Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Подготовка к самоопределению

Осознанный выбор

О создании школьного центра профориентации

Происходящие в нашем обществе преобразования влияют на просветительские реформы и общее состояние образовательной системы. Приоритетным становится развитие личности нового типа – экономически грамотной, творчески мыслящей, соответствующей требованиям рыночной экономики. При этом важно удовлетворить потребности и интересы конкретного человека в профессиональном и личностном отношении, предвидеть возможную сферу будущей деятельности. Именно на это и направлена деятельность педагогического коллектива МОУ «Чернянская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» поселка Чернянка Белгородской области.

Статья опубликована при поддержке Центра профоринтации Эльмиры Давыдовой. Хотите определить свои профессиональные склонности и способности, выявить свойства своего характера и личностные качества и прояснить их уровень развития, а, в конечном итоге, выбрать отрасль профессиональной деятельности, которая подходит Вам наилучшим образом? Тогда приходите в Центр профориентации Эльмиры Давыдовой, в котором Вам помогут сделать правильный жизненный выбор. А сделать первый шаг на пути определения, а, быть может, смены своей профессиональной деятельности Вам помогут профориентационные тесты на сайте ProfGuide.ru. Разработанные профессионалами вопросы учитывают возрастные особенности людей и конкретные ситуации, в которых они оказались. Стоит отметить, что тестирование можно пройти в режиме онлайн и абсолютно бесплатно.

Теория и практика профессиональной ориентации молодежи имеют почти столетнюю историю, если вести ее отчет со времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году или со времени открытия специализированного бюро в Бостоне в 1908 году. И за этот период эта сфера накопила ценный опыт и множество методов работы.

Возникает вопрос: почему эта проблема актуальна во все времена и эпохи? Почему не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению?

Одной из основных причин поиска новых подходов к решению данной проблемы является перманентный характер профессиональной ориентации молодежи, обусловленный социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе, и научными достижениями в области профессионального самоопределения.

В настоящее время поиск новых подходов в нашей стране обусловлен спецификой ситуации в России, сложностью переживаемого ею социально-экономического кризиса и поиском путей выхода из него, когда многие старые нравственные и мировоззренческие принципы оказались отторгнутыми, а новые вызывают большие сомнения.

Другая причина – сложность проблемы профессионального самоопределения в силу ее многогранности и отсюда хроническое отставание практики и теории от жизни.

Третья не менее важная причина – отсутствие социального заказа не только на подготовку молодежи к профессиональному выбору, но и на специалиста – будущего профессионала.

Компетентность специалиста сегодня предполагает, помимо собственно профессиональной технологической подготовки, ряд других компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но, в то же время, необходимых в той или иной мере каждому специалисту. Эти компоненты в последнее время получили название «базисных квалификаций» – это самостоятельность, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, владение сквозными умениями: работа на компьютере, пользование базами и банком данных, понимание экологии, экономики бизнеса и др.

При этом необходимо также учитывать, что сегодня на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм, поэтому нужно быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения в молодости, не хватит на всю трудовую жизнь.

Развитие способности к самопознанию, самоизменению, рефлексии, самосовершенствованию и самореализации является необходимым условием образования и подготовки молодежи к самоопределению.

Вот почему подготовка школьников к самоопределению должна быть основана не только на учете индивидуальных особенностей человека и особенностях профессии, но и на учете возможных изменений качеств и требований профессии, а также изменений в самом обществе.

Необходима подготовка специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности (потребности, знания разного уровня и направленности), то есть подготовка человека, способного к образованию и развитию на протяжении всей своей жизни.

Работа по профориентации в МОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» началась давно. На начальном этапе специалистами школы были изучены запросы учащихся, которые обобщались по двум направлениям:

  • информация об учебных заведениях области, в которых можно продолжить образование;

  • критерии поступления в эти учебные заведения.

