Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Программа развития ОУ

Программа развития МОУ школы № 25 г. Таганрога на 2006–2010 гг.

«Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе школы через организацию системы погружений»

(Фрагменты)

Наша школа в сравнении с другими школами города имеет самое маленькое здание. Однако по численности учеников мы занимаем далеко не последнее место. Причем, мы единственное ОУ г. Таганрога, в котором за два последних года набор первоклассников увеличился в два раза. «Моя судьба в моих руках» – этого принципа мы придерживаемся сами и учим жить по нему своих учеников. Поэтому мы активно и целенаправленно строим «свою школу» на протяжении ряда лет.  Об учебно-воспитательном процессе и больших планах по решению задачи повышения качества образования, исходя из требований современного общества, рассказывает основная часть программы развития, публикуемая ниже*.

Проведенный в первой части программы анализ позволил осмыслить достигнутое и определить основы дальнейшего развития. Учебные достижения учащихся нашей школы за последние три года показывают положительную динамику. Результативность учреждения по всем видам конкурсных программ значительно улучшилась. Появилась тенденция к сохранению здоровья детей. Позитивное эмоциональное приятие школы происходит на уровне всех субъектов образовательного процесса. Сформировалась и эффективно действует система воспитательной работы и дополнительного образования детей. Также наметилась тенденция становления инновационной среды: появление навыков исследовательской культуры педагогов, использование развивающих технологий и групповых форм работы, эффективная работа творческих групп, принятие методики «погружения», привлечение ресурсов за счет сетевого взаимодействия («Перспектива»).

Вместе с тем мы выделяем следующие проблемы: необходимо дальнейшее повышение учебных достижений, сохранение здоровья школьников; развитие исследовательской культуры педагогов; системная работа по использованию развивающих технологий; развитие материально-технической базы школы.

Концептуальные идеи развития школы

Актуальность и цель программы развития

В настоящее время российское образование претерпевает существенные изменения, обусловленные его стремлением соответствовать принципам демократизации, гуманизации, развития, глобальным тенденциям мирового образовательного процесса, требованиям интеграции в европейское образовательное пространство. В процессе этих изменений происходит трансформация ценностей, целей, содержания, методов образования, процесс обучения приобретает все более новаторский и творческий характер, нацеленный на развитие успешной, конкурентоспособной личности.

Для решения этих вопросов правительство РФ в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы определило следующие задачи:

· приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

· разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

· создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.

Наша школа, решая задачи собственного развития на основе компетентностного подхода с учетом выявленных тенденций и исходя из поставленных правительством задач, проанализировала внутренние резервы и проблемы и выявила следующие противоречия:

· между наличием детей различных категорий (одаренные, дети со сниженным уровнем развития познавательной сферы, воспитанники детского дома и т.д.) и отсутствием универсальных технологий, форм работы, создающих условия для их полноценной самореализации в рамках школы;

· между наличием развивающих технологий обучения и воспитания и отсутствием общей системы (единой логики) организации деятельности школы в контексте реализации компетентностного подхода;

· между наличием отдельных навыков конструирования урока в соответствии с современными требованиями и отсутствием общей исследовательской культуры педагогов, что является сдерживающим фактором модернизации образовательного процесса;

· между проведением отдельных погружений и отсутствием единой системы погружений.

В свете этих противоречий основной проблемой становится поиск условий и средств организации единой системы, способствующей успешному обучению школьников, благодаря их личностному, ценностно-смысловому развитию в рамках компетентностного подхода в образовании. Данная проблема обусловила выбор темы программы «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе школы через организацию системы погружений».

Целью данной программы является создание в школе эффективно действующей системы погружений на всех уровнях деятельности, направленной на реализацию компетентностного подхода для становления Человека Культуры (свободной, гуманной, духовной, творческой и конкурентоспособной личности).

Для решения поставленной цели необходимо определить теоретико-методологическую основу ее реализации.

Теоретико-методологическая основа реализации программы развития

1. Гуманно-личностный подход как условие становления Человека Культуры.

