Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Новый проект

Планета имени меня

Один из 15-ти победителей конкурса «Строим школу будущего» – Московский химический лицей № 1303. Ученики у директора Сергея Семенова – сплошь «золотые» головы. Уже в 7-м классе среди них есть те, кто изучил всю школьную программу, превратил свой дом в лабораторию и нуждается в других подходах учителя к себе. Поэтому директор считает основной задачей лицея – «обеспечить развитие школьников, которые серьезно увлечены химией и проявляют в этом предмете незаурядные способности».

Некоторое время назад в лицее отметили странную вещь. В школе дети успешны: они победители крупных олимпиад и конкурсов – одним словом, «звезды». Но после поступления в самые престижные вузы успехи не всегда продолжают оставаться такими же впечатляющими. И, для того чтобы обеспечивать высокие результаты не только в школьном обучении, но и на уровне профессиональной деятельности, в лицее реализуется система «Детско-взрослое сообщество как среда формирования связи образования и науки».

«Кто введет ребенка в науку? В школе таких учителей нет и не должно быть, – говорит директор. – И мы обратились в успешные научные коллективы. Успешный коллектив – это ученые, которые в сегодняшних реалиях, несмотря на непростые обстоятельства, находят возможность проводить исследования на самом высоком уровне и могут в силу этого строить долговременные планы. Чего не хватает этому коллективу? Он не может существовать без пополнения молодыми кадрами: здесь жизненно заинтересованы в высококвалифицированных и талантливых людях».

Решившись на столь необычный эксперимент, в лицее стали искать формы контакта, которые бы сохраняли успешность юных дарований в будущей профессии. Пока остановились на следующем: «Мы вводим нашего школьника в коллектив ученых, – рассказывает Сергей Семенов, – где его воспринимают как будущего преемника своей научной школы и начинают с ним работать не два-три часа, а очень плотно. Отсюда эффективность рождается совершенно иного порядка: когда мы запускали эту систему, даже не ожидали подобного результата!

На сегодняшний момент я не могу обеспечить все коллективы, которые запрашивают у меня школьников и готовы с ними работать. Там увидели: образуются устойчивые пары «учитель–ученик», сохраняющиеся и в процессе обучения в вузе, и в аспирантуре. В итоге большая часть молодых людей остается в этом коллективе. Тем самым решается серьезная кадровая проблема: среднестатистический выпускник химического вуза не идет в науку, а практика показывает, что тот, кто покинул химию, в эту область уже не возвращается. При имеющейся проблеме «утечки мозгов» «химический» канал этой утечки – очень мощный. А реализуя нашу систему, мы получили удивительный эффект, который и не задумывали: подавляющее большинство выпускников лицея остаются в научно-исследовательских учреждениях Москвы. За рубеж, конечно, уезжают, но не самые лучшие…

Материалы  подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА

 

Комментарий

Любовь КЕЗИНА:

– Если посмотреть, как наши московские ребята сдают химию по форме ЕГЭ, то увидим: хуже результатов в Москве нет. Самые плохие показатели! Поэтому спасибо большое тому педагогическому сообществу, которое вместе с детьми в этом лицее достигает таких высот: дети – победители и призеры московских, всероссийских и международных олимпиад! А за исключительные достижения, выявленные международной системой на всемирном конкурсе, именами ребят названы три малые планеты!

 

Рейтинг@Mail.ru