Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2007

ПАРТНЕРСТВО

Семья и школа

Совет гимназии: выработка стратегии

Тема общественно-государственного управления в муниципальной системе образования – непростая, и мнения о ней возникают подчас весьма спорные. Некоторые школы только осознают необходимость такой системы управления, пытаются выяснить, с чего начать. Для других подобный вопрос не стоит, поскольку сотрудничество с общественностью стало нормой жизни. В омской гимназии № 12 накоплен определенный опыт работы в этом направлении. Своими идеями ваши коллеги охотно делятся.

Начнем с того, что управление нашей гимназией осуществляется по системе, предложенной М.М.Поташником. Модель этой системы состоит из четырех уровней внутришкольного управления:

– уровень директора школы (стратегическое управление);

– уровень заместителей директора (тактическое управление);

– уровень учителей, классных руководителей и коллегиальных педагогических органов (оперативное управление);

– уровень ученического самоуправления (соуправление).

Именно такой подход к построению модели управления гимназией, на наш взгляд, позволяет создавать наиболее демократичную возможность участия коллектива школы в подготовке и принятии управленческих решений, обеспечивать оптимальное соотношение централизации и децентрализации; коллегиальности и единоначалия; прав, обязанностей и ответственности в процессе осуществления этих решений субъектами управления.

Согласно принятой структуре Совет гимназии находится на уровне директора. Исходя из локального акта о Совете гимназии, это орган соуправления, состоящий из трех представительств: учителей, родителей и обучающихся. В него входят по 7 человек от каждого из представительств. Совет избирается на два года. Представители учащихся с правом решающего голоса избираются открытым голосованием на собрании детей, достигших 14 лет (из 9–11-х классов). Родители вступают в Совет по своему желанию и покидают его тоже по личному желанию, поскольку работа в Совете ответственная и требует затраты немалого времени.

Цель деятельности Совета гимназии – руководство ее функционированием и развитием в соответствии с принятой программой.

Задачи Совета гимназии:

  • определение перспективных направлений функционирования и развития (совместно с педагогическим советом);

  • привлечение общественности к решению вопросов развития;

  • создание оптимальных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса;

  • защита законных прав обучающихся и работников в пределах своей компетентности;

  • решение вопросов, связанных с дальнейшим пребыванием обучающихся в гимназии в случаях нарушения ее устава;

  • решение конфликтных вопросов с участниками образовательного процесса в пределах своей компетенции.

В компетенцию Совета гимназии входит:

  • утверждение программы развития в целом;

  • утверждение разработанных программ развития перспективных направлений деятельности (например, программа СПС, экологического образования);

  • направление ходатайств, писем в различные административные органы, общественные организации, учебные заведения, предприятия и организации;

  • издание локальных актов в соответствии с уставом.

Такие же вопросы могут решаться Советом гимназии? Мы думаем, что он должен заниматься именно вопросами стратегии. Их будет не много (не более пяти в год), но они должны быть глобальными, емкими, определяющими жизнедеятельность школы на несколько лет.

Такими глобальными вопросами для нас, в частности, были:

1. Составление программы развития гимназии. Тот, кто хоть раз занимался разработкой программы развития ОУ, знает, какую огромную диагностику нужно провести среди всех участников образовательного процесса. Эту работу и возглавил Совет гимназии.

2. Разработка символики гимназии. У нас уже был свой гимн. Совет решил разработать герб, именной значок, флаг и девиз. Для этого был объявлен конкурс, в котором могли принять участие класс, группа, семья либо учащиеся по отдельности. Так что наша символика – плод совместных усилий всех участников образовательного процесса.

3. Обсуждение вопроса о введении школьной формы. Дебаты по этому поводу были бурными. В итоге дети начальной школы приходят в школу в форме, с остальными же «бои» продолжаются. Мы так и не пришли пока к общему мнению о том, что считается деловой одеждой, а что таковой не является.

4. Решение вопроса об освещении улицы возле школы. Эта проблема стала для нас проблемой № 1, поскольку для учащихся было небезопасно ходить в школу. Чтобы «пробить» освещение, нам потребовалось полтора года! Решение проблемы стало счастьем для всех жителей микрорайона.

В минувшем учебном году в соответствии с планом работы, предложенным Советом гимназии, мы смогли:

– придумать Конституцию гимназии (над этим трудились наши старшеклассники под руководством учителя обществознания, члена Совета);

– разработать модель договора между родителями и гимназией. Этим занимались родители, имеющие педагогическое образование (см. Приложение);

– открыть университет педагогических знаний. Для каждой параллели мы предложили тематику родительских собраний. Родители на собраниях в классах определяли приоритетные темы, выбирая наиболее актуальные на их взгляд;

– обсудить положение о пятой – трудовой – четверти;

– составить план проведения Дня открытых дверей для родителей 1–4-х и 5–11-х классов, а также для родителей будущих первоклассников, пятиклассников, десятиклассников.

