Дискуссия
Идеи Роджерса – какое колесо в
школьной телеге?
«Гуманистическая психология в учебном
процессе: в чем камень преткновения?» – «круглый
стол» с таким названием состоялся в Открытом
авторском институте альтернативного
образования им. Януша Корчака (ОАИАО) в
Санкт-Петербурге. Основные принципы
гуманистической психологии, а в связи с этим и
гуманистического образования – это постулаты,
сформулированные Карлом Роджерсом. Как они
преломляются в современном учебном процессе в
школе? Фрагмент дискуссии на эту тему мы
предлагаем вашему вниманию.
Итак, вспомним вначале об основных
принципах, сформулированных К. Роджерсом. Первое
– это безусловное принятие, то есть максимальное
доверие к человеку, его безоценочное понимание.
Второе – это эмпатическое понимание, то есть
попытка взглянуть на проблемы другого его же
глазами, вчувствование в его проблемы, мысли,
переживания, мотивы. И третье – это то, что он
называл конгруэнтностью, – это можно понимать
как некую искренность, открытость и соответствие
своих внутренних переживаний, мыслей, чувств,
мотивов тем действиям, которые выражаются вовне
в поведенческом плане. Также Роджерс много
говорил о креативности, Я-концепции, самооценке и
позитивном самовосприятии. Могут ли эти подходы
найти применение в современной школе? В чем есть
камень преткновения?
Из Гармонии в Дисгармонию, а дальше?
Татьяна Сиразитдинова,
педагог-психолог ГДОУ № 15 Петроградского р-на
Санкт-Петербурга, выпускница Института
психотерапии и консультирования «Гармония»:
– В педагогическом процессе, во время
урока все это трудно осуществить. Потому что
детей много, желания у всех разные, и просто
тяжело по отношению к каждому проявлять и
индивидуальный подход, и эмпатию. А если мне
никто не импонирует, как учителю?..».
Марина Маслова, специальный
психолог, педагог, зам. директора по внеклассной
работе школы № 188 Санкт-Петербурга, учитель
английского языка:
– Я бы сказала, что, наверное, пункт, в
котором говорилось о безусловном принятии, для
меня самый спорный как в воспитательном, так и в
учебном процессе. Воспитание – это процесс
запретов и направления ребенка куда-то,
формирование его. Для меня это так и пока никак
иначе.
Что касается эмпатии, искренности и
открытости, то тут, во всяком случае, на моих
уроках, если говорить о языковых предметах, это
может быть реализовано. Но я с трудом представляю
подобные уроки, например, химии. Ведь учителю,
действительно, порой нужно дать настолько
сложный материал, который претит, может быть,
ребенку, который не «вписывается» в его систему.
А впихнуть надо.
Что же касается воспитательного
процесса вне класса, вне урока, роджерианские
принципы могут быть применены, и мой опыт
показывает, что в той или иной степени,
большинство учителей пытаются что-то делать в
этом плане.
Михаил Эпштейн, директор АНО
«Образовательный центр “Участие”», координатор
социальных и образовательных программ ОАИАО:
– Если я правильно услышал вас, то есть
следующее разделение: в воспитательной части,
как только мы с урока выходим, можно работать,
грубо говоря, гуманистически. На уроке это делать
сложно, потому что надо химию впихивать.
Т. Сиразитдинова:
– Воспитатели в детском саду не
понимают, что такое безусловное принятие. Они
говорят: «Что, я всех должна любить? А если я не
могу его любить за его поведение?» Это же не
значит, что надо любить – принимать? Это значит,
что я его принимаю, но я могу быть недовольна им
при этом, не им лично, а его поведением,
поступками. Но, с другой стороны, мы не думаем о
том, что и дети тоже должны нас принимать
безусловно. Хотя, возможно, это утопия.
Марина Красникова, педагог-психолог
ГДОУ № 15 Петроградского р-на Санкт-Петербурга:
– Я не разрешу ребенку нарушать свои
границы только потому, что ему этого хочется.
