Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Инновации

Многокритериальная оценка как средство достижения нового качества гимназического образования

Гимназия как образовательное учреждение повышенного уровня призвана содействовать интенсивному развитию интеллектуальных способностей учеников. Решению этой задачи способствует и новая система оценки учебной деятельности, внедрение которой осуществляется в гимназии № 272 Санкт-Петербурга.

Известно, что учебный процесс – явление целостное, т.е. цели образования, его содержание, методы обучения, контроль и оценка результатов учебной деятельности неразрывно связаны и взаимообусловлены. Сохранение старой системы оценки учебного труда школьников в новых условиях разрушает целостность учебного процесса, противоречит изменившимся задачам школы, препятствует их решению. Какие бы цели мы ни ставили, каким бы содержанием ни стремились наполнить процесс образования, какие бы методы при этом ни использовали, оценивая результаты учебной деятельности по пятибалльной шкале, мы неизбежно возвращаемся к репродуктивному подходу в обучении. Оценивать следует то, чему мы учим, следовательно, должны появиться иные критерии оценивания.

Многокритериальная оценка учебной деятельности учащихся (МКО) включает комплекс критериев, связанных с процессом и результатом учебного труда школьника, отражает уровень мыслительной деятельности учащегося, степень освоения им специальных и общеучебных знаний, умений и навыков и его познавательную активность на каждом этапе процесса обучения.

В качестве основных критериев оценки учебной деятельности определены:

1. Уровень мыслительной деятельности ученика, т.е. степень сложности решаемых им учебных задач и его продвижение по шкале уровней мыслительной деятельности – от репродуктивных к продуктивным.

2. Степень усвоения предметных знаний и освоения предметных и общеучебных умений.

3. Степень познавательной активности.

Многокритериальная оценка учебной деятельности учащихся имеет три составляющие.

Первая составляющая – это характеристика степени продуктивности мыслительной деятельности. Оценка имеет буквенное выражение – по названиям соответствующих уровней.

А – уровень алгоритмический, предполагает воспроизведение изученного материала, знание правил, законов, выполнение заданий по алгоритму, самостоятельное решение стандартных задач, т.е. отражает процессы усвоения на стадиях узнавания, воспроизведения и применения как копирования. Алгоритмический уровень – репродуктивный. Уровни, характеризующие продуктивное мышление, – преобразующий, эвристический и творческий.

П – преобразующий уровень, фиксирует начало интеллектуального творчества, предполагает решение усложненных задач с применением нескольких алгоритмов, использование ранее изученного материала, межпредметных связей, владение необходимыми мыслительными операциями.

Э – эвристический уровень, предусматривает решение нестандартных задач, оригинальность и самостоятельность рассуждений и выводов, владение комплексом мыслительных операций. Результатом умственной работы становится личностно значимое открытие.

Т – творческий уровень, подразумевает владение приемами поисковой и творческой деятельности, способность самостоятельно ставить проблемы, вести исследование, делать выводы. Результатом работы может стать общественно значимое открытие.

Продуктивные уровни мыслительной деятельности отражают познавательный процесс на стадиях применения как подражания, интерпретации и творческой работы.

В контрольной работе по истории, например, одни и те же задания могут быть выполнены учащимися по-разному: А – воспроизведение материала, изложенного в учебнике; П – установление причинно-следственных связей, нахождение частного и общего в различных его периодах, сравнение с аналогичными событиями в других странах; Э – выполнение условий, соответствующих преобразующему уровню, при этом использование самостоятельно изученных исторических документов, других источников информации, способность давать собственные аргументированные оценки исторических фактов и явлений, делать самостоятельные наблюдения и выводы.

Вторая составляющая оценки – показатель овладения предметными и общеучебными умениями. В предлагаемой ученику работе предусматриваются пять требований, отражающих актуальные для данного этапа учебной деятельности умения и навыки. Например, к сочинению по литературе могут быть предъявлены такие требования:

1. Логика (последовательность суждений, соответствие содержания частей сочинения пунктам плана, оптимальность объема частей).

2. Аргументация (знание текста произведения, использование цитат, корректность цитирования).

3. Наличие вывода-обобщения.

4. Стилистическое единство текста сочинения, речевая культура.

5. Грамотность.

Выполняя пять требований, ученик набирает соответствующие баллы, оценка наполняется конкретным содержанием. В результате многокритериальная оценка имеет такой вид: буква, обозначающая уровень мыслительной деятельности, и цифра – количество продемонстрированных учеником в данной работе учебных умений, количество выполненных требований из предъявленных к данной работе. Например, оценка П4 означает, что работа выполнена на преобразующем уровне мыслительной деятельности, но учеником освоены четыре из пяти предложенных для контроля предметных и общеучебных умений; оценка А5 означает, что работа выполнена только на алгоритмическом уровне, но в ней продемонстрированы все необходимые умения и навыки.

