Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2007

ПАРТНЕРСТВО

Управляющий совет

«Я впервые почувствовала защиту»

Уже много лет в городе на Неве гимназия № 49 реализует петербургскую модель гражданско-правового образования. И создание системы государственно-общественного управления директор Марина МАМЕДОВА называет одной из граней системы. Она убеждена: сегодня само время диктует нам необходимость открытости учебного заведения, вовлечения общественности в управление школой и рано или поздно все придут к этому. Вопрос только в модели, которую выберет школа, и в темпах, какими ее будут реализовывать.

Осознавая, как важна организация государственно-общественного управления, мы стали пробовать разные варианты – и попечительский совет, и совет гимназии, – вспоминает директор. – А два года назад остановились на идее управляющего совета и с тех пор апробируем ее. Это совсем небольшой опыт, но мне хочется им поделиться.

Честно говоря, лично у меня попечительский совет всегда ассоциировался только с материальной стороной поддержки школы. Но чтобы не отказываться от нее, был создан благотворительный фонд, который существует уже три года. Вообще все это общественное участие, конечно, произрастает из классического, всем нам привычного родительского общешкольного комитета. Думаю, что одно из самых важных условий успеха – реально работающий, сильный комитет и его председатель, который услышит директора, поймет и пойдет вместе с ним на новые этапы развития школы.

Почему мы взялись за модель управляющего совета? Во-первых, совершенно случайно судьба свела меня с директорами из Красноярска и Москвы, давно создавшими в школах УС. А во-вторых, я узнала о существовании методических рекомендаций министерства на этот счет, опубликованных на его сайте. Они меня буквально поразили: подробнейшие, шаг за шагом! При такой хорошей теоретической базе моей задачей стало найти единомышленников в школе и начать апробацию.

Итак, схема нашей работы.

Во главе гимназии, разумеется, стоит директор. Именно он несет персональную ответственность перед государством и родителями за результаты деятельности ОУ.

Далее у нас в школе высшим органом управления является общешкольная конференция. Их состоялось уже две: первая, учредительная, по принятию модели, – в прошлом году, а в этом – вторая, которая проанализировала итоги работы за год и откорректировала некоторые моменты.

Между этими конференциями высшим органом управления до некоторого времени считался совет гимназии. Управляющий совет зародился параллельно ему: я, признаюсь, побоялась сразу отказаться от совета гимназии, который был прописан в старом уставе, уже работал и всем нам был понятен. Поэтому УС временно стоял немного в стороне, пока мы к нему присматривались. Однако в этом году решением общешкольной конференции совет гимназии был из этой схемы убран, и управляющий совет занял его место.

Надо отметить, что участники конференции единогласно проголосовали за такое изменение: все увидели, что это орган действующий, а не формальный, и даже созывается чаще, чем прописано в положении.

Очень приятно было, когда в конце одной из конференций встал папа нашего гимназиста и сказал: «Марина Анатольевна, а как мне можно войти в управляющий совет?» Это дает силы работать дальше. Из практики могу сказать: я впервые за много лет почувствовала защиту. Не я иду к начальнику отдела образования или в Комитет по образованию и что-то прошу, требую, пробиваю, а идет председатель управляющего совета.

Могу привести конкретные примеры того, с какими проблемами мне, директору, помог справиться управляющий совет. Например, совершенно жуткая ситуация сложилась в начале прошедшего учебного года. Все платные услуги школа оказывала через негосударственное образовательное учреждение. НОУ было создано родителями через их договор с Комитетом по управлению государственным имуществом. И вдруг нам сообщают, что договор продлен не будет. Таким образом школа оказалась в ситуации, когда непонятно, как оказывать платные услуги: родители хотят, чтобы услуги были, но НОУ больше нет.

Нам очень не хотелось делать шаг назад и возвращаться к какой-то сторонней организации, тем более отказываться от НОУ, организованного родителями. Да и я за несколько лет работы уже отвыкла от того, что подобные услуги оказывает сама школа. Поэтому я заняла позицию ожидания: когда все-таки управление оформит договор? Прошел сентябрь, затем октябрь, а в ноябре управляющий совет собрался и ознакомил меня со своим решением: «Нельзя допустить, что больше не оказываются услуги и школа не получает денег на развитие. Нами были изучены юридические вопросы, и мы предлагаем оказывать платные услуги в школе». Я подчинилась решению управляющего совета. И сегодня понимаю, что это был правильный ход. Без такого шага я, может быть, до сих пор бы и сидела без платных услуг и имела массу проблем.

С конфликтной ситуацией другого рода директора тоже часто сталкиваются. Родители из собственных средств сделали подарок школе: так как у нас была очень развита секция восточных единоборств, то в одном из двух имеющихся в гимназии спортивных залов, они захотели сделать покрытие татами. Я не возражала, и весь спортивный зал застелили.

Все шло прекрасно. Кроме специализированных занятий зал использовался в начальной школе в первой половине дня. Но в коллективе нашлись те, кто считал, что на этом покрытии программа по физкультуре выполняется не в полной мере. Отыскались единомышленники и среди родителей. Пошли проверки… И единственный орган, который смог отстоять татами, был управляющий совет.

Также УС ведет борьбу, в которую я, уже ставшая пессимисткой за годы работы, самостоятельно не вступила бы. Рядом с нами открывается новая школа с двумя бассейнами. Очевидно, что из гимназии начнется отток учеников – люди пойдут на лучшие «бытовые» условия. Сейчас у нас плановая наполняемость, но с переходом учеников в новостройку в условиях нормативного финансирования, мы точно столкнемся с проблемами. И тут управляющий совет выдвигает очень смелое предложение о присоединении нового ОУ к нашей гимназии.

Пока ответ во всех инстанциях отрицательный. Но попробовать стоило…

Мне очень запомнилось высказывание Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина, когда он выступал перед директорами-экспериментаторами, вводящими управляющие советы в своих школах: «Школа является тем институтом, который закладывает основные ценности и навыки общественной жизни. Каким будет этот институт школы – таким будет и общество. Если школа станет управляться демократическим, гражданским образом, это окажется реальным шагом к развитию гражданского общества в стране в целом».

Именно директора, если мы говорим о гражданском воспитании наших учеников, должны подавать пример, отдавая часть управления общественным структурам.

Материал подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Мнения

Людмила МАРДЕР, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии:

– С помощью системы государственно-общественного управления мы какие-то вопросы решаем успешнее.

Я всегда родителям говорю: «Одно дело, когда директор будет требовать, чтобы хорошо работала, например, столовая, и другое, – если придут представители родительского комитета. К требованиям родителей в нашей стране относятся по-другому, к ним прислушиваются больше.

Людмила СПИРИДОНОВА, директор гимназии № 271, г. Санкт-Петербург:

– Сама себе и всем остальным я часто задаю вопрос о мере ответственности. Мы, в хорошем смысле слова, «играем» в государственно-общественное управление, но ни в министерстве, ни на страницах наших уважаемых педагогических изданий я не могу найти ответа на вопрос: а кто в тюрьму пойдет?

Вернее, не видно другого ответа, кроме одного – «директор».

 

Рейтинг@Mail.ru