Грант
Как потратить миллион
В 2006 году три тысячи российских школ
впервые получили президентский грант в размере
миллиона рублей. Скоро новая команда
руководителей школ получит по новому миллиону
рублей. Извлекли ли мы уроки из конкурса 2006 года?
В очередь, граждане!
В конце 2006 – начале 2007 года тема
«школьного миллиона» в педагогической прессе
была самой актуальной. Потратить президентский
миллион оказалось нелегкой работой. У
муниципальных школ не было опыта работы с
бюджетными деньгами.
«В прошлые годы бюджетные деньги
выделялись нам только на зарплаты и коммунальные
расходы, – рассказывает директор МОУ лицей № 1 г.
Петрозаводска Эмилия Слабунова. – Прежде
гимназия приобретала все необходимое на
родительские деньги: нашим источником был
некоммерческий фонд лицея. Процедуры
использования этих денег для приобретения
оборудования совсем другие».
После того, как петрозаводская
гимназия № 1 получила известие о своей победе в
конкурсе, бухгалтерия зашла в тупик. «Некоторые
счета приходилось выписывать по два раза, –
вспоминает главный бухгалтер гимназии № 1 Ольга
Лежеева. – Для того, чтобы оформить заказ, нужно
было назвать цену. Мы ее называли. Потом
оказалось, что цены совсем иные. В прошлом году
мне пришлось все лето просидеть в школе. Каждый
день я отслеживала, пришли ли деньги. Но вышло
так, что деньги пришли только в конце года. Многие
цены изменились. Пришлось переписывать счета. И
еженедельно нас заставляли отчитываться:
сколько освоено! Бумажная работа отнимала до
30 % всего времени. Оборот бумаги был велик, а
система – не отработана. Но все-таки наши усилия
принесли результаты: до Нового Года удалось
освоить все деньги на 100 %».
В 2006 году в подобном цейтноте
оказалось множество школьных бухгалтерий во
всех субъектах РФ. Инновационные школы,
получившие грант, впервые в жизни столкнулись с
процедурами закупок по конкурсам. И сразу же
увидели эту систему не с лучшей стороны. Между
школами-победителями и кабинетами физики и
информатики, о которых они мечтали, вклинились
неповоротливые и зачастую недобросовестные
поставщики. Региональные руководители
образования вынуждены были оправдываться перед
педагогической общественностью.
«Мы понимаем, что обойти конкурсные
процедуры по закупке товаров сегодня нельзя», –
осторожно признал глава комитета образования
Перми Николай Карпушин.
Худшее же заключалось в другом:
конкуренции не было.
Гранты
– директорам
|
На заседании штаба
по реализации приоритетных национальных
проектов на Среднем Урале министр общего и
профессионального образования Свердловской
области Валерий Нестеров сообщил, что расходы
регионального бюджета на нацпроект
«Образование» в Свердловской области возрастут.
По сообщению информационного агентства Regnum, в 2007
году в областной казне предусмотрены расходы на
дополнительное вознаграждение педагогов по
отдельным видам их деятельности. Председатель
правительства Свердловской области Алексей
Воробьев предложил выделять особые гранты и для
директоров школ. Он отметил, что организация
работы и приоритеты школы во многом зависят от
директора. |
В процессе закупок директора
школ убедились: за качественным учебным
оборудованием требуется отстоять в очереди, как
за дефицитом советских времен. Эти заказы надо
делать заблаговременно. На всю страну осталось
только несколько производителей учебного
оборудования. Они не справляются с заказами из
регионов, которые посыпались на них в последние
годы, в связи с реализацией нацпроекта
«Образование». (В рамках одного из направлений
национального проекта в 2006 году в регионы даже не
были полностью поставлены обещанные Президентом
РФ кабинеты физики и химии. Так, в Сибирский
федеральный округ из планируемых 1107 комплектов
учебного и наглядного оборудования поступил
только 731, в Дальневосточный федеральный округ –
из 462 учебных кабинетов было доставлено 370. Перед
школами, которым не досталось оборудования,
просто извинились). Не удивительно, что многие
директора, победив в конкурсе инновационных
школ, захотели дооборудовать свои кабинеты
физики и химии. Но чтобы закупить подходящее
оборудование, школа-победительница нуждалась в
услугах проворного и грамотного поставщика,
который давно работает на этом рынке и точно
знает, что и где можно (или нельзя) приобретать.
