Воспитание в ОУ
О чем расскажет «свиток»…
Воспитательный процесс в школе, как
многогранник, вбирает в себя труд многих людей. У
них разные средства, но цель – едина. На примере
одной школы мы предлагаем посмотреть, каким
образом совмещают свои усилия классный
руководитель, заместитель директора и сам
директор.
Если в сердце нет тепла к детям,
прохожий, уйди из школы! Так прямо, без обиняков
звучит одна из заповедей учителей ГОУ СОШ № 348
Санкт-Петербурга. Но директор Валентина
Николаевна Васильева в построении кадровой
политики придерживается и других принципов. Было
время, когда она собственноручно лишила себя…
заместителя по воспитательной работе. Вот как
она объясняет этот шаг: «В начале трудных 90-х
годов мы осознали, что нам сейчас важен не
столько урок, сколько воспитывающая
деятельность. Решили остановиться на
коллективном творческом деле (КТД). В первую
очередь нужно было обучить ему детей и классных
руководителей. Традиционно заместитель по ВР
несет координирующее и контролирующее начало, и
его наличие не давало нам права обратиться к
каждому классному руководителю. Поэтому я
приняла решение, что заместителя у меня пока не
будет.
Директор В.Н. Васильева
После этой меры директора все были
поставлены в жесткие условия: кроме тебя некому
организовывать твоих детей, поэтому срочно
начинаешь сам с ними взаимодействовать. В
результате люди овладевали теми формами, которые
мы начали внедрять.
Кстати, на том же этапе с классным
руководителем стал заключаться договор.
Необычайно эффективная вещь! Помимо
обязательного функционала (проверка журнала,
дневников, проведение классных часов, работа с
родителями) в нем прописывалась степень согласия
учителя «перевыполнять план» – заниматься с
классом творческими вещами. Признаться, вначале
далеко не каждый классный руководитель
согласился на проведение «огоньков» и КВНа: «У
меня чувства юмора нет…», «А я не умею
сочинять…» Однако, благодаря разнице в зарплате,
буквально через триместр в школе почти не
осталось согласных трудиться с минимумом оплаты.
Впрочем, сейчас дифференцированная оплата – не
единственный стимул для учителей. Мне кажется,
для них едва ли не больше стало значить
общественное признание коллег».
Позже «не пожалела» директор и
социального педагога – опять захотела
«взбодрить» коллектив. Этот сотрудник как
профессионал вызывал у Валентины Николаевны
только восхищение и тем не менее… «Социальный
педагог нам здорово помогал. Но однажды
я отметила, что ни учитель-предметник, ни
классный руководитель не хотят разговаривать с
ребенком о его проблемах, когда тот что-то
нарушает: занятие прогулял – отправляйся к
социальному педагогу, «двойку» получил – иди
туда же… Что я сделала? Убрала социального
педагога. И на сегодняшний день классный
руководитель вернулся к детям и помогает им,
обращаясь, если нужно, за поддержкой к
административной службе и психологу. Хотя,
конечно, нагрузка это большая».
Сегодня в школе технологически
выстроен процесс формирования
рефлексивно-аналитической культуры учеников,
учителей, классных руководителей, родителей и
членов администрации. После каждого триместра
классный руководитель в письменном виде
представляет анализ проделанной работы (см.
Таблицу). После этого все отчеты сводятся в
единую таблицу, которая вывешивается на стенд.
Размер ее таков, что невозможно было удержаться и
не запечатлеть на фотографии заместителя
директора по ВР Светлану Ущеву с этой
удивительной таблицей в руках! «Свиток», по
словам Светланы Юрьевны, полезен многим.
Классные руководители корректируют цели с
учетом успехов и неудач, случившихся в работе,
могут сравнить свои результаты с результатами
коллег. У администрации эта форма – помощник
для выявления тех учителей, которым требуется
методическая, психологическая или какая-то иная
помощь, а также при определении лучших (в школе
ежегодно проводятся конкурсы среди педагогов).
Система воспитывающей деятельности
школы получила признание и на городском уровне: в
2006 году учитель русского языка и литературы
Любовь Храмова стала победителем конкурса
«Лучший классный руководитель». На просьбы
коллег поделиться опытом Любовь Михайловна не
утомляет перечислением прописных истин, а сразу
берется за разъяснение «узловых» моментов, на
которых зиждется ее педагогическая практика.
«Знакомая до боли формула “воспитание
субъектной активности каждого ученика”, –
замечает учитель. – А что за ней стоит? Живой
человечек, со своим внутренним миром, который
воспитатель должен увидеть, почувствовать,
распознать, понять и принять. Потом терпеливо,
шаг за шагом идти вместе с учеником, помогая ему
найти и реализовать себя». На помощь Любовью
Храмовой призваны «три кита»: взаимодействие,
воздействие и содействие.
«Начинается учебный год у пятого
класса: новый классный руководитель, новые
предметы, новые взаимоотношения и новые
поручения, – приводит она пример. – В начальной
школе были санитары, дежурные и многие другие. Я
не отказываюсь от этих поручений и ввожу
дополнительные – скажем, ответственного за
дневники или за связь с начальной школой.
