Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Исследование

Оценочные тенденции

Перед учителем в последние годы встают принципиально новые по своему содержанию профессиональные задачи, среди которых особое место занимает овладение современными формами и методами оценивания. Интересно отношение самих учителей к проблеме оценивания в школе. В публикуемом материале представлены результаты констатирующего эксперимента, который проводился по теме: «Развитие оценочной деятельности учителей на этапе постдипломного профессионального образования». В эксперимент были включены учителя школ Санкт-Петербурга.

С целью выяснить, как понимают современные учителя, что такое качество образования и оценочная деятельность, автором была разработана специальная программа, содержащая два блока вопросов. Первый – общие сведения о респондентах. Важно было узнать уровень образования учителей, их педагогический стаж и квалификационную категорию, предмет, который они преподают. Второй – это вопросы, связанные с сущностью оценочной деятельности учителя, ее функциями, видами и формами.

В рамках исследования необходимо было выяснить, что понимают учителя под словосочетанием «качество образования». Для этого им было предложено продолжить фразу: «Качество образования – это…». Предложение продолжили около 75 % опрошенных. Конечно, полученные суждения формулировались по-разному, но мы сгруппировали их по содержательному компоненту. Результаты систематизации ответов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Количество мнений, в %

Представление учителей о том, что такое качество образования

10

Прочные знания учащихся по предмету

1

31

Знания, которые можно использовать в жизни (уровень обученности)

2

14

Умение ориентироваться в мире и работать самостоятельно (уровень компетентности)

3

2

Соответствие государственным образовательным стандартам

4

19

Другое

5

24

Затруднились ответить

6

Таким образом, на основе данных результатов можно заключить, что, несмотря на возросший интерес в обществе к вопросам качества в целом и качества образования в частности, для большей части учителей понятие «качество образования» остается непонятым до конца.

Далее надо было выяснить, какие умения, навыки, на взгляд учителя, необходимы ему сегодня. Для этого был предложен вопрос: «Что, на ваш взгляд, больше всего нужно учителю-предметнику в его работе? (5 – очень нужно, 1 – не нужно)». Учителям был представлен список из умений, связанных с решением профессиональных задач. Среди умений были выделены следующие:

  • умение отбирать и использовать в учебном процессе новейшие образовательные технологии;

  • владеть содержанием новых учебников, программ, задачников и т.п.;

  • умение методически грамотно излагать теоретические основы преподаваемого предмета;

  • стимулировать учащихся к самооценке;

  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование;

  • видеть каждого ученика в образовательном процессе;

  • применять различные формы и методы оценивания деятельности учащихся;

  • устанавливать взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса;

  • проводить анализ своей профессиональной деятельности;

  • использовать и создавать среду изучения предмета.

Им было необходимо оценить представленные умения по степени значимости для себя.

Анализ полученных результатов показал, что практически все названные умения учителя считают для себя значимыми. Средний рейтинг умений по результатам исследования получился в пределах от 4 до 5 баллов. Исключение составило умение использовать и создавать среду изучения предмета. Его рейтинг оказался ниже 4 баллов – 3,88.

Результаты по остальным умениям представлены на диаграмме.

Диаграмма

Умения, необходимые современному учителю

Анализ полученных материалов позволяет констатировать, что среди различных профессиональных умений учителя умение применять различные формы и методы оценивания деятельности учащихся в образовательном процессе значительно уступает таким, как методически грамотное изложение учебного материала, умение видеть каждого ученика в образовательном процессе.

Также одной из целей анкетирования было выявление понимания учителями сущности оценочной деятельности. Для этого им был предложен вопрос: «Оценочная деятельность учителя. Для вас это?..». Среди полученных ответов большую часть (45 %) составили те, в которых учителя под собственной оценочной деятельностью понимают лишь процесс оценивания деятельности ученика. Однако под деятельностью ученика учителя понимают и уровень его знаний, умений и навыков, и его достижения, и его соответствие государственным образовательным стандартам. При этом учителя не отметили, что необходимо также оценивать образовательный процесс в целом и проводить оценку собственной профессиональной деятельности. Также нельзя не отметить следующий факт. Более четверти педагогов, принявших участие в анкетировании, затруднились объяснить свое понимание оценочной деятельности учителя.