С целью организации работы по этим направлениям школа наладила контакт с вузами, студентами которых являются выпускники школы. Они приезжали с рекламными акциями, передавали проспекты учебных заведений и правила приема абитуриентов. Такой материал собирается в течение нескольких лет. Основным мотивом выбора учебного заведения и профессии было желание ученика и успешность в изучении предметов какой-либо образовательной области.

Наблюдая дальнейший профессиональный путь учащихся, мы замечали ряд проблем, которые у них возникали:

– успешное окончание школы и неуспешное обучение в вузе;

– учащиеся бросали учебу в вузе, как только ближе знакомились с предполагаемой профессией после обучения;

– иногда выпускники не работали по специальности;

– не всегда выбирались профессии, необходимые району и поселку.

Факты

В 2005 году педагогический коллектив школы принял участие и стал победителем первого конкурса грантов Управления образования и науки Белгородской области на проведение исследований в системе общего среднего, начального профессионального и дополнительного образования детей в номинации «Коммуникационные ресурсы и информационно-образовательная среда региона». На средства гранта был создан Центр профессиональной ориентации учащихся и проведены исследования влияния работы Центра на качество образовательного процесса.

В 2006 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы и получила президентский грант в размере 1 млн. рублей.

Природа некоторых из этих проблем заключается в том, что учащиеся не всегда интересовались профессией, которую предполагал вуз, а поэтому выбор учебного заведения, а в дальнейшем и профессии, был сделан неверно. Пытаясь помочь учащимся в решении этой проблемы, специалисты школы решили кроме консультаций предлагать конкретные методики определения профессиональных склонностей, рассказывать о мире и многообразии профессий, организовывать экскурсии на предприятия и учебные заведения поселка и области. Эта работа проводилась всем коллективом школы, какой-то определенной системы она не имела.

Проблема осознанного выбора профессии полностью решена не была, но эта работа положительным образом сказывалась на учебной успешности учащихся. Ребята стали больше интересоваться миром профессий, условиями труда, условиями обучения в вузе, возможностями трудоустройства. В процессе работы с анкетами и тестами учащиеся лучше узнавали себя, старались соотносить качества своей личности с требованиями профессии. Появился стимул в приобретении знаний для более успешного окончания школы и большей вероятности поступления в желаемый вуз, изменить себя для овладения желаемой профессией. В общем, в школе стал наблюдаться рост качества образовательного процесса. Проблема осознанного выбора профессии была решена не полностью, потому что профориентационная работа проводилась в основном среди выпускников, психологические особенности учащихся не всегда соответствовали желаемой профессии, а «исправлять» качества уже сложившейся личности практически невозможно. То есть по-прежнему основным мотивом выбора профессии оставалось «хочу». Такому положению дел способствовала и социальная ситуация в общественной жизни: поступление в вуз осуществлялось по знаниям учащихся, был высок престиж различных профессий, в сознании родителей и детей была мысль о том, что работать надо и нет плохих или хороших профессий. Но ситуация менялась, появились проблемы поступления в учебные заведения, трудоустройства, возрастали запросы общества.

Коллектив школы видел в создании системы работы по профориентации выход из сложившегося положения. Был проведен педагогический совет «Профессиональное самоопределение учащихся школы: проблемы и перспективы», на котором рассмотрели различные аспекты профориентационной работы, влияние ее на конкретную личность, на образовательный процесс. Было принято решение о систематизации профориентационной работы, которую необходимо вести с младшего школьного возраста. Цели и задачи профориентационной работы отличаются на разных возрастных этапах и их реализация приносит результат как по профориентации, так и по повышению качества образовательного процесса.

