Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2007

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Воспитание в школе

Характеристика ОУ и образовательной ситуации

Сегодня сельская школа поставлена перед необходимостью совершенствования досуговых форм работы, поиска путей укрепления духовных связей с семьей, защиты интересов ребенка, изучения проблем и потребностей окружающего социума. Традиционная практика обучения и воспитания, представляющая собой набор стандартных способов работы, отчуждающих личность ребенка и семью от педагогического процесса в условиях социокультурной среды, малодейственна. Такая практика организуется без достаточного учета того, какие человеческие отношения формируются в деятельности учащихся. Кроме того, она отличается тем, что реализуется в замкнутом пространстве с опорой на авторитарные методы, где и ребенок и семья выступают как объекты воздействия.

Вполне естественно, что в такой ситуации приоритет воспитания как основного условия формирования типа школы очевиден. Перед ОУ стоит задача создать условия для освоения детьми традиционной культуры своего народа, развития творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию ее через изучение экологии, народной педагогики, знания родного края, календарно-обрядовых праздников, родной речи, благозвучной и танцевальной культуры, прикладного и изобразительного искусства. Без знания основ народной жизни, народного фольклора, классического искусства невозможно развить интерес и уважение к культуре других народов.

Исходя из особенностей социально-культурной среды станицы Ольгинской, педагогический коллектив школы считает необходимым и оптимальным решением проблемы развития и становления личности ученика реализацию идеи Школы народной культуры открытого типа.

Средняя общеобразовательная школа № 1 является муниципальным образовательным учреждением станицы Ольгинской Аксайского района. В ней обучается 668 учащихся, создано 30 учебных групп. Организационная структура представлена общеобразовательными и коррекционно-развивающими классами.

В школе 22 учебных кабинета, актовый зал, столовая, спортивный зал и спортплощадка, учебные производственные мастерские, компьютерный класс, библиотека.

Коллектив школы представлен профессионально работающими управленцами и педагогами. 66,7% учителей имеют высшее образование; 10,5% – неоконченное высшее; свыше 50% – квалификационные категории. По сравнению с 1998 годом в два раза увеличилось число педагогов и руководителей, прошедших повышение квалификации. Индивидуальные методические системы преподавателей представлены исследованиями проблем современных технологий и разработкой содержания образования, диагностических основ управления качеством образования.

С 2003 года ОУ работает над реализацией программы Школы народной культуры. Усилия педагогического коллектива были направлены на решение следующих воспитательных задач:

1. Улучшение системы воспитательной работы с целью формирования сплоченности ученического коллектива; поддержания и укрепления школьных традиций.

2. Формирование личностно ориентированного подхода, выражающегося в создании условий для развития личности учащегося, побуждения ее к самоанализу, саморазвитию, самовоспитанию.

3. Совершенствование методического мастерства классного руководителя.

Система воспитания для нас  – это прежде всего взаимосвязь:

а) основных субъектов воспитательного процесса педагогов, учащихся и родителей;

б) всех компонентов процесса воспитания;

в) учебной и внеурочной деятельности;

г) школы и окружающей среды.

Таблица

Социально-педагогический паспорт школы

Наименование

Количество учащихся

%

1.

Количество учащихся в школе:

667

100

– мальчиков

324

49

– девочек

343

51

2.

Социальные условия семьи:

– полные

554

83,1

– неполные

103

15,4

– многодетные

77

11,5

– дети-сироты

2

0,3

– инвалиды

3.

Социальный статус семьи:

– служащие

245

20,6

– рабочие

564

47,5

– безработные

274

23,1

– пенсионеры

23

1,9

– работники негосударственных предприятий

81

6,8

4.

Уровень образования родителей:

– высшее

144

11,9

– среднее

684

56,3

– средне-специальное

313

25,9

– неполное среднее

48

3,9

– неполное высшее

25

2,1

5.

Жилищно-бытовые условия:

– норма

617

92,5

– ниже нормы

50

7,5

6.

Социально-психологические условия семьи:

– неблагополучные

7.

Занятия в кружках, клубах, детских объединениях

236

35

Устанавливая эти взаимосвязи, педколлектив стремится, чтобы все структуры и факторы школьной жизни эффективно содействовали развитию личности ребенка. Реализуя программу «Школа народной культуры», воспитательный процесс был организован таким образом: воспитательное пространство стало способствовать самовыражению личности ребенка и педагога. Учителям предоставлялась реальная возможность для самовыражения как в профессиональной сфере (посредством организации и участия в преподавательской, воспитательной деятельности), так и в непрофессиональной (посредством развития и проявления своих способностей в различных видах искусства, спорте, техническом творчестве, рукоделии). Это воплотилось в проведение праздников: «День учителя», «Новогодний бал в сказочном царстве», «Гора самоцветов», «День здоровья», где педагоги проявили себя в новом качестве как яркие и неординарные личности.

