Новый проект
Само совершенство
Москве показалось недостаточно того,
что национальный проект, выделив школы с
инновационными направлениями, превратит их в
центры повышения квалификации. В столичном
проекте «Строим школу будущего» заложена
перспектива нацпроекта «Образование». Город
заинтересован в создании на базе опыта всех
неординарных школ общей «прорывной» модели, и
это стало стимулом для проведения конкурса в
столице. Директора школ представили не просто
любопытные презентации, а тот «передний край»
технологий, который после обобщения может стать
приоритетной моделью для всей России.
Создают школу будущего не отдельные
педагоги и руководители. В обсуждение и оценку
школы включились директора победивших ОУ,
выразившие желание создать свой клуб,
родительская общественность, ученики и ученые.
То есть возникло несколько заинтересованных
субъектов, что из абстрактного проекта
превращает «Строим школу будущего» в живой
общественный организм, начинающий
формироваться. И с этой точки зрения речь идет о
попытке создать не отдельное сверхоснащенное
учреждение, а по-настоящему инфраструктурный
проект, среду развития.
В победители выбились 15
образовательных учреждений. Среди них
общеобразовательные школы, лицеи и центры
образования. Они уже получили от Правительства
Москвы по 1 миллиону рублей. Более того, как
заявила глава Департамента образования Любовь
Кезина, «в целях поддержки школ, вступающих на
дорожку работы в новом статусе», им будет
выделяться гораздо больше средств.
На конкурсе было показано много
разного и поучительного из жизни школ. Но
возникает вопрос: а как из этого вычленить
модель? Сейчас директора школ и
научно-исследовательские структуры напряженно
работают в поисках тех модулей, которые составят
школу будущего. Они отмечают, какой модуль
реализует та или иная школа, и определяют, где
возможны обмен и коммуникация.
Ряд формирующихся тем перечислил Юрий
Громыко, директор НИИ развития образовательных
систем:
– На наш взгляд, одно из важнейших
направлений – технологии формирования
детско-взрослой образовательной общности. Мне
было интересно узнать от детей, что, несмотря на
постоянное общение, в современной школе им
хочется совсем другой коммуникации, когда
ребенок может делиться своими проблемами.
Конечно, эту технологию нужно специально
разрабатывать.
Второй момент – связь образования и
науки. Оказывается, школа сама может быть
субъектом формирования «прорывных» проектов.
Именно проекты и исследования, получение новых
знаний есть та внутренняя «оснастка» и
интеллектуальная технология, которая выводит
школу в лидеры общественного развития.
Следующая важная тема – новое
содержание образования, иные типы интеграции
учебных предметов, создание учителем
дидактической программы, индивидуально
направленной на конкретного ребенка (так
называемый дидактический дизайн).
Отдельный вопрос – образовательные
результаты. Они не сводятся к обилию
запомнившихся информационных сведений (что
обычно фиксировалось в советской школе); их
главная ценность – развитие способностей,
востребованных в тех или иных социальных
институтах. Кстати, блиц-опрос в Интернете
показал: большинство родителей заинтересованы в
том, чтобы сегодняшняя школа вводила ребенка в
проблемы современного общества. Нам кажется, их
вера в способность школы погружать ученика в
сложную социальную среду указывает на серьезное
изменение родительских взглядов. Правда, для
этого ОУ должны быть соответствующим образом
оснащены, в том числе высокими гуманитарными
технологиями.
И здесь мы приблизились к еще одному
моменту. Сегодня педагог и ребенок живут в
сверхнасыщенной информационной среде. Школьника
нужно учить фиксировать свой вопрос и искать
источники получения ответа. Это продолжение
старого разговора о том, что обязанность школы –
учить учиться. Теперь научить учиться надо и в
таких, информационно-насыщенных условиях. Думаю,
идея с той же эпистемотекой*, о чем
сегодня начинают много говорить, – одно из
важнейших направлений работы.
Также выделю проблему воспитания
мировоззрения в школе будущего. Она сильно
звучала во время конкурса.
Кроме того, совместно с НИИ Москвы мы
будем обсуждать требования к педагогическому
коллективу в таком учебном заведении. Ребенку
важно чувствовать свою защищенность со всех
сторон, всегда иметь возможность получить
поддержку медицинской, психологической,
юридической и других служб.
И, наконец, последняя идея, которую мне хочется
озвучить, – формирование проекта «Город
детства», где могли бы работать детско-взрослые
предприятия, детские банки, киностудия и оперный
театр и дети реально участвовали бы в целом ряде
различных социальных структур. Среди директоров
школ уже наблюдается желание создать макет
такого «города».
Мнения
|
Выразить свою позицию
получили возможность московские школьники. В
течение нескольких часов выступлений на
специально организованной видеоконференции они
буквально поражали взрослых: их деловые
предложения о том, что нужно привнести в нынешнее
образование для придачи школе импульса к
развитию, отличались разнообразием и
конкретностью.
– На мой взгляд, школа будущего должна
давать обучение, позволяющее нам максимально
развить свое собственное мышление. Имея развитое
мышление, мы сможем достойно встретить все
предстоящие проблемы, находить новые пути
решения и выделять из них наиболее рациональные.
Мне кажется, ценными являются уроки в «открытых
зонах», когда не имеется готовых ответов и до
всего нужно доходить самому: интересно наблюдать
собственные гипотезы, версии, выстраивая тем
самым свое продвижение в знаниях. И здорово было
бы при такой работе иметь диалог с учеными.
– «Строим школу будущего» –
грандиозный проект, необходимый в настоящее
время. Ровное течение обучения закончилось, и мы
благодаря взрослым, позволившим нам участвовать
в проекте, начали создавать что-то новое. Я,
слушая выступления на видеоконференции, узнал
много различных идей построения школы будущего:
ребята предлагали новую форму проведения
занятий, другое устройство школы, эпистемотеку...
Также интересной для меня темой стали различные
экспедиции по решению тех или иных вопросов.
Понравилась мысль о совмещении школы, науки и
производства. А ведь многие из этих предложений
действительно можно воплотить в жизнь. Нам,
школьникам, крайне интересно увидеть их в
действии. И реализовать их нужно сейчас, ведь
школу будущего мы строим уже сегодня.
– Из всех идей, представленных в
проекте «Школа будущего», мне наиболее близка
идея проектной деятельности, так как проекты
развивают у нас такие качества, как
коммуникабельность, логическое мышление и
глубокий интерес к социальным проблемам, с
которыми мы еще столкнемся.
На данный момент существует проблема:
ученику, выходящему из стен школы, не хватает
знаний для поступления в вузы и умения работать
со знаниями для использования их в дальнейшем.
Задача проектов в школе будущего – обеспечить
работу так, чтобы полностью отпала необходимость
в подготовительных курсах и чтобы мы могли
свободно владеть тем, что узнали. Спасибо, что
есть проект «Школа будущего».
Из выступлений старшеклассников
СОШ № 597
|
_____________
* Слово «эпистемотека»
означает «хранилище», в котором собраны и
представлены на разных носителях (цифровых,
бумажных, аудио- и видео-) передовые открытия,
имеющие решающее значение для развития наук и
практик. Вместе с ними должны быть описаны и
систематизированы образцы мышления и
деятельности, которые привели к рождению данных
открытий. |