Воспитание в школе
Программа реализации воспитательной
системы
Наши усилия направлены на построение в
школе гуманистической системы воспитания. Мы
пытаемся, чтобы все структуры и факторы школьной
жизни эффективно содействовали развитию
личности школьника.
Системный взгляд на процесс
воспитания в учебном заведении позволил нам
условно выделить три направления
воспитательного взаимодействия с личностью
ребенка.
Первое направление – это
воспитательная система всего образовательного
учреждения, где педагогический коллектив
стремится упорядочить влияние всех факторов и
структур школьного сообщества на процесс
развития учащихся.
Второе направление – это
воспитательное пространство класса, где
проходит наибольшее количество актов
педагогического взаимодействия.
Третье направление – это
проектирование индивидуальной работы,
направленной на развитие конкретного ребенка.
Создавая воспитательную систему, мы
стремимся к тому, чтобы возникло
пространство самовыражения личности ребенка и
педагога. Учителям предоставляется реальная
возможность для самовыражения как в
профессиональной сфере, участвуя в
преподавательской, воспитательной,
управленческой деятельности), так и посредством
развития и проявления своих способностей в
различных видах искусства, спорте, рукоделии,
техническом творчестве. Учащимся создают
условия для самовыражения в познавательной,
трудовой, эстетической, коммуникативной, игровой
деятельности, занятиях физической культурой и
спортом.
В связи с возрастными особенностями
детей на каждой ступени определен доминирующий
вид деятельности.
В начальной школе работа детского
объединения осуществляется в рамках программы
воспитательной работы «Цветик-семицветик». Опыт
работы показывает, что младших школьников
привлекает игровая деятельность, которая
положена в основу программы. Ее содержание
составляют ценности народной культуры. Учащиеся
с удовольствием познают в предлагаемой игровой
форме обычаи, традиции, фольклор своего народа.
Все учащиеся начальных классов являются
членами детского объединения
«Цветик-семицветик», целью которого является
приобщение к ценностям народной культуры,
воспитание активной жизненной позиции,
творческого потенциала.
Объединение работает по семи
направлениям:
– «Океан дружбы» (калейдоскоп
школьных дел);
– «Лес сказок и приключений»
(постижение духовной культуры, мероприятия,
построенные на основе народных сказок);
– «Шкатулка народной мудрости»
(возрождение и проведение народных праздников);
– «Планета Неболейка» (спорт,
здоровье);
– «Мир веселых человечков» (игры,
рождающие стремление к преобразованию мира);
– «Зеленый мир» (воспитание культуры,
отношение человека с человеком, человека с
природой, человека с историческим прошлым);
– «В стране вежливости» (воспитание
навыков культурного поведения, привитие хороших
манер);
– музей «Казачий курень»;
– фольклорный ансамбль «Родничок».
На второй ступени приоритет
отдается детским объединениям по интересам,
коллективной творческой деятельности. За многие
годы в нашей школе накопились разнообразные
формы и способы ее организации, в основе которой
лежит интеграция учебной и внеклассной работы.
Однако если раньше акцент при подготовке и
проведении делался на сплочение общешкольного
коллектива, то сейчас ставится задача
использовать возможности коллективной
творческой деятельности для проявления и
развития индивидуальности ребенка. На второй
образовательной ступени работают клубы и кружки:
– «Метаморфоза» (драматический
кружок);
– «Белая ладья» (клуб шахматистов);
– «Народные промыслы» (работа с лозой,
соломкой и т.п.);
– «Мастерица» (по изучению культуры и
народного костюма народов России);
– Изучение и возрождение обрядов
донской земли;
– «Родные узоры» (бисероплетение);
– Народные игры (спортивные секции);
– «Свой голос» (печатный орган);
– «Аленушка» (ансамбль народной
песни);
– Хореографический кружок;
– Кружок народного корейского танца;
– «Казачий курень» (музей);
– «Родничок» (кружок по изучению
обрядов на донской земле)
– и др.
На второй образовательной ступени
школьникам предлагается целый комплекс
дополнительных занятий, ориентированных на
освоение народной культуры:
– «Мир растений донского края»;
– «Человек и природа донского края»;
– «История казачества»;
– «История донской культуры»;
– «Растения Ростовской области.
Лекарственные растения»;
– «Живая этика»;
– «Школьная риторика»;
– «Поэзия Дона»;
– «В мире животных» (продолжение
кружка «Растения Дона»);
– «Этика молодого человека»;
– «Проблемы экологии».
Школьное объединение «В мире
звезд» для учащихся 8–11 классов третьей ступени.
Объединение работает по следующим
направлениям:
1. «Фантазеры и знатоки»
(интеллектуальные игры).
2. «Удаль молодецкая» (подвижные
народные игры для подростков).
3. «Делу – время, потехе – час».
4. «Ералаш» (мир фантазий, мечтаний,
сказок).
5. «Обыкновенное чудо» (пробуждение у
ребят художественного интереса, тонкости
ощущений, воображения, творческого развития).