Третья составляющая оценки. Оценка У («успех») без цифровой составляющей характеризует отношение ученика к познавательной деятельности и служит для того, чтобы отметить его активность, инициативу при освоении учебного материала на стадии изучения темы и в ходе коллективной или групповой работы.

Процесс оценочной деятельности строится на принципах, сформулированных в «Положении о многокритериальной оценке учебной деятельности учащихся». Чтобы проиллюстрировать особенности отношений субъектов образовательного процесса в новых условиях, приведем несколько фрагментов из этого документа.

Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности

Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы отношения строятся на основе сотрудничества. Каждый из участников образовательного процесса имеет право на самооценку и аргументированную оценку других субъектов оценочной деятельности.

Права и обязанности учащихся

Учащиеся имеют право: на ошибку; на собственную оценку своих достижений и трудностей; на участие в определении критериев своей работы до ее выполнения; на самостоятельный выбор степени сложности и количества проверочных заданий; на дополнительное время для освоения трудного материала (по договоренности с учителем); на отказ от выполнения домашнего задания, если оно не вызывает у него интереса по причине шаблонности и недостаточной степени сложности; на отсрочку выполнения домашнего задания, если он затрудняется с его выполнением по причине предшествовавшей болезни. Учащиеся должны: овладеть принятыми способами оценивания; по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе; иметь рабочие и контрольные тетради, в которых бы отражалась контрольно-оценочная деятельность учителя и ученика.

Права и обязанности учителя

Учитель имеет право: иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся; оценивать каждого из учащихся только относительно его собственных возможностей и достижений; оценивать учащихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы.

Учитель обязан: овладеть принятыми способами оценивания; соблюдать правила оценочной безопасности; работать над развитием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать не только знания и умения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни; вести учет учебных достижений учащихся в классном журнале и диагностической тетради (диагностических картах); доводить до сведения родителей информацию об успехах учащихся. Он обязан также проводить анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая динамику их развития за учебный период, уровень усвоения знаний и умений по основным темам. Учитывать необходимо и процент учащихся, способных применять сформированные умения в нестандартных ситуациях. Результатом анализа должны стать сведения о выполнении программы каждым учеником с указанием возникших трудностей, выводами о причинах проблем и предложениями по их преодолению.

Права и обязанности администрации школы

Администрация использует все необходимые материалы учителей, учащихся и психолога для создания целостной картины образовательного процесса и его динамики. По итогам года, опираясь на эти материалы замдиректора проводит анализ работы педагогического коллектива и определяет стратегические задачи.

Права и обязанности родителей

Родители имеют право: знать о принципах и способах оценивания учебной деятельности детей; получать достоверную информацию об успехах и достижениях, индивидуальные консультации учителей по поводу проблем, трудностей и путей их преодоления у своего ребенка.

Родители обязаны: соблюдать правила оценочной безопасности и знать основные положения МКО; информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми они сталкиваются в домашних условиях; посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.

Достоинства системы многокритериальной оценки

1. Оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует качество ее выполнения и содержание деятельности ученика; происходит смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет.

2. Критерии оценки определены, следовательно отсутствуют разногласия между учеником и учителем в процессе оценочной деятельности.

3. Отсутствуют отрицательные отметки, поэтому контроль и оценка проводятся без стресса и напряжения.

4. Оценка позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка и предъявлять требования, актуальные для него на данном этапе учения.

5. У учителя есть возможность получить информацию не только об уровне достижений ученика, но и о конкретных проблемах.

6. Система позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с предыдущими, то есть наблюдать процесс его развития.

7. МКО дает возможность перевода внешней оценки (педагогической) во внутреннюю (самооценку ученика).

8. Она требует от учителя аналитического подхода к содержанию своей деятельности, освоения новых форм и методов организации учебного процесса, оказывает позитивное влияние на образовательный процесс в целом.

9. Использование ее возможно в преподавании всех учебных предметов гуманитарного и естественно-научного циклов с 5-го по 11-й класс.

Результаты внедрения новой оценки:

1. Позитивное влияние на развитие интеллектуальных способностей учащихся.

2. Повышение качества образования (уровня освоения ключевых познавательных компетенций, уровня мыслительной деятельности учащихся).

3. Развитие способностей самоанализа, самооценки, саморегуляции у учащихся.

4. Повышение мотивации учащихся в учебной деятельности.

5. Формирование отношений сотрудничества учащихся и учителей.

6. Повышение профессионального уровня учителей. Результаты эксперимента убеждают в целесообразности практического использования многокритериальной оценки в условиях гимназии и возможности ее применения не только в рамках одного образовательного учреждения.

Елена ЦЕЙТЛИНА,
научный руководитель гимназии № 272,
г. Санкт-Петербург
Подготовлено по материалам научно-практической конференции «200 лет российскому гимназическому образованию»

Рейтинг@Mail.ru