Знакомлю с обязанностями, а далее двигаемся по
схеме: объединение в группы по желанию, выбор
поручения, работа в течение двух недель, отчет на
собрании и смена поручений. Отдельная забота
классного руководителя – обучение таких групп. В
определенный день и час каждая группа собирается
и вместе со мной составляет план действий,
анализирует сделанное, отмечает успехи и
недостатки.
Многоговорящая таблица едва ли
не выше замдиректора!
Содействие развитию ребенка
происходит через личный дневник учителя и карту
индивидуального наблюдения. К примеру, пришел в
класс новенький. Замечаю, комплексует из-за
маленького роста и поэтому трудно входит в
коллектив. Но я также отметила, что он очень
пластичен, и предложила ему заняться бальными
танцами. После получения призовых мест он вырос и
в своих глазах, и в глазах одноклассников.
Другой случай. Робкая девочка пишет
стихи втайне ото всех. Я почитала их и предложила
ей принять участие в поэтическом конкурсе.
Стихотворение попало в сборник юных поэтов!»
Параллельно классный руководитель
ведет работу с родителями. Выяснилось, что
встречи в неформальной обстановке пользуются
успехом. Это и родительские собрания за «круглым
столом», и мастерские (например, «Традиции
семьи»), и тематические встречи («Роль семьи в
формировании у детей сознательного отношения к
труду», «Особенности подросткового периода» и
др.), и совместные праздники, и посещение
театров…
Родители стали настоящим коллективом.
«Не все мы одинаково благополучны в материальном
отношении, – говорит Любовь Михайловна. –
Поэтому на регулярно проводящиеся автобусные
экскурсии ездили бы не все дети, если бы не
родительское решение брать на себя денежные
траты учеников из малообеспеченных семей.
Общение с родителями близко и интересно для меня.
Хорошо, когда они единомышленники и активно
участвуют во всем, что я предлагаю».
Правило «взаимодействие, воздействие
и содействие» действует не только в ученических
коллективах, но и среди учителей. Примером
воздействия является диагностика, проводимая
психологом школы после процесса адаптации у
пятиклассников и затем прокомментированная
каждому учителю.
«Говорят, человеку достаточно трех
хороших учителей, чтобы жизнь его стала
привлекательной. Думаю, в нашей школе таких
педагогов гораздо больше, – уверена Любовь
Храмова. – Здесь собрались люди, умеющие не
только говорить, но еще жить и действовать».
Инна АЛЕЙНИКОВА,
Москва – Санкт-Петербург– Москва
Направление
движения
|
Ценностные
ориентиры учителя
1. Учи так, чтобы ученик стал твоим
собеседником.
2. Развивай умения, знания – проверяй.
3. Помни: сильного надо растить, слабому
– помочь.
4. Учитель на уроке – тренер.
5. В школе изучают три основных
предмета: как эффективно учиться; как думать; как
стать успешным менеджером своего будущего.
6. Помоги родителю в воспитании, но будь
ответственен за образование.
7. Как можно чаще сообщай ученикам свое
жизненное кредо, размышляй о своем призвании,
ведь в переводе с латинского именно слово
«профессия» означает «призвание».
Ценностные ориентиры ученика
1. Не забывай о своей уникальности.
2. Не ленись и не ищи оправдания
собственным слабостям.
3. Поступай по отношению к другому так,
как бы ты хотел, чтобы он поступил по отношению к
тебе.
4. Не останавливайся на достигнутом,
стремись к совершенствованию.
5. В отчаянную годину не теряй веры в
себя, сумей сказать: «Да здравствует жизнь!»
6. Ты замечательный ученик, у тебя
блестящие учителя, и они дают тебе столько,
сколько ты можешь взять.
7. С учителем из-за оценки не спорь и на
него за отметки не обижайся. |
Таблица
Анализ воспитательной работы в _________
классе
_____триместр, _____/____ учебный год
Классный руководитель _______________________
Количество
учащихся в классе |
|
Качество знаний,
% |
|
Успеваемость, % |
|
Реализация целей
и задач этого триместра |
|
Задачи на
следующий триместр |
|
Проведенные из
запланированных классных часов:
– тематические,
– ситуационные,
– «часы здоровья» |
|
Незапланированные
классные часы, проведенные в этом триместре |
|
Внутриклассные
мероприятия по сценарию |
|
Школьные
мероприятия, мероприятия на параллель, которые
подготовил
и провел ваш класс |
|
Экскурсии,
лекции (указать дату проведения и место) |
|
Посещение
театров, выставок (указать дату, название театра,
спектакль) |
|
Самоуправление в
классе (как осуществляется) |
|
Победа класса в
школе, районе, городе (указать название
соревнований, дату проведения, место) |
|
Работа с
родителями (нетрадиционные формы) |
|
Удачи ВР этого
триместра |
|
Проблемы. Какая
требуется помощь |
|
Пожелания,
благодарности |
|
Самооценка |
|
Спасибо за
проделанную работу, уважаемые коллеги! |