Случилось обратное: на конкурс в
разных субъектах РФ вышли организации, для
которых учебное оборудование – не главная сфера
деятельности. Некоторые из них взялись за
поставки школам лишь потому, что это сулило
быстрые деньги.
Слепой рынок
«Конечно, конкурс был проведен по
правилам. И нам грех жаловаться, – признает
директор гимназии «Логос» в городе Чудово
Новгородской области Людмила Дынькова. – На
сайте администрации нашего муниципального
Чудовского района была размещена
соответствующая информация, любая фирма могла
принять участие в тендере. Свою продукцию
предлагали несколько фирм, были минимальные цены
и, в общем, интересные предложения. Частично
конкурс по поставке оборудования выиграл наш
местный предприниматель. Мы уже сотрудничали с
этой фирмой, поэтому решили взять оборудование у
них. Но, на наш взгляд, конкуренция фирм могла бы
быть больше. И у нас осталось ощущение, что
конкурс на самом деле прошел мимо нас». Гимназии
из Новгородской области еще повезло: у нее были
знакомые среди поставщиков.
Другие школы, выигравшие
президентский миллион, оказались в более сложном
положении. «В республике Карелия нет магазина
наглядных пособий, – рассказывает директор
петрозаводского МОУ Лицей № 1 Эмилия Слабунова.
– Такой магазин работал только в советское
время, и он давно уже закрылся. Приступая к
процедуре заказа, мы не знали, к кому обратиться,
у кого заказывать то, что мы считали нужным для
школы. Только потом нас поставили в известность,
что в Петрозаводске есть фирмы, которые
поставляют, в том числе, и оборудование для школ».
Оговорка «в том числе» точно характеризует
ситуацию.
Процедуры конкурса в разных регионах
страны проходили таким образом, что руководители
школ, формально поставленные перед выбором,
вынуждены были выбирать «кота в мешке». Далеко не
все знали, что они вообще заказывают. Бухгалтер
одной из школ, посмотрев в смету и по слогам
произнеся название неизвестного предмета
стоимостью свыше 10 тысяч рублей, задумчиво
сказала: «Это что-то для компьютера. Вы случайно
не знаете, что это такое?.. У нас тоже никто не
знает». Выяснилось: список оборудования, на
которое школа должна была потратить миллион,
директору прислали прямо из местного управления
образования. Сопровождался перечень лаконичной
припиской: «На остаток можете взять школьного
мела».
В школы-миллионеры стали наведываться
высокопоставленные чиновники. Председатель
Счетной палаты РФ Сергей Степашин лично явился в
Стародворскую школу Суздальского района, чтобы
посмотреть, как администрация потратила
президентский грант. «Но нам теперь важно
проанализировать, насколько эффективны были эти
вложения, – объяснил Степашин причину своего
визита, – и какую конкретную помощь дают
нацпроекты населению».
Представители Президента России в
федеральных округах время от времени
интересовались, что закупают образовательные
учреждения на президентский миллион.
Полномочный представитель Президента РФ в
Северо-Западном Федеральном округе Илья
Клебанов, заглянув в МОУ Лицей № 1, тоже справился
о качестве поставленного по конкурсу
оборудования.
