Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Педагогический контроль в процессе воспитания: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006

«Назначение контроля заключается не в том, чтобы уличить в чем-то учителя и отметить его ошибочные действия, а в том, чтобы их предупредить и избежать».

Книга с таким названием, да к тому же вышедшая в серии «Воспитание в школе», может быть сразу отнесена к разряду методических пособий для завучей по воспитательной работе и классных руководителей, что приведет к значительному сужению круга читателей, для которых она на самом деле предназначена.

В силу того что в данном издании речь идет о сущности, содержании и технологии контроля в процессе воспитания, а также результативности воспитательной работы в целом, оно, безусловно, адресовано школьной администрации. Однако этим содержание книги не ограничивается.

Основное место в ней отводится описанию «методик изучения состояния и эффективности процесса воспитания», которые представляют собой инструментарий все-таки школьного психолога, а не завуча или классного воспитателя. Еще живы воспоминания о времени, когда психологов в школе и в помине не было – в ту пору психологическую работу приходилось брать на себя педагогам. Классные руководители, а вместе с ними и завучи по воспитательной работе отслеживали состояние внутригрупповых отношений, выясняли причины агрессивности подростков и отношение детей к школе.

Сейчас ситуация изменилась, и почти в каждом образовательном учреждении есть психолог, а иногда и не один, поэтому актуальной стала задача установления продуктивного взаимодействия между педагогами и психологами. Материалы этого методического пособия вполне можно использовать для разработки модели сотрудничества школьных психологов и воспитателей всех уровней – от классного руководителя до завуча по воспитательной работе и директора.

Собранные под одной обложкой методики психологического обследования просты в использовании, оттого велик соблазн рекомендовать их учителям для самостоятельной оценки эффективности образовательного процесса. Следует добавить, что сделанный в заглавии акцент на вопросах воспитания неточно отражает содержание пособия, в котором речь идет и о контроле за процессом усвоения знаний. Однако главное, о чем необходимо напомнить, – о сущности психологической работы, которая со сбора данных лишь начинается, самое же ответственное и трудоемкое дело – их интерпретация. Последнее авторами книги явно недооценивается. Например, они приводят «Методику изучения общей самоэффективности» и рассказывают о порядке обработки полученных данных, но «забывают» объяснить скрывающуюся за цифрами реальность.

Или другой пример. Всем занятым в образовании психологам, а потому наверняка и работающим с ними рядом педагогам известен Школьный тест умственного развития (ШТУР). В книге дается описание ШТУРа, но остается неясным, что же можно сказать о состоянии познавательной сферы подростков на основании результатов тестирования.

И учителя-предметники, и классные руководители неоднократно высказывали претензии к психологам, которые недостаточно вникают в учебный и особенно в воспитательный процесс. Данное пособие наверняка подскажет и психологам, и педагогам, как изменить ситуацию и наладить сотрудничество. Причем последнее особенно полезно для психологов, так как помогает им включиться в жизнь школы и ощутить реальную пользу своего труда.

 

 

Рецензии подготовила Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru