патриотическое
образование граждан РФ».
Цель: воспитание полноценных
граждан России путем изучения, развития и
реализации интересов, способностей,
наклонностей и талантов детей для их
самореализации и самоопределения в обществе.
Задачи:
Изучение интересов и потребностей
обучающихся в системе ДО детей;
Определение содержания ДО, его форм и
методов работы с обучающимися с учетом их
возрастных особенностей;
Формирование условий для создания
единого образовательного пространства;
Расширение видов творческой
деятельности в системе ДО для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей
учащихся;
Создание условий для освоения
духовных и культурных ценностей, проявления
уважения к истории и культуре своего и других
народов;
Обращение к личным проблемам
обучающихся, формирование их нравственных
качеств, творческой социальной активности.
Участники и организаторы программы:
Условия, необходимые для реализации
программы:
Необходимый уровень знаний, умений и
навыков учащихся;
Тесная связь дополнительного
образования с основным;
Доброжелательные и творческие
отношения педагогического коллектива с
учащимися школы;
Необходимые помещения для занятий;
ТСО, дидактический материал;
Канцелярские принадлежности;
Методическая литература.
Содержание
Направления деятельности ДО:
Художественно-эстетическое;
Туристско-краеведческое;
Эколого-биологическое;
Спортивно-оздоровительное;
Поисково-исследовательское.
Формы проведения занятий:
Составляющие системы ДО
· Внеурочная деятельность:
Кружки по интересам;
Предметные кружки;
Спортивные кружки.
· Урочная деятельность:
Уроки истории, экологии,
информатики, трудового обучения, технологии, ОБЖ.
· Детские объединения:
«Мир русской деревни», «По следам
Робинзона», «Краеведение», «Экологическая
тропа», «Баскетбол», «Волейбол», «Здоровье»,
«Безопасное колесо», «Химия жизни».
Предполагаемый результат
Методическое обеспечение
Концепция системы дополнительного
образования.
Концепция воспитательной системы
школы.
Программа Президента РФ
«Патриотическое образование граждан РФ».
Контроль и руководство
|
|