Некоторые руководители
регионального образования недоумевали, с какой
это стати директора школ решали закупать что-то
свое.
|
«Мы не ожидали, что качество
значительной части оборудования будет настолько
низким, – рассказала директор лицея Эмилия
Слабунова. – Посмотреть, подержать в руках
заказываемое оборудование мы не могли. Взглянуть
на фотографии? Какие фотографии! У нас сегодня –
слепой рынок. Ведь иллюстрированных каталогов у
этих фирм не существует! Система поставок в школы
наглядного и учебного оборудования рухнула
много лет назад. А сегодня, когда по нацпроекту
требуется поставить по стране тысячи кабинетов
физики, химии, биологии, поставщики завозят
учебное оборудование для школ из-за рубежа. В
прайс-листах, которые мы смогли просмотреть,
прежде чем сделать заказ, не была указана
страна-производитель. Только когда нам доставили
заказ, выяснилось, что это Китай. Нет, мы ничего не
имеем против Китая. Мы заказали 15 микроскопов за
22 тысячи рублей, они тоже оказались китайскими,
но качественными. А вот компасом для уроков
географии стоимостью в пятьдесят рублей
оказалась крошечная коробочка, на дне которой
лежит непонятная бумажка. Не компас, а какой-то
киндер-сюрприз. Половина компасов рассыпалась
уже по пути в школу. Глобусы оказались на
тоненькой ножке, того и гляди упадут… Никто из
нас просто не ожидал, что такие изделия могут
быть допущены в школы. Делая заказ, мы
предполагали, что есть система надзора и
экспертизы за оборудованием для образовательных
учреждений. И обнаружили, что ее нет…»
Ее слова подтвердили и на другом конце
страны – в Южном федеральном округе. По
официальным данным, в 2006 году полученное школами
ЮФО учебное оборудование для кабинетов физики,
географии, биологии лишь на 50% содержит
приемлемый для педагога и востребованный на
уроках материал.
Руководители образования в субъектах
РФ постарались переложить вину на муниципальные
комиссии по закупкам.
«Уверен – территории делают все, что
от них зависит, – пытался объясниться в одном из
своих выступлений глава комитета образования
Перми Н. Карпушин. – А конкурсные комиссии должны
работать так, чтобы не стать препятствием на пути
между деньгами и товаром. Тогда не произойдет
снижения качества поставок. Главное, чтобы
средства обучения, которые будут закуплены на
грантовые деньги, соответствовали требованиям,
предъявляемым к их качеству директорским
корпусом, коллективами школ».
Ежики в тумане
Могли ли школы закупить на
президентский миллион то, что им действительно
было нужно?
Несколько лет назад в регионах и
представить себе не могли, что какая-нибудь школа
вдруг захочет того, чего не хочет местный
руководитель образования. Поэтому в ходе
конкурса у обеих сторон появилось немало поводов
для недоумения. «Когда мы получили известие о
победе в конкурсе и начали искать оборудование
на президентский миллион, нас никто не спросил:
что вы сами хотите купить?», – рассказывает
директор гимназии «Логос» в г. Чудово
Новгородской области Людмила Дынькова.
Некоторые руководители регионального
образования недоумевали, с какой это стати
директора школ решали закупать что-то свое. Ведь
все сметы должны были подписываться в управлении
образования. Случалось, что из списков
вычеркивалась даже классная мебель. Мотивировка:
мебель – «не учебные расходы».
«Мы почувствовали себя, как ежики в
тумане, – описывает тот период директор
петрозаводского лицея Эмилия Слабунова, – В
начале поиска мы совершенно не знали рынка.
Информация о фирмах, которые предоставляют
учебное оборудование, поставлена из рук вон
плохо. Мы выходили в Интернет через поисковые
системы (Рамблер, Яндекс), искали адреса
российских фирм, которые поставляют учебное
оборудование. Находили, писали поставщикам – и
никогда не получали ответа. Возможно, эти фирмы
давно уже не существуют, а в Интернете до сих пор
висят их адреса. Дошло до того, что на этапе
составления сметы мы даже не знали, что сколько
стоит – а ведь от нас уже тогда требовалось
указать стоимость заказа! Если бы мы знали хоть
что-нибудь о рынке учебного оборудования
заранее, мы, возможно, выстроили бы другие
приоритеты».
