Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Педсовет

Мир домашней работы как объект профессионального творчества педагогов

Мы продолжаем цикл публикаций о подготовке педагогических советов на разную тематику. В этом номере со своим опытом вновь знакомит Ломоносовская гимназия № 73 из Санкт-Петербурга.

План проведения

1. Цели и задачи домашней работы учащихся в понимании педагогического коллектива гимназии (с привлечением данных педагогической диагностики – материалы анкеты для учителей).

2. Развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся в процессе выполнения домашних заданий (с привлечением данных педагогической диагностики – материалы анкет учащихся различных возрастных групп).

3. Соблюдение оздоровительных норм и правил при установках на выполнение домашней работы.

4. Анализ практических методик предъявления и контроля за выполнением домашних заданий учащимися (по материалам опыта работы творческих групп и анализа проведенных к педсовету открытых уроков).

5. Подведение итогов конкурса «Домашнее задание» среди педагогов гимназии и «Мое самое интересное домашнее задание» – среди учащихся различных творческих групп.

6. Решение педсовета.

Материалы к педагогическому совету

I. Положение о конкурсе на лучшее домашнее задание, разработанное для учащихся

1. Цели и задачи конкурса

Конкурс «Домашнее задание», проводящийся в ходе подготовки к педагогическому совету, должен способствовать совершенствованию педагогического мастерства учителей гимназии, осуществлению активного поиска оригинальных обучающих технологий. Конкурс направлен на:

  • улучшение качественных характеристик образовательного процесса в гимназии (эффективное овладение учебными знаниями, умениями, навыками); развитие личного творческого потенциала детей (самостоятельность, активность, фантазия, воображение);

· формирование устойчивой системы познавательных интересов учащихся:

– повышение культуры домашней работы учащихся всех возрастных групп и вооружение гимназистов необходимым комплексом разнообразных умений – как общеучебных, так и исследовательских;

– стимулирование педагогического творчества учителей в области активизации познавательной самостоятельности гимназистов;

– приобретение педагогами гимназии полезного профессионального опыта, способствующего их качественной подготовке как к индивидуальной аттестации, так и к возможному участию в конкурсе педагогических достижений (на районных и городских этапах его проведения).

2. Участники конкурса

В конкурсе могут принимать участие по своему желанию и личной инициативе, по рекомендации творческих групп все педагоги Ломоносовской гимназии. На конкурс представляются оригинальные домашние задания и четкие методические рекомендации (инструкции) по их предъявлению учащимся различных возрастных групп.

3. Критерии выдвижения и оценки деятельности участников конкурса

Конкурс проходит в 2 этапа: на 1 этапе материалы к конкурсу обсуждаются в творческих группах: лучшие образцы домашних заданий, отобранные творческими группами, выходят на II (заключительный) этап конкурса. Критерии выдвижения образцов домашних заданий на конкурс следующие:

– логическая связь учебной работы детей в классе и дома, соответствие содержания задания учебной программе, ОП гимназии (то есть базовой или гимназической), государственному образовательному стандарту;

– учет возрастных особенностей учащихся;

– доступность и четкость формулировки задания и последовательность в системе методических указаний (рекомендаций) по его предъявлению учащимся;

– стимулирование самостоятельной работы учащихся, развитие у них конкретных видов разнообразных умений;

– развитие творческого потенциала детей (фантазия, воображение);

– оригинальность формы самого задания;

– востребованность задания, то есть практическая возможность его применения в опыте коллег по творческой группе.

II. Перечень номинаций в конкурсе домашних заданий:

– за обучающий и научающий эффект домашнего задания;

– за систематичность и последовательность в работе детей в классе и дома;

– за самое неожиданное по форме домашнее задание;

– за самое веселое домашнее задание;

– за самое занимательное домашнее задание;

– за интегрированное домашнее задание;

– для творческой группы в целом – за положительный опыт группы педагогов в области создания эффективных и оригинальных домашних заданий и за стремление этот опыт передать своим коллегам.

В дополнение к вышеперечисленным «серьезным» номинациям могут быть обозначены и шутливые, но с определенной долей конструктивной «критики»:

– «за самое необременительное домашнее задание»;

– «за монополию в области домашнего задания по предмету».

Анкета для учителей

Стаж___________________________________________

___________________________________________________

Предмет________________________________________

___________________________________________________

Ф.И.О.___________________________________________

___________________________________________________

1. В педагогической теории и практике домашняя работа учащихся рассматривается как:

а) средство закрепления и отработки знаний, умений и навыков учащихся;

б) возможность проверить степень организационной и познавательной самостоятельности конкретного ученика;

в) условие для проявления собственного познавательного творчества ребенка по предмету, способствующее развитию его воображения, фантазии, системы ассоциативной связи и т.д.;

г) средство не только обучения, но и воспитания, а именно формирование определенных черт характера: воли, ответственности, честности и т.п.;

д) стимул для дальнейшего продвижения ученика.

Как вы в своей педагогической деятельности определяете для себя понятие «домашняя работа учащихся»? Из представленного перечня выберите 2–3 варианта, наиболее значимых для вас, или предложите свой вариант.

2. Какими критериями вы руководствуетесь при определении объема домашней работы для конкретного класса (группы учащихся) в условиях работы в школе:

а) общими рекомендациями учебной программы по предмету, то есть образовательными стандартами;

б) индивидуальными характеристиками конкретного ребенка;

в) совокупностью личных наблюдений учителя, его педагогической интуицией;

г) чем-либо еще?

