Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2007

ПАРТНЕРСТВО

Открытый доклад

Добро пожаловать!

Наша гимназия, как и любая современная городская школа, находится в состоянии конкуренции за ученика с другими общеобразовательными учреждениями, так как родители стараются выбирать для своих детей школы, способные обеспечить хорошие условия обучения и предоставить разнообразные и качественные образовательные услуги. Исходя из этих позиций, мы считаем актуальным и необходимым информировать родителей, учащихся, социальных партнеров о результатах своей деятельности, наших проблемах и достижениях, с целью получения общественной поддержки в решении конкретных задач.

Уже не первый год наша гимназия – участник проекта, осуществляемого при поддержке Британского Совета. Его основное направление – изменение качества школьного образования на основе многоаспектной оценки результатов и условий деятельности ОУ. Цель проекта – создание пакета методических материалов и инструментов для управления качеством образования на основе взаимосвязи внутренних и внешних оценок результатов и условий деятельности школы. В основе предлагаемой модели управления качеством образования лежат следующие положения:

  • осуществление школой самооценки результатов и условий своей деятельности и представление результатов этой оценки сообществу (родителям, членам Попечительского/Управляющего совета, СМИ, другим заинтересованным группам общества) в виде открытого информационного доклада школы;

  • использование методов мониторинга образовательных результатов на основе сочетания данных из достоверных внешних и внутренних источников информации;

  • ориентация на оценку достижения учащимися метапредметных и личностных образовательных результатов;

  • взаимодействие с родителями, как с партнерами школы;

  • внедрение проблемно-компетентностного подхода к организации образовательного процесса, его поэтапная модернизация на основе анализа результатов как самооценки, так и признания значимости итогов работы школы сообществом.

На основе такой самооценки публикуется открытый информационный доклад гимназии о результатах ее деятельности и формировании образовательной политики. При определенных условиях он может стать эффективным инструментом информирования всех участников образовательного процесса, общественности, реальных и потенциальных партнеров ОУ. Первым шагом в подготовке доклада стало выявление информационных запросов участников образовательного процесса, прежде всего учеников и их родителей. Полученные в результате данные позволили определить структуру доклада и план действий по его подготовке.

Родители представляют самую многочисленную и наиболее заинтересованную в объективной информации о школе общественную группу. Они могут оказывать непосредственное влияние на жизнь гимназии, неформально участвовать в ее деятельности. Родители хотят знать условия обучения, специализацию гимназии, каков уровень изучения иностранных языков и компьютерных технологий, какова учебная нагрузка на учащегося, как школа заботится о здоровье детей, какие кружки, секции и другие занятия предлагаются ученикам, есть ли платные образовательные и иные услуги, ресурсное обеспечение и многое другое.

Взяв за основу систему индикаторов, отвечающих на прямой информационный запрос родителей, мы составили проект набора показателей для подготовки открытого доклада гимназии, расширив полученный перечень дополнительной информацией, которую мы считаем необходимым сообщить родителям и другим заинтересованным потребителям.

Часть данных в гимназии традиционно собирается для подготовки различных промежуточных и годовых отчетов. Но родителей интересуют данные, которые не всегда собирались, либо собирались, но не обрабатывались, поэтому мы пришли к созданию программы внутришкольного мониторинга. В команду мониторинга вошли представители всех структурных подразделений, которые будут отвечать за подготовку аналитической части доклада, а также представители родительской общественности, учащиеся.

Такой подход позволил получить общественную поддержку деятельности по изданию доклада, способствует развитию практики гражданского воспитания и реализации прав всех участников образовательного процесса. Для этого использовались как очные встречи (педагогический совет, планерка, родительские и классные собрания), так и информационные стенды и интернет-сайт школы. Тем самым было публично объявлено о начале общественной кампании по подготовке открытого доклада.

Главный результат этого этапа – подготовка анкет для опроса родителей и учащихся (см. Приложения 1–3 на с. 11–12). Они содержали перечень информационных показателей о деятельности школы, степень важности которых предлагалось оценить участникам опроса.

Нами уже проведен опрос родителей и учащихся гимназии, обрабатываются его результаты. В процессе анализа полученных данных определяется процент важности каждого из показателей. При этом итог подводится не только по гимназии в целом, но и отдельно по каждой параллели, так как информационные запросы родителей и детей разных возрастов значительно различаются.

На основании полученных по итогам опроса данных сформирован перечень информации, которая должна быть отражена в докладе. После того, как мы его определили, была сформирована структура доклада.

Подготовка подобного доклада – дело для нас новое, но мы верим, что полезное. У нас уже была первая публикация такого документа, и мы надеемся, что это станет традицией. В результате этой деятельности обеспечивается открытость гимназии для всех заинтересованных лиц, возможность учета их мнений о ее достижениях, проблемах и путях их решения.

Татьяна ШАЛЯПИНА,
заместитель директора по науке гимназии № 405,
г. Санкт-Петербург
Подготовлено по материалам конференции
«200 лет российскому гимназическому образованию»

Приложения

Приложение 1

Уважаемые родители!

В целях улучшения образовательного процесса в гимназии просим вас ответить на вопросы данной анкеты. Анкета анонимна. Спасибо за сотрудничество!

1. Чем отличается ваша школа от других?

2. Насколько эффективна работа вашей школы?

Отлично 1 2 3 4 5 6 7 очень слабо

Почему вы пришли к такому выводу?

3. В чем заключаются отмеченные сильные стороны?

4. Что в работе школы в первую очередь требует улучшения?

