Коллектив
Изобретения по-рощински
Жизнь единственной школы в селе –
всегда предмет особого разговора. Причем
тональностей для него обычно немного. Либо
минорная (в селе мало детей и школу намереваются
закрыть или уже закрыли), либо мажорная (село
развивается, есть работа для взрослых и школа не
просто обучает детей, но и является культурным
центром села, а иногда и района). Школа села
Рощинский Стерлитамакского района Республики
Башкортостан работает как раз в мажорной
тональности.
Постоянное развитие, выдумка,
творчество и желание быть первыми – такими
словами можно вкратце охарактеризовать это
образовательное учреждение. В нем учатся дети,
чьи родители изо дня в день трудятся в совхозе
«Рощинский» – в хозяйствах самого крупного в
республике производителя свиного мяса.
Рощинская школа когда-то стала первой
в районе принимать шестилеток, она же стала
первой обучать английскому языку с детского
сада, первой (и до сих пор единственной в районе)
проводит по расписанию уроки игры в шахматы,
первой организовала свой духовой оркестр. Во
всех этих начинаниях, а также в решении
хозяйственных и финансовых вопросов школу
поддерживает совхоз. «Школа и совхоз у нас всегда
жили и живут единым коллективом, не разделяя
проблемы на свои и чужие, – свидетельствует в
беседе со мной начальник отдела образования г.
Стерлитамак Роберт Юнирович Каримов, бывший
директор Рощинской школы. – Надо что-то
починить, подкрасить, отремонтировать – совхоз
всегда рядом, откликается на любой запрос. На
празднике «Последнего звонка» всегда награждаем
лучших учеников или тех, кто защищал честь школы
на каких-то спортивных соревнованиях – совхоз и
здесь помогает».
Зимний сад – это школьный оазис.
Заботливо и бережливо дети протирают здесь
каждый листочек, каждую травинку. А иногда
прибегают сюда, чтобы просто погулять или
поделиться друг с другом своими тайнами.
Одним из ярких примеров этой дружбы
является и зимний сад, появившийся в школе три
года назад. Открытый школьный двор, который был
просто заасфальтированной площадкой, перекрыли
крышей, возвели дополнительные стены, провели
отопление, смонтировали лампы дневного света,
завезли землю – в результате появились
настоящие джунгли. В саду проводятся уроки
биологии, у каждого класса есть свой участок, за
который они отвечают, высаживая там растения и
ухаживая за ними, согласно существующему
расписанию. К саду через коридор ведет мягкая
зеленая ковровая дорожка, напротив сада, через
коридор, – уютная, светлая и просторная комната
психологической разгрузки, с удобными диванами и
креслами. Если идти по коридору дальше –
попадаешь в раздевалку, сауну и бассейн. Вот так
благодаря дружбе с совхозом у школы воплощаются
ее желания и мечты.
Не менее слаженно получается у школы и
работа с родителями. Конечно, как и везде, мамы и
папы здесь есть и пассивные, и активные. Но в
родительских патрулях стараются задействовать
всех. Не без удивления я узнала о том, что каждую
неделю по поселку дежурят родители какого-то
одного, конкретного класса. Задача патруля –
посмотреть, не «болтается» ли кто из детей без
дела по улицам, не безобразничают ли подростки,
не нарушают ли тишину в поселке. С одной стороны,
это несколько напоминает дружинников советских
времен. С другой, – может быть, это
свидетельствует о небезразличном отношении к
детям, о желании взрослых быть рядом, что-то
объяснить, как-то увлечь, о чем-то поговорить?..
Спортивные эстафеты, экологический
ринг, интеллектуальные игры – все это тоже формы
работы с родителями, делающие их общение со
школой приятным. А для последней порой весьма
полезным. В частности, в этом году после
веселого, динамичного, прошедшего в игровой
форме классного собрания в честь 23 февраля, в
котором принимали участие мальчики со своими
отцами, один папа так всем вдохновился, что решил
сделать школе подарок – купить мебель в один из
классов. Директор обрадовался, парты и стулья
школе были подарены. В качестве ремарки добавлю:
папа – священник одной из местных церквей…
Важной стороной жизни школы является
забота о здоровье учащихся. Шесть лет тому назад
здесь была разработана своя оздоровительная
программа «Родничок здоровья». Согласно ей, день
в школе начинается с зарядки на свежем воздухе.