Из перечисленных дел видно, что каждое из них требует большой подготовительной работы, предусматривающей изучение мнения всех участников образовательного процесса. Конечно же, это далеко не полный список тех дел, которые можно решать в системе общественно-государственного управления школой. Какие вопросы считать стратегическими – определять каждому образовательному учреждению самостоятельно. Желаем вам удачи!

Людмила КАЗИМИРСКАЯ, директор гимназии № 12,
г. Омск

Приложение

Примерная модель договора о сотрудничестве образовательного учреждения
«МОУ Гимназия №12» и родителей (законных представителей) обучающихся

Образовательное учреждение в лице директора ________________________,

действующего на основании устава, с одной стороны, и _____________________,

именуемые в дальнейшем Родители (законные представители), с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Образовательное учреждение обязано:

1.1. Создавать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития личности обучающегося, всестороннего развития его способностей. Гарантировать защиту прав и свобод личности обучающихся.

1.2. Нести ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса, за соблюдение установленных санитарно-гигиенических норм, правил и требований.

1.3. Организовывать полноценное горячее питание, а также продажу буфетной продукции для обучающихся.

1.4. Гарантировать усвоение знаний в рамках обязательных государственных образовательных стандартов по общеобразовательным предметам в пределах учебного плана для 1–9-х классов при добросовестном отношении обучающегося к занятиям.

1.5. Организовывать различные формы педагогической поддержки для оказания помощи обучающемуся, не освоившему программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

1.6. Предоставлять обучающимся возможность воспользоваться экстернатом по всем или отдельным предметам, формой семейного образования и самообразования при согласии (решении) педагогического совета в соответствии с уставом образовательного учреждения.

1.7. Организовывать углубленное изучение отдельных предметов, внеучебную деятельность обучающихся согласно их интересам и предложениям родителей (законных представителей).

1.8. Предоставлять возможность получения доступной информации и материалов для учебной работы и дополнительного образования.

1.9. Предоставлять родителям (законным представителям) возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, итогами успеваемости обучающегося.

1.10. По возможности обеспечивать социальную защиту обучающихся из малоимущих и малообеспеченных семей в соответствии с действующим законодательством.

1.11. Предоставлять дополнительные платные образовательные услуги.

1.12. Обеспечивать сохранность имущества обучающегося, сданного на хранение работнику образовательного учреждения.

2. Образовательное учреждение имеет право:

2.1. Определять программу развития образовательного учреждения; содержание, формы и методы образовательной работы; корректировать учебный план, выбирать программы, курсы, учебники.

2.2. Устанавливать режим работы образовательного учреждения (расписание занятий, их сменность, продолжительность учебной недели и т.д.) в соответствии с уставом образовательного учреждения.

2.3. Устанавливать стоимость платных образовательных услуг (вне базисного учебного плана).

2.4. Поощрять обучающегося или применять меры дисциплинарного взыскания в соответствии с уставом образовательного учреждения и правилами поведения учащихся.

2.5. Рекомендовать обучающемуся продолжение обучения в параллельном классе или ином образовательном учреждении.

3. Родители (законные представители) обязаны:

3.1. Создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и самообразования обучающихся.

3.2. Нести ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами для успешного обучения и воспитания, в том числе формой (школьной, спортивной, для трудового обучения) и т.д.

3.3. Обеспечивать возможность детям во время пребывания в гимназии получать полноценное питание (горячее – 1–5-й классы, горячее или буфетное – 6–11-й классы).

3.4. Совместно с образовательным учреждением контролировать обучение ребенка.

3.5. Нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности.

3.6. Своевременно вносить установленную оплату за дополнительные образовательные услуги и за питание обучающегося.

3.7. Нести материальную ответственность (согласно Гражданскому кодексу РФ) за ущерб, причиненный образовательному учреждению по вине обучающегося.

3.8. Посещать родительские собрания, в том числе общешкольные, по мере их созыва.

4. Родители (законные представители) имеют право:

4.1. Участвовать в управлении образовательным учреждением в соответствии с его уставом.

4.2. Устанавливать размер благотворительного взноса на текущий учебный год через органы государственно-общественного управления (Совет гимназии, Благотворительный фонд).

4.3. Обращаться в Совет гимназии в случае несогласия с действиями администрации, учителя, классного руководителя по отношению к обучающемуся.

4.4. Вносить предложения, касающиеся образовательного процесса или организации дополнительных образовательных услуг, в Совет гимназии.

4.5. Инициировать перевод своего ребенка в другой классный коллектив.

4.6. Выбирать альтернативные формы обучения: экстернат, семейное образование, самообразование по отдельным учебным предметам либо сочетание этих форм по согласованию (решению) педсовета в соответствии с уставом.

Договор составлен в двух экземплярах при поступлении в гимназию, один из которых хранится в личном деле обучающегося, другой – у родителей (законных представителей).

5. Адреса и другие данные сторон.

Рейтинг@Mail.ru