Новый проект
Расстояния отменяются
Каждый ребенок в ГОУ Центр
образования «Технологии обучения» имеет
компьютер. И это «не роскошь, а средство
передвижения»: здесь получают дистанционное
обучение дети с тяжелыми нарушениями
опорно-двигательного аппарата и соматическими
заболеваниями (при условии сохранности
интеллекта). Однако «хотя школа и создана прежде
всего для детей-инвалидов, ее опыт может быть
полезен российскому учительскому и
директорскому сообществам. Мне кажется, это путь,
по которому нужно двигаться», – считает директор
Центра образования Александр Ездов.
Сегодня технологии дистанционного
образования активно развиваются, и если в
недалеком прошлом в распоряжении сетевого
учителя была лишь электронная почта, то теперь
специальные учебные среды позволяют
организовать учебный процесс, ни в чем не
уступающий по своим дидактическим возможностям
традиционному, а во многом и превосходящий его.
Но главное, что в центре поняли, как
индивидуально подойти к каждому ребенку. А
ученики встречаются разные: есть победители
международных олимпиад, есть дети с огромными
пробелами в знаниях по разным предметам.
«Благодаря информационным
технологиям мы можем следить за успехами любого
ребенка и понимать, в чем состоит его личный
прогресс, – объясняет директор. –
Двенадцатилетняя девочка получает «четверку» по
информатике за то, что наконец-то научилась
копировать объект и переносить его в другое
место. Это ее достижение, к которому она шла два
месяца! А мальчик, уже делающий серьезную работу
по той же информатике, получает «три» – не
потому, что меньше умеет, а потому что
оцениваются именно его успехи. Эти два человека
очень разные, поэтому оценки совершенно
несопоставимы. И у нас есть некоторые идеи, как
можно оценивать ученика, не выставляя
абстрактные «тройки» и «четверки», а анализируя
индивидуальное портфолио.
В нашей школе размывается граница
между основным и дополнительным образованием.
Нам все сложнее отвечать на вопрос, что является
основным, а что – дополнительным: у каждого
ребенка список предметов получается свой. То
есть запросы детей мы пытаемся соотносить с
имеющимися учебными планами.
Школа живет как школа-мастерская,
которая богата учебными инструментами.
Компьютер – один из главных таких инструментов.
Мы считаем, что основное, чему мы должны научить
детей, – самостоятельно работать с информацией:
искать ее, анализировать найденное,
«организовывать» и представлять учителям и друг
другу; моделировать и проектировать свою учебную
деятельность, исходя из тех знаний, которые ты
сам можешь получить.
Нам кажется, школа продвинулась по
части преодоления барьеров в общении. Для одного
ребенка труднопреодолим переход от комнаты до
кухни, для другого – переезд от Москвы до Казани.
Но в школе они находятся в равных условиях, ведь
дистанционное взаимодействие мало зависит от
расстояния. И дети общаются: у них есть компьютер,
камера и Интернет. Интернет-конференции даже не
считаются каким-то специальным мероприятием. Это
обычный способ для детей и учителей работать в
школе.
Та информационная среда, в которой мы работаем
последние годы, кажется нам правильной,
доступной и открытой. В ней собираются все
учебные материалы, созданные учителями, и работы
детей; в этой среде сохранены и всегда доступны
диалоги между учителем и учеником, между самими
учениками. У нас нет необходимости проводить так
называемые открытые уроки, потому что каждый
урок – открытый. Любой учитель может
познакомиться с опытом коллеги, реализованным
час, две недели и год назад – в архиве есть все
уроки, и к ним можно возвращаться, анализировать,
сравнивать… И, конечно, учебная среда детей и
учителей открыта для родителей».
Комментарий
|
Любовь КЕЗИНА:
– У этой школы есть проблемы начиная с
того, что не всегда своевременно оплачивается
Интернет. Много и других... Но самое главное, что к
ним приблизились вплотную. Нашлись
замечательные педагоги, которые поняли: для
детей-инвалидов должны быть созданы все условия
(и, возможно, даже в большей степени, чем для
здоровых).
Более того, ребенку-инвалиду необязательно
ездить в специальное учебное заведение – такая
среда может быть построена в любой нашей с вами
школе и даже для одного нуждающегося в этом
человека. Я думаю, дело этой школы является делом
для нас всех. |
|