С этого момента педагогическим коллективом школы был изучен большой объем дополнительной литературы и собран материал по данной проблеме. Таким образом, основной задачей педагогического коллектива стало проектирование системы работы по профориентации, поиск новых форм и методов взаимодействия, подбор диагностик личностных и нравственных качеств. Мозговым центром, который организовывал и координировал эту работу, стал созданный в школе Центр профориентации. Поисковая деятельность педагогов совпала с модернизацией образовательного процесса и введением профильного обучения в старшей школе. С 2003/2004 уч. г. МОУ «ЧСОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» включено в Федеральный эксперимент по внедрению профильного обучения. Так как в учебном заведении в течение ряда лет велось углубленное изучение математики, функционировали курсы факультета довузовской подготовки Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова, на которых учащиеся имели возможность углубить свои знания по данному предмету, был выбран физико-математический профиль. На базе школы обучаются по данному профилю не наши учащиеся, но и старшеклассники других школ района. Таким образом, обозначилось направление работы с детьми.

Такую трудоемкую работу сложно проводить в одиночку, к тому же необходима постоянная координация деятельности.

Для организации работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению была создана организационная структура внутришкольного управления – Центр профориентации, деятельность которой регламентируется соответствующим положением.

Были созданы структурные подразделения – творческие группы профессиональной ориентации: классных руководителей, «Диагностика», «Мир профессий». В школе имеется положение о творческой группе, которое адаптировано к содержанию каждой из названных творческих групп.

Разработаны информационные модели внутреннего и внешнего взаимодействия Центра, должностная инструкция руководителя Центра профориентации. Работа Центра организована в соответствии с комплексно-целевой программой, основные разделы которой: работа с кадрами, работа с учащимися, работа с родителями. В его работе участвует коллектив специалистов, включающий психолога, педагогов, медицинских и социальных работников.

Для того чтобы работа школы по профориентации стала практико-ориентированной, был необходим анализ реальной ситуации рынка вакансий района и области. Стали налаживаться более тесные связи с Центром занятости населения пос. Чернянка, подотделом по делам молодежи администрации района, профессиональным училищем, «Центром Молодежных Инициатив» г. Белгорода и Белгородским региональным институтом ПКППС.

Создан Совет Центра, в состав которого вошли руководитель Центра, руководители творческих групп, заместитель директора по воспитательной работе, преподаватели профессионального обучения. Все специалисты объединены едиными целями и задачами в творческие группы.

В составе творческой группы классных руководителей – классные руководители 8–9-х классов и руководители методических объединений классных руководителей.

В творческую группу «Мир профессий» включены представители Центра занятости населения, подотдела по делам молодежи, ГОУНПО Профессиональное училище № 7, преподаватели профессионального обучения.

В творческую группу «Диагностика» вошли социальные педагоги, психолог. Целью работы данной группы является:

  • обеспечение условий для самопознания учеником своих возможностей;

  • организация психолого-педагогической диагностики профессиональной направленности учащихся;

  • организация диагностики профессиональных предпочтений учащихся;

  • контроль за составлением индивидуальной карты профессионального самоопределения учащихся.

Активную позицию в работе этой группы занимают педагог-психолог и социальные педагоги, которые на основе анкетирования, тестирования и других видов диагностик определяют не только запросы учащихся и конкретной профессии, но и дают рекомендации о целесообразности овладения учеником той или иной профессией.

Целью работы творческой группы классных руководителей является:

  • организация допрофессионального обучения в рамках школы;

  • обеспечение внутришкольной дифференциации обучения на основе учебной ориентации школьников;

  • формирование у школьников умений самоорганизации в построении личностного профессионального плана.

Творческая группа классных руководителей пользуется данными исследований творческой группы «Диагностика» и на часах профессионального самоопределения, внеклассных мероприятиях и в индивидуальной работе с учащимися проводит работу по личностному развитию учеников. Например, дает рекомендации по развитию мышления, тренировке памяти и т.д.

Учащиеся получают знания о том, как формировать свой характер, управлять своими эмоциями и т.д. Совместно с психологом проводятся тренинги, профориентационные игры с элементами социально-психологического тренинга. На малых педсоветах по параллелям обсуждаются вопросы улучшения качества УВП с учетом особенностей учащихся, их интересов, склонностей, личностных особенностей восприятия материала. Под руководством классных руководителей учащиеся создают портфолио.