На основе полученных результатов можно было предположить, что современные учителя придают низкое значение оценочной деятельности и не задумываются о вопросах, связанных с данным понятием. Однако это предположение оказалось ошибочным. На вопрос: «Какое значение вы придаете оценочной деятельности в вашей педагогической практике?» – более 70 % опрошенных отметили большую значимость оценочной деятельности. При этом, отвечая на вопрос, связанный с удовлетворенностью своей профессиональной и оценочной деятельностью, более 50 % высказали недовольство ее результатами. Но последующие ответы выявили противоречия и с данным фактом. На вопрос о трудности оценивания определенных видов деятельности учащихся около 70 % респондентов ответили, что не испытывают трудностей при ее оценивании, затруднения вызывают лишь некоторые виды работ – совместная и групповая.

Программа содержала вопрос и об удовлетворенности учителей существующей пятибалльной системой оценивания. В ходе исследования подтвердилось мнение, представленное во многих современных педагогических трудах, о том, что существующая в российской системе образования пятибалльная система не удовлетворяет учителей по многим показателям. Это и необъективность данной системы, и реально используемые 4 балла, и сложности при данной системе для оценки достижений каждого ученика и т.п. При этом ответ на вопрос: «Какие формы и способы оценивания вам знакомы?» – показал, что теоретическая подготовка учителей по вопросам современных форм и способов оценивания достаточно высокая. Педагоги отметили и рейтинговую, и накопительную, и зачетную, и безотметочную системы оценивания. Однако на практике использование этих форм вызывает затруднения. Учителя связывают данное обстоятельство с тем, что мало знакомы с возможностями использования новых способов оценивания деятельности учащихся в рамках конкретного предмета, урока.

На вопрос о том, какие функции в себе несет оценка, были получены следующие результаты. Более 20 % учителей отметили, что оценка достижений каждого ученика – это сигнал для самого ребенка, для его родителей, администрации школы. Лишь 40 % обратили внимание на то, что оценка достижений каждого ученика связана с учетом индивидуальных способностей ребенка и отслеживанием личного роста знаний учащегося и выполняет развивающую функцию.

На вопрос: «Что вы оцениваете в деятельности учащихся?» – было получено много разнообразных ответов. Все полученные ответы мы систематизировали по содержательному аспекту. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Что оценивают учителя в деятельности учащихся

Что оценивается

Количество мнений, в %

1

Знания, умения, навыки

38

2

Трудолюбие, прилежание

36

3

Интерес, мотивация

19

4

Умение мыслить, анализировать

26

5

Желание работать

17

6

Способность к развитию

17

7

Активность на уроке

14

8

Нестандартность ответа, творчество

10

9

Личные качества

7

10

Другое

21

11

Затрудняюсь ответить

17

Нельзя оставить без внимания тот факт, что пятая часть учителей, принявших участие в опросе, затруднилась ответить, что же они оценивают в деятельности учащегося.

Анализ полученных материалов показал, что основная масса опрошенных учителей связывает появившиеся перемены в оценивании с переменами в обществе. Среди причин изменения удалось выделить следующие:

  • Стала ниже «планка» отметок.

  • Возросла роль тестов и рейтингов.

  • Для многих учащихся главным стало получить «+», а за что и как – не важно.

  • Больше показателей стало оцениваться.

  • Отметка стала зависеть от «просьб» родителей, администрации и т.д.

Действительно, если современная система образования приходит к тому, что экзамены за общую школу сдаются в форме ЕГЭ, где оценивается больше показателей, если многими детьми ставится цель добиться положительной отметки любыми способами, то необходимо пересматривать существующую систему оценивания деятельности учащихся.

Таким образом, исследуя отношение учителей к проблеме оценивания в школе, к освоению новых механизмов, современных средств контроля и оценки качества результатов образования, можно выделить следующие основные тенденции:

1. Четверть учителей не задумывается о вопросах качества образования и собственной оценочной деятельности.

2. Учителя недовольны существующей пятибалльной системой оценивания деятельности учащихся.

3. Учителям требуются практические знания, связанные с новыми механизмами оценивания.

Валентина ПОЛИКАРПОВА, аспирантка РГПУ  им. А.И. Герцена, учитель математики школы № 318,
г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru