Воспитание в школе
Анализ воспитательной работы
Воспитание – основа всего
образовательного процесса в школе, оно
неразрывно связано с обучением, так как обучая
детей, мы их воспитываем, а воспитывая –
обучаем.
В 2005/2006 гг. школа продолжила работу
по теме «Личность и общество». Личностно
ориентированная концепция воспитательной
системы школы находится на практическом этапе ее
реализации. Цель воспитания осталась прежней, а
вот в задачи внесены дополнения. В предыдущем
учебном году было отмечено недостаточное
участие родителей в жизни ОУ, а отсюда и пробелы в
воспитании детей, поэтому перед педагогами
встала задача: вовлечение родителей в
учебно-воспитательный процесс. Исходя из этого,
общешкольные и классные мероприятия
планировались с учетом поставленных целей и
задач.
Коллектив педагогов и учащихся
активно работал в рамках следующих программ:
«Семья», «Одаренные дети», «Каникулы». Кроме
того, не останавливалась работа и в рамках уже
запущенного проекта «Россиянин», и
разработанного в этом году проекта «Сбереги
здоровье смолоду». В течение года наблюдалась
тесная взаимосвязь названных звеньев в
воспитывающей деятельности, что послужило
системному подходу к достижению поставленной
цели. Такие общешкольные мероприятия, как
«Частушка – душа России», «Осенняя
рассыпуха», «Моя семья – моя радость», имели
ярко выраженную патриотическую направленность,
проводились совместно с родителями, которые
являлись не просто наблюдателями, а активными
участниками в подготовке и проведении КТД. На
первое место при проведении мероприятий
ставилось воспитание духовно-нравственных
качеств личности и развитие творческих
способностей учащихся.
Опыт работы показал, что в
связи с выбором оптимальных форм и методов
работы повысилось качество проведения
общешкольных и классных мероприятий и,
соответственно, возрос воспитательный потенциал
всего образовательного процесса.
|
Продуктивная деятельность
коллектива послужила формированию традиций
школы. Это проведение мероприятий, посвященных
государственным праздникам: День знаний, День
конституции, День матери, Новый год, День
защитников Отечества, Международный женский
день, День победы, День самоуправления, День
здоровья, месячник оборонно-массовой работы,
Последний звонок и др. Радует то, что
традиционным стал творческий подход к
воспитательному процессу в целом, учителя и
учащиеся реализуют свой потенциал, развивают
таланты и способности.
Деятельность классных руководителей
тесно связана с общешкольной воспитательной
работой. В ОУ – 9 классных руководителей, двое
из них работают в спаренных классах: 2-м и 4-м, 8-м и
9-м. Все педагоги разработали программы своей
деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей. В 1-м и 5-м
классах в работу запущены проекты: «Рассвет»
(1 кл.) и «Путь к успеху» (5 кл.). Кроме того,
в 10-м классе разработана программа
«Профориентация», способствующая
самоопределению и самореализации школьников.
Содержание воспитательной работы в
классах соответствует общешкольным целям и
задачам. Коллективная работа проводится в форме
КТД, защиты проекта, КВНа, викторины и т.д.
Индивидуальная работа – в форме бесед,
«тет-а-тетов», посещения семей. Все классные
руководители провели открытые классные часы.
Наиболее интересными и творческими были: защита
проекта «Строим дом для милой мамы» в 7-м классе,
«час общения» в 8–9-х классах «Хочу, могу, нужно»,
КТД «Профессия – врач» в 10-м классе, проект
«Творить добро» в 6-м классе. В этом году на базе
нашей школы проходили районные семинары, в
работе которых активное участие приняли
классные руководители: классный час «Быть добрым
надо по привычке» в 3-м классе, «О дружбе по душам»
в 5-м классе.
Следует отметить и то, что многие
классные руководители проявили инициативу в
организации общешкольных мероприятий. Это
повысило профессиональный уровень педагогов и
способствовало активному вовлечению учащихся в
творческую познавательную деятельность. Так, за
проведение КТД «Осенняя рассыпуха» отвечал
классный руководитель 7-го класса; за линейку,
посвященную Дню матери, – классный
руководитель 6-го класса и т.д.
Показателем продуктивной
деятельности классных руководителей является
выход на районный уровень. Это участие не только
в семинарах, но и в районных и областных
конкурсах. В заочном конкурсе «Самый классный
классный» приняли участие О.И. Столярова и Н.А.
Козина. В конкурсе проектов «Калейдоскоп
семейных дел» участвовала Н.М. Налетова (2-е
место). Т.А. Порохова разработала проект по
малозатратным формам летнего отдыха детей,
который напечатан в брошюре о занятости и
оздоровлении детей Шимановского района. Н.А.
Никитенко приняла участие в областном конкурсе
профильных смен с проектом «Цветочный городок»,
занявший призовое место, и на его осуществление
была выделена финансовая помощь.
Реализация творческого потенциала
педагогов происходит и в системе
дополнительного образования, которая
способствует всестороннему развитию личности
школьника и включает в себя работу с одаренными
детьми. В течение года в школе работало 11
объединений учащихся по разным направлениям:
краеведческое, эстетическое, экологическое,
спортивно-оздоровительное. Показателем
деятельности кружков является высокий процент
посещаемости – 190% (2005 г. – 165%,
2004 г. – 147%), а также участие в школьных,
районных и областных мероприятиях. В районных
семинарах приняли участие ребята из кружков «По
следам Робинзона», «Краеведение», «Вокал». В
районном конкурсе авторских программ
деятельности объединения участвовала О.И.
