Заработанная плата
Зарплата будет больше, если в классе
две группы
Мы начинаем знакомить читателей с
разработками регионов – победителей конкурса на
комплексную модернизацию образования. Надеемся,
что вы сможете извлечь что-то полезное из
знакомства с каждой моделью. Сегодня мы
рассказываем о разработке НСОТ, представленной
на конкурс Воронежской областью.
Авторы воронежской концепции НСОТ
исходят из того, что в городах всегда есть выбор:
родители учеников могут выбрать школу, а школа –
выбрать «своих» учеников. Поэтому в городских
школах НСОТ должна стимулировать учителя, а на
селе, где возможностей выбора мало, – помочь ему
оставаться в школе, даже если у него совсем не
много учеников.
Фонд оплаты труда рассчитывается по
следующей формуле:
ФОТ = N · К · Д · Н,
где:
ФОТ – фонд оплаты труда
образовательного учреждения;
N – норматив финансирования на
реализацию государственного стандарта;
К – повышающий коэффициент, вводимый
для разных групп общеобразовательных учреждений
(малокомплектных школ, лицеев, гимназий и т.п.);
Д – доля фонда оплаты труда в
нормативе на реализацию государственного
стандарта. Она определяется школой
самостоятельно, с учетом ограничений,
установленных региональными
нормативно-правовыми актами и органами местного
самоуправления;
Н – количество учащихся в
образовательном учреждении.
Обратим внимание: в Воронежской
области предложили выделять не только
малокомплектные школы, лицеи и гимназии, но и
базовые сельские школы. После реструктуризации
сети они играют важную роль в своих районах.
ЕТС сохраняется для психологов
и дворников
Базовая часть ФОТ должна
обеспечивать гарантированную заработную плату
руководителей, педагогических работников,
учебно-вспомогательного персонала (воспитатели,
воспитатели групп продленного дня,
педагоги-психологи, психологи, социальные
педагоги, педагоги дополнительного образования,
вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной
работы и др.), младшего обслуживающего персонала
(лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.).
Учебно-вспомогательный и младший обслуживающий
персонал получает зарплату по тарифным ставкам
ЕТС.
Сохраняется гарантированная зарплата
учителей малокомплектных школ. Учителя без
полной учебной нагрузки получают свою зарплату,
если добирают норму часов другой педагогической
работой. Однако обратим внимание: школьные
психологи фактически приравниваются к
дворникам. Это может привести к тому, что ставки
психологов будут заниматься «по
совместительству» незагруженными учителями, не
имеющими психологического образования.
Большие классы невыгодны
Зарплата учителя рассчитывается по
формуле:
ЗПп=Сч · Н · Уп · Кпр · Ккв
· Кгр,
где
ЗПп – тарифная заработная плата
учителя;
Н – количество учащихся по предмету в
каждом классе;
Уп – количество часов за месяц в
каждом классе согласно учебному плану;
Ккв – коэффициент квалификации
учителя (1,2 – для высшей категории, 1,15 – для
первой категории, 1,1 – для второй категории);
Сч – средняя расчетная единица за один
учебный час.
Она высчитывается два раза в год – по
состоянию на 1 января и на 1 сентября, отдельно для
каждой ступени обучения (начальное, основное,
среднее (полное) образование). Учитывается тип
школы: общеобразовательная школа, лицей,
вечерняя школа, школа для детей с отклонениями в
развитии и т.п. Расчет производится по формуле:
Сч = ,
где
Сч – средняя расчетная единица за один
учебный час;
ФОТпед – фонд оплаты труда
педагогических работников, осуществляющих
учебный процесс;
а1 – количество учащихся во всех
классах школы с 1-го по 11-й;
b1 – количество часов за год
по учебному плану во всех классах школы;
245 – количество дней в учебном году;
365 – количество дней в году.
Кстати…
|
В Воронежской
области традиционно сильная система
образования. Она занимает второе место после
Москвы по количеству студентов – 320 на 10 тысяч
населения. В 36 вузах и 53 СПТУ обучается почти
каждый десятый житель области. С учетом
демографической ситуации и перехода на НПФ с 2004
по 2006 год была реорганизована 141 школа.
