Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2007

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Воспитание в школе

Программа реализации воспитательной системы

Наши усилия направлены на построение в школе гуманистической системы воспитания. Мы пытаемся, чтобы все структуры и факторы школьной жизни эффективно содействовали развитию личности школьника.

Системный взгляд на процесс воспитания в учебном заведении позволил нам условно выделить три направления воспитательного взаимодействия с личностью ребенка.

Первое направление – это воспитательная система всего образовательного учреждения, где педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.

Второе направление – это воспитательное пространство класса, где проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.

Третье направление – это проектирование индивидуальной работы, направленной на развитие конкретного ребенка.

Создавая воспитательную систему, мы стремимся к тому, чтобы возникло пространство самовыражения личности ребенка и педагога. Учителям предоставляется реальная возможность для самовыражения как в профессиональной сфере, участвуя в преподавательской, воспитательной, управленческой деятельности), так и посредством развития и проявления своих способностей в различных видах искусства, спорте, рукоделии, техническом творчестве. Учащимся создают условия для самовыражения в познавательной, трудовой, эстетической, коммуникативной, игровой деятельности, занятиях физической культурой и спортом.

В связи с возрастными особенностями детей на каждой ступени определен доминирующий вид деятельности.

В начальной школе работа детского объединения осуществляется в рамках программы воспитательной работы «Цветик-семицветик». Опыт работы показывает, что младших школьников привлекает игровая деятельность, которая положена в основу программы. Ее содержание составляют ценности народной культуры. Учащиеся с удовольствием познают в предлагаемой игровой форме обычаи, традиции, фольклор своего народа. Все учащиеся начальных классов являются членами детского объединения «Цветик-семицветик», целью которого является приобщение к ценностям народной культуры, воспитание активной жизненной позиции, творческого потенциала.

Объединение работает по семи направлениям:

– «Океан дружбы» (калейдоскоп школьных дел);

– «Лес сказок и приключений» (постижение духовной культуры, мероприятия, построенные на основе народных сказок);

– «Шкатулка народной мудрости» (возрождение и проведение народных праздников);

– «Планета Неболейка» (спорт, здоровье);

– «Мир веселых человечков» (игры, рождающие стремление к преобразованию мира);

– «Зеленый мир» (воспитание культуры, отношение человека с человеком, человека с природой, человека с историческим прошлым);

– «В стране вежливости» (воспитание навыков культурного поведения, привитие хороших манер);

– музей «Казачий курень»;

– фольклорный ансамбль «Родничок».

На второй ступени приоритет отдается детским объединениям по интересам, коллективной творческой деятельности. За многие годы в нашей школе накопились разнообразные формы и способы ее организации, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы. Однако если раньше акцент при подготовке и проведении делался на сплочение общешкольного коллектива, то сейчас ставится задача использовать возможности коллективной творческой деятельности для проявления и развития индивидуальности ребенка. На второй образовательной ступени работают клубы и кружки:

– «Метаморфоза» (драматический кружок);

– «Белая ладья» (клуб шахматистов);

– «Народные промыслы» (работа с лозой, соломкой и т.п.);

– «Мастерица» (по изучению культуры и народного костюма народов России);

– Изучение и возрождение обрядов донской земли;

– «Родные узоры» (бисероплетение);

– Народные игры (спортивные секции);

– «Свой голос» (печатный орган);

– «Аленушка» (ансамбль народной песни);

– Хореографический кружок;

– Кружок народного корейского танца;

– «Казачий курень» (музей);

– «Родничок» (кружок по изучению обрядов на донской земле)

– и др.

На второй образовательной ступени школьникам предлагается целый комплекс дополнительных занятий, ориентированных на освоение народной культуры:

– «Мир растений донского края»;

– «Человек и природа донского края»;

– «История казачества»;

– «История донской культуры»;

– «Растения Ростовской области. Лекарственные растения»;

– «Живая этика»;

– «Школьная риторика»;

– «Поэзия Дона»;

– «В мире животных» (продолжение кружка «Растения Дона»);

– «Этика молодого человека»;

– «Проблемы экологии».

Школьное объединение «В мире звезд» для учащихся 8–11 классов третьей ступени.

Объединение работает по следующим направлениям:

1. «Фантазеры и знатоки» (интеллектуальные игры).

2. «Удаль молодецкая» (подвижные народные игры для подростков).

3. «Делу – время, потехе – час».

