Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2007

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
 

Virus «Bureaukratos»

Как когда-то все дороги вели в Рим, теперь они ведут в Интернет. Он оказывает влияние на все сферы жизни общества. Его нельзя закрыть на переучет, в нем нельзя сделать даже перерыв на обед. Но в последние годы идет острая дискуссия между интернет-фобами и интернет-фанатами, между теми, кто предлагает разработать законы, жестко регулирующие «сетевую жизнь» и теми, кто за условную анархию. Рождение интернет-права сложный процесс.

Недавно в школы поступила «Инструкция пользователя», разработанная Министерством образования и науки, Министерством информационных технологий и связи и др. Разработчики этого документа, кажется, понимают, что после подключения к Интернету и для учителей, и для учеников самая большая проблема связана с тем, что они чаще всего не знают, как его использовать в своей повседневной работе.

Ситуация сложилась парадоксальная. Школы умирают от информационной жажды тогда, когда у них под рукой появился мировой океан информации. Они получили доступ к современным технологиям, но для существующего содержания и методики школьного образования Интернет то же самое, что для больного в коме, изысканная и утонченная французская кухня!

Хорошо, что в школе есть Интернет. Но пока он в ней, как двигатель для ракеты, который присоединили к телеге, которую тащат замученные лошадки системы образования, бедные учителя…

Эту реальную проблему искусственно осложняет желание некоторых региональных чиновников управлять там, где этого не нужно делать, где это просто невозможно. Например, школы Смоленской области активно подключаются к Интернету. Наверняка, по отчетам все это выглядит так, что Билл Гейтс может заработать синдром хронического удивления. Но не только из-за темпов интернетизации всей страны.

Департамент образования Смоленской области подготовил «Типовой регламент» для пользователей Интернетом в школе, который предполагает предварительную запись для своего путешествия в www, определение заранее цели работы, регистрацию затраченного времени, адресов посещаемых сайтов… Школьникам запрещено передавать в сеть информацию, которая содержит коммерческую или государственную тайну… Нельзя посещать сайты с антигосударственной информацией (невольно хочется повторить: «Огласите весь список, пжалста!..»). Нарушителей предполагается отлучить от Интернета на месяц, а при повторном проступке навсегда…

«Типовой регламент» – это шедевр бюрократического оккультизма. Отражение чудовищной «регламентации» школьной жизни. Надо иметь буйное воображение, чтобы представить учителя, разрешающего ученикам делать все, что они захотят в режиме oн-лайн, нарушая, в частности, уже существующие законы офф-лайн. Попытку редактирования Интернета можно объяснить лишь непониманием особенностей технической природы «мировой паутины» и вечным стремлением бюрократии к максимальной регламентации живой жизни. И как же нужно не уважать своих коллег, чтобы заставить их участвовать в нелепом карнавале по наведению порядка в Интернете.

Когда так грубо попирается здравый смысл, говорить о правах человека информационной эпохи, гражданина РФ не приходится вообще. Слова же о том, что внутренняя культура личности (хотя ее нельзя потрогать руками и занести в журнал регистрации) и есть самый надежный фундамент, на котором можно строить жизнь, для чиновников, наверное, разновидность наивной сказки. Может быть, поэтому мы так и живем…

Владимир ПУЧКОВ,
Смоленская область

Рейтинг@Mail.ru