Традиционная школа, сосредоточенная преимущественно на передаче и усвоении готовой суммы знаний, уходит в прошлое, главной целью становится личностное развитие учащегося как субъекта образования, собственной жизни, истории, культуры.

Учитывая это, ученые, педагоги-новаторы предлагают строить образовательный процесс на принципах альтернативной гуманистической педагогики, которая создает условия для становления Человека Культуры, который по определению Е.В. Бондаревской является свободной, гуманной, творческой, самостоятельной, активной личностью, ответственной за свои действия. Именно такие личности могут быть успешными в современном обществе.

Проблемам гуманизации образования посвящены труды Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.В. Краевского, А. Маслоу, М. Монтессори, А. Нилла, К. Роджерса, В.В. Серикова, А.Н. Тубельского, С. Френе, Е.Н. Шиянова, Е.А. Ямбурга, И.С. Якиманской. Большое место в их работах уделено субъектной позиции ребенка в образовательном процессе. Исследователи считают, что организовывать процесс обучения, познания необходимо так, чтобы учащиеся находили в нем личностные смыслы.

Опираясь на теории личности К. Роджерса, определяющего целью жизнедеятельности реализацию врожденного потенциала посредством внутренних источников человека, и А. Маслоу, который выделяет две основные потребности человека – выживания и самоактуализации, мы сочли необходимым привычно употребляемый термин «гуманно-личностный подход в обучении» разделить на «гуманный» и «личностный». К основе гуманного подхода относится удовлетворение потребности выживания, а к сути личностного – потребность самоактуализации. Так как тенденция актуализации будет сильна, когда тенденция выживания удовлетворена, то, выстраивая образовательный процесс именно в такой последовательности, мы решаем для ученика задачу построения личностных смыслов образования и достигаем цели развития творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию и раскрытию своих потенциальных способностей. На основании теоретических исследований и изучения практической реальности были определены основные направления деятельности педагога по реализации гуманно-личностного подхода:

  • создание демократического, гуманистического стиля взаимоотношений с учениками;

  • организация личностно-значимого образовательного процесса, посредством развития внутренней мотивации учащихся, придания личностного смысла обучению и становлению их субъектной позиции.

Таким образом, мы будем понимать под «гуманно-личностным подходом в обучении» принцип обучения и воспитания, предписывающий гуманное отношение к ребенку, развитие его субъектности, становление личностных смыслов, моральных способностей и других структур сознания, обеспечивающих творческую самореализацию и саморазвитие ребенка.

Тогда содержание обучения должно включать в себя:

  • общекультурные знания и ценности;

  • социальный опыт и ценности;

  • методы познания себя и других;

  • эффективные способы различной деятельности;

  • способы оценки результатов деятельности, собственного развития;

  • умение сотрудничать.

Основной принцип составления такого содержания – приобретение знаний через деятельность.

Организация образовательного процесса на гуманно-личностной основе предполагает наличие следующих этапов: этап «настраивания контакта», мотивационный, деятельностный, диагностический, этап осмысления деятельности и ее результатов.

На основе анализа ряда исследований (Ш.А. Амонашвили, В.М. Антипова, Е.В. Бондаревская, А. Бахмутский, Т.Г. Богданова, Л.С. Выготский, В.Г. Горб, Г.Б. Голуб, Н.Ф. Ефремова, Е.В. Луцай, В.А. Кальней, А.И. Кукцева, Т.В. Корнилова, Д. Равен) были выявлены показатели результативности обучения детей в контексте гуманно-личностного подхода в образовании:

  • положительная динамика академической успеваемости;

  • развитие интеллектуально-познавательной сферы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение);

  • формирование ключевых компетенций:

1) коммуникативной,

2) умения решать реальные задачи,

3) умения сотрудничать,

4) способности к самообучению;

  • становление моральных способностей (уровень эмпатии, «нравственный аспект» воспитанности);

  • общее личностное развитие (мотивация, самооценка, личностная позиция).

2. Погружения в образовательном процессе школы как средство реализации компетентностного подхода.

Компетентностный подход определяет, что образовательный процесс должен быть направлен на формирование ключевых компетенций посредством создания таких педагогических ситуаций, которые моделируют реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции.