После второго урока все учащиеся проводят время
в фитобаре, где пьют травяные чаи из
заготовленных летом лекарственных трав. Один из
обязательных уроков физкультуры в неделю
непременно проводится в бассейне. «Кроме этого, в
тематическом плане у каждого учителя значится
витальная экологическая компонента, – объясняет
один из авторов программы, замдиректора по
учебно-воспитательной работе Рамзия Каримова.
– Это означает, что на уроке педагог непременно
уделяет время разговору о здоровье, проводит
оздоровительные пятиминутки, обращает внимание
на осанку детей. Не был забыт и психологический
аспект здоровья. В частности, мы долго работали
над тем, чтобы исключить из лексикона учителей
фразу “Итак, к доске пойдет…”. Ведь
специалистами давно доказано, что эти слова,
обычно произносимые педагогами довольно жестко,
приводят к стрессу ребенка и провоцируют
развитие заболеваний желудочно-кишечного
тракта».
А.А. Салимьянов
Особая работа была проведена и с
совхозом, который согласно коллективному
договору поставлял в школу ежемесячно около 150
килограммов свинины для детских обедов. Когда
выяснилось, что большое количество свинины в
рационе школьников способствует развитию
панкреатита, в срочном порядке стали
передоговариваться с совхозом, который быстро
переориентировался и заменил часть поставок
свинины на говядину.
Благодаря своей активной жизненной
позиции и желанию совершенствоваться, рощинская
школа стала опорным методическим объединением
для пяти ОУ района. «К нам приезжают учителя
соседних школ, присутствуют на наших уроках,
обмениваются опытом, советуются, – рассказывает директор
школы Алмаз Ахметович Салимьянов. – Мы имеем
возможность показать учителям интересные уроки
с использованием нашей интерактивной доски,
оборудования в мультимедийном кабинете. Учителя
перестают вариться в собственном соку, и мы
считаем это очень важным».
Р.З. Каримова
А еще для поднятия престижа профессии
учителя, для того, чтобы педагог чувствовал себя
нужным, востребованным, чтобы ощущал свой рост, в
рощинской школе был придуман конкурс
педагогического мастерства (см. Приложение 1).
«Сначала мы проводили это мероприятие
исключительно для своих учителей, – поясняет
Рамзия Каримова. – Мы сами разработали положение
о конкурсе, сами придумали номинации для
педагогов, как деловые («Мастер золотые руки» –
за самую результативную работу), так и
романтичные («Ласточкино гнездо» – руководителю
самого уютного кабинета). Итоги соревнования
подводились на зональной конференции, где
присутствовали обычно представители пяти школ
района. Нашим учителям вручались награды, а все
остальные смотрели на них с завистью. Поэтому мы
и решили теперь проводить конкурс среди всех
пяти школ. Всем эта идея пришлась по душе. Конкурс
«Лучшее методическое объединение учителей» –
тоже следствие нашей работы как опорного
методобъединения района (см. Приложение 2). Здесь
уже премия присуждается, например, за самый
высокий результат научно-исследовательской
деятельности детей, за лучший результат на
олимпиадах, за активную деятельность в печати...
Учителя становятся увереннее в себе, глаза
начинают гореть, появляется желание творить,
придумывать, фантазировать. И мы убеждены в том,
что такие методические объединения на местах
дают возможность профессионального роста».
Этнографический музей – второе
любимое место в школе после зимнего сада. Гузял
Фаритовна Салимьянова – учитель башкирского
языка и руководитель музея (на фото справа)
говорит, что дети любят, когда уроки проходят
именно в музее. Ведь здесь нет парт и можно сидеть
прямо на полу, на вязаных ковриках, слушая
рассказ учителя о древних обычаях башкирской
земли.
Другое изобретение рощинской школы –
неделя любимых уроков. Раньше, в конце учебного
года, здесь принято было проводить переводные
экзамены, но вот уже два года, как педагоги от
этой идеи отказались. Теперь конец года для детей
перестал быть напряженным и стрессовым, а
напротив, стал веселым, интересным,
запоминающимся, хотя, в то же время, учителя все
равно проверяют знания, полученные детьми за год.
К такой неделе школа начинает готовиться еще
осенью. В октябре–ноябре детей опрашивают, они
выбирают любимые предметы, и учителя начинают
продумывать, как интереснее и полезнее
организовать их проведение в конце года (см. Приложение
3). К примеру, уроки географии на тему «Моя
малая родина – Рощинский» проводились в форме
исследовательской экскурсии или, можно сказать,
экологического десанта. Изучались внутренние
воды поселка, были осмотрены и почищены все
родники. Учитель ушел с детьми из школы на три
урока, и за это время состоялась и прогулка, и
проверка теоретических знаний в процессе
очистки вод, и приобретение новых – уже
практических. Дети, как вы понимаете, были в
восторге от такой формы занятий. Плюс к таким
урокам всегда организуются внеклассные
мероприятия на ту же тему.
