Коллектив
Педагогический опыт: мастерство плюс
практика
Муниципальная методическая служба (ММС)
призвана донести до каждого учителя основные
направления и принципы модернизации
образования, создать условия для непрерывного
освоения профессиональных знаний, а также
организовать деятельность по обучению и
развитию кадров, выявлению, обобщению и
распространению наиболее ценного опыта,
созданию авторских ценных разработок для
обеспечения образовательного процесса.
Цель ММС Москаленского района Омской
области – повышение результативности
образовательного процесса через непрерывное
совершенствование уровня педагогического
мастерства, эрудиции и компетентности учителей.
Для осуществления этой цели УМЦ решает
следующие задачи:
1. Создает методический сервис,
помогающий учителям оптимизировать
образовательный процесс.
2. Обеспечивает условия для освоения и
внедрения в учебно-воспитательный процесс новых
образовательных и информационных технологий.
3. Создает условия для самореализации
учителей через раскрытие их творческого
потенциала и участие в инновационной
деятельности.
4. Обобщает, внедряет и распространяет
опыт творческих педагогов.
Деятельность нашей ММС основана на
трех концептуальных подходах.
Системно-деятельностный подход
предусматривает предоставление:
– предметно-методического сервиса
(организация работы учителей по освоению новых
образовательных технологий: создание творческих
групп, разработка методических и дидактических
материалов, проведение тематических
методических дней, консультирование);
– мониторингового сервиса
(получение информации о состоянии
общеобразовательной подготовки школьников по
учебным предметам; выявление тенденций
изменения качества образования и факторов,
оказывающих влияние на состояние
образовательной подготовки, выявление факторов
мотивации деятельности учителя и зон
оптимизации его эффективной деятельности);
– информационно-технологического
сервиса (обеспечение условий расширения
информационного пространства ОУ и применения
компьютерных технологий в образовательном
процессе);
– PR-сервиса (распространение
лучшего педагогического опыта через
методические бюллетени, статьи, публикации
материалов в печатном и электронном виде,
организацию мастер-классов, творческих
мастерских, семинаров-практикумов).
Личностно ориентированный подход
предполагает создание условий для творческого
и профессионального роста и самоактуализации
учителей с учетом их личностных особенностей и
факторов мотивации.
Интегративный подход заключается
в организации сотрудничества с учреждениями
дополнительного образования,
информационно-методическим центром ИРООО, с
педагогическим вузом и с учеными-практиками.
Основные направления деятельности
ММС нашего района:
– непрерывное повышение квалификации
педагогических работников через организацию и
посещение семинаров-практикумов, педагогических
чтений, оказание поддержки в работе по
самообразованию;
– опытно-экспериментальная и
инновационная деятельность – презентация опыта
работы учителей по новым образовательным
технологиям, мониторинг эффективности их
использования и разработка методических
рекомендаций по их внедрению в
учебно-воспитательный процесс;
– изучение, обобщение и пропаганда
педагогического опыта – выявление наиболее
эффективных методов и форм работы учителей,
создание условий для презентации и обобщения
педагогического опыта;
– информационно-технологическая
деятельность – создание и использование базы
данных педагогических кадров, библиотеки
методической и художественной литературы,
электронных учебников и обучающих программ;
– организация подписки на
методическую периодическую литературу;
– аналитическая деятельность –
диагностика состояния образовательного
процесса с последующим проблемным анализом и
коррекцией, диагностика уровня профессиональной
компетентности учителей для выявления запросов
на методическую помощь.
Что такое педагогический опыт? Как
выявить полезный для многих учителей
педагогический опыт, который есть в каждой школе?
Как изучить и представить его для ознакомления
широкой педагогической общественности? Каковы
требования к учителю, обобщающему свой опыт? Мы
ответим на эти вопросы, раскрывая свою
деятельность в данном направлении.
Передовой педагогический опыт
является средством фиксации, хранения и передачи
информации о результатах педагогической
деятельности. В современных условиях он
выступает важнейшим инструментом повышения
качества образования. Педагогический опыт в
широком смысле – это такое мастерство
педагогов, которое дает стабильно высокие
результаты в обучении и воспитании учащихся; в
развитии конкретного учителя; в
самосовершенствовании
профессионально-педагогической компетентности
педагогических работников ОУ. В данном случае
педагогическая деятельность учителя не
отличается принципиальной новизной, но
характеризуется высоким репродуктивным
профессионализмом. Педагогический опыт в узком
смысле означает такую педагогическую
практику, которая творчески использует все
лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает
дорогу неизвестному, позволяющему
совершенствовать качество и результаты
образовательно-воспитательной деятельности.
