Подводим итоги
Живем реальностью, которую сами же и
создаем
«Различными средствами можно достичь
одного и того же». Именно с такой мысли, ставшей
названием первой главы, начинает свои «Опыты»
французский философ эпохи Возрождения Мишель
Монтень, живший в XVI веке1. И
предлагает читателю поразмышлять, основываясь
на исторических примерах, о том, как и почему
покорность и твердость – «средства прямо
противоположные – оказывали порою то же самое
действие»2.
Трудно переоценить современность этой
мысли, философской в буквальном смысле слова.
Вспомнилась она в начале лета не случайно. Лето –
некая пауза в педагогической жизни, за время
которой, как правило, вызревают новые идеи,
готовятся проекты, планы. Для чего иногда стоит
осмыслить прошедшее.
Попробуем сделать это с помощью
дайджеста состоявшихся в Санкт-Петербурге
конференций, собирающих уже три года подряд
педагогов со всей России. Инициатива их
проведения и организации принадлежит Ассоциации
гимназий Санкт-Петербурга, и всякий раз
принимающими были разные петербургские ОУ.
Март, 2005. Первая Всероссийская
научно-практическая конференция «Стратегия
гимназического образования на современном
этапе». Темы «круглых столов» и секций:
«Вопросы дополнительного профессионального
образования и подготовки гимназического
учителя», «Взаимодействие школа–вуз». «Роль,
место и принципы гуманитарного образования в
гимназии», «Воспитательный процесс в условиях
современной гимназии», «Директор гимназии:
вопросы развития гимназии и управления
гимназией», «Организация профильного обучения в
гимназии», «Исследовательские работы как форма
итоговой аттестации в гимназии», «Гимназический
учебный план».
Март, 2006. Вторая Всероссийская
гимназическая конференция «200 лет российскому
гимназическому образованию». Темы секций и
«круглых столов» были следующие: «Профильность
в гимназии»; «Информационное пространство
гимназического образования»; «История
гимназического образования, преемственность и
новаторство»; «Работа психолога и социального
педагога в современном ОУ»; «Гимназия – высшая
школа: потребность в сотрудничестве»; «Проблемы
современного гуманитарного образования;
«Функции общественного управления в
образовательном пространстве».
Март, 2007. Третья Всероссийская
гимназическая конференция «Воспитательные
подходы и системы в современном гимназическом
образовании». Темы секций и «круглых столов»: «Современные
проблемы формирования кадровой политики и пути
их преодоления», «Современные образовательные и
просветительские издания», «Общественное
самоуправление, ученическое самоуправление в
ОУ», «Школьник–общество: взаимосвязи и
перспективы», «Роль психолого-педагогического
сопровождения в воспитательном процессе
гимназии», «Воспитание интеллигенции в рамках
ОУ», «Воспитательный потенциал учебных текстов»,
«Исследовательская и проектная деятельность
школьников», «Роль классного руководителя в
воспитательном процессе», «Способы реализации
творческого потенциала школьников»,
«Учитель-предметник как воспитатель», «Место
информационных технологий в воспитательном
процессе гимназии», «Современные технологии в
изучении русского (родного) языка как способ
реализации воспитательного потенциала
предмета», «Изучение литературы в современной
школе как отечественная культурная традиция»,
«Перспективы гимназического образования: мифы и
реальность».
Многие из перечисленных тем, являясь
болевыми точками современной гимназии, или
сильными и развивающимися сторонами актуального
образования, повторяются в разной интерпретации
ежегодно, так как нуждаются в обсуждении, обмене
опытом, обобщении. Все это – направления,
связанные с совершенствованием практики
преподавания, обеспечения образовательного и
воспитательного процессов. Проанализируем
подробнее некоторые из них.
Исследовательская деятельность в
гимназии, лицее, школе как способ реализации
творческих способностей/возможностей ученика,
научных стремлений учителя, возможность вывести
школьника за образовательные рамки, уготованные
школьной программой, в мир познания, научить
думать последовательно, развернуто, направленно,
а не симптоматично.
Опыт гимназических ученических
научных обществ, научного руководства вузовских
преподавателей, таким образом напрямую
обращающихся к подрастающему поколению,
расширяется и оттачивается год от года. И научных
руководителей гимназий, лицеев, школ, ученых,
принимающих участие в такой работе, беспокоит
внедрение единой формы выпускного экзамена,
никак не задействующего получаемые школьниками
навыки индивидуальной самостоятельной работы в
области познания.
Культурологическая (гуманитарная)
платформа, благодаря которой формируется
личность гимназиста в процессе обучения. Это не
значит, что гимназическое образование равно
гуманитарному, вовсе нет, но это – основа, среда,
в которой формируется ребенок. Такой подход
наиболее развит, как правило, в гимназиях, но
потребность в нем существует и у школ и лицеев,
особенно в связи с тотальным раскультуриванием
молодежи популярными СМИ.
В этой связи кажется важной еще одна
мысль, а именно: необходимость поддержки школой
образованной части нашего общества, для того,
чтобы сохранить среду, в которой формируются
самостоятельные, думающие люди. (Да, да, именно
так! Школа поддерживает общество, а не наоборот!)
Отсюда опять же вернемся к исследовательской
школьной деятельности, в процессе которой и
формируются личностные качества, нужные
развитому интеллекту.
В целом, эти проблемы поднимаются
всякий раз потому, что активным педагогам
небезразлично, в какую среду и какое общество
попадут их ученики, завершившие учебу.
«Школа–вуз», «школьник–общество» – вот те
смысловые ряды, на взаимоотношения которых может
повлиять школа в разных областях своей
деятельности.
