Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Новый проект

Само совершенство

Москве показалось недостаточно того, что национальный проект, выделив школы с инновационными направлениями, превратит их в центры повышения квалификации. В столичном проекте «Строим школу будущего» заложена перспектива нацпроекта «Образование». Город заинтересован в создании на базе опыта всех неординарных школ общей «прорывной» модели, и это стало стимулом для проведения конкурса в столице. Директора школ представили не просто любопытные презентации, а тот «передний край» технологий, который после обобщения может стать приоритетной моделью для всей России.

Создают школу будущего не отдельные педагоги и руководители. В обсуждение и оценку школы включились директора победивших ОУ, выразившие желание создать свой клуб, родительская общественность, ученики и ученые. То есть возникло несколько заинтересованных субъектов, что из абстрактного проекта превращает «Строим школу будущего» в живой общественный организм, начинающий формироваться. И с этой точки зрения речь идет о попытке создать не отдельное сверхоснащенное учреждение, а по-настоящему инфраструктурный проект, среду развития.

В победители выбились 15 образовательных учреждений. Среди них общеобразовательные школы, лицеи и центры образования. Они уже получили от Правительства Москвы по 1 миллиону рублей. Более того, как заявила глава Департамента образования Любовь Кезина, «в целях поддержки школ, вступающих на дорожку работы в новом статусе», им будет выделяться гораздо больше средств.

На конкурсе было показано много разного и поучительного из жизни школ. Но возникает вопрос: а как из этого вычленить модель? Сейчас директора школ и научно-исследовательские структуры напряженно работают в поисках тех модулей, которые составят школу будущего. Они отмечают, какой модуль реализует та или иная школа, и определяют, где возможны обмен и коммуникация.

Ряд формирующихся тем перечислил Юрий Громыко, директор НИИ развития образовательных систем:

– На наш взгляд, одно из важнейших направлений – технологии формирования детско-взрослой образовательной общности. Мне было интересно узнать от детей, что, несмотря на постоянное общение, в современной школе им хочется совсем другой коммуникации, когда ребенок может делиться своими проблемами. Конечно, эту технологию нужно специально разрабатывать.

Второй момент – связь образования и науки. Оказывается, школа сама может быть субъектом формирования «прорывных» проектов. Именно проекты и исследования, получение новых знаний есть та внутренняя «оснастка» и интеллектуальная технология, которая выводит школу в лидеры общественного развития.

Следующая важная тема – новое содержание образования, иные типы интеграции учебных предметов, создание учителем дидактической программы, индивидуально направленной на конкретного ребенка (так называемый дидактический дизайн).

Отдельный вопрос – образовательные результаты. Они не сводятся к обилию запомнившихся информационных сведений (что обычно фиксировалось в советской школе); их главная ценность – развитие способностей, востребованных в тех или иных социальных институтах. Кстати, блиц-опрос в Интернете показал: большинство родителей заинтересованы в том, чтобы сегодняшняя школа вводила ребенка в проблемы современного общества. Нам кажется, их вера в способность школы погружать ученика в сложную социальную среду указывает на серьезное изменение родительских взглядов. Правда, для этого ОУ должны быть соответствующим образом оснащены, в том числе высокими гуманитарными технологиями.

И здесь мы приблизились к еще одному моменту. Сегодня педагог и ребенок живут в сверхнасыщенной информационной среде. Школьника нужно учить фиксировать свой вопрос и искать источники получения ответа. Это продолжение старого разговора о том, что обязанность школы – учить учиться. Теперь научить учиться надо и в таких, информационно-насыщенных условиях. Думаю, идея с той же эпистемотекой*, о чем сегодня начинают много говорить, – одно из важнейших направлений работы.

Также выделю проблему воспитания мировоззрения в школе будущего. Она сильно звучала во время конкурса.

Кроме того, совместно с НИИ Москвы мы будем обсуждать требования к педагогическому коллективу в таком учебном заведении. Ребенку важно чувствовать свою защищенность со всех сторон, всегда иметь возможность получить поддержку медицинской, психологической, юридической и других служб.

И, наконец, последняя идея, которую мне хочется озвучить, – формирование проекта «Город детства», где могли бы работать детско-взрослые предприятия, детские банки, киностудия и оперный театр и дети реально участвовали бы в целом ряде различных социальных структур. Среди директоров школ уже наблюдается желание создать макет такого «города».

 

Мнения

Выразить свою позицию получили возможность московские школьники. В течение нескольких часов выступлений на специально организованной видеоконференции они буквально поражали взрослых: их деловые предложения о том, что нужно привнести в нынешнее образование для придачи школе импульса к развитию, отличались разнообразием и конкретностью.

– На мой взгляд, школа будущего должна давать обучение, позволяющее нам максимально развить свое собственное мышление. Имея развитое мышление, мы сможем достойно встретить все предстоящие проблемы, находить новые пути решения и выделять из них наиболее рациональные. Мне кажется, ценными являются уроки в «открытых зонах», когда не имеется готовых ответов и до всего нужно доходить самому: интересно наблюдать собственные гипотезы, версии, выстраивая тем самым свое продвижение в знаниях. И здорово было бы при такой работе иметь диалог с учеными.

– «Строим школу будущего» – грандиозный проект, необходимый в настоящее время. Ровное течение обучения закончилось, и мы благодаря взрослым, позволившим нам участвовать в проекте, начали создавать что-то новое. Я, слушая выступления на видеоконференции, узнал много различных идей построения школы будущего: ребята предлагали новую форму проведения занятий, другое устройство школы, эпистемотеку... Также интересной для меня темой стали различные экспедиции по решению тех или иных вопросов. Понравилась мысль о совмещении школы, науки и производства. А ведь многие из этих предложений действительно можно воплотить в жизнь. Нам, школьникам, крайне интересно увидеть их в действии. И реализовать их нужно сейчас, ведь школу будущего мы строим уже сегодня.

– Из всех идей, представленных в проекте «Школа будущего», мне наиболее близка идея проектной деятельности, так как проекты развивают у нас такие качества, как коммуникабельность, логическое мышление и глубокий интерес к социальным проблемам, с которыми мы еще столкнемся.

На данный момент существует проблема: ученику, выходящему из стен школы, не хватает знаний для поступления в вузы и умения работать со знаниями для использования их в дальнейшем. Задача проектов в школе будущего – обеспечить работу так, чтобы полностью отпала необходимость в подготовительных курсах и чтобы мы могли свободно владеть тем, что узнали. Спасибо, что есть проект «Школа будущего».

Из выступлений старшеклассников   СОШ № 597

_____________

* Слово «эпистемотека» означает «хранилище», в котором собраны и представлены на разных носителях (цифровых, бумажных, аудио- и видео-) передовые открытия, имеющие решающее значение для развития наук и практик. Вместе с ними должны быть описаны и систематизированы образцы мышления и деятельности, которые привели к рождению данных открытий.

Рейтинг@Mail.ru