5. Как бы вы оценили достижения школы за последние 3 года?

Отлично 1 2 3 4 5 6 7 очень слабо

6. Почему вы пришли к такому выводу?

7. Что в работе школы было улучшено больше всего и почему?

8. Что в работе школы все еще требует улучшения?

9. Ваше отношение к школе?

Очень хорошее 1 2 3 4 5 6 7 очень плохое

10. Почему вы пришли к такому выводу?

11. Что больше всего нравится в школе?

12. Как можно оценить результаты учащихся?

Очень хорошие 1 2 3 4 5 6 7 очень плохие

13. Почему вы пришли к такому выводу?

14. По каким предметам, и на каких уровнях, учащиеся показывают наилучшие результаты и почему?

15. По каким предметам, и на каких уровнях, требуются улучшения?

16. Насколько хорошо развиваются отношение учащихся к учебе и их личные качества?

Очень хорошо 1 2 3 4 5 6 7 очень плохо

17. Почему вы пришли к такому выводу?

18. Насколько эффективным является преподавание и учение?

Очень хорошее 1 2 3 4 5 6 7 очень плохое

19. Почему вы пришли к такому выводу?

20. Какие характеристики преподавания являются самыми сильными, и почему вы пришли к такому выводу?

21. Какие аспекты преподавания требуют наибольшего улучшения?

22. Насколько эффективной является оценка?

Очень эффективна 1 2 3 4 5 6 7 совсем неэффективна

23. Почему вы пришли к такому выводу?

24. Какие черты оценивания являются основными?

25. Какие аспекты оценивания требуют улучшения?

26. Насколько точно учебный план отражает интересы учащихся?

Отлично 1 2 3 4 5 6 7 очень слабо

27. Почему вы пришли к такому выводу?

28. Какие аспекты в учебном плане являются наилучшими и самыми инновационными, и почему вы пришли к такому выводу?

29. Какие части учебного плана требуют улучшений?

30. Насколько хорошо осуществляется работа по заботе и поддержке учащихся?

Отлично 1 2 3 4 5 6 7 очень слабо

31. Почему вы пришли к такому выводу?

32. Насколько эффективно осуществляется сотрудничество школы с родителями и общественными организациями?

Отлично 1 2 3 4 5 6 7 очень слабо

33. Почему вы пришли к такому выводу?

34. Каковы самые сильные стороны сотрудничества, и почему вы пришли к такому выводу?

35. Какие аспекты в организации сотрудничества требуют наибольшего улучшения?

36. Насколько эффективно руководство школой?

Отлично 1 2 3 4 5 6 7 очень слабо

37. Почему вы пришли к такому выводу?

38. Насколько эффективна работа администрации школы?

Отлично 1 2 3 4 5 6 7 очень слабо

39. Почему вы пришли к такому выводу?

40. Какие аспекты административной системы управления школой выполняются лучше всего, и почему?

41. Что в административной системе управления требует улучшения?

42. Какие факторы оказывают влияние на улучшение или ухудшение достижений школы?

Допишите свои пожелания и предложения__________________________

Приложение 2

Класс: _______

Анкета для учащихся начальной школы:

Что ты думаешь о своей школе?

Пожалуйста, ответь на эту анкету. Не подписывай ее.

Обведи кружком вариант ответа на вопросы, соответствующие твоему мнению.

Вопросы

Да

Обычно

Иногда

Нет

Тебе нравится находиться в школе?

1

2

3

4

Ты узнаешь на уроках много нового?

1

2

3

4

Уроки в школе интересные?

1

2

3

4

Тебе помогают, если ты испытываешь затруднения?

1

2

3

4

Тебе приходится усердно работать?

1

2

3

4

Учителя показывают тебе, как выполнить работу лучше?

1

2

3

4

Остальные дети ведут себя хорошо?

1

2

3

4

Остальные дети дружелюбны?

1

2

3

4

Есть ли в школе взрослый, к которому ты можешь подойти, если тебя что-то беспокоит?

1

2

3

4

Учителя справедливы к тебе?

1

2

3

4

Учителя прислушиваются к твоему мнению?

1

2

3

4

Тебе доверяют выполнять какие-нибудь задания самостоятельно?

 

1

2

3

4

Что тебе больше всего нравится в твоей школе?

Что тебе хотелось бы изменить в ней?

Приложение 3

Класс: ______

Анкета для учащихся средней школы:

Что ты думаешь о своей школе?

Пожалуйста, поставь отметку, напротив каждого из утверждений. Анкету не подписывай.

Утверждение

Полностью согласен

Согласен

Не согласен

Абсолютно не согласен

Мне нравится учиться в моей школе

Меня хорошо обучают

Учителя ожидают от меня, чтобы я усердно учился и выполнял работу как можно лучше

Мне помогают, если я испытываю затруднения

Моя работа оценивается так, чтобы я мог понять, как ее улучшить

Педагоги в школе относятся к учащимся справедливо и с уважением

Я чувствую, что мне доверяют, когда я самостоятельно выполняю какое-либо задание

Школа интересуется мнениями учащихся

В школе есть взрослый, к которому можно подойти, если у меня возникнут проблемы

Регулярно задаются приносящие пользу домашние задания

В моей школе отсутствуют драки

Школа работает хорошо

Что мне нравится больше всего в моей школе?

Что хотелось бы изменить в ней?

Татьяна ШАЛЯПИНА,
заместитель директора по науке гимназии № 405,
г. Санкт-Петербург
Подготовлено по материалам конференции  «200 лет российскому гимназическому образованию»

Рейтинг@Mail.ru