Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Воспитание в ОУ

О чем расскажет «свиток»…

Воспитательный процесс в школе, как многогранник, вбирает в себя труд многих людей. У них разные средства, но цель – едина. На примере одной школы мы предлагаем посмотреть, каким образом совмещают свои усилия классный руководитель, заместитель директора и сам директор.

Если в сердце нет тепла к детям, прохожий, уйди из школы! Так прямо, без обиняков звучит одна из заповедей учителей ГОУ СОШ № 348 Санкт-Петербурга. Но директор Валентина Николаевна Васильева в построении кадровой политики придерживается и других принципов. Было время, когда она собственноручно лишила себя… заместителя по воспитательной работе. Вот как она объясняет этот шаг: «В начале трудных 90-х годов мы осознали, что нам сейчас важен не столько урок, сколько воспитывающая деятельность. Решили остановиться на коллективном творческом деле (КТД). В первую очередь нужно было обучить ему детей и классных руководителей. Традиционно заместитель по ВР несет координирующее и контролирующее начало, и его наличие не давало нам права обратиться к каждому классному руководителю. Поэтому я приняла решение, что заместителя у меня пока не будет.

Директор В.Н. Васильева

После этой меры директора все были поставлены в жесткие условия: кроме тебя некому организовывать твоих детей, поэтому срочно начинаешь сам с ними взаимодействовать. В результате люди овладевали теми формами, которые мы начали внедрять.

Кстати, на том же этапе с классным руководителем стал заключаться договор. Необычайно эффективная вещь! Помимо обязательного функционала (проверка журнала, дневников, проведение классных часов, работа с родителями) в нем прописывалась степень согласия учителя «перевыполнять план» – заниматься с классом творческими вещами. Признаться, вначале далеко не каждый классный руководитель согласился на проведение «огоньков» и КВНа: «У меня чувства юмора нет…», «А я не умею сочинять…» Однако, благодаря разнице в зарплате, буквально через триместр в школе почти не осталось согласных трудиться с минимумом оплаты. Впрочем, сейчас дифференцированная оплата – не единственный стимул для учителей. Мне кажется, для них едва ли не больше стало значить общественное признание коллег».

Позже «не пожалела» директор и социального педагога – опять захотела «взбодрить» коллектив. Этот сотрудник как профессионал вызывал у Валентины Николаевны только восхищение и тем не менее… «Социальный педагог нам здорово помогал. Но однажды я отметила, что ни учитель-предметник, ни классный руководитель не хотят разговаривать с ребенком о его проблемах, когда тот что-то нарушает: занятие прогулял – отправляйся к социальному педагогу, «двойку» получил – иди туда же… Что я сделала? Убрала социального педагога. И на сегодняшний день классный руководитель вернулся к детям и помогает им, обращаясь, если нужно, за поддержкой к административной службе и психологу. Хотя, конечно, нагрузка это большая».

Сегодня в школе технологически выстроен процесс формирования рефлексивно-аналитической культуры учеников, учителей, классных руководителей, родителей и членов администрации. После каждого триместра классный руководитель в письменном виде представляет анализ проделанной работы (см. Таблицу). После этого все отчеты сводятся в единую таблицу, которая вывешивается на стенд. Размер ее таков, что невозможно было удержаться и не запечатлеть на фотографии заместителя директора по ВР Светлану Ущеву с этой удивительной таблицей в руках! «Свиток», по словам Светланы Юрьевны, полезен многим. Классные руководители корректируют цели с учетом успехов и неудач, случившихся в работе, могут сравнить свои результаты с результатами коллег. У администрации эта форма – помощник для выявления тех учителей, которым требуется методическая, психологическая или какая-то иная помощь, а также при определении лучших (в школе ежегодно проводятся конкурсы среди педагогов).

Система воспитывающей деятельности школы получила признание и на городском уровне: в 2006 году учитель русского языка и литературы Любовь Храмова стала победителем конкурса «Лучший классный руководитель». На просьбы коллег поделиться опытом Любовь Михайловна не утомляет перечислением прописных истин, а сразу берется за разъяснение «узловых» моментов, на которых зиждется ее педагогическая практика.

«Знакомая до боли формула “воспитание субъектной активности каждого ученика”, – замечает учитель. – А что за ней стоит? Живой человечек, со своим внутренним миром, который воспитатель должен увидеть, почувствовать, распознать, понять и принять. Потом терпеливо, шаг за шагом идти вместе с учеником, помогая ему найти и реализовать себя». На помощь Любовью Храмовой призваны «три кита»: взаимодействие, воздействие и содействие.

