Наука в школе
Ценность познания
Опыт разработки спецкурса
Концепция профильного обучения
привлекает особое внимание педагогической
общественности к необходимости овладения
учащимися основами исследовательской и
проектной деятельности, причем данный аспект
зафиксирован в вариантах учебных планов в
качестве обязательного компонента. Очевидно, что
детей нужно учить творчеству.
Педагогические коллективы
образовательных учреждений должны быть
подготовлены к такого рода работе с учащимися,
особенно это актуально для углубленного
образования. Именно самостоятельная
исследовательская деятельность, разработка той
или иной учебно-исследовательской проблемы,
способны придать образованию особый личностный
смысл, усилить мотивационный компонент в
развитии детей, подростков и тем более юношества.
Мы уверены в актуальности введения спецкурса по
основам исследовательской деятельности
учащихся и в его практической значимости.
В процессе создания концепции
становления и развития гимназии № 73
«Ломоносовская гимназия» Выборгского района
Санкт-Петербурга приобщение учащихся к основам
исследовательской культуры рассматривалось как
важнейшая педагогическая задача. Для ее решения
предстояло ответить на следующие вопросы: как
сформировать у школьников ориентацию на
познание, исследование на уровне личностно
значимой ценности? Как наполнить
исследовательскую деятельность значимым
содержанием, интересно организовать процесс ее
осуществления? Как достойно и объективно оценить
получившийся в ходе работы «продукт»? Ответы на
эти и многие другие вопросы были найдены при
помощи организации самодеятельного
познавательного сообщества воспитанников
гимназии – УНИО (ученическое
научно-исследовательское общество). В
«Управлении школой» мы уже рассказывали о нем.
Коротко напомним главное.
В «Ломоносовской гимназии» УНИО
существует уже более десяти лет. Общество
обладает мощной секционной структурой,
достаточно разнообразной по направлениям
деятельности и, соответственно, учитывающей
интересы школьников. Сформирован его Устав,
определились традиции, праздники, сложилась
система связей с научными и культурными
учреждениями и вузами Санкт-Петербурга, с его
музеями, и, прежде всего, с мемориальным музеем
М.В.Ломоносова. Вступить в члены УНИО может любой
учащийся, начиная с этапа обучения в основной
школе, то есть в 5–6-м классе. Выбор темы
ученического исследования определяется самим
гимназистом, уточняется посредством
консультаций с учителями, с родителями. В старшем
возрастном звене воспитанники, определившиеся с
выбором серьезной проблематики исследования,
работают в специально отведенные дни на своих
«опорных площадках» вне гимназии (музеи, архивы,
библиотеки и медиатеки, лаборатории высших
учебных заведений, вычислительные центры и т.д.) с
научными руководителями. К их числу относятся
учителя гимназии, обладающие опытом научного
руководства, а также представители культурной и
научной среды Санкт-Петербурга (преподаватели
вузов, научные сотрудники, музейные специалисты
и т.п.).
Гимназисты – члены УНИО – выполняют
свои исследования последовательно, на
протяжении 2–4-х лет, что дает возможность
глубоко проникнуть в суть проблем, освоить
базисный понятийный аппарат, провести
сопоставительный анализ ведущих научных
подходов. На данном этапе и вводится спецкурс
«Основы исследовательской деятельности
учащихся», предназначенный для учеников 10-х
классов. Курс был разработан творческим
коллективом педагогов «Ломоносовской гимназии»,
первая его редакция увидела свет в 1996/1997 учебном
году, вторая, обновленная, подготовлена в 2005 году
и опубликована в специальном методическом
сборнике (издательство «Амфора», СПб., 2005).
Первоначально создатели спецкурса определили
его характер, предназначение и группу ведущих
задач. Спецкурс по типу является
ориентационно-прикладным. Главное его
предназначение – формирование личностных
ориентаций учащихся и создание условий для
овладения воспитанниками основами
исследовательской культуры, то есть, прежде
всего, «банком» продуктивных исследовательских
умений. Освоение содержания курса, деятельность
в рамках его организационных форм должны помочь
старшеклассникам найти ответы на такие
основополагающие вопросы, как: что представляет
собой аппарат научного исследования, каковы его
логика и этапы, как используются разнообразные
методы современных научных исследований, какой
может быть презентация результатов
исследований, в каких видах и формах эта
презентация может проходить и т.д.
Характер деятельности по разработке и
внедрению спецкурса предполагал активное
участие как педагогов гимназии, так и научных
руководителей, привлекаемых извне, то есть тех
представителей науки, которые могут курировать
ученические исследования и руководить их
выполнением. Таким образом, основные
образовательные цели курса были сформулированы
следующим образом:
– формирование у учащихся ценностного
отношения к познанию;
– оказание помощи в выборе профиля
обучения и эффективное углубление в
содержательный контекст профиля посредством
реализации исследовательской деятельности;
– вооружение учащихся необходимыми
исследовательскими умениями, развитие их
познавательной активности и самостоятельности;
– стремление к совершенствованию
потенциала своего образования.