4. «Ералаш» (мир фантазий, мечтаний, сказок).

5. «Обыкновенное чудо» (пробуждение у ребят художественного интереса, тонкости ощущений, воображения, творческого развития).

Школьное объединение «В мире звезд»

Опишем подробнее несколько направлений школьного объединения учащихся третьей ступени.

«Удаль молодецкая». Подвижные веселые игры любят ребята всех возрастов. Но подросток не ребенок, он уже обладает определенным жизненным опытом и не может жить прежними иллюзиями. У него иные интересы – интересы взрослого человека. Ребята не прочь играть, только игра должна быть осмысленной.

Разнообразные средства, включенные в игровые программы, содействуют активному участию подростков, помогают преодолевать физические и психологические затруднения. Используются всевозможные виды игр: игры-упражнения, игры-соревнования, игры-задания и сюжетные игры. Благодаря им развивается чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, умение бороться за честь коллектива. Большое воспитательное значение имеет совместное участие юношей и девушек. Девушки показывают примеры выносливости, серьезного, ответственного отношения к игре.

Однако нельзя забывать, что подростки быстро подхватывают все новое, что появляется в области игр и развлечений. Поэтому можно отойти от традиционных мероприятий и устроить показательные выступления на роликах и скейтбордах.

«Фантазеры и знатоки». Правильно говорят, что досуг – наше богатство. С пользой проведенное свободное время обогащает чувства, мысли, знания, дарят радость. Интеллектуальные игры помогают развить эрудицию, проявить смекалку, доставляют истинное удовольствие. Можно сказать, что такие развлечения – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка врывается живительный поток представлений об окружающем мире; это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Но какой бы увлекательной ни была игровая программа, все зависит от творческой инициативы, фантазии самих детей. Они являются и участниками, и создателями игровых программ.

Среди предлагаемых мероприятий: игра-путешествие «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн», литературная игра «Путешествие в книжный океан», «Слет мечтателей», «Аукцион знаний», конкурсная программа «Защита фантастического проекта» и др.

К познавательным можно отнести игры, направленные на процесс социализации. Интерес подростков к ним объясняется возникающим чувством взрослости, потребностью определить свое место в обществе взрослых. Предлагаемые игры: «Мнения» (угадать по высказыванию о себе самом, кто это сказал); «Ассоциация» (по ассоциациям угадывается человек, о котором говорится) и др.

На третьей ступени распространенным видом работы является клубная деятельность старшеклассников, социально значимые дела и КТД. Учащиеся старших классов склонны к общению и реализации своих интересов, устремлений в объединениях клубного типа. Принципиально важным является не только активное участие ребенка в деятельности, но и наличие у него реального права выбора. Мы стараемся, чтобы взрослые и дети хорошо владели методикой коллективной творческой работы, с помощью которой создается ситуация выбора при планировании и анализе совместной деятельности.

Наши усилия направлены на формирование широкой сети кружков, клубов и секций, которые как бы завязаны в узелки, порождающие воспитательный комплекс. При школе есть музыкальная школа, где обучается более 100 учащихся, функционируют хоровые классы.

Кстати…

Оценка результативности воспитательной системы

Для исследования эффективности воспитательной системы школы народной культуры целесообразно использовать ряд критериев: самоактуализированность личности учащегося, развитость креативных способностей, сформированность нравственной направленности личности, удовлетворенность детей жизнедеятельностью в школе, эталонность школьного коллектива в восприятии учащихся.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:

– анкетирование;

– тест П. Торренса для исследования креативных способностей ребенка;

– тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой;

– методика «Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе» А.А. Андреева;

– методика социально-психологической самоаттестации коллектива (Р.С. Немов).

Выборку испытуемых в процессе исследования эффективности воспитательной системы могут составить учащиеся 3 (4)-х, 9-х и 11-х классов.

Если по данным критериям оценивать эффективность функционирования создаваемой нами воспитательной системы, то можно констатировать следующее:

– у детей и подростков преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в школьном коллективе защищенно и комфортно;

– практически все учащиеся и выпускники избирают нравственные формы самореализации и самоутверждения;

– более заметными стали успехи учащихся в городских и областных олимпиадах, смотрах и конкурсах;

– педагоги проявляют высокую степень удовлетворенности содержанием и организацией трудовой деятельности, сложившимися взаимоотношениями с коллегами, учащимися и родителями;

– большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в школьном коллективе.

 

Рейтинг@Mail.ru