Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2007

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Воспитание в школе

Концепция воспитательной системы Школы народной культуры открытого типа

Коллектив Ольгинской средней школы № 1 воспринимает идею опоры на народную культуру как духовный мост из прошлого в будущее, как возможность воспитания интереса к прошлому, уважения к предкам, к поколениям дедов и отцов. Это позволит возродить в сознании людей ценности духовной культуры Дона, у подрастающего поколения – чувство ответственности за свою малую и большую Родину, желание трудиться не только для себя, но и для ее блага. С возрождением культуры народа школа связывает выход из гуманитарного кризиса нашего общества.

В этом контексте цель школьной образовательной системы состоит в приобщении подрастающего поколения к великим ценностям народной культуры, в формировании национального самосознания, способствующего идентификации личности со своей страной, своим народом, его настоящим и будущим.

Статья опубликована при поддержке event-агентства Сочи "Фордевинд Ивент". Агентство предлагает Вам услуги по организации и проведению корпоративных мероприятий - корпоративы, деловые встречи, тимбилдинг, активный отдых для корпоративных групп. Подробную информацию о компании и предоставляемых услугах, отзывы клиентов и недавние проекты, портфолио и контакты смотрите тут.

Определяя концептуальные основы стратегии личностно ориентированного воспитания, мы считаем необходимым подчеркнуть его базовые ценности.

Человек, ребенок – высшая ценность воспитания. Это проявляется в любви, признании его субъектности и поддержке индивидуальности и нравственности.

Культура как ценность воспитания предстает прежде всего в своем объективном содержании, которое необходимо сохранять и передавать новым поколениям, а также в ее личностном значении – как процесс отношения к ней человека, сфера его культурного творчества, эстетических переживаний, духовного саморазвития, культурного роста.

Воспитательная ценность социума определяется его возможностями в создании различных сред, где происходит социализация и культурное саморазвитие ребенка: среды родительского дома, сотрудничества, игры, коллективного труда, языковой среды и т.д.

В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей

Ценностное отношение к детству предполагает его понимание как уникального периода жизни человека, имеющего самостоятельное прогностическое значение для будущего. Эти положения составляют основу современной концепции детства, реализуемой в личностно ориентированном воспитании.

Общим методом, определяющим педагогическую стратегию личностно ориентированного воспитания, является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры, гуманитарными методами и средствами культуры.

Компонентами культурологического подхода выступают:

– отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

– отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире духовно-нравственных ценностей;

– отношение к воспитанию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их личностного развития;

– отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут, моделируются и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Эти отношения реализуются в педагогических процессах, составляющих содержание личностно ориентированного воспитания:

– культурной идентификации, т. е. обретения ребенком чувства принадлежности к определенной культуре, усвоения ее ценностей, ускорения в культуре и приобретения черт человека культуры;

– социализации, т.е. вхождения ребенка в социум, в жизнь общества, освоения различных способов жизнедеятельности, формирования «концепции жизни», осуществления жизненного самоопределения;

– индивидуализации, т.е. становления индивидуального личностного образа, формирования «Я-концепции», развития творческого потенциала, самобытности личности;

– духовно-нравственного развития личности, т.е. овладения общечеловеческими нормами нравственности, формирования внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение.

Переход к личностно ориентированному типу образования делает необходимым выделение и характеристику основных принципов, на основе которых будет осуществляться перестройка деятельности педагогического коллектива:

– утверждение в качестве базового принципа ценностного отношения к ребенку. Из ценностного отношения к ребенку как человеку вырастает понимание цели личностно ориентированного образования – не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в него механизмы саморегуляции, самореализации, саморазвития, адаптации. Принятие этих ценностей нашим коллективом будет отражать переход на позиции развития сущностных сил ребенка. Таким образом, целью деятельности нашего педагогического коллектива будет содействие становлению личностного образа человека, индивидуально-личностному развитию как субъекта жизни, культуры, социума;

– личностно-гуманный подход к ребенку. Дистанцируясь от распространенного в практической педагогике интерактивного подхода (побуждения к учению строгими требованиями), педагогический коллектив осознает иную необходимость;

