Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Воспитание в ОУ

Путь к добру

Технологии реализации программы «Культурологическое образование»

Последнее десятилетие четко обозначило противоречие между формированием нового типа современного человека, являющегося безусловным носителем обширных знаний и определенных умений, превращающих его, вольно или невольно, в функциональный «механизм», и желанием воспитать личность, способную видеть и понимать прекрасное, отличать красивое от безобразного, доброе от дурного, знать и ценить культуру своей страны и культурное наследие мировых цивилизаций. Каким же образом уравновесить эти процессы?

Культурологическое образование, являющееся одной из составляющих нравственного воспитания учащихся, позволяет осуществить комплексный подход к решению вопросов, традиционно приоритетных в педагогике.

Для того чтобы определить основные направления реализации программы культурологического образования в гимназии, необходимо понять, что одна из важнейших ее задач – формирование ценностных представлений современного человека, напрямую связанных с реалиями окружающего мира.

Наше образовательное учреждение гимназия «Мариинская» осуществляет комплексный подход к реализации программы «Культурологическое образование в гимназии», опираясь на научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

В школе создана Программа развития с подпрограммами:

– «Культурологическое образование»;

– «Правовое образование»;

– «Одаренные дети»;

– «Здоровый ребенок»;

– «Формирование единого информационного пространства»;

– «Выбор» (программа предпрофильной подготовки учащихся).

Все они имеют в своей основе культурологическую составляющую и определяют основную цель учебно-воспитательной работы в гимназии как формирование творческой, всесторонне развитой личности учащегося, способного к самопознанию, самореализации и самоопределению в условиях быстро развивающегося социума.

Реализация программы «Культурологическое образование» невозможна без создания единого культурологического пространства гимназии на основе тесной взаимосвязи учебного и воспитательного процессов. Точка соприкосновения – культурологическая составляющая каждого урока и внеурочного мероприятия, основанная на принципах гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательной работы.

История и традиции Мариинской женской гимназии, одного из старейших учебных заведений юга России, основанного в 1861 году, создают благодатную почву для образования социокультурной среды, способной благотворно влиять на процесс формирования разносторонне развитой личности учащегося. Среди воспитанниц гимназии были: великая русская актриса Ф.Г. Раневская, художники С.И. Блонская и А.Н. Лебедева-Тагрина, поэтессы – сестры С. и Е. Парнок, активная участница революционного движения «Народная воля» Н.К. Сигида (Малаксиано), сестра А.П. Чехова Мария Павловна. Расположение нашего учебного заведения в исторической части Таганрога и прочные многолетние связи с культурными центрами города позволяют развивать и совершенствовать формы культурологического образования детей.

Реализация программы потребовала мобилизации мастерства и творчества всего педагогического коллектива, а также привлечения соответствующих специалистов города и области.

Гимназия Мариинская

В зоне особого внимания – работа с одаренными детьми, построенная по следующему алгоритму:

Культурологическая часть гимназического образования состоит из:

  • учебных предметов, входящих в гимназический компонент учебного плана («Древнегреческая мифология», «Мир искусства», «Зарубежная литература», «Русская словесность», «Таганрог и мы», «Риторика», «Интеллектика» и т.д.);

  • социально-гуманитарного и социально-экономического направлений профильного обучения в выпускных классах;

  • внеклассной работы с учащимися по изучению истории и культуры г. Таганрога и Ростовской области.

Приоритетными при этом являются предметы художественно-эстетического цикла, формирующие духовную культуру учащихся.

Успешная реализация программы «Культурологическое образование» во многом стала возможной благодаря Центрам воспитательной работы, которые созданы в гимназии. Это – музей истории школы (где бережно хранятся реликвии не одного поколения учителей и выпускников нашего учебного заведения), библиотека, актовый зал, центр работы с детьми.

Технологии музейной педагогики активно внедряются в учебную и внеурочную работу с учащимися. В краеведении полномасштабно используются информационно-компьютерные технологии и проектная деятельность.

За последнее десятилетие в гимназии сложилась система традиционных праздников для учащихся разных возрастных групп, позволяющая широко применять самые разнообразные формы сотворчества учащихся, родителей и педагогов в рамках культурологической программы. Среди них – общешкольный праздник «День рождения Гимназии», встречи команд КВН учащихся и педагогов, открытие театрально-концертного сезона в школе. Активно работает абонемент детской музыкальной филармонии, регулярно проводятся коллективные туристические поездки по памятным местам родного города, области, ближнему и дальнему зарубежью.

Мониторинговая система воспитанности гимназистов разных возрастных категорий помогает управлять процессами, происходящими как в детских коллективах гимназии в целом, так и с конкретными учащимися. В ней достаточно четко обозначены критерии подхода к отбору необходимой информации и ожидаемые результаты.

Традиции учебного заведения и уклад гимназической жизни во многом определяют модель взаимоотношений, которые сложились в коллективах учащихся и учителей.

Отличительной особенностью нашего учебного заведения является преемственность поколений учащихся и педагогов гимназии. Тесное сотрудничество с выпускниками разных поколений и ветеранами педагогического труда помогает воспитывать наших питомцев в духе любви и уважения к окружающим их людям, гордости за то, что они являются продолжателями традиций Мариинской гимназии.

Связующими звеньями системы культурологического образования являются познавательная и созидательная деятельность учащихся, направленная на освоение культурного наследия, пробуждение интереса к знанию как к самостоятельной ценности, воспитание позитивного отношения к окружающему миру и человеку.

Марина ЛЕВАШЕВА,
заместитель директора по ВР
гимназии «Мариинская»,
г. Таганрог

Рейтинг@Mail.ru