Воспитание в школе
Особенности управления
В условиях стабилизации и развития
единого муниципального образовательного
пространства, приобретения школами ряда
принципиально новых социально-педагогических
функций, в корне меняющих традиционные
представления об образовании, существенным
образом должно быть изменено управление со
стороны муниципальных органов и в самих
образовательных учреждениях.
В этих условиях управление
концентрируется на реализации двух важнейших
целевых ориентиров:
развитие образовательных систем;
обеспечение качества образования,
полнота реализации всех его функций в интересах
развития и социально-педагогической поддержки
личности воспитанника.
Главными целевыми задачами управления
развитием образовательных систем школы
становится:
концептуализация образовательной и
управленческой деятельности, разработка
прогностической модели школы, проектов
инновационной деятельности;
введение программно-целевого
управления как наиболее эффективной
управленческой технологии, разработка программ
развития;
разработка системы
нормативно-правового обеспечения деятельности
ОУ;
создание служб управления качеством
образования и социально-психологических служб.
Новый этап развития школы внес
существенные коррективы в представления о
требуемом сегодня типе руководителя, способном
анализировать внешнюю для школы ситуацию
(запросы рынка в сфере занятости,
социокультурные возможности среды и т.п.) и
глубоко изучать ее внутренние потенциалы,
способные обеспечить эффективность
образовательного процесса.
В связи с появлением новых задач
чрезвычайно важное значение приобрела проблема
получения всесторонне объективной информации,
позволяющей руководителю определять стратегию
развития образовательного учреждения, оценивать
качества работы педагогов и корректировать
многообразные управленческие решения.
Для ее получения становятся явно
недостаточными традиционные формы
внутришкольного контроля. Возникает
необходимость в специально организованном
мониторинге, позволяющем:
– оценить уровень удовлетворения
образовательных потребностей населения;
– определить соответствие
образовательной программы и учебного плана
школы требованиям государственного
образовательного стандарта;
– выявить уровень образовательного
процесса, степень владения педагогическим
коллективом современными образовательными
технологиями;
– оценить качество образования как
результат овладения учащимися основами наук, их
психофизического и нравственного развития;
– выявить уровень педагогического
профессионализма коллектива и другие его
направления.
Рассматривая соответствие
профессиональной компетентности руководителя
школы муниципальным требованиям следует
подчеркнуть в числе обязательных следующие
умения руководителя:
– определять стратегию, цели и задачи
развития ОУ;
– решать совокупность вопросов,
обеспечивающих государственные гарантии
личности в образовании;
– создавать в коллективе педагогов,
учащихся, родителей атмосферу взаимного
уважения, высокой требовательности,
сочетающуюся с доброжелательностью и
гуманно-личностным подходом к педагогам и
учащимся.
Муниципальное и внутришкольное
управление обладают тенденцией к
децентрализации и усилению общественной
составляющей. Оно организовано по вертикали
(линии административного подчинения) и по
горизонтали (линии взаимодействия с
общественными и самоуправляющимися
организациями: попечительский совет и другие
структуры методической службы, а также
родительский комитет школы и органы
самоуправления учащихся). В связи с
вышеперечисленными подходами целесообразным
представляется перечень первоочередных задач:
– ознакомить педагогический
коллектив, родителей, учащихся с целями и
содержанием предлагаемой программы, обсудить
перспективы работы, трудности, которые могут
возникнуть при ее реализации (на уровне
педагогического совета, методического
объединения, родительского собрания, собраний
учащихся);
– провести диагностику опыта
социализации воспитанников ОУ, опыта учителей,
родителей по направлениям, обозначенным в
программе; интересов и потребностей детей и
взрослых в плане самореализации;
– на основании обсуждения программы и
результатов диагностики выбрать вариант
построения воспитательной системы, отвечающей
особенностям учреждения и его коллектива;
– наметить в годовом плане работы
деятельность, связанную с реализацией программы,
в частности, обучение различных категорий
работников учреждения по вопросам воспитания,
организовать работу методических объединений
классных руководителей, психологов, социальных
педагогов, освобожденных воспитателей;
– через деятельность предметных
методических объединений и работу проблемных
групп включить в содержание образования, в
учебные программы и планы компоненты, связанные
с реализацией целей программы;
– продумать работу по формированию
новых целевых установок и гуманистической
позиции работников ОУ;
– привлечь родителей к работе по
программе, оказать помощь семье в освоении форм
педагогического взаимодействия, в овладении
содержательной стороной воспитания;
– продумать формы сотрудничества ОУ с
другими учреждениями и организациями района,
города в решении воспитательных задач.
Предполагается следующая этапность в
работе школьного коллектива по освоению и
реализации идеи развития образовательной
системы школы на основе народной культуры.
I этап:
– выявление исторических корней
донской народной культуры;
– наполнение региональным
содержанием общеобразовательных курсов;
– выстраивание факультативных курсов
и программ дополнительного образования по
истории Дона, донскому фольклору, изучение
донских традиций, народной медицины, экологии,
художественных промыслов и т.п.;
– формирование творческой группы
педагогов, способных приобщить школьников к
истокам донской народной культуры на
личностно-деятельностной основе;
– вовлечение родителей в процессе
возрождения народной культуры родного края;
– объединение всех участников
образовательного процесса (школа – музыкальная
школа – ЦДОД – музеи и т.д.);
– интеграция содержания образования,
урочной и внеурочной деятельности школьников на
единой концептуальной основе;
– повышение социальной активности
школьников как жителей станицы Ольгинской
Аксайского района.
II этап:
– освоение педагогическим
коллективом основ народной педагогики русского,
армянского, корейского народов, основ
этнопсихологии;
– расширение связей с региональными
этническими центрами с целью более глубокого
ознакомления с народной культурой народов,
проживающих в станице Ольгинской;
– создание на основе дополнительного
образования кружков, клубов, детских
объединений, изучающих основы народной
армянской, корейской культуры;
– духовное взаимообогащение учащихся
школы на поликультурной основе;
– повышение социальной активности
школьников как граждан России.
III этап:
– овладение педколлективом
технологиями личностно ориентированного
образования;
– коррекция и дальнейшее
совершенствование образовательной системы
школы;
– объединение сил всех участников
социокультурного движения на политэтнической
основе;
– «окультуривание» образовательного
пространства станицы;
– интеграция в мировую культуру;
– повышение социальной активности школьников
в ликвидации гуманистического кризиса в стране. |