С творческим подходом в рощинской
школе дела обстоят отлично. Здесь надеются
сегодня на то, что технический прогресс не
заставит себя долго ждать и к началу 2007–2008
учебного года в школе, наконец-то, появится
локальная сеть и скоростной Интернет. Развитие
информационной среды школы – именно эту задачу
ставит в первую очередь перед своим коллективом
директор Алмаз Ахметович.
Второе направление работы – с помощью
технологий здоровьесбережения выйти на еще
более качественный уровень образования
учащихся.
С такой энергией и неукротимой
фантазией, какие есть у этого педагогического
коллектива, школа точно справится со всеми
задачами.
Яна САРТАН,
Москва – Уфа – Стерлитамак – Москва
Приложение 1
Положение о конкурсе педагогического
мастерства
1. Цели и задачи конкурса
1. Совершенствование преподавания
учебных предметов и организации воспитательного
процесса в классах.
2. Включение учителей в деятельность
по разработке нового содержания, новых
педагогических технологий и новых форм
образования.
3. Выявление и поддержка творческих
педагогов-исследователей, содействие внедрению
их разработок.
4. Создание инновационного
пространства, объединяющего педагогов по
близким проблемам для аккумуляции идей и
объединения возможностей.
5. Распространение лучшего
педагогического опыта.
2. Участники конкурса
Участником конкурса может стать любой
учитель, работающий в 1–11-х классах. Он имеет
право участвовать как в одной-двух номинациях,
так и во всех. Администрация школ участниками
конкурса не является.
3. Руководство конкурсом
Руководство конкурсом осуществляет
организационный комитет, состоящий из членов
методсовета и администрации школы.
Оргкомитет проводит работу по
подготовке и проведению конкурса, формирует
экспертные комиссии по номинациям. В
административный совет, определяющий
победителей конкурса, входят директор школы, его
заместители, педагоги-психологи, председатель
профкома.
4. Время проведения смотра-конкурса
Смотр-конкурс начинается 1 апреля и
продолжается до 20 апреля текущего учебного года.
В конце апреля в школе проводится
торжественная церемония вручения наград
победителям на празднике «Мой учитель
самый-самый».
5. Номинации смотра-конкурса
профессионального мастерства
– «Золотая роза» – за
высочайшее профессиональное мастерство,
гуманизм и самоотверженность.
– «Белый аист» – за оптимизм и
веру в детей – лучшему классному
руководителю.
– «Летящее вдохновение» – самому
артистичному учителю.
– «Аленький цветочек» – самому
любимому учителю.
– «Мастер – золотые руки» – за
самую результативную работу.
– «Ласточкино гнездо» –
руководителю самого уютного кабинета.
– «Хрустальный подснежник» – за
первые успехи молодого педагога.
6. Организация смотра-конкурса
До 1 марта оргкомитет проводит опрос
среди учащихся для выявления любимого учителя в
номинации «Мой учитель – самый-самый!».
Анкетируемые на опросных листах указывают не
более двух фамилий претендентов.
Победитель определяется путем
выявления процентного соотношения числа
школьников, непосредственно обучаемых данным
педагогом, и числа голосов, отданных педагогу
всеми школьниками, подавшими заполненные анкеты.
Претендент на победу в номинациях
конкурса по анкетам от педработников
определяется простым большинством (число
поданных педагогами анкет не влияет на выявление
претендента).
До 20 марта оргкомитет собирает анкеты
с данными, определяет претендентов на победу в
номинации от каждой группы и проводит смотр
кабинетов, выявляя победителя в начальной и
основной школах в номинации «Ласточкино гнездо».
Информация об итогах рассматривается
административным советом образовательного
учреждения, где и определяется конкретный
победитель номинации смотра-конкурса.
Победителей номинации «Хрустальный
подснежник» – за первые успехи молодого
педагога, и «Мастер – золотые руки» – за
самую результативную работу, администрация
образовательного учреждения определяет
самостоятельно.
Участие в анкетировании для всех
добровольно, число не полученных оргкомитетом
анкет не влияет на подведение итогов.
Информация об итогах смотра-конкурса
до объявления победителей на зональной
конференции учителей не распространяется.
Дополнительные условия
Итоги смотра-конкурса педагогического
мастерства учитываются при проведении очередной
аттестации, при выдвижении сотрудников школы на
награждения вышестоящими государственными
органами и общественными организациями.
