Воспитание в школе
Фактор обновления
Реализация модели открытой школы
предполагает в качестве обязательного условия
принципиально новую педагогическую культуру
учителя, новое мышление, новые педагогические
позиции.
Своим участием в реализации новой
модели школы учитель должен осуществлять
индивидуальное педагогическое проектирование –
избрать и адаптировать программу, определиться в
выборе наиболее целесообразных технологий,
уметь ориентироваться в психологическом аспекте
образовательной деятельности и организовать
опытную преобразующую исследовательскую
деятельность учащихся, уметь соединять
общеобразовательную деятельность и
социально-педагогическую работу. В связи с этим
вопрос профессиональной компетентности и
креативных качеств учителя приобретает особую
актуальность.
Концепция педагогической культуры,
разработанная доктором педагогических наук,
профессором Е.В. Бондаревской, послужила
основанием для осмысления понятия
«педагогическая культура».
Педагогическая культура – это
сущностная характеристика личности и
деятельности педагога, это система
педагогических ценностей, способов деятельности
и профессионального поведения учителя. В
качестве компонентов этой системы выделяются:
– гуманистическая педагогическая
позиция и личностные качества;
– профессиональные знания и культура
педагогического мышления;
– профессиональные умения и
творческий характер педагогической
деятельности;
– саморегуляция личности и культура
профессионального поведения педагога.
В связи с принятием в качестве одной из
концептуальных идей проектируемой системы
открытой школы, идею педагогической культуры
необходимо сосредоточиться в системах повышения
квалификации и внутришкольной методической
работы на следующих проблемах:
1. Освоение педагогическим коллективом
региональной и муниципальной модели
образования, лучших образцов педагогической
культуры, опыта прогрессивных типов образования
и современных педагогических систем.
2. Развитие способностей учителей в
обосновании и разработке собственной
дидактической, методической, воспитательной
системы. Эти способности следует считать высшим
достижением индивидуальной педагогической
культуры и профессионализма.
3. Создание условий для
совершенствования психологической культуры
учителя, овладения технологиями поддержки и
помощи своим воспитанникам.
4. Формирование у педагогического
коллектива навыков исследовательской опытной,
экспериментальной работы.
5. Организация подготовки учителей
школ в качестве социальных педагогов.
Данные целевые установки будут
разрешаться в обновленной системе методической
работы школ, основанной на выявлении
потребностей учителей в повышении квалификации,
изучении состояния педагогической культуры
учителя, конкретном анализе уровня и актуальных
проблем развития образовательного процесса в
школах.
Методическая система школ в качестве
стержневых изберет направление развития
творчества педагогических кадров, определение и
реализацию каждым учителем собственной
педагогической позиции, индивидуальной,
методической системы. В качестве механизмов
развития мы собираемся использовать передовой
педагогический опыт, осваивать передовые
педагогические теории и технологии,
осуществлять опытно-экспериментальную
исследовательскую деятельность. Приоритет в
выборе организационных форм методической работы
будет отдан самообразованию, разработке
собственных индивидуальных проектов,
коллективной деятельности в творческих группах
и т. д. |