Рецензии
Педагогический контроль в процессе
воспитания: методические рекомендации. – М.: ТЦ
Сфера, 2006
«Назначение контроля
заключается не в том, чтобы уличить в чем-то
учителя и отметить его ошибочные действия, а в
том, чтобы их предупредить и избежать».
|
Книга с таким названием, да к
тому же вышедшая в серии «Воспитание в школе»,
может быть сразу отнесена к разряду методических
пособий для завучей по воспитательной работе и
классных руководителей, что приведет к
значительному сужению круга читателей, для
которых она на самом деле предназначена.
В силу того что в данном издании речь
идет о сущности, содержании и технологии
контроля в процессе воспитания, а также
результативности воспитательной работы в целом,
оно, безусловно, адресовано школьной
администрации. Однако этим содержание книги
не ограничивается.
Основное место в ней отводится описанию
«методик изучения состояния и эффективности
процесса воспитания», которые представляют
собой инструментарий все-таки школьного
психолога, а не завуча или классного воспитателя.
Еще живы воспоминания о времени, когда
психологов в школе и в помине не было – в ту пору
психологическую работу приходилось брать на
себя педагогам. Классные руководители, а вместе с
ними и завучи по воспитательной работе
отслеживали состояние внутригрупповых
отношений, выясняли причины агрессивности
подростков и отношение детей к школе.
Сейчас ситуация изменилась, и почти в
каждом образовательном учреждении есть
психолог, а иногда и не один, поэтому актуальной
стала задача установления продуктивного
взаимодействия между педагогами и психологами.
Материалы этого методического пособия вполне
можно использовать для разработки модели
сотрудничества школьных психологов и
воспитателей всех уровней – от классного
руководителя до завуча по воспитательной работе
и директора.
Собранные под одной обложкой методики
психологического обследования просты в
использовании, оттого велик соблазн
рекомендовать их учителям для самостоятельной
оценки эффективности образовательного процесса.
Следует добавить, что сделанный в заглавии
акцент на вопросах воспитания неточно отражает
содержание пособия, в котором речь идет и о
контроле за процессом усвоения знаний. Однако
главное, о чем необходимо напомнить, – о сущности
психологической работы, которая со сбора данных
лишь начинается, самое же ответственное и
трудоемкое дело – их интерпретация. Последнее
авторами книги явно недооценивается. Например,
они приводят «Методику изучения общей
самоэффективности» и рассказывают о порядке
обработки полученных данных, но «забывают»
объяснить скрывающуюся за цифрами реальность.
Или другой пример. Всем занятым в
образовании психологам, а потому наверняка и
работающим с ними рядом педагогам известен
Школьный тест умственного развития (ШТУР). В
книге дается описание ШТУРа, но остается неясным,
что же можно сказать о состоянии познавательной
сферы подростков на основании результатов
тестирования.
И учителя-предметники, и классные
руководители неоднократно высказывали
претензии к психологам, которые недостаточно
вникают в учебный и особенно в воспитательный
процесс. Данное пособие наверняка подскажет и
психологам, и педагогам, как изменить ситуацию и
наладить сотрудничество. Причем последнее
особенно полезно для психологов, так как
помогает им включиться в жизнь школы и ощутить
реальную пользу своего труда.
Рецензии подготовила Марина СТЕПАНОВА |