Не удивительно, что при таких условиях
выбора ряд инновационных школ в разных регионах
РФ решили вообще ничего не выбирать. Они пошли по
простому и безошибочному пути: заказали на
президентский миллион компьютеры. Так, например,
поступили в гимназии № 2 Великого Новгорода.
Руководители школы сделали простой и
легко выполнимый заказ. Системный блок – четыре
штуки, экран на штативе – одна штука, сканер,
принтер лазерный – четыре штуки,
мультимедиапроектор – четыре штуки, серверная
платформа – одна, интерактивная доска – одна,
мышь – 10 штук, ноутбуков – 26 штук, замки для
ноутбуков с ключом – 10 штук, шкаф металлический
для хранения ноутбуков – один.
Заказывать компьютеры школам рекомендовали и в
региональных комитетах образования. Местные
руководители надеялись на то, что сегодня купить
приличный компьютер несложно. И ошиблись. В ходе
конкурса кое-где не нашлось поставщика, который
предлагал бы современные машины и программное
обеспечение. Пришлось искать поставщиков за
тысячи километров и заказывать партии
компьютеров… через Москву. Что стоило
дополнительного времени и немалых денег.
Острый
вопрос
|
Что делать, когда
на грант предлагают купить компьютерный класс, а
школе нужна новая мебель?
В публикации «Покупайте компьютеры
вместе со столами» (см. «Управление школой»
№ 4/2007) мы рассказали читателям, что в ряде
фирм, поставляющих компьютерную технику, можно
заказать компьютеры вместе с сопутствующей
мебелью (стол, стул и т.п.). Опыт состоявшихся
конкурсов показал, что от решения руководителей
регионального образования зачастую зависит,
разрешат ли школе закупать на президентский
грант некоторые виды мебели.
Поэтому мы советуем администрации
школ настаивать на своих правах и напоминать
руководителям местного образования (как главным
организаторам конкурса поставщиков), что в
комплекты поставляемого компьютерного
оборудования должны входить особые столы и
стулья, предназначенные для работы с ПЭВМ. Этого
требует СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические
требования к персональным
электронно-вычислительным машинами и
организации работы» (раздел ХI «Требования к
организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ
для обучающихся в общеобразовательных
учреждениях и учреждениях начального и высшего
профессионального образования», пункты 11.1–11.6,
обязательные приложения 4 и 5). СанПиНы утверждены
Главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации 30 мая 2003 г. Введены в
действие с 30 июня 2003 г. постановлением Минздрава
России от 3 июня 2003 г. № 118, зарегистрированным в
Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673.
Кроме того, монтаж
электрооборудования компьютерных классов
(замена розеток и т.п.) должен вестись в
соответствии с федеральными и региональными
требования к образовательным учреждениям в
части строительных норм и правил.
Без расходов на монтаж
электрооборудования невозможно использование в
учебном процессе информационных технологий,
безопасных для жизни и здоровья (то есть
соответствующих санитарно-гигиеническим,
противопожарным и другим правилам безопасности
образовательного процесса).
Нередко школы, получившие грант,
приглашали мастеров монтировать полученное
компьютерное оборудование и платили им из
собственного кармана. Эти расходы относятся к
муниципальному бюджету (как часть строительных
норм, за которые отвечает муниципалитет). При
установке компьютерных классов следует
обращаться к документам, фиксирующим
региональные строительные нормы и настаивать на
том, чтобы работы были проведены в соответствии с
ними. Например, Московские городские
строительные нормы (МГСН) 4.06-03
«Общеобразовательные учреждения», утвержденные
постановлением Правительства Москвы от 1 июня
2004 г. № 352-ПП и введенные в действие с 1 июля 2004 г.
