Управление классом
Делайте неожиданности!
Управление группой людей требует
авторитета. Бывает авторитет силы. Ему
подчиняются из страха наказания. Механизм
силового управления сравнительно прост, поэтому
его часто используют люди. И тогда не нужна
никакая педагогическая техника. Но и расплата за
эту простоту велика. Бывает авторитет знания. Ему
подчиняются добровольно: все понимают, что так
будет лучше. Ключевое слово здесь – уважение. Но
не всякое знание признается группой как
заслуживающее уважения. В реальных условиях
авторитет учителя включает обе составляющие –
авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры –
какая основная, главная, ведущая.
Приемы поддержания демократической,
дружеской, сотруднической составляющей:
1) учитель выходит за пределы учебника;
2) учитель выходит за рамки своего
учебного предмета;
3) учитель демонстрирует знание
молодежной субкультуры.
Сравнивание позиций – учитель сам
ставит себя в позицию оцениваемого.
Совещательность – по всяким сложным
вопросам, проблемам отношений учитель
советуется с детьми.
Можно выделить следующие виды
отклоняющегося поведения учащихся и стратегии
взаимодействия с детьми (см. табл. 1).
Таблица 1
Возможные стратегии поведения
учителя с учеником
Вид
отклоняющегося поведения |
Стратегия
взаимодействия с детьми |
Негативизм (отрицательное
отношение ко всему) |
Игнорировать
нежелательное поведение, создавая ситуации
удивления через неожиданность, новизну,
необычность действий по отношению к ребенку |
Демонстративность
(вызывающее поведение) |
Предоставить
ребенку возможности лидерства в определенных
ситуациях (урок, мероприятие и т.д.) |
Агрессивность |
Стимулировать
гуманные чувства: обращать внимание на чувства
другого, на свое состояние и добиваться реакции
на это, запрещать такое поведение |
Эмоциональная
отгороженность (замыкание в себе, своей
проблеме) |
Ориентировать
ребенка на эмоциональные состояние других,
стимулировать его чувство юмора и положительные
эмоции (изменив контекст травмирующей ситуации,
постараться превратить ее в представлении
ребенка в смешную) |
Конфликтность |
Создавать
ситуации, когда ребенок может почувствовать
успех и уверенность в своих возможностях,
обращать внимание на состояния других детей, его
самого, добиваясь его реакции на это |
Обидчивость |
Постоянно, при
первой же возможности, поощрять результаты учебы
и позитив в поведении, поощрять чувство юмора |
Страхи |
Стимулировать
положительные эмоции, создавать ситуации, при
которых мог бы пройти страх |
Дурашливость |
Игнорировать
такие проявления и создавать ситуации, когда
ребенок был бы вынужден выбрать иное поведение |
Нерешительность |
Поощрять
реальные и предполагаемые результаты в той
сфере, где он испытывает неуверенность (общение,
учеба и т.п.). Стимулировать положительные эмоции |
Заторможенность |
Стимулировать
положительные эмоции, психомоторную активность,
чувство юмора, постараться установить
положительный телесный контакт с ребенком |
Невнимательность |
Стимулировать
умственную активность, переключать с одного вида
работы на другой, изменять, упрощать, усложнять
правила взаимодействия с ним (выбирая, что
подходит на данный момент) |
Стремление
избежать умственных усилий |
Двигательная
расторможенность |
Стремиться
переключить ребенка на другое состояние,
предупреждать проявление расторможенности,
поощрять волевые усилия, стремиться к осознанию
им особенностей своего поведения |
Речевая
расторможенность |
Переключать
ребенка на другие состояния |
Псевдоглухота |
Добиваться,
чтобы ребенок пережил удивление, потрясение |
Непонимание
сложных словесных инструкций |
Стимулировать
умственную активность |
Застреваемость |
Стремиться
переключить ребенка на иное состояние,
варьировать содержание предложенных ему задач |
Сниженная
умственная работоспособность |
Стремиться
предупредить подобное состояние путем
переключения на другой вид деятельности |
Сниженная
физическая работоспособность |
Стремиться
упростить и варьировать содержание задач |
Что более всего мешает
учителю?
Во-первых, неумение удерживать
дисциплину на уроке.
Во-вторых, отсутствие собственных
внепредметных интересов и умений, которые могли
бы быть весьма значимы для учеников.
В-третьих, педагогические
и психологические ошибки в общении с детьми и
взрослыми, которые не дают достаточного
педагогического авторитета, чтобы быть
услышанными, уважаемыми, любимыми.
В-четвертых, несдержанность,
агрессивность, крикливость как проявление
отсутствия профессионализма; в психологическом
плане подобное поведение педагога порождает у
него чувство вины, что еще более усугубляет жизнь
и отношения с окружающими, обостряет чувство
вины и – круг замыкается.
В-пятых, неумение организовать
деятельность, творчество учащихся на уроке, во
внеклассной работе по предмету, неумение быть
увлекательным, убедительным и успешным
педагогом.
В-шестых, неумение создавать поле,
обстановку и возможности для успеха каждого
ученика.
И, как это ни странно, многие учителя не
хотят, не любят и не умеют слушать, а значит, и
понимать своих воспитанников.
Учитель – это должность, состояние,
потребность, образ жизни. Должность предполагает
власть, и перед учителем стоит важнейшая
нравственная задача – либо отказаться от власти,
и тогда необходимо освоить
психолого-педагогические методы воздействия, не
уповая на административный ресурс, либо
пользоваться властью всегда в интересах ученика,
разумно сочетая необходимые требования со
стимулами, индивидуальный подход с просвещенной
толерантностью.
Предварительными условиями
успешности воспитательного процесса являются:
включенность и заинтересованное
участие в нем родителей;
создание или наличие положительного
психолого-педагогического климата;
всесторонняя забота администрации
школы об учителе (программа его
социально-экономической, медицинской,
психолого-педагогической, информационной
поддержки);
хорошо поставленная система повышения
квалификации.
Таблица 2
Некоторые меры экстренного
педагогического воздействия, которые можно
применить, если цель ребенка – привлечение
внимания
Стратегия |
Техники |
Минимизация
внимания |
игнорируйте
демонстративное поведение;
контакт глазами;
становитесь рядом;
вставляйте имя ученика в текст объяснения урока;
посылайте секретный знак;
посылайте письменные замечания;
используйте «Я-высказывание» |
Разрешающее
поведение |
стройте урок на
основе вопиющего поведения;
доведите до предела демонстративную выходку;
присоединяйте к выходке весь класс;
«разрешенная квота» |
Создание
неожиданной ситуации |
выключите свет;
издайте музыкальный звук;
говорите тихим голосом;
измените модуляции голоса;
говорите со стеной или портретом;
временно прекратите урок |
Отвлечение
ученика |
задавайте прямые
вопросы;
попросите об одолжении;
измените деятельность |
Акцентирование
внимания класса на примерах хорошего поведения |
благодарите
учеников |
Пересаживание
учеников |
меняйте учеников
местами;
«Стул размышлений» |
Ольга БРЫКОВА,
методист,
Центр информационных технологий и
телекоммуникаций,
г. Санкт-Петербург
|