Открытый доклад
Общее дело
Родители долгое время держались от
школы в стороне. Незаинтересованность? Скорее
полное доверие учебному заведению и системе
образования в целом. Однако, когда им предложили
перейти из роли сторонних наблюдателей в
непосредственных участников образовательного
процесса, поняли, что принцип «доверяй, но
проверяй» школу не обидит. Напротив, поможет ей
укрепить свои слабые стороны и приумножить
достижения. О том, какую позицию по отношению к ОУ
теперь занимают семьи, рассказывает
председатель городского Совета родительской
общественности г. Москвы Ирина ЯРЧАК.
Что такое школа в представлении
родителей, что мы ожидаем от нее? Какая-то часть
родителей, несомненно, ответит: «В школе дети
получают образование». Кто-то скажет: «Школа
должна воспитывать». Но теперь на такую, казалось
бы, консервативную систему, как образование, мы
можем взглянуть по-новому. Основанием для этого
является приоритетный национальный проект
«Образование».
После того как городской Cовет
родительской общественности ввели в состав
экспертных групп, родители смогли оценить
инновационную деятельность школ с точки зрения
заказчика образовательного процесса. Теперь мы
получили возможность активно влиять на
содержание образования, определять цели и задачи
школы, а также воспользоваться своим правом
участвовать в государственно-общественном
управлении образовательным учреждением. Да и
само включение родителей в состав общественных
экспертов является инновацией для нашего
образования. Создание в рамках национального
проекта института общественных экспертов
позволяет нам говорить о независимой
общественной экспертизе образовательных
учреждений и учителей Москвы. Ведь такая оценка
деятельности школ важна и для родителей, и для
всего общества как критерий качества
московского образования в частности и
российского в целом.
В прошлом году, впервые приступив к
экспертизе инновационных школ, мы выделили для
себя ряд важных вопросов, требующих решения в
будущем. Например, для повышения общественной
значимости проекта, мы посчитали необходимым
привлечь к экспертизе как родителей-педагогов,
так и родителей, имеющих другую профессию.
Правда, в связи с этим возникла проблема: каким
образом родитель, не являющийся работником
системы образования и близко не знакомый с тем,
как работает школа, будет проводить экспертизу
по представленным материалам?
Также родители предложили закрепить
статус родительской общественности в системе
государственно-общественного управления в ОУ.
И, наконец, мы хотим изменить отношение
педагогических работников к родителям, как
основным социальным заказчикам
образовательного процесса.
В прошедшем учебном году члены
городского родительского совета начали
просветительскую деятельность среди
родительского актива школ, объясняя задачи
национального проекта и значимость участия
родителей в экспертизе. В ноябре 2006 года 14 членов
городского родительского актива прошли обучение
в Московском центре качества образования по теме
«Экспертиза качества образовательного процесса
в образовательном учреждении», где не только
прослушали лекции, но и приняли участие в
выездном семинаре, прошедшем в «Школе
самоопределения» Александра Тубельского.
Родители участвовали в детско-взрослой
экспертизе школы, сами определяли критерий
экспертизы и давали оценку качества
образовательного процесса на основе проектной
деятельности учащихся.
Хочу отметить работу Департамента
образования, которая направлена на поддержку
школьного самоуправления, инициатив родителей и
обеспечение открытости образования. Во всех
общеобразовательных учреждениях, согласно
зарегистрированным уставам, созданы органы
самоуправления, обеспечивающие
государственно-общественный характер
управления образованием. Советы образовательных
учреждений созданы в 100% наших школ.
Попечительские советы – более чем в 50% ОУ.
Управляющие советы – примерно в 8% школ.
Департамент образования запланировал
проведение постоянно действующего лектория для
родителей и курсы подготовки и повышения
квалификации руководителей общественных
органов самоуправления (школьных,
попечительских и управляющих советов).
Особо хочется отметить, что лучшим
программам деятельности активов ученического
самоуправления выделяются гранты. Один из
критериев участия в конкурсе – наличие
динамично работающего органа школьного
самоуправления и соуправления. Учащиеся – это
стержень национального проекта. У них есть свой
общественный орган – это Совет ученического
самоуправления: он может быть в школе, на уровне
административного округа Москвы и целого города.
Посредством этого органа ребенок на равных
общается и с учителями, и с администрацией
образовательного учреждения. Но принимать
участие в экспертизе по оценке деятельности
школы ученики пока не могут: среди общественных
организаций, занимающихся экспертизой, пока нет
городского совета ученического самоуправления.
Наверное, следует разработать какой-то механизм
для такого участия учащихся старших классов в
оценке работы школ столицы. Мы предлагаем
привлекать ребят к независимой,
детско-родительско-педагогической экспертизе
деятельности органов самоуправления в
образовательных учреждениях. Дело в том, что пока
экспертиза в основном сводится к анализу
материалов, которые предоставляют сами школы, и
порой бывает сложно определить эффективность и
качество работы школы – и по степени реализации
программы развития, и по тому, как здесь работает
самоуправление. А такая независимая оценка
учащихся, родителей и педагогов помогала
эксперту в выставлении оценок по данным
критериям.
Родители рассчитывают, что в итоге
национального проекта «Образование»,
инновационный опыт лучших школ распространится
во все образовательные учреждения города Москвы.
Тогда качественное образование станет доступно
всем детям. И основное, что нам надо помнить
всегда: родители – это прежде всего партнеры
школы.
Материал подготовила Инна
АЛЕЙНИКОВА
|