Одним из способов реализации компетентностного подхода называют технологию погружения. Так А.Н. Тубельский понимает «погружение» как «систему обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается только один предмет».

Но нам ближе определение А. Агапова, который под технологией погружения понимает «совокупность методов и приемов, применяемых при работе в малых группах и способствующих выработке личностных позиций учащихся по отношению к изучаемому материалу, а также процедуры рефлексии собственных качеств и свойств, необходимых для успешной экономической деятельности, в которой этот материал и реализуется».

Основываясь на вышеизложенном и осмыслении собственного опыта мы понимаем погружение как специальную организацию концентрации внимания и усилий (исследовательской направленности) группы людей на проблеме, решение которой достигается посредством интеграции индивидуальной и коллективной форм работы. Погружение завершается созданием продукта, помогающего развитию компетентностей и представляющего общественную ценность и/или личную значимость для его участников. Результатом погружения является не только получение знаний, но и целостное влияние на развитие личностных структур ребенка и педагога.

Структура «системы погружений» МОУ СОШ № 25 (см. Приложение на с. 41–43):

1. Модульные погружения (темы разрабатываются на педсовете до начала учебного года).

2. Внеурочные воспитательные погружения:

  • мини-воспитательные погружения (внутриклассные по плану классных руководителей);

  • тематические воспитательные погружения (общешкольные для всех учащихся или по параллелям);

  • выездные погружения (одно–трехдневные тематические погружения за пределами школы).

3. Учебные погружения:

  • мини-учебные погружения (во время уроков по темам предмета);

  • общие предметные погружения (тематическое погружение по предмету);

  • межпредметные погружения (в рамках интеграции учебных дисциплин).

4. Индивидуальные погружения (индивидуальные исследовательские работы, проекты учащихся).

Система погружений основывается на интеграции развивающих образовательных технологий: модульная технология обучения, проектная деятельность, технология развития критического мышления, активные методы обучения, технология по реализации системы Монтессори, технология групповой работы и т.д., тем самым, являясь более высокой ступенью организации образовательного процесса, что обеспечивает его технологическую гибкость и позволяет выстроить единую логику развития школы.

Критерии оценки эффективности погружений:

1. Степень информированности субъектов образовательного процесса о проведении и итогах погружения.

2. Массовость. Включенность каждого ученика в деятельность.

3. Содержание погружения: а) глубина; б) научность; в) логичность изложения; г) доступность для каждой категории обучающихся; д) новизна; е) завершённость (наличие значимого продукта и анализ результатов).

4. Эмоциональность проведения.

5. Адекватность сочетаний индивидуальных и групповых форм работы.

6. Результативность и практическая ценность (в чем она проявляется):

а) развитие познавательной сферы (актуальные для ученика знания);

б) становление ключевых компетенций;

в) увеличение продуктивности мышления (умение анализировать, синтезировать, оценивать и т.д.);

г) личностное развитие (самооценка, уверенность в себе).

7. Использование информационно-компьютерных технологий.

Управление результативностью «системы погружений».

Управление результативностью «системы погружений» осуществляется через деятельность Экспертных советов, Совета экспертов (см. схему 1).

Схема 1

Совершенствование структуры комплекса «ПЕРСПЕКТИВА» в рамках сетевого взаимодействия ОУ (областная экспериментальная площадка)

Создание системы погружений возможно не только в рамках одной школы, но и в рамках сетевого взаимодействия ОУ. Это создаст дополнительные условия для реализации следующих задач:

1. Повышение качества погружений за счет использования внешних ресурсов, организация объединенных погружений для учащихся двух школ.

2. Расширение спектра образовательных услуг за счет объединения и оптимального перераспределения дополнительных учебных курсов в рамках комплекса.

Для возможности решения этих задач должна быть проведена модернизация структуры сетевого взаимодействия (см. схему 2):

Схема 2

Структура комплекса ТАГСОУ «Перспектива»

Задачи, которые должны решаться данными структурами:

  • Совет комплекса, основываясь на запросах учащихся и их семей, требованиях рынка труда города, региона, страны определяют набор учебных курсов за счет оптимального перераспределения нагрузки учреждений.