Творческая группа «Мир профессий» ставит своей целью:

  • углубление знаний учащихся о труде и различных профессиях;

  • привлечение их внимания к тем профессиям, в которых испытывают большую потребность хозяйства района;

  • дать представления о том, какие требования предъявляются к подготовке по данным профессиям, где им можно научиться.

Проводимая работа привела к необходимости создания в школе кабинета для Центра профориентации и пополнения его необходимыми материалами. Благодаря денежным средствам гранта управления образования и науки в системе общего среднего, начального профессионального и дополнительного образования детей был оформлен кабинет, создан методический комплекс по профессиональному самоопределению учащихся и были начаты исследования влияния профориентационной работы на качество образовательного процесса.

Методический комплекс по профессиональному самоопределению, созданный на базе Центра, включает в себя: комплекс профдиагностик, комплекс методических рекомендаций и методических разработок по организации системы учебно-воспитательной работы, способствующий успешному самоопределению учащихся 9-х классов, информацию о профессиональных учебных заведениях Чернянского района, Белгородской области, обобщение опыта учителей по созданию системы учебно-воспитательной работы по профессиональному самоопределению учащихся, картотеку психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения учащихся, банк данных о развитии способностей и склонностей учащихся школы, помогающий отслеживать развитие профессиональных склонностей учащихся с целью оказания им эффективной помощи в профессиональном самоопределении.

Советом Центра была разработана специальная программа работы по профориентации в 9-х классах. Реализацией данной программы занимаются классные руководители в своих классах на часах профессионального самоопределения. Профориентационная методика, на основе которой была разработана программа работы, называется «Я и моя профессия» (Г. В. Резапкина). Помимо занятий проводились встречи со специалистами различных профессий, были оформлены Портфолио учащихся, заполнены индивидуальные карты профориентации. Советом Центра была разработана программа обучения классных руководителей.

В своей работе по проектированию системы по профориентации мы опирались на учебно-методическое пособие доктора педагогических наук Т.М. Давыденко и кандидата педагогических наук Н.В. Кирий «Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения учащихся». За основу мы взяли теоретические основы внутришкольного управления процессом профессионального самоопределения учащихся, структурно-динамическую модель управления, опыт реализации данной технологии, основные этапы профсамоопределения, предложенные С.Н. Чистяковой.

Опыт работы, который мы приобретали в процессе деятельности, старались распространить среди педагогической общественности. Это выразилось в проведении районного семинара на базе школы по проблеме «Модель Центра профориентации в профильной поселковой школе» для директоров школ. На этот семинар были также приглашены психологи, представители районного центра занятости населения, социальные педагоги. В ходе встречи мы рассмотрели нормативную базу для организации работы по созданию Центра, присутствующих также ознакомили с работой школьного Центра профориентации учащихся. Программа семинара включала в себя занятия, внеклассные мероприятия, заседание «круглого стола» по вышеназванной проблеме.

Материалы семинара вошли в сборник «Профессиональное самоопределение в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения в средней школе». Данное учебно-методическое пособие было издано за счет денежных средств гранта управления образования и науки в системе общего, среднего, начального профессионального и дополнительного образования.

Профориентационная деятельность школы позволила повысить качество знаний учащихся в целом. Объяснение данному факту мы находим в личностно ориентированном подходе к обучению каждого ученика. Это возможно только при учете индивидуальных особенностей, возможностей, интересов и склонностей учащихся, на выявление которых и направлена деятельность Центра профориентации школы.

Елена ЦУКАНОВА,
директор Чернянской СОШ № 1
с углубленным
изучением отдельных  предметов,
пос. Чернянка,
Белгородская обл.

Рейтинг@Mail.ru