Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Новый проект

Расстояния отменяются

Каждый ребенок в ГОУ Центр образования «Технологии обучения» имеет компьютер. И это «не роскошь, а средство передвижения»: здесь получают дистанционное обучение дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллекта). Однако «хотя школа и создана прежде всего для детей-инвалидов, ее опыт может быть полезен российскому учительскому и директорскому сообществам. Мне кажется, это путь, по которому нужно двигаться», – считает директор Центра образования Александр Ездов.

Сегодня технологии дистанционного образования активно развиваются, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Но главное, что в центре поняли, как индивидуально подойти к каждому ребенку. А ученики встречаются разные: есть победители международных олимпиад, есть дети с огромными пробелами в знаниях по разным предметам.

«Благодаря информационным технологиям мы можем следить за успехами любого ребенка и понимать, в чем состоит его личный прогресс, – объясняет директор. – Двенадцатилетняя девочка получает «четверку» по информатике за то, что наконец-то научилась копировать объект и переносить его в другое место. Это ее достижение, к которому она шла два месяца! А мальчик, уже делающий серьезную работу по той же информатике, получает «три» – не потому, что меньше умеет, а потому что оцениваются именно его успехи. Эти два человека очень разные, поэтому оценки совершенно несопоставимы. И у нас есть некоторые идеи, как можно оценивать ученика, не выставляя абстрактные «тройки» и «четверки», а анализируя индивидуальное портфолио.

В нашей школе размывается граница между основным и дополнительным образованием. Нам все сложнее отвечать на вопрос, что является основным, а что – дополнительным: у каждого ребенка список предметов получается свой. То есть запросы детей мы пытаемся соотносить с имеющимися учебными планами.

Школа живет как школа-мастерская, которая богата учебными инструментами. Компьютер – один из главных таких инструментов. Мы считаем, что основное, чему мы должны научить детей, – самостоятельно работать с информацией: искать ее, анализировать найденное, «организовывать» и представлять учителям и друг другу; моделировать и проектировать свою учебную деятельность, исходя из тех знаний, которые ты сам можешь получить.

Нам кажется, школа продвинулась по части преодоления барьеров в общении. Для одного ребенка труднопреодолим переход от комнаты до кухни, для другого – переезд от Москвы до Казани. Но в школе они находятся в равных условиях, ведь дистанционное взаимодействие мало зависит от расстояния. И дети общаются: у них есть компьютер, камера и Интернет. Интернет-конференции даже не считаются каким-то специальным мероприятием. Это обычный способ для детей и учителей работать в школе.

Та информационная среда, в которой мы работаем последние годы, кажется нам правильной, доступной и открытой. В ней собираются все учебные материалы, созданные учителями, и работы детей; в этой среде сохранены и всегда доступны диалоги между учителем и учеником, между самими учениками. У нас нет необходимости проводить так называемые открытые уроки, потому что каждый урок – открытый. Любой учитель может познакомиться с опытом коллеги, реализованным час, две недели и год назад – в архиве есть все уроки, и к ним можно возвращаться, анализировать, сравнивать… И, конечно, учебная среда детей и учителей открыта для родителей».

 

Комментарий

Любовь КЕЗИНА:

– У этой школы есть проблемы начиная с того, что не всегда своевременно оплачивается Интернет. Много и других... Но самое главное, что к ним приблизились вплотную. Нашлись замечательные педагоги, которые поняли: для детей-инвалидов должны быть созданы все условия (и, возможно, даже в большей степени, чем для здоровых).

Более того, ребенку-инвалиду необязательно ездить в специальное учебное заведение – такая среда может быть построена в любой нашей с вами школе и даже для одного нуждающегося в этом человека. Я думаю, дело этой школы является делом для нас всех.

 

Рейтинг@Mail.ru