  • Администраторы выстраивают месторасположение изучаемых образовательных областей, обеспечивают их материально-техническую базу.

  • Руководители кафедр распределяют педагогические кадры по уровням изучения предметов согласно их квалификации. Для изучения учебных дисциплин на третьем уровне возможно сотрудничество со специалистами вузов.

  • Экспертные советы определяют тематику погружений.

Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние

Стратегические задачи и направления их решения при реализации программы развития

1. Создание условий для становления субъектной позиции, ключевых компетенций школьника, его самореализации в современных условиях жизни через организацию «системы погружений».

  • Совершенствование содержания и технологий образования.

  • Создание условий для поддержки и развития одаренных детей.

  • Развитие образовательной среды для особой категории детей.

  • Развитие системы дошкольного образования.

  • Совершенствование воспитательной внеурочной системы, доп. образования.

  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

  • Создание условий для комплексной безопасности обучающихся.

  • Мониторинг образовательных результатов:

– учебных достижений школьников;

– эмоционального восприятия образовательного процесса школы;

– состояния здоровья (утомляемости).

2. Создание условий для самореализации педагогов, становления их исследовательской культуры с целью модернизации образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

  • Организационно-методическое обеспечение деятельности образовательного учреждения.

  • Информационно-методическое обеспечение кадрового потенциала.

  • Повышение эффективности кадрового обеспечения.

  • Поддержка комфортного психологического климата в коллективе.

  • Мониторинговые исследования организационной культуры.

3. Включение семьи в процесс совершенствования образовательной системы школы.

  • Включение родительской общественности в управление школой.

  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

  • Привлечение родителей к организации внеурочной деятельности.

  • Мониторинг удовлетворенности образовательными услугами.

4. Совершенствование системы управления школой.

  • Расширение общественного управления.

  • Активизация деятельности Школьного магистрата.

  • Создание эффективно действующей сети Экспертных советов.

5. Развитие внешних связей с целью восполнения дефицита ресурсов школы (информационных, кадровых, материально-технических, финансовых).

  • Модернизация структуры сетевого взаимодействия в рамках комплекса «Перспектива».

  • Выстраивание системы работы с вузами города.

  • Развитие системы обмена опытом со школами города, страны.

6. Нормативно-правовое обеспечение стратегических направлений развития школы.

  • Разработка внутренних локальных актов по направлениям проектной деятельности школы.

  • Оформление внешних локальных актов.

7. Совершенствование экономических механизмов развития школы.

  • Создание условий для материального стимулирования субъектов образовательного процесса в рамках внедрения инновационных изменений, способствующих повышению эффективности (продуктивности) деятельности школы.

  • Совершенствование материально-технической базы.

8. Создание эффективной имиджевой политики школы.

  • Создание ресурсного банка (РБ) (вопросы науки, опыт школы и практический опыт других учреждений).

  • Распространение опыта школы (СМИ; участие в конференциях, семинарах, круглых столах на муниципальном, региональном, международном уровнях; проведение конференций, семинаров, круглых столов по распространению и обсуждению опыта построения образовательного процесса школы; выпуск методических пособий по реализации школой компетентностного подхода).

Этапы реализации программы развития

1 этап «подготовительно-преобразующий» – 2006–2007 уч. год:

  • анализ полученных за три года достижений, выявление противоречий и тенденций развития школы;

  • разработка Программы развития;

  • частичные, локальные обновления содержания и технологий обучения на основе компетентностного подхода;

  • экспериментальная апробация и модификация различных видов «погружений».

2 этап «преобразующий» – 2007–2008 и 2008–2009 уч. год:

  • системное экспериментальное внедрение всех видов «погружений»;

  • проведение анализа экспериментальных данных и разработка локальных актов по всем видам «погружений»;

  • создание условий для становления навыков исследовательской работы педагогов и учащихся;

  • системное внедрение (на всех ступенях обучения) развивающих технологий на основе компетентностного подхода;

  • расширение сетевого взаимодействия.

