Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2007

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Воспитание в школе

Фактор обновления

Реализация модели открытой школы предполагает в качестве обязательного условия принципиально новую педагогическую культуру учителя, новое мышление, новые педагогические позиции.

Своим участием в реализации новой модели школы учитель должен осуществлять индивидуальное педагогическое проектирование – избрать и адаптировать программу, определиться в выборе наиболее целесообразных технологий, уметь ориентироваться в психологическом аспекте образовательной деятельности и организовать опытную преобразующую исследовательскую деятельность учащихся, уметь соединять общеобразовательную деятельность и социально-педагогическую работу. В связи с этим вопрос профессиональной компетентности и креативных качеств учителя приобретает особую актуальность.

Концепция педагогической культуры, разработанная доктором педагогических наук, профессором Е.В. Бондаревской, послужила основанием для осмысления понятия «педагогическая культура».

Педагогическая культура – это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя. В качестве компонентов этой системы выделяются:

– гуманистическая педагогическая позиция и личностные качества;

– профессиональные знания и культура педагогического мышления;

– профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;

– саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.

В связи с принятием в качестве одной из концептуальных идей проектируемой системы открытой школы, идею педагогической культуры необходимо сосредоточиться в системах повышения квалификации и внутришкольной методической работы на следующих проблемах:

1. Освоение педагогическим коллективом региональной и муниципальной модели образования, лучших образцов педагогической культуры, опыта прогрессивных типов образования и современных педагогических систем.

2. Развитие способностей учителей в обосновании и разработке собственной дидактической, методической, воспитательной системы. Эти способности следует считать высшим достижением индивидуальной педагогической культуры и профессионализма.

3. Создание условий для совершенствования психологической культуры учителя, овладения технологиями поддержки и помощи своим воспитанникам.

4. Формирование у педагогического коллектива навыков исследовательской опытной, экспериментальной работы.

5. Организация подготовки учителей школ в качестве социальных педагогов.

Данные целевые установки будут разрешаться в обновленной системе методической работы школ, основанной на выявлении потребностей учителей в повышении квалификации, изучении состояния педагогической культуры учителя, конкретном анализе уровня и актуальных проблем развития образовательного процесса в школах.

Методическая система школ в качестве стержневых изберет направление развития творчества педагогических кадров, определение и реализацию каждым учителем собственной педагогической позиции, индивидуальной, методической системы. В качестве механизмов развития мы собираемся использовать передовой педагогический опыт, осваивать передовые педагогические теории и технологии, осуществлять опытно-экспериментальную исследовательскую деятельность. Приоритет в выборе организационных форм методической работы будет отдан самообразованию, разработке собственных индивидуальных проектов, коллективной деятельности в творческих группах и т. д.

Рейтинг@Mail.ru