Учащимся создавались условия для самовыражения в познавательной, трудовой, эстетической, коммуникативной, игровой деятельности, занятиях спортом.

Ярким подтверждением являются мероприятия «Эстафета добрых дел», праздничный огонек ко Дню пожилого человека, «Праздник Детства», «В стране дорожных знаков», «Новогодний серпантин», «Праздник русской зимы», Масленица, «Вахта памяти», День дублера.

В соответствии с возрастными особенностями детей на каждой ступени определяется доминирующий вид деятельности. В школе первой ступени – это познавательный вид деятельности в рамках детского объединения «Цветик-семицветик». Его содержание составляют общечеловеческие и культурные национальные ценности. Учащиеся начальных классов с удовольствием познают в предлагаемой игровой форме обычаи и традиции своего народа, самовыражаются, постигают красоту родного края, учатся вежливости, ответственности.

Следует отметить активность д/о «Цветик-семицветик», о чем свидетельствует четкая организация, творческий подход к любому мероприятию, высокий процент участия учащихся и родителей, грамоты, полученные на районных и областных мероприятиях. Большую роль в этом сыграли все педагоги начальных классов, деятельность которых была основана на новых формах работы – театральной педагогике.

Фото А.Степанова

На второй ступени приоритет отдается коллективной творческой деятельности. За многие годы в нашей школе накопились разнообразные интересные формы и способы ее организации, в основе которых лежат интеграция учебной и воспитательной работы. Однако, если раньше акцент при подготовке и проведении КТД делался на сплочение общешкольного коллектива, то сейчас используются возможности коллективной творческой деятельности для проявления и развития индивидуальности ребенка. Большую роль играет сеть кружков, клубов и секций дополнительного образования. В школе действуют 24 кружка и клубы по интересам разной направленности. Уровень работы достаточно высок, о чем свидетельствуют грамоты и призы за областные и районные соревнования. Следует отметить работу клуба «Юные спасатели», ребята из которого каждый год принимают участие в областных соревнованиях «Школа безопасности», и кружка «Забавушка». Хорошо поставлена работа по пропаганде ПДД и здорового образа жизни.

В этом году проходил пятилетний юбилей ансамбля «Родничок», где были показаны наработки за весь период существования и выступали три поколения участников коллектива. Успешно функционирует школьный музей благодаря клубу «Юных краеведов». Участие учеников в сборе и обработке материалов, создание экспозиции музея «Герои XX века», посвященной участникам первых военных событий в Чечне – все это становится той повседневной работой, во время которой мальчики и девочки постигают на собственном исследовательском опыте непреходящую значимость истории Отечества. Музейно-краеведческой работой сегодня занимаются учащиеся, педагоги, родители, активисты ветеранских организаций. Они проводят совместные мероприятия в течение года. Традиционными формами работы музея боевой славы стали походы, экскурсии по местам боевого пути 87-й Перекопской дивизии.

На третьей ступени доминирующей является деятельность объединения «В мире звезд». Учащиеся старших классов склонны к общению и реализации своих интересов, устремлений.

Десятиклассники считают, что настоящий учитель должен понимать ученика, быть уравновешенным, справедливым, хорошо знающим предмет, доброжелательным, обладающим чувством юмора.

Педагоги школы уделяют значительное внимание совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе. Об этом говорят диагностика изучения затруднений учителей в воспитании учащихся и уровень составления плана воспитательной работы классного коллектива, где прослеживается продуманность и системность. Научно-методический багаж классных руководителей пополняется благодаря функционированию постоянно действующего педагогического семинара с использованием нетрадиционных форм проведения; творческой лаборатории классных руководителей; самостоятельной деятельности учителей по совершенствованию своего профессионального мастерства. Хотя воспитательные возможности школы существенно расширились бы при появлении в штате психолога и социального педагога.

Поскольку взаимодействие педагога и ученика является важным фактором воспитательного процесса, было изучено мнение старшеклассников об идеальном учителе (так как именно между старшеклассниками и педагогами чаще всего происходят конфликты). Десятиклассники считают, что настоящий учитель обладает следующими качествами: понимает ученика, уравновешен, справедлив, хорошо знает предмет, доброжелателен, обладает чувством юмора, терпим. Он должен быть современным, строгим, хорошо организовывать внеклассную работу. Проведенное мини-исследование доказывает в целом доброжелательное отношение учеников к учителям, так как объективной основы для конфликтов не существует.