3 этап «результативный» – 2009–2010 уч. год:

  • эффективно действующая в школе «система погружений»;

  • реализация в полном объеме обновленного содержания образования и развивающих технологий обучения на основе компетентностного подхода на всех ступенях обучения;

  • положительная динамика учебных достижений школьников, их личностного развития и эмоционального благополучия;

  • становление высокого уровня исследовательской культуры педагогов;

  • завершенная система мониторинговых исследований по всем направлениям деятельности школы;

  • деятельность сетевого комплекса образовательных учреждений «Перспектива» на основе новой структуры взаимодействия;

  • расширение деятельности городской математической школы «Штурм» для одаренных детей на базе школы;

  • привлечение внебюджетных финансов для улучшения качества образования.

Экспертиза программы

Научная новизна и теоретическая значимость Программы развития заключается в том, что:

  • впервые предложена такая модель системы организации образовательного процесса (соединенная единой логикой), которая дает возможность системных преобразований школы в рамках решения правительственной программы модернизации образовательного процесса;

  • разработаны поэтапные действия по становлению эффективно действующей системы погружений;

  • предложены новые показатели результативности образовательного процесса.

Практическая значимость Программы развития состоит в том, что:

  • она нацелена на создание условий для становления личности, способной эффективно действовать в современных быстроменяющихся условиях развития общества на основе имеющихся ресурсов школы;

  • экспериментально апробированы основные виды «погружений» и доказана их эффективность для достижения высокого уровня образовательных результатов;

  • система погружений позволяет интегрировать воспитательную и учебную работу, создавая тем самым целостную развивающую среду, которая обеспечивает рост не только учебных достижений, но и становление ключевых компетенций и личностное развитие учащихся;

  • система погружений может быть использована в других ОУ как в полном объеме, так и частично.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результат

Показатели

Методы изучения

Эффективно действующая «система погружений»

Использование всех видов погружений в системе

Наблюдение, статистика, анализ планирования на год

Системное использование развивающих технологий

Рост всех видов учебных достижений, образовательных результатов

Количественные показатели успеваемости по результатам года, ЕГЭ, диагностических учебных работ. Статистические данные по результативности участия в олимпиадах. Психологические исследования развития гибкости мышления, уровня сформированности компетенций, нравственных и личностных характеристик.

Высокий уровень исследовательской культуры педагогов

Наличие проектной деятельности, индивидуальных технологий обучения. Создание Клуба юных исследователей

Посещение уроков, экспертиза программ, количество проектов созданных детьми, отчеты педагогов на методических совещаниях

Функционирование комплекса «Перспектива» на основе новой структуры

Расширение спектра образовательных услуг и повышение их качества

Анализ учебных планов, анкетирование

Расширение деятельности городской математической школы «Штурм»

Увеличение числа учеников (с 5 по 11-й класс). Привлечение специалистов из разных ОУ, вузов

Статистика. Улучшение результативности (психологическая диагностика мышления, количество призеров олимпиад)

Удовлетворенность всех субъектов организацией образовательного процесса

Эмоциональное благополучие школьников, степень выполнения соцзаказа родителей, комфортный психологический климат в педагогическом коллективе

Анкетирование, проведение фокус-групп

Оценка рисков. Экспертиза программы

Описание рисков

Степень рисков

Предпринимаемые действия

ВНЕШНИЕ РИСКИ

Отсутствие нормативно-правовой базы по созданию объединенного в рамках комплекса учебного плана

высокая

Составление «Карты образовательных услуг» на основе согласования расписаний учреждений

Отсутствие нормативно-правовой базы для закрепления официального статуса комплекса (перемещения детей)

высокая

Юридическое оформление общественного фонда комплекса

ВНУТРЕННИЕ РИСКИ

Сопротивление учителей нововведениям

средняя

Система мотивирования, создание «ситуации успеха», информированность, тренинги

Негативное отношение родителей к экспериментам

низкая

Ведение просветительской работы, включение родителей

в жизнь комплекса

Недостаточный уровень материально-технической базы

средняя

Привлечение внебюджетных средств, использование в рамках сетевого взаимодействия ресурсов других ОУ

