Воспитание в ОУ
Путь к добру
Технологии реализации программы
«Культурологическое образование»
Последнее десятилетие четко обозначило
противоречие между формированием нового типа
современного человека, являющегося безусловным
носителем обширных знаний и определенных умений,
превращающих его, вольно или невольно, в
функциональный «механизм», и желанием воспитать
личность, способную видеть и понимать
прекрасное, отличать красивое от безобразного,
доброе от дурного, знать и ценить культуру своей
страны и культурное наследие мировых
цивилизаций. Каким же образом уравновесить эти
процессы?
Культурологическое образование,
являющееся одной из составляющих нравственного
воспитания учащихся, позволяет осуществить
комплексный подход к решению вопросов,
традиционно приоритетных в педагогике.
Для того чтобы определить основные
направления реализации программы
культурологического образования в гимназии,
необходимо понять, что одна из важнейших ее задач
– формирование ценностных представлений
современного человека, напрямую связанных с
реалиями окружающего мира.
Наше образовательное учреждение
гимназия «Мариинская» осуществляет комплексный
подход к реализации программы
«Культурологическое образование в гимназии»,
опираясь на научно-методическое обеспечение
учебно-воспитательного процесса.
В школе создана Программа развития с
подпрограммами:
– «Культурологическое образование»;
– «Правовое образование»;
– «Одаренные дети»;
– «Здоровый ребенок»;
– «Формирование единого
информационного пространства»;
– «Выбор» (программа предпрофильной
подготовки учащихся).
Все они имеют в своей основе
культурологическую составляющую и определяют
основную цель учебно-воспитательной работы в
гимназии как формирование творческой,
всесторонне развитой личности учащегося,
способного к самопознанию, самореализации и
самоопределению в условиях быстро
развивающегося социума.
Реализация программы
«Культурологическое образование» невозможна
без создания единого культурологического
пространства гимназии на основе тесной
взаимосвязи учебного и воспитательного
процессов. Точка соприкосновения – культурологическая
составляющая каждого урока и внеурочного
мероприятия, основанная на принципах
гуманизации и гуманитаризации
учебно-воспитательной работы.
История и традиции Мариинской женской
гимназии, одного из старейших учебных заведений
юга России, основанного в 1861 году, создают
благодатную почву для образования
социокультурной среды, способной благотворно
влиять на процесс формирования разносторонне
развитой личности учащегося. Среди воспитанниц
гимназии были: великая русская актриса Ф.Г.
Раневская, художники С.И. Блонская и А.Н.
Лебедева-Тагрина, поэтессы – сестры С. и Е.
Парнок, активная участница революционного
движения «Народная воля» Н.К. Сигида (Малаксиано),
сестра А.П. Чехова Мария Павловна. Расположение
нашего учебного заведения в исторической части
Таганрога и прочные многолетние связи с
культурными центрами города позволяют развивать
и совершенствовать формы культурологического
образования детей.
Реализация программы потребовала
мобилизации мастерства и творчества всего
педагогического коллектива, а также привлечения
соответствующих специалистов города и области.
Гимназия
Мариинская
|
В зоне особого
внимания – работа с одаренными детьми,
построенная по следующему алгоритму:
|
Культурологическая часть
гимназического образования состоит из:
учебных предметов, входящих в
гимназический компонент учебного плана
(«Древнегреческая мифология», «Мир искусства»,
«Зарубежная литература», «Русская словесность»,
«Таганрог и мы», «Риторика», «Интеллектика» и
т.д.);
социально-гуманитарного и
социально-экономического направлений
профильного обучения в выпускных классах;
внеклассной работы с учащимися по
изучению истории и культуры г. Таганрога и
Ростовской области.
Приоритетными при этом являются
предметы художественно-эстетического цикла,
формирующие духовную культуру учащихся.
Успешная реализация программы
«Культурологическое образование» во многом
стала возможной благодаря Центрам
воспитательной работы, которые созданы в
гимназии. Это – музей истории школы (где бережно
хранятся реликвии не одного поколения учителей и
выпускников нашего учебного заведения),
библиотека, актовый зал, центр работы с детьми.
Технологии музейной педагогики
активно внедряются в учебную и внеурочную работу
с учащимися. В краеведении полномасштабно
используются информационно-компьютерные
технологии и проектная деятельность.
За последнее десятилетие в гимназии
сложилась система традиционных праздников для
учащихся разных возрастных групп, позволяющая
широко применять самые разнообразные формы
сотворчества учащихся, родителей и педагогов в
рамках культурологической программы. Среди них
– общешкольный праздник «День рождения
Гимназии», встречи команд КВН учащихся и
педагогов, открытие театрально-концертного
сезона в школе. Активно работает абонемент
детской музыкальной филармонии, регулярно
проводятся коллективные туристические поездки
по памятным местам родного города, области,
ближнему и дальнему зарубежью.
Мониторинговая система воспитанности
гимназистов разных возрастных категорий
помогает управлять процессами, происходящими
как в детских коллективах гимназии в целом, так и
с конкретными учащимися. В ней достаточно четко
обозначены критерии подхода к отбору
необходимой информации и ожидаемые результаты.
Традиции учебного заведения и уклад
гимназической жизни во многом определяют модель
взаимоотношений, которые сложились в
коллективах учащихся и учителей.
Отличительной особенностью нашего
учебного заведения является преемственность
поколений учащихся и педагогов гимназии. Тесное
сотрудничество с выпускниками разных поколений
и ветеранами педагогического труда помогает
воспитывать наших питомцев в духе любви и
уважения к окружающим их людям, гордости за то,
что они являются продолжателями традиций
Мариинской гимназии.
Связующими звеньями системы
культурологического образования являются
познавательная и созидательная деятельность
учащихся, направленная на освоение культурного
наследия, пробуждение интереса к знанию как к
самостоятельной ценности, воспитание
позитивного отношения к окружающему миру и
человеку.
Марина ЛЕВАШЕВА,
заместитель директора по ВР
гимназии «Мариинская»,
г. Таганрог
|