(Приложение С к МГСН 4.06-03 (обязательное).
Рекомендации по проектированию
электрооборудования компьютерных классов). |
«Затыкаем дыры» или обустраиваем
школу?
Еще несколько лет назад директора
школ вздыхали: «Если бы у нас был бы миллион!» В
ходе первого конкурса инновационных школ
выяснилось: потратить миллион – это настоящее
искусство. Как узнать, где есть вещи, нужные для
вашей школы, как их заказать? Директора из разных
регионов России говорят о том, на что они
потратили грант. Возможно, это натолкнет вас,
уважаемые читатели, на новые идеи. Ведь не за
горами освоение нового президентского миллиона.
Вот о чем поведали в лицее № 1
Петрозаводска, республика Карелия.
«Если бы мы потратили все деньги
президентского гранта на 1 класс, то на это у нас
бы и ушел весь миллион, – рассказывает главный
бухгалтер МОУ Лицей № 1 г. Петрозаводска Ольга
Лежеева. – Например, ровно в один миллион нам
обошелся бы один класс физики: оборудование,
пробирки, компьютеры и т.п. Поэтому мы решили для
начала «заткнуть дыры»: потратить миллион на
разные нужды школы.
Первое – оснащение библиотеки. На это
мы потратили 112 тысяч 816 рублей. В сумму входила
мебель: книжные шкафы, стеллажи, трапецевидные
барьеры. Их помогли сделать на заказ ЗАО
«Социальная сфера». Второе – оснащение
кабинетов. 300 тысяч рублей мы выделили на
оснащение кабинетов химии и истории.
Оборудование покупали через некоммерческое
партнерство «Учебник Карелии». 58 тысяч рублей
было потрачено на лингафонный кабинет: закуплена
аппаратура и наушники. 248 тысяч рублей – на
оборудование и монтаж системы трансляционного
узла школы (оборудование поставляла фирма
«Скайлинк»). В комплект входят: усилитель,
громкоговорители, кабели, крепеж. Теперь система
оповещения действует по всей школе, в каждом
коридоре, в каждом классе. Это очень удобно и
позволяет решить много проблем. Была закуплена
световая акустическая система – в актовый зал.
На 73 тысячи мы купили 7 мониторов, 7 системных
блоков для нового (второго по счету)
компьютерного класса. Очень интересная и важная
для нас покупка – программа психологического
обеспечения школы, предназначенная для 10
компьютеров (34 500 рублей). Заказывали ее через
Москву. Благодаря этому у нас самый современный и
красивый школьный кабинет психологической
службы.
«Про оборудование для
психологического кабинета я узнала случайно, по
электронной почте. Даже не помню, от кого пришло
это сообщение, – говорит директор лицея № 1 г.
Петрозаводска Эмилия Слабунова. – Далее мы
списались с поставщиком и сделали действительно
нужную для школы покупку. Перед этим мы долго
консультировались с руководителем школьной
психологической службы по поводу закупки
программ. В компьютерные программы по
психологии, которые мы заказали в Москве, входят:
диагностика когнитивного процесса, семейное
воспитание, диагностика одаренности и т.д. Это
имело удивительный результат: теперь родители
наших учеников выстраиваются в очередь, чтобы
прийти в наш психологический кабинет и пройти
диагностику семейных отношений. Дело в том, что
психолог в школе один, да и родителям, случается,
трудно признаваться в семейных трудностях
постороннему человеку. Зато при общении один на
один с машиной для них все оказалось намного
легче…»
А вот как делали заказ в гимназии
«Логос» г. Чудово Новгородской области.
«По рейтингу Новгородской области мы
находимся среди двенадцати лучших школ, –
рассказывает директор гимназии Людмила
Дынькова. – У нас реализуется
государственно-общественный характер
управления: действует Совет гимназии, в который
входят родители, педагоги и учащиеся. Когда мы
вышли на первые позиции в рамках областного
конкурса инновационных школ, в коллективе, на
Совете гимназии и в ученической Думе обсуждался
вопрос – на что мы смогли бы потратить
президентский грант. Дети не просто поговорили
со взрослыми, они еще обсудили в своих
коллективах, как они хотели бы потратить миллион.