Оксана Кондратьева, педагог-психолог
лицея № 265 г. Санкт-Петербурга:
– Правила должны быть и мы обязаны их
поддерживать. Но нужно устанавливать их
сообразно мнению ребенка. По поводу безусловного
принятия… Для меня это понятие связано с
принятием ребенка как личности, его личностных
психологических особенностей. Когда я работала
учителем, то пыталась на каждого ученика
выработать свой взгляд, к каждому из них
относиться как-то по-особенному и каждого
принимать. Например, такая особенность, как
акцентуация характера... Вот любит ребенок
выступать, и я его принимаю таким, не буду его
переделывать. Но для того, чтобы он реализовал
вот эту свою особенность, предоставлю ему
возможность выступить лишний раз перед классом.
М. Маслова:
– Но сколько времени от урока, от 45
минут должен дать учитель этому ребенку, чтобы он
выразил то, что в нем есть?
О. Кондратьева:
– Это уже вопрос к организации системы
образования. Если в классе сидит, например,
тридцать человек, и половина из них такие вот,
демонстративные – что тут можно сделать? Тогда
задача заключается в том, чтобы разделить эти
классы, уменьшить, но в общеобразовательной
школе это сделать нереально. Вот где камень
преткновения.
М. Эпштейн:
– То есть проблема в том, что класс
большой, а методы гуманистической психологии,
которым мы обучены, позволяют работать только
один на один?
М. Маслова:
– Не обязательно. Гуманистический
психолог работает и с группой, однако при
групповой работе цели иные.
Вот, Януш Корчак, например, был
Личностью. Он был самородком и по-особенному
взаимодействовал с детьми, педагогами. Мы можем
его читать, перечитывать, заставлять всех
воспитателей и учителей работать, как он. Но
ничего не получится! Если безусловное принятие,
эмпатия, конгруэнция не встраиваются уже в
какую-то неотъемлемую часть восприятия мира, то
ничего и не будет происходить. Все равно любой
воспитатель будет выходить на
субъектно-объектные отношения. Дети – это
объекты, которых надо научить. И дело даже не в
самих воспитателях. Очень многие из них говорят
– да, мы готовы пересмотреть, но вся система
строится на таких отношениях. Сами взрослые
изначально поставлены в субъектно-объектные
отношения. Они – объекты, с них требуют, они
что-то всем должны, например, родителям, которые
боятся: дать свободу ребенку. А не дай Бог, он
кого-то заденет, и тогда другой родитель придет,
поднимет скандал! По судам, там, кто-то пойдет...
Воспитатели этого ужасно боятся сейчас. Когда
человек выполняет роль воспитателя, учителя –
над ним очень много гнета.
М. Маслова:
– А у меня по поводу первого пункта
возникла еще такая мысль: педагогика и
гуманистическая психология несовместимы. Люди
же, идущие работать в школу, во многом изначально
настроены на то, чтобы идти и давать что-то доброе
другим и доносить знания и духовные ценности.
Сергей Братченко, кандидат
психологических наук, психолог-консультант,
сотрудник АИАО:
– И что получается?
М. Маслова:
– И получается иногда очень хорошо. Не
надо все время под одну гребенку всех равнять.
Дело в том, что, когда приходит психолог, который
хочет учителей чему-нибудь научить, многому идет
еще и сопротивление: «А я, что делаю, я что, не
такой хороший? Я это, в общем-то, всю жизнь делаю, у
меня есть результаты, меня ученики любят и
вообще…». И это – правда. Но психолог приходящий,
тоже должен помнить о том, что он вообще-то
приходит не к чистому листу бумаги, а к человеку с
опытом, к человеку со своими наработками и так
далее.
С. Братченко:
– Марина сказала важную вещь! Как раз
психолог, если он работает на коммерческую фирму,
вооружает сотрудников технически и ни на что,
собственно, не посягает. А в школе он посягает на
святое: учитель считает, что он жизнь свою
посвящает детям. Тут же психолог им говорит, что
учителя их гробят своим негуманистическим
подходом. И потому подавляющее большинство этому
не радуется.
Загадка: свой среди своих, чужой среди
чужих. Отгадка: психолог в школе
М. Эпштейн:
– Скажу о собственной проблеме в
общении с психологом. Все они – люди разные, и это
естественно. Я сам сталкивался с такой ситуацией:
мне начинают давать советы в той или иной форме, а
я хочу сказать: «Ты не советы мне давай, а помоги
вместе со мной изменить ситуацию». Но психологи
говорят, что это не их задача.