«Начинается учебный год у пятого класса: новый классный руководитель, новые предметы, новые взаимоотношения и новые поручения, – приводит она пример. – В начальной школе были санитары, дежурные и многие другие. Я не отказываюсь от этих поручений и ввожу дополнительные – скажем, ответственного за дневники или за связь с начальной школой. Знакомлю с обязанностями, а далее двигаемся по схеме: объединение в группы по желанию, выбор поручения, работа в течение двух недель, отчет на собрании и смена поручений. Отдельная забота классного руководителя – обучение таких групп. В определенный день и час каждая группа собирается и вместе со мной составляет план действий, анализирует сделанное, отмечает успехи и недостатки.

Многоговорящая таблица едва ли не выше замдиректора!

Содействие развитию ребенка происходит через личный дневник учителя и карту индивидуального наблюдения. К примеру, пришел в класс новенький. Замечаю, комплексует из-за маленького роста и поэтому трудно входит в коллектив. Но я также отметила, что он очень пластичен, и предложила ему заняться бальными танцами. После получения призовых мест он вырос и в своих глазах, и в глазах одноклассников.

Другой случай. Робкая девочка пишет стихи втайне ото всех. Я почитала их и предложила ей принять участие в поэтическом конкурсе. Стихотворение попало в сборник юных поэтов!»

Параллельно классный руководитель ведет работу с родителями. Выяснилось, что встречи в неформальной обстановке пользуются успехом. Это и родительские собрания за «круглым столом», и мастерские (например, «Традиции семьи»), и тематические встречи («Роль семьи в формировании у детей сознательного отношения к труду», «Особенности подросткового периода» и др.), и совместные праздники, и посещение театров…

Родители стали настоящим коллективом. «Не все мы одинаково благополучны в материальном отношении, – говорит Любовь Михайловна. – Поэтому на регулярно проводящиеся автобусные экскурсии ездили бы не все дети, если бы не родительское решение брать на себя денежные траты учеников из малообеспеченных семей. Общение с родителями близко и интересно для меня. Хорошо, когда они единомышленники и активно участвуют во всем, что я предлагаю».

Правило «взаимодействие, воздействие и содействие» действует не только в ученических коллективах, но и среди учителей. Примером воздействия является диагностика, проводимая психологом школы после процесса адаптации у пятиклассников и затем прокомментированная каждому учителю.

«Говорят, человеку достаточно трех хороших учителей, чтобы жизнь его стала привлекательной. Думаю, в нашей школе таких педагогов гораздо больше, – уверена Любовь Храмова. – Здесь собрались люди, умеющие не только говорить, но еще жить и действовать».

Инна АЛЕЙНИКОВА,
Москва – Санкт-Петербург– Москва

 

Направление движения

Ценностные ориентиры учителя

1. Учи так, чтобы ученик стал твоим собеседником.

2. Развивай умения, знания – проверяй.

3. Помни: сильного надо растить, слабому – помочь.

4. Учитель на уроке – тренер.

5. В школе изучают три основных предмета: как эффективно учиться; как думать; как стать успешным менеджером своего будущего.

6. Помоги родителю в воспитании, но будь ответственен за образование.

7. Как можно чаще сообщай ученикам свое жизненное кредо, размышляй о своем призвании, ведь в переводе с латинского именно слово «профессия» означает «призвание».

Ценностные ориентиры ученика

1. Не забывай о своей уникальности.

2. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.

3. Поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы он поступил по отношению к тебе.

4. Не останавливайся на достигнутом, стремись к совершенствованию.

5. В отчаянную годину не теряй веры в себя, сумей сказать: «Да здравствует жизнь!»

6. Ты замечательный ученик, у тебя блестящие учителя, и они дают тебе столько, сколько ты можешь взять.

7. С учителем из-за оценки не спорь и на него за отметки не обижайся.

Таблица

Анализ воспитательной работы в _________ классе

_____триместр, _____/____ учебный год

Классный руководитель _______________________

Количество учащихся в классе

Качество знаний, %

Успеваемость, %

Реализация целей и задач этого триместра

Задачи на следующий триместр

Проведенные из запланированных классных часов:

– тематические,

– ситуационные,

– «часы здоровья»

Незапланированные классные часы, проведенные в этом триместре

Внутриклассные мероприятия по сценарию

Школьные мероприятия, мероприятия на параллель, которые подготовил

и провел ваш класс

Экскурсии, лекции (указать дату проведения и место)

Посещение театров, выставок (указать дату, название театра, спектакль)

Самоуправление в классе (как осуществляется)

Победа класса в школе, районе, городе (указать название соревнований, дату проведения, место)

Работа с родителями (нетрадиционные формы)

Удачи ВР этого триместра

Проблемы. Какая требуется помощь

Пожелания, благодарности

Самооценка

Спасибо за проделанную работу, уважаемые коллеги!

Рейтинг@Mail.ru