Вероятно, именно школа нынче чувствует
бремя ответственности за будущую «взрослую»
жизнь своих учеников, о чем свидетельствует все
большее число докладов на наших конференциях.
Показательны, в частности, выступления в рамках
секции «Школьник – общество...»:
– воспитание чувства патриотизма,
гражданственности у школьников;
– наверстывание упущенного за
последние годы в региональных краеведческих
программах, связанных с музеями боевой, воинской
славы края, города, региона, с проектами и
исследовательскими работами в области музейной
педагогики;
– национальное воспитание как
компонент гимназической/школьной/лицейской
воспитательной программы, востребованный
временем;
– правовое воспитание, его формы как в
урочной, так и во внешкольной деятельности.
Увеличивается с каждым годом и
количество тем, связанных с изучением традиций
российского образования. Такие выступления
почти всегда представляют собой описание
портретов педагогов прошлого, гимназических и
школьных традиций XIX и XX столетий, проверенных
веками условий формирования гражданина,
личности с широкими горизонтами культурных
представлений.
На последней из трех конференций также
работал «круглый стол»: «Воспитание
интеллигента в ОУ», но ностальгия по культуре не
мешала участникам озвучить возможные
направления для следующих встреч и, конечно, для
работы и публичных обсуждений. Среди них –
повторяющаяся мысль о том, что гимназии и лицеи,
являясь действительно профильными школами в
России, на самом деле есть опора школьного
образования сейчас, и абсурдно, уже имея в стране
такую сеть профильных ОУ, пытаться насаждать
профилизацию там, где для этого немного
оснований. Ведь лучше поддерживать уже
сложившуюся систему.
Идея преемственности педагогической
традиции близка нынешним педагогам уже потому,
что в прошлом роль образования в обществе,
авторитет образованного человека, был
несопоставим с тем, что характерно для
образовательной политики сегодня. Отсюда, в
частности, явно усилившийся интерес к истории
своей школы, гимназии, истории образования в
городе, крае, регионе.
Необходимость тесных
профессиональных контактов, общения в своей
среде как для учителей, так и для директоров,
методистов, научных руководителей ОУ
подчеркивалась на последней конференции не
меньше, чем на первой, собравшей в марте 2003 года
только петербургские гимназии. В этом году в
разных секциях звучала мысль о том, что выездные,
проблемные, тематические семинары нужны чаще,
чем один раз в год. Наш оргкомитет гимназических
конференций может только согласиться с этой
идеей, но для ее реализации, так же как и для
реализации давнего решения конференции – еще 2004
года – о необходимости принятия на
соответствующем уровне Положения о
гимназическом образовании в России – нужно
понимание и поддержка Министерства образования
РФ.
Возвратимся к словам Мишеля Монтеня, с
которых началась эта статья: «Различными
средствами можно достичь одного и того же». Тем,
кто ежегодно собирается на петербургские
конференции, свойственна – в профессиональном
отношении – не покорность, но отвага, твердость,
ведь иначе они сидели бы в своих школах, «на
местах», как нынче принято выражаться, и,
покорные судьбе, ждали новых модернизаций и
реорганизаций, спущенных сверху.
Но все мы – профессиональное
педагогическое сообщество, и потому живем не
пустыми надеждами, а реальностью, которую сами же
и создаем. Потому и представляем уже сейчас тему
конференции, которую готовит Совет Ассоциации
гимназий Санкт-Петербурга на 26–28 марта 2008 года:
«Учитель в России: вчера, сегодня, завтра». Все
подробности мы сообщим коллегам своевременно в
информационном письме.
К
новому учебному году
|
В школах Карелии с 1
сентября начнется эксперимент по внедрению
новой системы оплаты труда педагогов. Суть его
заключается в том, что учителя будут получать
зарплату в зависимости не от количества учебных
часов, а от общего объема работы по различным
направлениям педагогической деятельности и ее
качества.
«Существующая сейчас система оплаты
труда педагогов сложна и архаична. Учитель, чтобы
побольше заработать, вынужден брать больше
учебных часов, что сказывается на качестве его
работы. По новой системе рабочая неделя педагога
составит 36 часов. Сюда будет входить как учебная,
так и внеклассная, методическая, научная и другие
виды работ. Это позволит педагогу повысить свой
образовательный уровень и качество
преподавательской деятельности», – пояснил
министр образования республики Александр
Селянин.
По его словам, в рамках новой системы
размер минимального оклада учителя увеличится
на 20% и составит 6,5 тыс. рублей. На эту сумму будут
начисляться коэффициенты и премии в зависимости
от объема и качества работы учителя. Средства для
выплаты зарплаты учителям будут выделяться из
республиканского и муниципальных бюджетов в
рамках существующих нормативов финансирования.
Повышение зарплаты, по словам министра,
планируется за счет «оптимизации расходов школ».
Эксперимент начнется 1 сентября в
школах Медвежьегорского и Костомукшского
районов. В дальнейшем к ним постепенно
присоединятся все общеобразовательные
учреждения республики.
Господин Селянин отметил, что пока готовность к
эксперименту выразили педагоги лишь двух
районов Карелии, что объясняется «инертностью
системы образования». «Психологическая
перестройка – дело трудное. Мы никого не
заставляем, в эксперименте участвуют школы,
добровольно высказавшие такое желание. Но мы
будем проводить специальное обучение директоров
школ для работы в новых условиях», – сказал
министр.
|
______________
1 Мишель Монтень
«Опыты». В 2 т. / Пер. с фр. – М.: ТЕРРА, 1996.
2 Там же, стр. 5.
Наталья СВИРИНА,
д.п.н., профессор, г. Санкт-Петербург
|