3. Каково, по вашему мнению, разумное сочетание домашних заданий репродуктивного и творческого характера, с учетом специфики преподаваемого предмета:

а) преобладают задания репродуктивного характера;

б) преобладают задания творческого характера;

в) приблизительно равное соотношение?

4. Каковы наиболее привычные, а может быть, традиционные для вас формы предъявления домашнего задания учащимся:

а) чтение материала учебника и ответы на поставленные вопросы;

б) чтение конспекта, предложенного учителем;

в) выполнение упражнений и решение задач;

г) написание рефератов;

д) написание сочинений;

е) подготовка конспектов, тезисов;

ж) оригинальные творческие задания для самостоятельной работы;

з) освоение дополнительного объема информации (дополнительная литература и т.п.);

и) какие еще формы?

Выберите из перечисленных 3 наиболее традиционные формы, обозначьте свой выбор знаком + .

5. На каком этапе урока обычно происходит предъявление домашнего задания;

а) на начальном этапе урока;

б) в процессе урока;

в) в заключительной части урока?

Выберите 1 типичный вариант ответа.

6. Когда и как часто вы даете учащимся разъяснения о выполнении домашних заданий по вашему предмету:

а) однократно в начале учебного года;

б) в начале каждого полугодия;

в) в начале каждой четверти;

г) в начале изучения любой крупной дидактической единицы материала (раздела, темы)?

Укажите 1 наиболее типичный вариант и отметьте его знаком +.

7. Сколько времени на выполнение обычного домашнего задания по вашему предмету затрачивает:

а) сильный ученик;

б) ученик со средними способностями;

в) ученик, имеющий низкий уровень обученности?

8. Предлагаемые вами по вашему учебному предмету домашние задания носят в большинстве случаев:

а) фронтальный,

б) групповой,

в) индивидуальный характер?

Поясните свой ответ.

9. Какие дидактические приемы и средства проверки домашнего задания являются наиболее предпочтительными, с учетом специфики преподаваемого предмета:

а) фронтальные письменные работы и опросы;

б) проверка тетрадей;

в) устный ответ учащихся у доски;

г) избирательные письменные опросы посредством индивидуальных карточек-заданий;

д) тесты;

е) устные опросы учащихся с вашими комментариями и объяснениями?

Выберите 2–3 наиболее типичных варианта и отметьте выбор знаком +.

10. Как вы осуществляете коррекционную работу по результатам проверки домашней работы:

а) проводите анализ и исправление всех ошибок, допущенных в домашних заданиях;

б) анализ и исправление типичных ошибок;

в) проводите эту коррекционную работу лично сами;

г) проводите эту работу с помощью учеников?

11. В случае невыполнения домашнего задания учащимися какие меры вы обычно предпринимаете? Что можете посоветовать в этом случае коллегам?

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Анкета для учащихся

1. Сколько времени в среднем вы затрачиваете на выполнение домашних заданий по предметам, перечисленным в таблице?

Таблица

Предмет

Время

Предмет

Время

1. Русский язык

5. Химия

2. История

6. Литература

3. Биология

7. Физика

4 . Иностранный язык

8. Математика

2. С каких предметов вы начинаете выполнение домашних заданий:

а) с устных предметов;

б) с письменных предметов?

Ответ обведите кружком.

3. На уроках вы получаете различные домашние задания. Отметьте в таблице знаком + предметы, по которым вы испытываете затруднения в выполнении домашних заданий.

4. Встречались ли вам в процессе обучения в школе примеры интересных, оригинальных заданий? Свой ответ обведите кружком.

Да/Нет

Если «да», то приведите примеры наиболее заинтересовавших вас домашних заданий и укажите предметы, по которым вы эти задания выполняли.

5. Выполняете ли вы полностью домашние задания? Ответ обведите кружком.

Всегда/Не всегда

6. Если домашние задания выполняются не всегда, то в чем, на ваш взгляд, заключается причина? Ваш ответ обведите кружком:

а) лень;

б) личная неорганизованность;

в) непонятно, что и как необходимо выполнять;

г) не хватает времени выполнить все домашние задания.

7. Самостоятельно ли вы выполняете домашние задания? Ответ обведите кружком.

Всегда/Не всегда

8. Если домашние задания выполняются несамостоятельно, то кто помогает: родители, родственники, учителя, репетиторы, друзья? Выберите 2 наиболее типичных для вас ответа. Обведите ответы кружком.

9. Какого типа домашние задания обычно даются в вашем классе? Ответ обведите кружком:

а) задания, одинаковые для всех;

б) задания, подготовленные специально для каждого ученика.

10. Показываете ли вы домашние задания родителям:

а) всегда;

б) иногда;

в) только по их требованию;

г) только тогда, когда мне нужна помощь?

Ваш ответ обведите кружком.

11. Помогает ли вам выполнение домашних заданий закрепить знания, полученные в классе?

а) Не помогает;

б) помогает;

в) не знаю.

Ответ обведите кружком.

12. Когда вы обычно выполняете домашнюю работу?

а) Сразу же, как прихожу из школы домой;

б) немного отдохну (погуляю, почитаю книгу) и делаю домашнее задание;

в) вечером, когда родители дома.

Ваш ответ обведите кружком.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Рейтинг@Mail.ru