В 2007 году в 900 школах Воронежской
области насчитывается 217 тысяч детей. В ближайшие
годы предполагается сформировать 150 базовых
сельских школ – ресурсных центров школьных
округов. Каждый школьный округ будет объединять
4–6 общеобразовательных школ, расположенных в
сельской местности. Детей будут привозить на 310
школьных автобусах. |
Из формулы расчета зарплаты
видно, что базовая часть учительского заработка
пропорциональна количеству учеников. Чтобы
учителя не набирали большие классы (от этого
страдает качество образования), в методике
расчета предусмотрены два повышающих
коэффициента (Кпр и Кгр).
Один учитывает дополнительную работу
учителя по тому или иному предмету (Кпр). Другой –
деление класса на группы при обучении отдельным
предметам, проведении профильных и элективных
курсов (Кгр).
В первую группу воронежские
эксперты включили: обучение русскому языку,
литературе, иностранному языку, математике,
физике, химии, обучение в 1-м классе начальной
школы.
Кпр по этой группе составляет 1,15.
Во вторую группу – историю,
обществознание, географию, биологию,
информатику, преподавание во 2–4-м классах
начальной школы.
Кпр этих предметов – 1,1.
Третья группа – обучение праву,
экономике, технологии, физической культуре. Кпр
– 1,05.
Четвертая группа – астрономия,
изобразительное искусство, музыка, черчение, ОБЖ.
Кпр – 1,0.
Эти поправочные коэффициенты за
сложность предмета существенно не отличаются
друг от друга (как, например, в Тюмени). Однако
если квалифицированный учитель ведет много
классов, он получит неплохую прибавку к зарплате.
Коэффициент Кгр учитывает деление
класса на группы при обучении отдельным
предметам (иностранные языки, информатика,
технология, физическая культура, физика, химия),
проведении профильных и элективных курсов.
Кгр равняется единице, если класс не
делится на группы.
Кгр равняется 2, если класс делится на
группы при проведении профильных и элективных
курсов, обучении информатике, технологии,
физической культуре, физике, химии.
Особый Кгр устанавливается при
обучении иностранным языкам.
· 2 – когда в группах до 10 человек
в сельских школах, до 13 – в городах;
· 1,5 – когда в группах от 11 до 15 человек
в селе, от 14 до 16 – в городе;
· когда в группах от 16 человек в селе,
от 17 – в городе
Возможно, это привлечет в сельские
школы учителей иностранных языков: с делением
классов на группы они смогут получать неплохую
зарплату.
У хорошего директора и учителям сытно
Модель ставит зарплату
руководителей образовательных учреждений в
зависимость от средней зарплаты учителей их
школы.
Зарплата директора рассчитывается по
следующей формуле:
ЗПр = ЗПпср · К · Ккв,
где
ЗПр – заработная плата руководителя
образовательного учреждения;
ЗПпср – средняя заработная плата
учителей его школы;
К – коэффициент для разных групп
образовательных учреждений. Он устанавливается
региональным органом управления образованием на
основе рейтингования школ (это по желанию) и
зависит от контингента учащихся, количества
учителей, наличия компьютерных классов и т.д.;
Ккв – повышающий коэффициент за
наличие квалификационной категории у директора:
1,2– для высшей категории, 1,15 – для первой
категории.
Для расчета оплаты труда заместителей
директоров применяются понижающие коэффициенты:
для замов с высшей категорией – 0.9; с первой
категорией – 0,8.
Кроме того, учредитель формирует
централизованный фонд стимулирования
директоров школ (например, в объеме 5% от ФОТ).
За что премировать педагога?
Как распределять стимулирующую
часть ФОТ, решает Управляющий совет школы.
Поощрение лучших учителей должно
осуществляться по представлению директора и с
учетом мнения профсоюзной организации.
При этом главную роль играет
общественное мнение о работе учителя и рейтинг
успешности его выпускников.