В нашей школьной газете, которая называется
«Бочка Диогена», и на школьном сайте началась
горячая дискуссия. Именно дети предложили
дооснастить кабинет физики.
Так мы и поступили: закупили недостающее
оборудование для кабинетов физики, химии,
биологии. Мы потратили на это 653 тысячи рублей.
Так как гимназия в рамках областной
экспериментальной площадки проводит обучение
ИКТ, школа приобрела на остаток средств
компьютерную технику, ноутбуки. Детям очень
хотелось интерактивную доску. И мы ее купили.
Около 200 тысяч рублей было потрачено на новое
программное обеспечение. Этого хотели, в первую
очередь, ребята, и у них было много дельных
предложений по данному поводу. Учителя тоже
хотели бы закупить побольше программ. Но здесь
наши возможности иссякли: на все просто не
хватило денег. Однако мы надеемся на победу в
новом конкурсе инновационных школ».
Подробности
|
Как получить
скидки на интерактивные доски
По итогам конкурса комплексных
проектов модернизации образования Министерство
образования и науки РФ разрабатывает список
учебного оборудования ХХI века. Важное место в
этом списке будут занимать интерактивные доски.
С каждым годом они все более популярны в России.
«Они стали знаменитыми после того, как
их показали всей стране во время посещения
Президентом России Красноярского края, –
рассказывает Алексей Райдер, первый заместитель
директора департамента образования и науки
Тюменской области по экономике. – 2006-й, можно
сказать, был годом этих самых досок. Когда мы у
себя в регионе активно занимались обменом опытом
по информатизации, тоже демонстрировали
возможности чудо-доски на примере 88-й тюменской
школы. И «заразили» этим многих директоров
образовательных учреждений. В итоге 90
интерактивных досок благодаря приоритетному
национальному проекту «Образование»
централизованно закуплено для сельских базовых
школ области, кроме того, наши школы-миллионеры
предусмотрели приобретение данного
оборудования в рамках президентского гранта».
Почти каждая школа-победитель
президентского конкурса решила заказать для
себя такую доску.
Впервые же доску SMART Board выпустила в 1991
году компания SMART Technologies Inc. (www.smarttech.com).
Интерактивная доска (ИД) – это сенсорный экран,
подсоединенный к компьютеру. Перед началом
работы доска подключается к компьютеру и
проектору. Сенсорные устройства улавливают
прикосновения к поверхности доски и транслируют
в соответствующие электронные сигналы,
отражающие движение пишущей руки. К доске
прилагается специальный маркер, но при желании
по ИД можно писать даже пальцем.
Специальное программное обеспечение
для интерактивных досок позволяет работать с
текстами, аудио- и видеоматериалами,
интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо
поверх открытых документов и сохранять
информацию. Если нажать кнопку внизу, можно
вызвать на экран изображение клавиатуры и
набирать текст, касаясь виртуальных клавиш.
Компания Polymedia – официальный представитель SMART
Technologies Inc. в России уже несколько лет поставляет
интерактивные доски SMART региональным
управлениям образования. Сейчас она предлагает
школам, лицеям, гимназиям грант, который будет
действовать до 30 сентября 2007 года. По нему школа
сможет приобрести две интерактивных доски и
программное обеспечение к ним со скидкой 45%. Для
этого нужно связаться с компанией Polymedia,
заполнить анкету о том, как будут использованы
доски в учебном процессе и указать имена и
контактные данные заинтересованных
преподавателей. |
Подготовила
Светлана КИРИЛЛОВА
Использованы материалы
ИА REGNUM,
газет: «Тюменские известия», «Российской
газеты», «Образование: Пермский край»
|