Приложение 2
Положение о конкурсе методических
объединений учителей по Рощинскому ММО
1. Общие положения
Методическое объединение является
основным структурным подразделением
методической службы ММО, осуществляющим
проведение учебно-воспитательной, методической,
опытно-экспериментальной и внеклассной работы
по предметам.
2. Цели и задачи конкурса МО:
– создание инновационного
пространства в ММО;
– повышение методического
мастерства учителей путем изучения, внедрения
новых педагогических технологий;
– привлечение
учителей-предметников к
научно-исследовательской работе, к руководству
исследованиями учащихся;
– улучшение индивидуальной работы
с одаренными детьми и педагогического
сопровождения слабых учащихся;
– выявление талантливых, творчески
работающих учителей, их поддержка и поощрение;
– изучение и распространение
передового педагогического опыта в рамках ММО;
– стимулирование творческой
активности учителей.
3. Участники конкурса
В конкурсе принимают участие все
методические объединения учителей ММО:
физико-математического цикла, обществоведческих
дисциплин, русского языка и литературы,
башкирского языка, иностранных языков,
естественно-научного цикла, технологии,
физкультуры.
4. Содержание конкурса
Конкурс предполагает обобщение работы
МО, исходя из результатов олимпиад,
научно-практических конференций, конкурсов,
открытых уроков, проведенных мероприятий и
присуждение номинаций:
1. «Мастера» – за высокие
достижения в работе, присуждается самому
результативному МО.
2. «Через тернии к звездам» –
за самый высокий результат в
научно-исследовательской деятельности.
3. «Особые заслуги» – за
проявление себя в различных нетрадиционных
областях.
4. «Эрудит» – за лучший
результат в олимпиадах и интеллектуальных
конкурсах.
5. «Лидер» – за инициативу и
творчество в деятельности ММО, в РМО.
6. «Золотое перо» – за
активную деятельность в печатных органах, победы
в творческих конкурсах.
5. Подведение итогов
Итоги года подводятся в мае каждого
учебного года на методсовете ММО руководителями
предметных объединений под руководством
председателя.
6. Награждение
Победители по итогам года
награждаются почетными грамотами или дипломами,
которые вручаются на заключительном зональном
заседании ММО. Эти награды будут учитываться при
проведении очередной аттестации учителей, при
выдвижении представителей ММО на награждение
вышестоящими государственными органами.
Приложение 3
Положение о неделе любимых уроков
1. Общие положения
Неделя любимых уроков проводится с
целью получения необходимой и понятной
информации о результатах учебной деятельности
школьников, их успехах и проблемах. Она призвана
создать систему презентации и публичной оценки
главных результатов учебного года, определить
предпочтения учащихся, место учителя в рейтинге
любимых и лучших преподавателей года и является
формой общественного смотра знаний и видом
внутреннего контроля качества образования.
2. Участники и сроки выбора любимых
предметов учащимися
Любимые предметы для недели
определяются простым большинством голосов
учащихся 1–9-х классов путем открытого
голосования или анкетирования в октябре–ноябре
каждого учебного года. Предметов может быть 2–3.
3. Время проведения недели
Неделя открытых уроков проводится
ежегодно после 20 мая.
4. Условия проведения недели
Учителя, предметы которых выбраны,
готовят необычный урок на заданную тему. Это
может быть «творческий переводной экзамен»,
итоговый зачет по предмету, игра, конкурс, тест,
викторина, соревнование, однопредметное или
межпредметное действо, дающее учащимся
возможность продемонстрировать свои знания и
умения по предмету, а учителю – проверить
их готовность использовать все узнанное для
решения практических и теоретических задач.
5. Оценивание
Если «творческий переводной экзамен»
однопредметный, то определяется предметная
компетентность учащегося, а по межпредметному
экзамену оцениваются знания, умения и навыки
по нескольким предметам и выставляется
несколько оценок. На этих уроках-экзаменах
ставятся только «4» и «5», либо оценки не ставятся
вообще.
На любой урок недели может прийти
любой желающий. «Зрителями» и «судьями» являются
в первую очередь родители и родственники
учащихся.
6. Темы любимых уроков по годам
2005/2006 учебный год «Моя малая
родина – Рощинский».
2006/2007 учебный год «Я живу в
Стерлитамакском районе».
2007/2008 учебный год «Серебряный город
России» (Стерлитамак).
2008/2009 учебный год «Мой край родной –
Башкортостан».
2009/2010 учебный год «Мы хотим всем
рекордам наши звонкие дать имена».
|