– реализация человекообразующих функций личностно ориентированного образования: гуманитарная (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья); культурно-созидательная (культурообразующая), обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования и в то же время ориентация образования на воспитание человека культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм. Профессор Е.В. Бондаревская отмечает, что культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации. Это предполагает установление подобия между собой и своим народом, переживания чувства принадлежности к национальной культуре, интереоризацию (принятие ее ценностей в качестве своих), проживание собственной жизни в формах культурного бытия народа в соответствии с такими образцами русской народной жизни, как, например, соборность, духовность, патриотическое самосознание, бытовая обрядность и пр. Среди важнейших проблем духовного развития личности наших учеников – сохранение и возрождение русского языка, взаимопонимания и взаимоуважения личностей и народов, населяющих наш микрорегион, культурно-исторические традиции и историческая память, воспитание русского национального характера. Таким образом, личностно ориентированное образование предполагает создание особой культурной среды народной школы;

– социализация личности, т.е. обеспечение усвоения и воспроизводства индивидуумом социального опыта, свидетельствующего о его безболезненном, нормальном вхождении в жизнь общества, также является ключевым направлением в деятельности нашего педагогического коллектива;

– опора на технологии личностно ориентированного образования. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно ориентированном образовании – понимание. Понимание – это два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Исследователи личностно ориентированного образования отмечают, что творчество и исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно ориентированного образования. Однако его духовные, физические, интеллектуальные возможности еще слишком малы, чтобы самостоятельно справляться с творческими задачами обучения и проблемами жизни. Поэтому ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям.

Управление становится более демократичным, бесконфликтным, вариативным, представляющим необходимое пространство свободы для принятия учениками самостоятельных решений и выбора линии поведения.

Поддержка основывается на трех принципах педагогической деятельности: любить ребенка, «очеловечить» среду, в которой он живет, прожить в ребенке свое детство.

В настоящее время в нашей школе складывается система поддержки, включающая социальную, психологическую, медицинскую и другие ее виды. Соответственно этому, в структуре управления школой возникают службы поддержки: психологическая, валеологическая, методическая и др. В условиях личностной ориентации образовательного процесса педагогические технологии принимают ряд существенных характеристик: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку ребенка, гуманитарность.

Их реализация сказывается на стиле управления познавательной деятельностью на уроке и жизнедеятельностью учащихся во внеурочное время. В условиях личностной ориентации педагогического процесса управление становится более демократичным, бесконфликтным, вариативным, представляющим необходимое пространство свободы для принятия учениками самостоятельных решений и выбора линии поведения.

Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов – это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «Я-концепции» личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительно отказаться от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

При выборе стратегии школы перед нами встала задача определения функций ОУ в данной социокультурной среде. В чем их суть?

Во-первых, мы выделяем социально-терапевтическую функцию, при реализации которой школа становится психологической нишей для ребенка. Поскольку контингент учащихся и родителей отличается повышенной тревожностью, тяжелым материальным положением, школа берет на себя данную функцию, создающую условия для достижения ребенком состояния эмоционального благополучия.

Во-вторых, выделяем развивающую функцию школы, направленную на создание воспитательной среды, насыщенной народной культурой, где в центре внимания стоят потребности человека. Главным условием и целью реализации данной функции считаем культурную идентификацию – осознание себя человеком культуры, создание определенных ценностных ориентаций в мире культуры.

Наконец, функция социальной адаптации является не менее важной, поскольку контингент детей требует оказания помощи в жизненном самоопределении, становлении личности, в выборе профессии, в развитии практических навыков, умений ребенка, в коррекции его развития.

Выпускники Ольгинской СОШ № 1 должны быть людьми, сознающими свою ответственность за родной край, за сохранение и приумножение его богатств для будущих поколений (см. Приложение 1).

Реализация идей опоры на народную культуру как источник содержания образования потребует от педагогического коллектива:

– обновления содержания и дополнительного образования с целью активного приобщения воспитанников к истории и культуре родного края, к традициям, фольклору, искусству, художественным промыслам донского казачества и других народов, мирно сотрудничающих на донской земле;

– поиска нетрадиционных форм работы с детьми, преодоление барьера между обучением и воспитанием, расширение рамок образовательного процесса в направлении сотрудничества людей разных возрастов и наций, рождающего стремление к взаимопониманию и сотрудничеству;

– повышения профессиональной готовности педагогов к эффективной работе в школе народной культуры: освоения ими духовных основ народной и русской классической педагогики, основ этнопедагогики, этнопсихологии;

– обращения к положительному опыту семейного воспитания, восстановления исторической памяти рода, истории семьи, семейной родословной;

– укрепления связи с культурными учреждениями, музеями района и области, этническими центрами;

– закладывания прочных основ для социализации личности школьника как гражданина своего края;

– создание условий для осознания воспитанниками нравственной причастности к судьбе Отечества, к его прошлому, настоящему, будущему через изучение народной культуры.

Рейтинг@Mail.ru