Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2007

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Воспитание в школе

Особенности управления

В условиях стабилизации и развития единого муниципального образовательного пространства, приобретения школами ряда принципиально новых социально-педагогических функций, в корне меняющих традиционные представления об образовании, существенным образом должно быть изменено управление со стороны муниципальных органов и в самих образовательных учреждениях.

В этих условиях управление концентрируется на реализации двух важнейших целевых ориентиров:

  • развитие образовательных систем;

  • обеспечение качества образования, полнота реализации всех его функций в интересах развития и социально-педагогической поддержки личности воспитанника.

Главными целевыми задачами управления развитием образовательных систем школы становится:

  • концептуализация образовательной и управленческой деятельности, разработка прогностической модели школы, проектов инновационной деятельности;

  • введение программно-целевого управления как наиболее эффективной управленческой технологии, разработка программ развития;

  • разработка системы нормативно-правового обеспечения деятельности ОУ;

  • создание служб управления качеством образования и социально-психологических служб.

Новый этап развития школы внес существенные коррективы в представления о требуемом сегодня типе руководителя, способном анализировать внешнюю для школы ситуацию (запросы рынка в сфере занятости, социокультурные возможности среды и т.п.) и глубоко изучать ее внутренние потенциалы, способные обеспечить эффективность образовательного процесса.

В связи с появлением новых задач чрезвычайно важное значение приобрела проблема получения всесторонне объективной информации, позволяющей руководителю определять стратегию развития образовательного учреждения, оценивать качества работы педагогов и корректировать многообразные управленческие решения.

Для ее получения становятся явно недостаточными традиционные формы внутришкольного контроля. Возникает необходимость в специально организованном мониторинге, позволяющем:

– оценить уровень удовлетворения образовательных потребностей населения;

– определить соответствие образовательной программы и учебного плана школы требованиям государственного образовательного стандарта;

– выявить уровень образовательного процесса, степень владения педагогическим коллективом современными образовательными технологиями;

– оценить качество образования как результат овладения учащимися основами наук, их психофизического и нравственного развития;

– выявить уровень педагогического профессионализма коллектива и другие его направления.

Рассматривая соответствие профессиональной компетентности руководителя школы муниципальным требованиям следует подчеркнуть в числе обязательных следующие умения руководителя:

– определять стратегию, цели и задачи развития ОУ;

– решать совокупность вопросов, обеспечивающих государственные гарантии личности в образовании;

– создавать в коллективе педагогов, учащихся, родителей атмосферу взаимного уважения, высокой требовательности, сочетающуюся с доброжелательностью и гуманно-личностным подходом к педагогам и
учащимся.

Муниципальное и внутришкольное управление обладают тенденцией к децентрализации и усилению общественной составляющей. Оно организовано по вертикали (линии административного подчинения) и по горизонтали (линии взаимодействия с общественными и самоуправляющимися организациями: попечительский совет и другие структуры методической службы, а также родительский комитет школы и органы самоуправления учащихся). В связи с вышеперечисленными подходами целесообразным представляется перечень первоочередных задач:

– ознакомить педагогический коллектив, родителей, учащихся с целями и содержанием предлагаемой программы, обсудить перспективы работы, трудности, которые могут возникнуть при ее реализации (на уровне педагогического совета, методического объединения, родительского собрания, собраний учащихся);

– провести диагностику опыта социализации воспитанников ОУ, опыта учителей, родителей по направлениям, обозначенным в программе; интересов и потребностей детей и взрослых в плане самореализации;

– на основании обсуждения программы и результатов диагностики выбрать вариант построения воспитательной системы, отвечающей особенностям учреждения и его коллектива;

– наметить в годовом плане работы деятельность, связанную с реализацией программы, в частности, обучение различных категорий работников учреждения по вопросам воспитания, организовать работу методических объединений классных руководителей, психологов, социальных педагогов, освобожденных воспитателей;

– через деятельность предметных методических объединений и работу проблемных групп включить в содержание образования, в учебные программы и планы компоненты, связанные с реализацией целей программы;

– продумать работу по формированию новых целевых установок и гуманистической позиции работников ОУ;

– привлечь родителей к работе по программе, оказать помощь семье в освоении форм педагогического взаимодействия, в овладении содержательной стороной воспитания;

– продумать формы сотрудничества ОУ с другими учреждениями и организациями района, города в решении воспитательных задач.

Предполагается следующая этапность в работе школьного коллектива по освоению и реализации идеи развития образовательной системы школы на основе народной культуры.

I этап:

– выявление исторических корней донской народной культуры;

– наполнение региональным содержанием общеобразовательных курсов;

– выстраивание факультативных курсов и программ дополнительного образования по истории Дона, донскому фольклору, изучение донских традиций, народной медицины, экологии, художественных промыслов и т.п.;

– формирование творческой группы педагогов, способных приобщить школьников к истокам донской народной культуры на личностно-деятельностной основе;

– вовлечение родителей в процессе возрождения народной культуры родного края;

– объединение всех участников образовательного процесса (школа – музыкальная школа – ЦДОД – музеи и т.д.);

– интеграция содержания образования, урочной и внеурочной деятельности школьников на единой концептуальной основе;

– повышение социальной активности школьников как жителей станицы Ольгинской Аксайского района.

II этап:

– освоение педагогическим коллективом основ народной педагогики русского, армянского, корейского народов, основ этнопсихологии;

– расширение связей с региональными этническими центрами с целью более глубокого ознакомления с народной культурой народов, проживающих в станице Ольгинской;

– создание на основе дополнительного образования кружков, клубов, детских объединений, изучающих основы народной армянской, корейской культуры;

– духовное взаимообогащение учащихся школы на поликультурной основе;

– повышение социальной активности школьников как граждан России.

III этап:

– овладение педколлективом технологиями личностно ориентированного образования;

– коррекция и дальнейшее совершенствование образовательной системы школы;

– объединение сил всех участников социокультурного движения на политэтнической основе;

– «окультуривание» образовательного пространства станицы;

– интеграция в мировую культуру;

– повышение социальной активности школьников в ликвидации гуманистического кризиса в стране.

Рейтинг@Mail.ru