Передовым педагогическим опытом
мы считаем такой опыт учителей, при котором
достигаются лучшие результаты за счет
усовершенствования имеющихся ресурсов и
оптимальной организации педагогического
процесса. Он может иметь комплексный характер
или отражать преимущественно отдельные из
основных направлений педагогической
деятельности – процесс обучения, процесс
воспитания, процесс управления школой и т.д.
Источником опыта может быть отдельный учитель
или группа учителей, предметное методическое
объединение, весь педагогический коллектив.
Изучая и обобщая педагогический опыт,
для характеристики педагогов – его носителей –
мы употребляем ряд понятий.
Учитель-мастер свободно владеет
профессиональной технологией, творческим
подходом к делу и достигает высоких результатов
в обучении и воспитании. На протяжении 15 лет в
нашем районе проводится, и уже стал традиционным,
профессиональный конкурс «Учитель года»,
являющийся отправной точкой обобщения
педагогического опыта. Через него прошло более 200
учителей. Победители муниципального этапа
конкурса «Учитель года» принимают участие в
областном. Шесть педагогов нашего района,
участвуя в данном конкурсе, были признаны
призерами. Распространение опыта педагогов
осуществляется через методические бюллетени,
статьи, публикацию материалов в печатном и
электронном виде как на муниципальном уровне,
так и областном (печатные издания ИРООО).
Действуют на районном уровне восемь
мастер-классов педагогов по различным предметам,
материалы их работ издаются муниципальным УМЦ.
Учитель-новатор обладает
качествами мастера и наряду с этим вносит в
работу новые формы, методы, средства, повышающие
эффективность педагогического процесса. Для
такого учителя, как творца, характерны
оригинальность стиля работы,
рационализаторство, прогрессивные новации.
В рамках реализации нового ФБУП– 2004, педагоги
работают в направлении апробации начального
языкового образования (иностранные языки),
предметов социально-экономического цикла
(обществознание, история с модулем
«краеведения»), естественно-географического
цикла (биология и география с модулем
«краеведения» в 6-м классе). Восемь ОУ приступили
к апробации данных направлений. Тридцать
учителей истории, обществознания, биологии и
географии, иностранного языка в начальной школе
из этих учебных заведений представили материалы
апробации: собственные разработки
учебно-тематического планирования, лабораторных
практических работ, экскурсий, КИМов,
инструктивных карточек, уроков – в
научно-методический центр ИРООО. Работы многих
педагогов были напечатаны в областных сборниках
материалов апробации и распространены по
районам нашей области.
Учитель-исследователь отличается
не только мастерством, новаторством и
творчеством, но и элементами целенаправленной
научно-исследовательской деятельности,
прогнозированием и моделированием
педагогического процесса, высоким развитием
педагогического мышления и эрудиции. Четыре
педагога нашего района имеют такой статус,
являясь основными трансляторами
профессионализма.
Выявление и изучение педагогического
опыта мы осуществляем в зависимости от глубины
его осмысления и анализа, и в связи с этим
используются несколько этапов изучения.
1. Этап сравнения – фиксация внешних,
формальных отличий опыта на основе
непосредственного эмоционального восприятия.
2. Этап описания – нахождение
отдельных особенностей в организации
образовательных процессов, характерных для
данного опыта на основе наблюдений и анализа
работы педагогов.
3. Этап осмысления – выявление
основной педагогической идеи опыта на основе
проникновения в систему работы педагога.
4. Этап обобщения – выявление границ
применения данного опыта на основе анализа его
всеобщих, особенных и единичных свойств.
Обобщение педагогического опыта – это
всегда анализ и синтез информации, полученной в
результате изучения; ее отбор, классификация;
выделение основного, главного; выявление
особенностей в изучаемом опыте; выражение
основных результатов изучения в форме описания
или устного изложения.
Информационный центр нашего
муниципального методического центра работает в
режиме постоянного распространения лучшего
педагогического опыта через методические
бюллетени и вестники, статьи, публикации
материалов в печатном и электронном виде,
создание авторских ценных разработок для
обеспечения образовательного процесса и
повышения его результативности.
Людмила БОРОВАЯ,
зам. директора УМЦ
Управления образования
Москаленского муниципального района,
Омская обл.
|