Поэтому мне кажется, что одна из
проблем – в самой позиции специалиста, который в
образовательном учреждении остается
отстраненным. Да, он гуманист, но прекрасно
понимает, что в школе ничего не изменить и
начинает давать всем советы, вместо того, чтобы
вместе с педагогами начать что-то делать.
С. Братченко:
– А представь себе такую ситуацию: мы
запускаем педагога поработать в
психотерапевтической клинике. Пусть он поможет
им устроить педагогический процесс. Что он будет
делать там, где люди живут по своим законам,
правилам, со своими ценностями, технологией,
мировоззрением. И тут вдруг появляется человек,
который говорит: «Неправильно! Тут надо
классно-урочную систему! Есть ли у вас
расписание? А выпускать вы как будете? А
экзамены как? А форму, почему никто не носит?». Я,
конечно, шучу. Но, в принципе, понятно, что
происходит.
Психолог в школе – изначально чужой.
Это не его реальность. Во всяком случае, тот,
который имеет какие-то взгляды, какое-то
представление – у него немножко другие системы
координат. У него другие цели и проблема в том,
чтобы договориться.
Валерий Пузыревский, координатор
социальных и образовательных программ ОАИАО: В
том-то и дело, что тут есть еще одна проблема. Я
специально думал, где психология в жизни, и что
она делает? Как она не лекции читает, не книжки
пишет, а реально работает, что за результат от нее
зависит? Где в нашей жизни психолог занял такое
место незаменимое, основательное?
Я знаю только одну сферу – это реклама,
кстати, поэтому, она и такая эффективная. Ужасно
то, что психология сегодня работает только в
манипулятивной сфере, во всех остальных она –
мертвому припарки.
На Западе знают, что должен быть
психолог, что должны быть тренинги, что должно
быть это командообразование и
конфликторазрешение. И они это вводят, но
работают единицы – так же, как и везде – лидеры и
светлые головы, они пробиваются – неважно там,
фирма это или школа. В принципе, фирмы без
психологов прекрасно обходятся. И школа наша
устроена так, что она абсолютно самодостаточна
без психолога. Она игнорирует все
психологические законы. Психолог знает, как надо
общаться, однако общаются по-другому, психолог
знает, как надо учитывать возрастные
особенности, но в школе, по сути, их не учитывают.
Психолог знает, как надо работать с мотивацией, с
интересами, с конфликтами, с самоуважением, с
самооценкой – это все в школе построено ровно
наоборот. А точнее, по принципу: «Мы делом
занимаемся, а он нам сказки рассказывает».
Ближе, чем гуманистическая психология,
к школе теория развивающего обучения. Там, если
вы обратили внимание, в школах, которые
по-настоящему работают, психолог – главное лицо.
Там психолог объясняет педагогу картину,
показывает процесс, а педагог разрабатывает
технологию с учетом мнения психолога. Только
после того, как психолог увидел, что с ребенком
происходит, какая ситуация существует и
складывается, тогда-то педагог и реализует
технологическую часть.
М. Эпштейн:
– То есть в этом смысле получается
некая идеальная картинка: если учитель больше
понимает в технологии, а психолог – человек,
который чуть больше разбирается в конкретных
возрастах, людях, ситуациях, возможностях, то
тогда они вдвоем могут…
С. Братченко:
– Да, если они еще это принимают,
признают и спокойно относятся, и перестают
делить лидерство…
М. Эпштейн:
– У нас в школе был замечательный опыт,
когда работал психолог, который не лекции читал,
а сидел на задней парте, и это взаимодействие
было чрезвычайно продуктивным, но тогда надо
действительно менять позицию психолога в школе.
В. Пузыревский:
– А если все-таки оставить
традиционную школу в стороне и говорить про
альтернативную? Там, вроде бы, появляются
какие-то возможности, их больше для
гуманистической психологии.
С. Братченко:
– Именно, как возможности, которые,
правда, ничем не гарантируются.