Эта часть ФОТ включает:
– повышающие коэффициенты по группам
сложности и коэффициенты квалификации учителей
(не более 50% от стимулирующей части ФОТ);
– повышающий коэффициент за классное
руководство (не менее 20% от стимулирующей части
ФОТ);
– за результативность и качество
труда – не менее 30% .
Премировать за то, что не связано с
результативностью учительского труда, не
допускается.
Наименование
должности |
Основание
для премирования |
Педагогические
работники |
Достижение
учащимися высоких показателей в сравнении с
предыдущим периодом, стабильность и рост
качества обучения |
Подготовка
призеров олимпиад, конкурсов, конференций
различного уровня |
Участие
в инновационной деятельности, ведение
экспериментальной работы, разработка и
внедрение авторских программ, выполнение
программ углубленного и расширенного изучения
предметов |
Проведение
уроков высокого качества |
Подготовка
и проведение внеклассных мероприятий |
Применение
на уроках наглядных материалов, информационных
технологий |
Использование
в образовательном процессе здоровьесберегающих
технологий (физкультминутки и др.) |
Участие
педагога в методической работе (конференциях,
семинарах, методических объединениях) |
Организация
и проведение мероприятий, способствующих
сохранению и восстановлению психического и
физического здоровья учащихся (тематические
классные часы о здоровом образе жизни, Дни
здоровья, туристические походы и т.п.) |
Проведение
мероприятий по профилактике вредных привычек |
Организация
и проведение мероприятий, повышающих авторитет и
имидж школы у учащихся, родителей,
общественности |
Снижение
количества учащихся, стоящих на учете в комиссии
по делам несовершеннолетних |
Снижение
(отсутствие) пропусков учащимися уроков без
уважительной причины |
Снижение
частоты обоснованных обращений учащихся,
родителей, педагогов по поводу конфликтных
ситуаций и высокой уровень решения конфликтных
ситуаций |
Образцовое
содержание кабинета |
Высокий
уровень исполнительской дисциплины (подготовка
отчетов, заполнение журналов, ведение личных дел
и т.д.) |
Заместители
директоров по УВР, ВР |
Организация
предпрофильного и профильного обучения |
Выполнение
плана внутришкольного контроля, плана
воспитательной работы |
Высокий
уровень организации и проведения итоговой и
промежуточной аттестации учащихся |
Высокий
уровень организации и контроля (мониторинг)
учебно-воспитательного процесса |
Качественная
организация работы общественных органов,
участвующих в управлении школой
(экспертно-методический совет, педагогический
совет, органы ученического самоуправления и т.д.) |
Сохранение
контингента учащихся в 10–11 классах |
Высокий
уровень организации аттестации педагогических
работников школы |
Поддержание
благоприятного психологического климата в
коллективе |
Заместитель
директора по АХЧ |
Обеспечение
санитарно-гигиенических условий в помещениях
школы |
Обеспечение
выполнения требований пожарной и
электробезопасности, охраны труда |
Высокое
качество подготовки и организации ремонтных
работ |
Работники
бухгалтерии |
Своевременное
и качественное предоставление отчетности |
Разработка
новых программ, положений, подготовка
экономических расчетов |
Качественное
ведение документации |
Педагог-
психолог, социальный педагог |
Результативность
коррекционно-развивающей работы с учащимися |
Своевременное
и качественное ведение банка данных детей,
охваченных различными видами контроля |
Библиотекарь |
Высокая
читательская активность обучающихся |
Пропаганда
чтения как формы культурного досуга |
Участие
в общешкольных и районных мероприятиях |
Оформление
тематических выставок |
Выполнение
плана работы библиотекаря |
Водитель |
Обеспечение
исправного технического состояния
автотранспорта |
Обеспечение
безопасной перевозки детей |
Отсутствие
ДТП, замечаний |
Обслуживающий
персонал (уборщица, дворник и т.д.) |
Проведение
генеральных уборок |
Содержание
участка в соответствии с требованиями СанПиН,
качественная уборка помещений |
Оперативность
выполнения заявок по устранению технических
неполадок |
Подготовила Светлана КИРИЛЛОВА
|