Приложение

Описание видов погружений, используемых в образовательном процессе

Примером модульного погружения может служить погружение «В мире человеческих ценностей» (весь учебный год у нас разбит на шесть модулей и столько же каникул). Модульное погружение делится на три этапа: подготовка, реализация и рефлексия. Первый этап берет начало в августе на заседаниях методического объединения классных руководителей, на котором определяются направления работы, выдвигаются предложения по реализации темы, формируются творческие группы классных руководителей, которые занимаются проблемами воспитания, согласно модульным направлениям. Разработка годового плана осуществляется на педсовете, а затем обсуждается на Совете школы. На каникулах учителя-предметники и классные руководители окончательно распределяют обязанности и планируют деятельность педагогов, учащихся и родителей в течение модуля, работают над накопительными папками по данному воспитательному направлению – нравственность.

Второй этап – реализация программы модуля. На заседании Школьного магистрата (на нем присутствует по одному представителю от каждого класса – магистру ученического самоуправления) проводится анкетирование по проблемам нравственности. Результаты анкеты показали, что многие учащиеся не вполне понимают значение слова «нравственность». Было принято решение в течение модуля разобраться в понятиях и своем отношении к нравственным и безнравственным поступкам, определить, какими качествами должен обладать «нравственный человек».

Пример анкеты

1. Что такое нравственность?

2. Какими качествами должен обладать нравственный человек?

3. Как вы понимаете слова «Безнравственный поступок»?

4. Семья, школа, общество. Кто на ваш взгляд оказывает большее влияние на становление нравственной личности? (в процентах)

семья ___________%

школа ___________%

общество ___________%

5. Задайте вопрос о том, что вам было совсем непонятно в этой анкете?

В течение нравственного модуля в классах проходят мини-погружения: «Твори добро», «Что такое нравственность», «Человек и природа», «В мире человеческих ценностей», «Что такое благородство», «Мы живем среди людей», «Что такое доброта?», «Что я ценю в жизни» и др. Каждый класс создает свою «Копилку добрых дел», составляет «Словарь нравственных ценностей», готовит статью для школьной газеты «Сорока.RU», учащиеся на уроках русского языка и литературы пишут сочинения-размышления, стихи, рассказы на нравственную тематику. Учащиеся младших классов выполняют аналогичные задания, рисуют свои «добрые дела».

На третьем этапе погружения готовится выставка творческих работ, заканчивается работа над выпуском школьной газеты, проводятся итоговые школьные линейки, на которых отмечаются самые творческие, активные учащиеся и педагоги.

Результатом модульного погружения у нас стало создание «Словаря нравственных ценностей» нашей школы, который составили магистры на итоговом заседании Школьного магистрата. Ребята сделали вывод, что «теперь им легче разобраться в хорошем и плохом», «они знают, что такое “нравственность” и “нравственный человек”«, «понимают, что человеку в себе надо воспитывать нравственные качества».

Благодаря модульным погружениям у детей концентрируется внимание на выбранной проблеме, повышается личная заинтересованность (ведь в погружении участвует каждый ребенок в зависимости от выбранной им темы и формы участия). Актуальной формой в данной технологии является групповая работа, которая позволяет формировать коммуникативные компетенции, умение сотрудничать, решать реальные задачи, развивает способность к самообразованию.

Традиционными стали выездные погружения, которые проходят 1–2 раза в год на территории загородного оздоровительного лагеря. На протяжении двух лет такие погружения проходят в рамках работы Объединения образовательных учреждений «Перспектива». Участниками являются педагогические и ученические коллективы двух школ № 11 и 25. Обстановка, атмосфера творчества, инициативы, общения позволяет реализовать за два дня огромное количество разнообразных видов деятельности: игра, беседа, конкурс, соревнование, эстафета и т.п. Учащиеся, работая в коллективе, раскрывают свои способности, развивают умения общаться и сотрудничать, выполнять самостоятельно и в группе различные поставленные реальные задачи. Вне школы каждый субъект воспитательного процесса: ученик или педагог, раскрывается ярче, демонстрирует свои возможности, открывает в себе новые грани, реализует себя. За короткий промежуток времени удается сделать столько, сколько не получится и за целый модуль.

