Новый проект
Планета имени меня
Один из 15-ти победителей конкурса
«Строим школу будущего» – Московский химический
лицей № 1303. Ученики у директора Сергея Семенова
– сплошь «золотые» головы. Уже в 7-м классе среди
них есть те, кто изучил всю школьную программу,
превратил свой дом в лабораторию и нуждается в
других подходах учителя к себе. Поэтому директор
считает основной задачей лицея – «обеспечить
развитие школьников, которые серьезно увлечены
химией и проявляют в этом предмете незаурядные
способности».
Некоторое время назад в лицее отметили
странную вещь. В школе дети успешны: они
победители крупных олимпиад и конкурсов – одним
словом, «звезды». Но после поступления в самые
престижные вузы успехи не всегда продолжают
оставаться такими же впечатляющими. И, для того
чтобы обеспечивать высокие результаты не только
в школьном обучении, но и на уровне
профессиональной деятельности, в лицее
реализуется система «Детско-взрослое сообщество
как среда формирования связи образования и
науки».
«Кто введет ребенка в науку? В школе
таких учителей нет и не должно быть, – говорит
директор. – И мы обратились в успешные научные
коллективы. Успешный коллектив – это ученые,
которые в сегодняшних реалиях, несмотря на
непростые обстоятельства, находят возможность
проводить исследования на самом высоком уровне и
могут в силу этого строить долговременные планы.
Чего не хватает этому коллективу? Он не может
существовать без пополнения молодыми кадрами:
здесь жизненно заинтересованы в
высококвалифицированных и талантливых людях».
Решившись на столь необычный
эксперимент, в лицее стали искать формы контакта,
которые бы сохраняли успешность юных дарований в
будущей профессии. Пока остановились на
следующем: «Мы вводим нашего школьника в
коллектив ученых, – рассказывает Сергей Семенов,
– где его воспринимают как будущего преемника
своей научной школы и начинают с ним работать не
два-три часа, а очень плотно. Отсюда
эффективность рождается совершенно иного
порядка: когда мы запускали эту систему, даже не
ожидали подобного результата!
На сегодняшний момент я не могу
обеспечить все коллективы, которые запрашивают у
меня школьников и готовы с ними работать. Там
увидели: образуются устойчивые пары
«учитель–ученик», сохраняющиеся и в процессе
обучения в вузе, и в аспирантуре. В итоге большая
часть молодых людей остается в этом коллективе.
Тем самым решается серьезная кадровая проблема:
среднестатистический выпускник химического
вуза не идет в науку, а практика показывает, что
тот, кто покинул химию, в эту область уже не
возвращается. При имеющейся проблеме «утечки
мозгов» «химический» канал этой утечки – очень
мощный. А реализуя нашу систему, мы получили
удивительный эффект, который и не задумывали:
подавляющее большинство выпускников лицея
остаются в научно-исследовательских учреждениях
Москвы. За рубеж, конечно, уезжают, но не самые
лучшие…
Материалы подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА
Комментарий
|
Любовь КЕЗИНА:
– Если посмотреть, как наши
московские ребята сдают химию по форме ЕГЭ, то
увидим: хуже результатов в Москве нет. Самые
плохие показатели! Поэтому спасибо большое тому
педагогическому сообществу, которое вместе с
детьми в этом лицее достигает таких высот: дети –
победители и призеры московских, всероссийских и
международных олимпиад! А за исключительные
достижения, выявленные международной системой
на всемирном конкурсе, именами ребят названы три
малые планеты! |
|