Школьное
объединение «В мире звезд»
|
Опишем подробнее
несколько направлений школьного объединения
учащихся третьей ступени.
«Удаль молодецкая». Подвижные
веселые игры любят ребята всех возрастов. Но
подросток не ребенок, он уже обладает
определенным жизненным опытом и не может жить
прежними иллюзиями. У него иные интересы –
интересы взрослого человека. Ребята не прочь
играть, только игра должна быть осмысленной.
Разнообразные средства, включенные в
игровые программы, содействуют активному
участию подростков, помогают преодолевать
физические и психологические затруднения.
Используются всевозможные виды игр:
игры-упражнения, игры-соревнования, игры-задания
и сюжетные игры. Благодаря им развивается
чувство товарищеской солидарности,
взаимопомощи, умение бороться за честь
коллектива. Большое воспитательное значение
имеет совместное участие юношей и девушек.
Девушки показывают примеры выносливости,
серьезного, ответственного отношения к игре.
Однако нельзя забывать, что подростки
быстро подхватывают все новое, что появляется в
области игр и развлечений. Поэтому можно отойти
от традиционных мероприятий и устроить
показательные выступления на роликах и
скейтбордах.
«Фантазеры и знатоки».
Правильно говорят, что досуг – наше богатство. С
пользой проведенное свободное время обогащает
чувства, мысли, знания, дарят радость.
Интеллектуальные игры помогают развить
эрудицию, проявить смекалку, доставляют истинное
удовольствие. Можно сказать, что такие
развлечения – это огромное светлое окно, через
которое в мир ребенка врывается живительный
поток представлений об окружающем мире; это
искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности. Но какой бы увлекательной
ни была игровая программа, все зависит от
творческой инициативы, фантазии самих детей. Они
являются и участниками, и создателями игровых
программ.
Среди предлагаемых мероприятий:
игра-путешествие «Вечер разгаданных и
неразгаданных тайн», литературная игра
«Путешествие в книжный океан», «Слет
мечтателей», «Аукцион знаний», конкурсная
программа «Защита фантастического проекта» и др.
К познавательным можно отнести игры,
направленные на процесс социализации. Интерес
подростков к ним объясняется возникающим
чувством взрослости, потребностью определить
свое место в обществе взрослых. Предлагаемые
игры: «Мнения» (угадать по высказыванию о себе
самом, кто это сказал); «Ассоциация» (по
ассоциациям угадывается человек, о котором
говорится) и др. |
На третьей ступени
распространенным видом работы является клубная
деятельность старшеклассников, социально
значимые дела и КТД. Учащиеся старших классов
склонны к общению и реализации своих интересов,
устремлений в объединениях клубного типа.
Принципиально важным является не только
активное участие ребенка в деятельности, но и
наличие у него реального права выбора. Мы
стараемся, чтобы взрослые и дети хорошо владели
методикой коллективной творческой работы, с
помощью которой создается ситуация выбора при
планировании и анализе совместной деятельности.
Наши усилия направлены на формирование широкой
сети кружков, клубов и секций, которые как бы
завязаны в узелки, порождающие воспитательный
комплекс. При школе есть музыкальная школа, где
обучается более 100 учащихся, функционируют
хоровые классы.
Кстати…
|
Оценка
результативности воспитательной системы
Для исследования эффективности
воспитательной системы школы народной культуры
целесообразно использовать ряд критериев:
самоактуализированность личности учащегося,
развитость креативных способностей,
сформированность нравственной направленности
личности, удовлетворенность детей
жизнедеятельностью в школе, эталонность
школьного коллектива в восприятии учащихся.
Для изучения эффективности
воспитательной системы используются такие
методики, как:
– анкетирование;
– тест П. Торренса для исследования
креативных способностей ребенка;
– тест «Размышляем о жизненном опыте»
Н.Е. Щурковой;
– методика «Удовлетворенность
учащихся жизнедеятельностью в школе» А.А.
Андреева;
– методика социально-психологической
самоаттестации коллектива (Р.С. Немов).
Выборку испытуемых в процессе
исследования эффективности воспитательной
системы могут составить учащиеся 3 (4)-х, 9-х и 11-х
классов.
Если по данным критериям оценивать
эффективность функционирования создаваемой
нами воспитательной системы, то можно
констатировать следующее:
– у детей и подростков преобладает
положительная самооценка, они уверены в своих
силах и возможностях, чувствуют себя в школьном
коллективе защищенно и комфортно;
– практически все учащиеся и
выпускники избирают нравственные формы
самореализации и самоутверждения;
– более заметными стали успехи
учащихся в городских и областных олимпиадах,
смотрах и конкурсах;
– педагоги проявляют высокую степень
удовлетворенности содержанием и организацией
трудовой деятельности, сложившимися
взаимоотношениями с коллегами, учащимися и
родителями;
– большинство родителей удовлетворены
результатами обучения и воспитания своих детей,
их положением в школьном коллективе.
|
|