Тематическое погружение. В 2004 учебном году была разработана и успешно апробирована экспериментальная воспитательная технология тематического погружения (воспитание в процессе обучения). Погружение как технология воспитательного процесса становится в школе новой, но уже полюбившейся традицией. Как результат – эмоциональный опыт: у ребенка появляется собственное отношение к изучаемой теме, формируется целостное представление о ней.

«Чтобы помнили…»так называется погружение, темой, для которого послужил юбилей Великой Победы. На протяжении нескольких недель школа готовится к главному дню погружения. Учащиеся собирают материал о Великой Отечественной войне, о погибших родственниках, таганрогском подполье. Реставрируют школьную выставочную экспозицию и создают заново Книгу Памяти и Славы, исследуют микрорайон школы и архивы городского военного комиссариата, готовятся к встрече с ветеранами,

Ключевым делом становится день «Чтобы помнили…». Вместо привычных уроков проводятся тематические занятия по таким темам, как «Таганрог в годы Великой Отечественной Войны»; «Песни военных лет»; «Дети и война»; «Война в произведениях искусства» и т.д.;

В завершение тематического дня проводится Митинг Памяти с участием ветеранов ВОВ и оформление экспресс-газет (рефлексия дня) по вопросам:

1. Чем необычен был этот день в школе?

2. Какой урок запомнился больше всего?

3. Что останется в памяти нашего сердца?

4. Наши пожелания.

5. Как мы понимаем фразу «Чтобы помнили…»?

В результате погружения возникают доверительные взаимоотношения детей и педагогов, далекие факты истории становятся ближе и понятнее современному поколению.

Погружение в «Мир профессий». В течение всего модуля ведется подготовка к ключевому событию – работе в мастерских. Учащимся предлагаются 20 мастерских на выбор: педагогическое мастерство, швейное дело, слесарное дело, дизайн-цветовод, организатор досуга, рукоделие, предпринимательская деятельность, юридическая мастерская, визажист, парикмахерское искусство и др. В погружениях активно участвуют члены «Перспективы» Учебный комбинат № 1, Центр внешкольной работы и средняя школа № 11.

Каждая мастерская готовит не только продукцию, но и презентацию выбранной профессии. В заключение работы мастерских в школе проходит творческо-игровая программа «Экзамен мастерства», в которой принимают участие учащиеся разных возрастных категорий, работавшие в различных мастерских.

Вот неполный перечень школьных мероприятий, проведенных в рамках одного тематического модуля и погружения в «Мир профессий»:

  • презентация мастерских;

  • выставка работ учащихся «Кем быть?»;

  • творческие работы о профессиях родителей;

  • игровая программа «Мир профессий»;

  • деловая игра «Мое будущее»;

  • создание макета «Мой город завтра»;

  • работа мастерских (погружение в профессиональную деятельность);

· «Экзамен мастерства» – итоговая творческо-развлекательная программа.

Тематическое погружение «Имеем право?!», которое переросло из однодневного в модульное. Оно позволило раскрыть уровень гражданско-правовых знаний учащихся, педагогов и родителей, решить множество проблем, связанных с правами и обязанностями всех субъектов образовательного процесса. В данном погружении прошли следующие мероприятия:

1. Подготовка.

  • Создание творческих газет «История права».

  • Работа Школьного магистрата (органа ученического самоуправления) по выбору необходимых мастерских в день погружения.

  • Планирование работы мастерских: «Школьное законотворчество»; «Ты толерантный?»; «Страна, город, школа, я…»; «Конвенция прав ребенка»; «Конституция гласит…»; «Мировые законы – декларация».

  • Реклама мастерских.

  • Распределение учащихся по мастерским.

  • Знакомство с необходимыми понятиями, подготовка материалов для работы.

  • Составление расписания работы в день тематического погружения.

2. Реализация.

  • Организация и работа в ученических мастерских.