Большой отпечаток на воспитанность учащихся школы оказывает отсутствие культурного центра в станице Ольгинской. Поэтому педагоги стараются организовывать поездки, экскурсии в ближайшие города: Ростов, Новочеркасск, Таганрог, Танаис.

Фото А.Степанова

Эффективное использование в воспитательной работе коллективной творческой деятельности, широкой сети клубов, кружков, детских объединений учащихся, развитие школьного самоуправления, опыт и традиции в военно-патриотическом воспитании, туристско-краеведческой работе, художественном, декоративно-прикладном творчестве, спорте способствуют повышению ее значимости в педагогическом процессе. Теоретическая и методическая подготовка педагогов положительно влияет на целеполагание, планирование, организацию и анализ воспитательной работы с учащимися.

Наиболее важными достижениями являются:

1. Повышение эффективности процесса педагогического содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, коммуникативного, эстетического потенциалов.

2. Ежегодный рост уровня воспитанности учащихся, а также удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.

3. Повышение результативности работы кружков, клубов дополнительного образования.

4. Обогащение теоретического и технологического арсенала педагогов.

Анализ выявляет недостатки и проблемы воспитательной деятельности:

1. Недостаточно высокий уровень сформированности нравственной направленности личности учащихся (сформировано у 33%);

2. Слабо учитываются и развиваются в воспитательной работе индивидуальные особенности личности ребенка, его здоровье.

3. Отсутствует система медико-социальной и психолого-педагогической поддержки учащихся.

4. Некоторых изменений требуют организация самоуправления и система подготовки детей к организаторской деятельности.

5. В процессе обучения и воспитания есть трудности в работе с неблагополучными семьями и детьми из этих семей.

6. Недостаточно используется системный подход в работе некоторых классных руководителей.

В этих условиях нашему педагогическому коллективу необходимо определить стратегию своей деятельности: как наиболее эффективно реализовать обновляемые цели и задачи современной школы как социального института. Оценивая необходимые условия перестройки образовательной системы Ольгинской средней школы, важно подчеркнуть следующее:

– принятие педагогическим коллективом идей, ценностей и принципов гуманистической парадигмы образования, утверждаемой в ходе реформирования российского образования;

– наличие в коллективе стремлений к обновлению, инновационной деятельности, осознание гражданской ответственности за судьбу подрастающего поколения и будущее родного села и края;

– достаточный профессионализм большинства членов педагогического коллектива, стабильные показатели качества образования в школе;

– опора на традиции народной педагогики и народной культуры, в которых педагоги школы видят основу для возрождения села, подъема нравственности и духовности его жителей;

– включенность школы в единое региональное и муниципальное образовательное пространство.

В соответствии с Концепцией и программой реформирования образования Аксайского района изменяется инфраструктура муниципальной образовательной системы, возникают инновационные школьные образовательные системы, обновляются содержание и технологии образования, управленческие модели.

В этих условиях и наша школа должна взять на себя осуществление функций и направлений муниципального образования, а именно:

– переход к личностно ориентированному типу образования;

– реализацию социальных гарантий личности в области муниципального образования;

– обеспечение социальной защиты и поддержки основных субъектов образования;

– координацию деятельности всех участников образовательного процесса как реальных носителей целей и ценностей образования;

– привлечение к участию в развитии образования органов местного самоуправления, интеллигенции, представителей местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

– обеспечение взаимодействия образования с культурой, физической культурой, спортом, медициной, службами занятости и социальной помощи;

– использование экономических механизмов выживания и саморазвития ОУ средствами привлечения спонсорских средств и совершенствования системы дополнительных образовательных услуг.

Таким образом, в общественном и педагогическом сознании процесс успешности реформирования образовательной системы школы связывается с необходимостью определения ее места и функций в системе непрерывного образования личности, как и статусного положения в муниципальной системе образования. При этом оптимально должна использоваться вся совокупность предпосылок, обеспечивающих успешность этого процесса: правовых, научно-теоретических, социокультурных, педагогических.

Не менее актуальным для нашего педагогического коллектива является вопрос о типе образования, реализуемого в школе. То есть переход от социократической модели обучения, суть которой состоит в использовании образования для целенаправленного формирования личности, отвечающей социальному заказу государства, к личностно ориентированному типу образования.