Особенности формирования содержания
спецкурса заключаются:
а) в его «надпредметном», общенаучном
характере, с одной стороны;
б) в модульном построении, с другой, что
позволяет материалы конкретных тем представлять
на примерах разных направлений
исследовательской деятельности учащихся
(гуманитарном, физико-математическом,
естественнонаучном). Курс включает в себя два
основных раздела: «Сущность исследовательской
деятельности» и «Пространство познания:
источники информации для исследования и работа с
ними». Они могут быть расширены или изменены в
зависимости от:
– специфики образовательной
программы учебного заведения;
– разнообразия и характера профилей
обучения, предлагаемых конкретным ОУ;
– возможностей педагогического
коллектива по руководству исследовательской
деятельностью учащихся;
– наличия (отсутствия) в
образовательном учреждении ученической
самодеятельной познавательной организации
(научного общества, малой «академии наук» и т.п.);
– диапазона связей учебного заведения
с вузами, учреждениями науки и культуры и от
особенностей этих связей и контактов;
– индивидуальных проявлений учащихся
в познавательной деятельности, их интересов,
выбора профилей обучения и от специфики
исследовательских тем.
Наиболее типичными организационными
формами проведения занятий спецкурса авторы
сочли лекции, семинарские занятия, экскурсии.
Именно указанные выше формы приобщают
гимназистов к практике вузовской работы, также
позволяют ближе познакомиться (экскурсии) с
прошлым и настоящим культуры и науки
Санкт-Петербурга. Содержание спецкурса
предполагает использование разнообразных
современных методов обучения и образовательных
технологий: элементов имитационных и деловых
игр, психологических тренингов, дискуссий,
выполнения творческих заданий, решения
проблемных ситуаций, моделирования каких-либо
необходимых для исследования объектов и т.д.
Спецкурс рассчитан на 34 часа, то есть
проводится на протяжении всего учебного года (см.
табл.).
Освоение программы спецкурса «Основы
исследовательской деятельности учащихся»
помогает воспитанникам гимназии успешно
осуществлять и представлять свои работы,
овладевать аппаратом исследования, определять
его актуальность и значимость.
Создателям спецкурса – педагогам
гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» – работа
над его материалом дала возможность с новой
силой ощутить важность совместного
профессионального творчества, объединиться для
решения сложных, но актуальных задач. Таким
образом, содержание российского образования
дает реальный стимул к развитию
исследовательской деятельности учащихся, к тому,
чтобы педагогические коллективы расширяли свои
профессиональные поиски в данной области.
Таблица
Недели |
№ |
Тема
занятия |
Форма проведения |
Кол-во
часов |
|
|
Раздел 1. Сущность
исследовательской деятельности |
|
|
1–2 |
1.1 |
Личностные
ориентации. Образование как ценность. Выбор
образовательного пути |
Лекция |
2 |
3–4 |
1.2 |
Характеристика
понятий: «наука», «научное значение»,
«исследование», «исследовательская
деятельность», «категории науки» |
Лекция |
2 |
5–6 |
1.3 |
Предмет науки,
предмет и объект в исследовании, принципы и
логика исследовательской деятельности |
Лекция |
2 |
7–8 |
|
Анализ этапов
исследования, их определение на примере
конкретных исследований учащихся |
Семинар |
2 |
9–10 |
1.4 |
Методы
современных научных исследований (общая
характеристика) |
Лекция |
2 |
11–12 |
1.5 |
Возможности
использования современных методов исследования
в работах учащихся |
Семинар |
2 |
13–14 |
1.6 |
Знакомство
учащихся с применением ряда типичных методов
исследований в истории науки и в современных
условиях |
Экскурсии |
4 |
Раздел 2. Пространство
познания: источники информации для исследования
и работа с ними |
1–2 |
2.1 |
Понятие о
самообразовании, «инструментарий»
самообразования, источники информации для
самостоятельных исследований |
Лекция |
2 |
3 |
2.2 |
Библиография.
Библиографическое описание |
Лекция |
1 |
4 |
2.3 |
Справочный
аппарат книги, ее оформление, справочные издания,
работа с ними |
Лекция |
1 |
5–6 |
2.4 |
Библиотечные
каталоги: назначение, виды, как ими пользоваться |
Лекция
(на базе б-ки) |
2 |
7–8 |
|
Работа по
сбору и оформлению библиографии для
исследований учащихся |
Консультация |
2 |
9–10 |
2.5 |
Современные
электронные средства информации и работа
с ними |
Лекция |
2 |
11–12 |
|
Возможности
применения компьютерных технологий
в исследованиях учащихся |
Семинар |
2 |
13–14 |
|
Ознакомление
учащихся с работой медиатеки ОУ |
Экскурсия |
2 |
15–16 |
2.6 |
Как
представить результаты своего исследования.
Элементы необходимой коммуникативной культуры,
ведение дискуссии и т.п. |
Обучающий тренинг
c теоретическими блоками |
2 |
17–18 |
2.7 |
Оформление
результатов исследования, требования к оценке
уровня его выполнения |
Консультация |
2 |
Татьяна АЛЕКСАНДРОВА,
научный руководитель,
Светлана МЧЕДЛОВА,
учитель биологии
гимназии № 73
«Ломоносовская гимназия»,
г. Санкт-Петербург
|