Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Коллектив

Педагогический опыт: мастерство плюс практика

Муниципальная методическая служба (ММС) призвана донести до каждого учителя основные направления и принципы модернизации образования, создать условия для непрерывного освоения профессиональных знаний, а также организовать деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, созданию авторских ценных разработок для обеспечения образовательного процесса.

Цель ММС Москаленского района Омской области – повышение результативности образовательного процесса через непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности учителей.

Для осуществления этой цели УМЦ решает следующие задачи:

1. Создает методический сервис, помогающий учителям оптимизировать образовательный процесс.

2. Обеспечивает условия для освоения и внедрения в учебно-воспитательный процесс новых образовательных и информационных технологий.

3. Создает условия для самореализации учителей через раскрытие их творческого потенциала и участие в инновационной деятельности.

4. Обобщает, внедряет и распространяет опыт творческих педагогов.

Деятельность нашей ММС основана на трех концептуальных подходах.

Системно-деятельностный подход предусматривает предоставление:

предметно-методического сервиса (организация работы учителей по освоению новых образовательных технологий: создание творческих групп, разработка методических и дидактических материалов, проведение тематических методических дней, консультирование);

мониторингового сервиса (получение информации о состоянии общеобразовательной подготовки школьников по учебным предметам; выявление тенденций изменения качества образования и факторов, оказывающих влияние на состояние образовательной подготовки, выявление факторов мотивации деятельности учителя и зон оптимизации его эффективной деятельности);

информационно-технологического сервиса (обеспечение условий расширения информационного пространства ОУ и применения компьютерных технологий в образовательном процессе);

PR-сервиса (распространение лучшего педагогического опыта через методические бюллетени, статьи, публикации материалов в печатном и электронном виде, организацию мастер-классов, творческих мастерских, семинаров-практикумов).

Личностно ориентированный подход предполагает создание условий для творческого и профессионального роста и самоактуализации учителей с учетом их личностных особенностей и факторов мотивации.

Интегративный подход заключается в организации сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, информационно-методическим центром ИРООО, с педагогическим вузом и с учеными-практиками.

Основные направления деятельности ММС нашего района:

– непрерывное повышение квалификации педагогических работников через организацию и посещение семинаров-практикумов, педагогических чтений, оказание поддержки в работе по самообразованию;

– опытно-экспериментальная и инновационная деятельность – презентация опыта работы учителей по новым образовательным технологиям, мониторинг эффективности их использования и разработка методических рекомендаций по их внедрению в учебно-воспитательный процесс;

– изучение, обобщение и пропаганда педагогического опыта – выявление наиболее эффективных методов и форм работы учителей, создание условий для презентации и обобщения педагогического опыта;

– информационно-технологическая деятельность – создание и использование базы данных педагогических кадров, библиотеки методической и художественной литературы, электронных учебников и обучающих программ;

– организация подписки на методическую периодическую литературу;

– аналитическая деятельность – диагностика состояния образовательного процесса с последующим проблемным анализом и коррекцией, диагностика уровня профессиональной компетентности учителей для выявления запросов на методическую помощь.

Что такое педагогический опыт? Как выявить полезный для многих учителей педагогический опыт, который есть в каждой школе? Как изучить и представить его для ознакомления широкой педагогической общественности? Каковы требования к учителю, обобщающему свой опыт? Мы ответим на эти вопросы, раскрывая свою деятельность в данном направлении.

Передовой педагогический опыт является средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. В современных условиях он выступает важнейшим инструментом повышения качества образования. Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников ОУ. В данном случае педагогическая деятельность учителя не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Передовым педагогическим опытом мы считаем такой опыт учителей, при котором достигаются лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса. Он может иметь комплексный характер или отражать преимущественно отдельные из основных направлений педагогической деятельности – процесс обучения, процесс воспитания, процесс управления школой и т.д. Источником опыта может быть отдельный учитель или группа учителей, предметное методическое объединение, весь педагогический коллектив.

Изучая и обобщая педагогический опыт, для характеристики педагогов – его носителей – мы употребляем ряд понятий.

Учитель-мастер свободно владеет профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании. На протяжении 15 лет в нашем районе проводится, и уже стал традиционным, профессиональный конкурс «Учитель года», являющийся отправной точкой обобщения педагогического опыта. Через него прошло более 200 учителей. Победители муниципального этапа конкурса «Учитель года» принимают участие в областном. Шесть педагогов нашего района, участвуя в данном конкурсе, были признаны призерами. Распространение опыта педагогов осуществляется через методические бюллетени, статьи, публикацию материалов в печатном и электронном виде как на муниципальном уровне, так и областном (печатные издания ИРООО). Действуют на районном уровне восемь мастер-классов педагогов по различным предметам, материалы их работ издаются муниципальным УМЦ.

Учитель-новатор обладает качествами мастера и наряду с этим вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность педагогического процесса. Для такого учителя, как творца, характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации. В рамках реализации нового ФБУП– 2004, педагоги работают в направлении апробации начального языкового образования (иностранные языки), предметов социально-экономического цикла (обществознание, история с модулем «краеведения»), естественно-географического цикла (биология и география с модулем «краеведения» в 6-м классе). Восемь ОУ приступили к апробации данных направлений. Тридцать учителей истории, обществознания, биологии и географии, иностранного языка в начальной школе из этих учебных заведений представили материалы апробации: собственные разработки учебно-тематического планирования, лабораторных практических работ, экскурсий, КИМов, инструктивных карточек, уроков – в научно-методический центр ИРООО. Работы многих педагогов были напечатаны в областных сборниках материалов апробации и распространены по районам нашей области.

Учитель-исследователь отличается не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления и эрудиции. Четыре педагога нашего района имеют такой статус, являясь основными трансляторами профессионализма.

Выявление и изучение педагогического опыта мы осуществляем в зависимости от глубины его осмысления и анализа, и в связи с этим используются несколько этапов изучения.

1. Этап сравнения – фиксация внешних, формальных отличий опыта на основе непосредственного эмоционального восприятия.

2. Этап описания – нахождение отдельных особенностей в организации образовательных процессов, характерных для данного опыта на основе наблюдений и анализа работы педагогов.

3. Этап осмысления – выявление основной педагогической идеи опыта на основе проникновения в систему работы педагога.

4. Этап обобщения – выявление границ применения данного опыта на основе анализа его всеобщих, особенных и единичных свойств.

Обобщение педагогического опыта – это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; ее отбор, классификация; выделение основного, главного; выявление особенностей в изучаемом опыте; выражение основных результатов изучения в форме описания или устного изложения.

Информационный центр нашего муниципального методического центра работает в режиме постоянного распространения лучшего педагогического опыта через методические бюллетени и вестники, статьи, публикации материалов в печатном и электронном виде, создание авторских ценных разработок для обеспечения образовательного процесса и повышения его результативности.

Людмила БОРОВАЯ,
зам. директора УМЦ
Управления образования
Москаленского муниципального района,
Омская обл.

Рейтинг@Mail.ru