В. Пузыревский:
– Но, может быть, возможна не
глобальная, а некая ситуационная
гуманистическая педагогика. Скажем, если есть
окно в учебной программе, где, как вы говорите,
можно на уроке что-то подобное выстроить, то и
произойдет что-то для всех личностно-значимое, не
навязанное, а, действительно, выбранное и
принятое действо. А далее и отношения сложатся, и
материал будет ощутимо переживаться.
М. Маслова:
– Могу сказать, что в такой ситуации, я
со своими умениями и навыками могу это делать. Но
с трудом могу посоветовать что-то учителю
математики. Мне нужно будет десять раз прийти к
нему на урок, а, может быть, и сорок раз. Но если я
одна…
М. Эпштейн:
– А вы по образованию педагог?
М. Маслова:
– Я по образованию психолог. Окончила
РГПУ.
М. Эпштейн:
– Мне кажется, что вуз тут совершено ни
при чем, и ваш пример это доказывает. На мой
взгляд, сейчас ситуация с вузами совсем
упростилась. Они все будут платные, то есть все
равно платишь, если поступаешь. Сейчас даже в
финансово-экономический конкурс всего два
человека на место, потому что детей мало. И в этом
смысле, на мой взгляд, не столько давит вуз,
сколько наш собственный тип сознания, ощущение
внутри нас, педагогов, в первую очередь,
родителей – во вторую. Что нужно нам такое
делать, чтобы больше внимания обращать не на
математику саму по себе, а на наше собственное
понимание ребенка, его личность, и как сделать
так, чтобы это произошло? Потому что вузы уберут,
так будет другое что-нибудь давить.
М. Маслова:
– Я даже скажу, что будет давить.
Сейчас, чтобы школа получала финансирование,
нужно, чтобы у нее был определенный набор людей,
детей и поэтому они будут держать всех, будут
набирать для показателей результативности и так
далее. Необходима продуктивная связка школьного
психолога с директором, с активными членами
педагогического коллектива, чтобы грамотно
ввести гуманистические методы в учебный процесс.
Возьмем, например, физику. Чтобы преподавать ее,
поставив во главу угла ценности развития
личности, свободы, творчества, надо так
разработать каждый урок, чтобы он отвечал этим
ценностям. И здесь бросать учителя на произвол
судьбы нельзя.
С. Братченко:
– А, с другой стороны, психолог не
может предложить что-то уже готовое.
М. Маслова:
– В его работе должны быть приоритетны
не диагностика, не бегание за отдельными детьми и
попытка консультировать их, а создание некоей
философии школы.
С. Братченко:
– Мне кажется, что первый вопрос,
который нужно задать, это – что ты делаешь? Вот
ты, конкретно, чего ты достигаешь? Ты куда ведешь
ребенка, какие результаты получаешь? И он
называет. А потом – ну и как ты определяешь, ты
туда пришел или нет? Потому, что, если речь идет о
знаниях, то наша система отработала такой
аппарат проверки, есть ли эти знания, что 90%
времени тратится на то, чтобы передать эту
информацию и проверить, есть ли она. Я могу
сказать, знают или, вернее, даже, не знают –
ответят они у доски или нет. Так происходит, если
мы развиваем мышление. А если мы развиваем
личность, эмоции? Как ты определяешь, что именно это
развил? Что ты делаешь, если возникают проблемы?
Такой подход меняет немножко взгляд учителя на
то, с чем он имеет дело.
В. Пузыревский:
– То есть речь идет тогда не об учебной
программе математики, а о математическом
мышлении.
С. Братченко:
– Математика как, собственно, предмет
– это для тех, кто интересуется математикой. А
для остальных – это сырье, средство, на котором
ученик растет как человек. Здесь неважно: физика
это, математика или химия. Общая культура,
мышление, действительно, так, но вопрос –
развивают ли наши уроки мышление? Ответ у доски
не может быть проверкой в этом плане.
М. Маслова:
– Но в таком случае, мы наткнемся на
тот же столб, стоящий у дороги, которым является
вуз. Все равно школе надо будет выпускать детей и
каким-то образом их оценивать.
М. Эпштейн: Это не проблема с вузом. Опыт
школы Тубельского показывает, что ты можешь
десять лет спокойно жить в школе, а потом за год
готовишься к вузу. |