Для реализации концептуальных основ прогностической модели Ольгинской средней школы предстоит задействовать инновационные механизмы развития образовательной системы. Значительные перемены прогнозируются в отдельных компонентах образовательной системы школы:

– в содержании и технологиях образования;

– в образовательной и социальной среде жизнедеятельности воспитанников;

– в коммуникативной, диалоговой направленности образовательного процесса;

– в условиях развития педагогической культуры учителей и руководителей школы;

– в управлении школой со стороны муниципальных органов управления образованием и самом внутришкольном управлении.

Признавая инновационные механизмы в качестве наиболее эффективных средств развития образовательных систем, для прогнозирования и получения действенных результатов необходимо перевести инновационную работу школы в режим управляемого развития. Поэтому в дальнейшем в школе надлежит разработать программы, планы, проспекты инновационной деятельности и одновременно повысить культуру исследовательской, опытной работы учителей.

С учетом описанных выше условий, нами выбирается позиция, при которой ОУ будет активно взаимодействовать со средой и воздействовать на нее. Это и определило стратегию школы, направленную на создание единого духовно-педагогического пространства, способного обеспечить условия для нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой культуры, саморазвитие и нравственную саморегуляцию поведения.

Это позволяет сделать вывод, что наиболее успешно они могут быть реализованы ОУ при взаимодействии с социумом в условиях открытости педагогического процесса.

Данное предположение привело нас к модели школы открытого типа, основанной на усилении связей с ребенком, с жизнью, с социальными институтами микросреды; школы, способной к гибкости и адаптации с учетом изменений социально-педагогической ситуации; школы, которой чужда элитарная замкнутость, селективная дифференциация.

В основе формирования школы открытого типа мы видим расширение и укрепление взаимосвязи с социумом. Если для традиционной школы характерно стремление к искусственной изоляции от среды, то школа открытого типа не изолирует себя от нее, а принимает ее положительные и отрицательные стороны и естественно реагирует на них. Относительно среды она ориентируется не на политику и идеологию, а на социальность, на человеческие запросы, выступая активным субъектом взаимодействия со средой. В основе педагогического процесса такой школы лежит гуманистическая педагогика, ориентированная на среду.

Школа открытого типа – это адаптивная школа, которая пытается гармонизировать отношения между школой и личностью, семьей и школой, школой и обществом и т.д. Сопереживая детским проблемам, школа вызывает ответную реакцию сопереживания собственным проблемам со стороны детей. Ориентируясь на проблемы и потребности семьи, школа не навязывает свои модели и решения, а предлагает помощь и поддержку, развивает ребенка, опираясь при этом на позицию сопереживания, особенно по отношению к неблагополучной семье.

Для школы открытого типа характерны сензитивность, чуткая реакция на процессы, которые происходят в культуре, науке, окружающей жизни. Только при этих условиях создаются предпосылки, в которых она становится доступной любым проявлениям положительных тенденций в обществе, науке, культуре. Это, в свою очередь, способствует эффективности процесса воспитания человека, интегрированного в современную социокультурную ситуацию и способного повлиять на эту ситуацию в положительном отношении.

Школа открытого типа проектируется как тип школы многофункционального характера. Это окно в мир, оно открыто жизни, миру, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям и т.д.; открыто для различных убеждений, диалога, межличностного и межгруппового общения; открыто целый день как для детей, так и для взрослых.

Специфика такого типа образовательного учреждения влечет за собой переориентацию всех организационных основ учебно-воспитательного процесса, его целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания, с вынесением учебы за пределы стен школы.

Школу открытого типа отличает отсутствие всякого давления и насилия над ребенком (никакой селекции, количественных оценок, стрессовых ситуаций и т.п.). Пребывание в ней должно не урезать, а обогащать детство. Недопустимы никакие конфликты между учителями и учащимися. Партнерство, демократический стиль и нормы человеческих отношений признаются органической частью всей педагогической работы. Вместо единообразия и обязательности для учащихся существует свобода выбора. Такое образовательное учреждение отличает оптимистический настрой, общая атмосфера радости, стремление к оказанию помощи, терпимость, тесные контакты с родителями и социальной средой.

Школа открытого типа кардинально меняет позицию ученика в воспитательном процессе. Он становится субъектом жизни, субъектом образовательных и культурных событий, участником создания культурно-образовательного пространства школы, семьи. Он активно влияет на все процессы, которые происходят в ОУ.

Школа открытого типа создает условия для культурно-воспитательного сообщества, при котором в процесс воспитания включаются семейно-бытовые традиции и возможности социума.

Открытость существенно меняет позицию самой школы в социокультурной среде, усиливает возможности положительного влияния на нее.

В соответствии с этим меняется содержание воспитания. Оно наполняется реальными проблемами жизни детей, их семей.

Рейтинг@Mail.ru