  • Работа в мастерской «Учитель. Кодекс чести» по определению необходимых нравственных, гражданских качеств личности педагога, знакомство с различными формами работы в гражданско-правовом воспитании учащихся.

  • Анализ предоставленных материалов работы мастерских.

  • Редакция проекта Школьной Конституции на заседании Магистров Права.

  • Проведение Совета школы в форме ток-шоу, корректировка пунктов Конституции школы (внесение поправок). Принятие Конституции – проведение общешкольного референдума.

3. Рефлексия.

  • Проведение классных часов с выполнением заданий для оформления «Экспресс-журналов».

  • Проведение заседания методического объединения классных руководителей по итогам погружения.

Индивидуальное погружение. Этот вид погружений только в этом году набирает свою силу. Учащийся выбирает интересную для себя тему для исследования, сам готовит материал, консультируется с педагогом, оформляет его в виде исследовательской работы. В дальнейшем жюри, состоящее из педагогов, администрации и магистров ученического самоуправления, определяют победителей, которые впоследствии представляют свою индивидуальную работу на школьной конференции. Первые работы выполнены учащимися по предметам, которые в этом учебном году работают по безотметочной технологии: ИЗО, музыка, МХК. Самые интересные работы были представлены учащимися 8-го и 10-го класса: «Народные промыслы России. Хохлома», «Синева гжели», «Культура Древнего Египта», «Древняя Греция. Искусство и человек», «Музыка Италии».

Межпредметное погружение. В школе на протяжении 20 лет существовала традиция проведения предметных недель. Именно поэтому возникла необходимость проведения межпредметных погружений, которые длятся 7–10 дней. В этом учебном году таких погружений большое количество: «Царица наук» (математика + информатика + физика), «Искусство» (технология, ИЗО, музыка, МХК), «Экология и мы» (биология, география, химия), «Наше здоровье» (физкультура, ОБЖ, биология). В школе проводятся межпредметные погружения, которые объединяют смежные темы в различных учебных предметах. Например, «Таганрог и Чехов» (история, литература, ИЗО). Данные погружения позволяют всесторонне осветить проблему, более полно раскрыть тему, плодотворно подготовиться педагогам, сделать атмосферу погружения атмосферой сотрудничества и взаимодействия.

Общепредметное погружение. «Будет сердце жечь Афганистан…» – погружение по истории, которое было посвящено годовщине вывода войск из Афганистана. Тема была выбрана не случайно: выпускник школы, Владимир Безродный, погиб во время военных действий в Афганистане. Учащиеся разных классов вели поисковую работу по истории афганской войны, работали над реставрацией материалов школьной выставочной экспозиции, посвященной погибшему выпускнику, оформлением зала для проведения Дня Памяти, созданием сценария, компьютерной презентации, приглашением воинов-афганцев. Такие погружения имеют высокий эмоциональный фон, благодаря которому создаются условия для воспитания моральных качеств личности. В День Памяти ни один человек в школе не остался равнодушен к происходящему. Школьный магистрат принял решение этот день сделать традиционным, а ежегодно проводить это погружение (почетная ответственность) должен один из классов школы, который выбирают на заседании Большого магистрата.

Мини-погружение. Каждый педагог разрабатывает на заседании методического объединения свои предметные погружения, согласно программе и тематическому планированию. Успешно проводят предметные погружения учителя математики, как на уроках, так и во внеурочное время. Педагогом Г.И. Кузьмичевой проводится цикл занятий по математике в 6, 9, 11-х классах с целью формирования коммуникативных компетенций, умения решать реальные задачи, сотрудничать во время образовательного процесса. А способность к самообучению учитель математики М.А. Твердова формирует на факультативных занятиях для учащихся 5, 8-х классов, используя новые компьютерные технологии и Интернет.

Наталья ШТУРБИНА,
директор СОШ № 25,
г. Таганрог

_____________

* От редакции. Мы публикуем фрагменты второй части Программы развития школы № 25 г. Таганрога, опуская первую часть, являющуюся информационно-аналитической справкой.

Рейтинг@Mail.ru