Столярова («Мир русской деревни»), а в конкурсе
кружков – Н.А. Никитенко («По следам
Робинзона»).
В этом году по-прежнему остались
нерешенными проблемы преемственности и
продолжения дополнительного образования
учащихся. Также наблюдалось понижение
продуктивности кружка «Вокальная группа» и
«Гитара» и снижение посещаемости кружков в IV
четверти. Данные вопросы необходимо поставить на
контроль и разрешить возникшие проблемы.
Большую роль в развитии
познавательной активности, инициативы и
становлении гражданской позиции школьников
играет ШНИО «Эврика». В него входят учащиеся из
разных объединений, которые занимаются
научно-исследовательской деятельностью. Ребята
из кружка «Краеведение» приняли участие в
заочной районной научно-практической
конференции, а еще отправили свои
исследовательские работы на областной конкурс
«Отечество».
Проблемы, исследуемые детьми,
рассматриваются на заседаниях ШНИО. Одно из них
было посвящено 100-летию Российского
парламентаризма, где ребята не только узнали
много нового о Государственной Думе, но и
обсудили возникшие вопросы с сельскими
депутатами и главой администрации, подняли
проблему экологического состояния нашего села.
Ведется научно-исследовательская
работа и в спортивно-оздоровительном
направлении в рамках проекта «Сбереги здоровье
смолоду», который предполагает использование
здоровьесберегающих технологий во всех сферах
образовательного процесса.
В школе работают спортивные секции:
«Волейбол», «Баскетбол», «Здоровье» и другие,
проводились мероприятия, посвященные Дню защиты
детей. Руководитель ОБЖ совместно с классными
руководителями проводит инструктажи по
обеспечению безопасности жизни человека,
периодически поднимается учебная пожарная
тревога. В ходе наблюдения за результатами
проводимых мероприятий было выявлено, что у
учащихся сформирован навык безопасного
поведения в обществе, прослеживается в основном
средний и высокий уровень физической подготовки.
В течение года не было ситуаций, угрожающих жизни
и здоровью детей.
В этом году в областной
научно-практической конференции по теме «Спорт и
здоровье» приняла ученица 10-го класса Ольга
Рачук, которая выступила с докладом «Физическая
культура и здоровье».
Органы самоуправления в школе
представлены детской организацией «Амурчата».
Она ведет работу по направлениям: «Амурские
роднички», «Зеленый мир» и др. В продолжение
года каждый класс выполнял творческие
исследовательские задания в форме проекта. Были
оформлены материалы по темам: «Лучшие из лучших»,
«Край родной», «Улучшить мир своими руками»,
«Люди нашего села», «Нет женщины прекраснее на
свете...». Учащиеся 6–7-х классов осуществляли
шефство над Аллеей Ветеранов и памятником
воинам-односельчанам, погибшим в годы войны.
Благодаря сбору материала и общению с жителями
села у детей формируются коммуникативные навыки,
развиваются духовно-нравственные качества,
толерантность.
С учащимися начальных классов работа
ведется по программе «3 + 4». Вожатая Н.А.
Никитенко вовлекает учащихся и учителей в
активную познавательную и творческую
деятельность. Результатом этого является
высокое качество проведенных КТД: «Мы артисты»,
«Наши руки не для скуки», «В мире музыки и
красок».
Вопросы организации школьной жизни и
проведения мероприятий, а также снятия денежных
средств со школьного спецсчета, решаются
активами классов на БУСе. В этом году был принят
Кодекс этики учащихся, который определил правила
поведения в школе. На итоговом заседании
отметили, что работа БУСа в течение года была
недостаточно активной. Тематические дискотеки,
которые решили проводить каждую четверть, не
проводились. Не было и классных часов,
организованных самими учащимися. Поэтому работу
БУСа в следующем году следует направить в русло
интерактивной деятельности, сделать активы
классов непосредственными организаторами и
участниками всех школьных дел.
Работу с «трудными» детьми,
многодетными и малообеспеченными семьями ведет
социальный педагог, осуществляя индивидуальный
подход к каждому ребенку. Вопросы слабой
успеваемости, пропуска уроков и девиантного
поведения учащихся рассматривались также на
заседаниях Совета профилактики. Совместная
работа социального педагога, администрации
школы и классных руководителей с рядом семей
привела к тому, что у ребят появилось желание
посещать школу, улучшилось поведение.
Затрудняет работу с такими детьми
отсутствие психолога в школе. Но, несмотря на это,
диагностические и психологические исследования
ведутся. Классные руководители проводят
диагностику уровня воспитанности учащихся и
удовлетворенности школьными предметами,
социометрию и др.
Опыт воспитательной работы за
прошедший год показал, что в связи с выбором
оптимальных форм и методов работы повысилось
качество проведения общешкольных и классных
мероприятий и, соответственно, возрос
воспитательный потенциал всего
образовательного процесса. Именно такие
результаты и предполагает развитие личностно
ориентированной воспитательной системы на
практическом этапе ее реализации. Данная система
заняла III место в районном конкурсе
воспитательных систем.
Планируя работу школы в следующем
учебном году, необходимо учесть недочеты,
выявленные в результате анализа, и провести
необходимую модернизацию деятельности классных
руководителей и педагогов дополнительного
образования. |