Заработная плата
Модель распределения стимулирующей
части ФОТ педагогических работников
Управляющим советом гимназии № 33 г.
Улан-Удэ разработана модель распределения
стимулирующей части ФОТ педагогических и
административных работников гимназии. В данной
статье показаны основные механизмы
распределения средств гимназии. Надеемся, что
придуманная нами модель будет полезна коллегам и
поможет им выработать собственные принципы в
оплате труда педагогов.
Отработка моделей реализации новой
системы оплаты труда работников сферы
образования и участия гражданских институтов в
механизмах оценки образовательной деятельности
– важнейшие, взаимосвязанные между собой
направления развития современного образования.
Анализ нормативных документов в
сфере образования (Закон «Об образовании»,
Концепция модернизации российского образования,
Программа развития образования на период 2005–2010
гг.) показывает, что внедрение новой системы
оплаты труда (далее в тексте НСОТ) педагогических
работников направлено на установление
зависимости оплаты их труда от результатов
образовательной деятельности. Актуальность
внедрения НСОТ обусловлена снижением качества
образования на фоне перегруженности учащихся;
отсутствием позитивной динамики притока молодых
квалифицированных педагогов в систему
образования ввиду низкого уровня оплаты их
труда; существованием незначительного разрыва в
окладах руководителя ОУ, его заместителей,
учителей разных квалификационных категорий;
зависимостью размера зарплаты учителя от
количества часов. Очевидно, наличие данных
обстоятельств снижает эффективность
деятельности педагогических работников,
затрудняет создание механизмов, способных
развить инновационное образование в России и
сформировать основы для его
конкурентоспособности на мировой арене.
Преодоление указанной проблемы
связано с формированием гражданских институтов;
привлечением к экспертизе качества результатов
деятельности педагогических работников
школьной родительской общественности,
гражданских и профессиональных организаций,
внедрением экономических методов
стимулирования инновационной, проектной,
экспериментальной и информационной
деятельности работников образования, разработки
и реализации механизмов развития
профессиональной деятельности отдельного
педагога посредством сопоставления результатов
самоанализа и гражданской экспертизы.
Целью внедрения НСОТ работников
гимназии № 33 является обеспечение повышения
качества и результативности образования,
развития научно-познавательной и проектной
деятельности учащихся, активного внедрения
инновационных образовательных программ.
Реализация данной цели направлена на
решение ряда задач:
1) разработка и апробация в практике
деятельности гимназии механизмов распределения
стимулирующей части фонда оплаты труда учителей,
административных работников при участии
гражданских и профессиональных сообществ;
2) усиление материальной
заинтересованности и мотивации педагогов в
повышении качества образовательного и
воспитательного процесса, в развитии творческой
и социальной активности обучаемых, на участие в
инновационной деятельности гимназии;
3) оформление гражданских институтов
независимой оценки качества образования,
открытого доступа потребителей к информации для
оценивания качества образования,
дополнительного грантового стимулирования
труда учителя, общественного договаривания как
элемента проектирования настоящего и будущего
гимназии;
4) разработка и реализация нового
стандарта профессиональной деятельности
учителя, предполагающего изменение содержания и
механизмов проведения аттестации учителей.
Анализ научной литературы по данной
проблеме, опыта образовательных учреждений,
условий развития гимназии позволили выделить
две части системы стимулирующих выплат: 1)
выплаты, предусмотренные действовавшей системой
оплаты труда (доплаты за наличие ученой степени,
почетных званий «Заслуженный работник…..» в
сфере образования, государственных наград) и 2)
выплаты по результатам деятельности.
Распределение стимулирующей части ФОТ
учителям по результатам профессиональной
деятельности производится экспертной
комиссией Управляющего совета гимназии,
которая формируется по представлению
председателя УС с учетом мнения директора,
профсоюзной и профессиональной (методический
совет) организаций.
Качество профессиональной
деятельности учителя гимназии № 33
определяется на основе следующих блоков: 1)
результативность образовательной деятельности;
2) методическая работа; 3) внеурочная
деятельность; 4) инновационная деятельность; 5)
воспитательная и социальная работа. Блоки
содержат индикаторы, свидетельствующие об
эффективности деятельности учителя в данных
направлениях. Индикаторы оцениваются
определенным количеством баллов, отражающим
сложность выполненной работы (см. Приложение 1).
Для облегчения работы экспертной
комиссии разработаны рекомендации (см.
Приложение 3), где каждый из индикаторов
конкретного блока структурирован по трем
рубрикам: «Название индикатора»,
«Подтверждение», «Способ оценивания». В разделе
«Подтверждение» перечисляются те документы и
материалы, которые обосновывают данные, вошедшие
в отчет (см. Приложение 2) учителя за
прошедший учебный год, и отражаются в его «портфолио».
Экспертная комиссия, анализируя отчет
о проделанной работе за прошедший учебный год и
подтверждающие его материалы в «портфолио»
учителя, заполняет индикативно-рейтинговую
карту оценивания качества профессиональной
деятельности учителя (см. Приложение 1).
На основе полученных баллов
выстраивается рейтинг конкретного учителя и
определяется размер стимулирующей части ФОТ.
Количество набранных баллов может стать основой
для аттестации педагогических работников
гимназии (см. табл.).
Таблица
Количество
баллов |
Размер
стимулирующей части |
Соответствие
квалификационной категории |
от 63 до 73 |
Максимальный
размер стимулирующей части ФОТ (50 %) |
Высшая
квалификационная категория |
от 52 до 62 |
Средний размер
стимулирующей части ФОТ (40 %) |
I квалификационная
категория |
от 41 до 51 |
Минимальный
размер стимулирующей части ФОТ (30 %) |
II
квалификационная категория |
Для учителя, набравшего меньше
41 балла, стимулирующая часть ФОТ не
предусматривается.
Стимулирование качества
профессиональной деятельности педагогических и
административных работников гимназии опирается
на следующие принципы: «поглощения», новизны,
доверия гражданским сообществам и институтам,
гласности, компетентности.
Принцип «поглощения» предполагает
«поглощение» предыдущих показателей
последующими. Например, если учитель является
автором методического пособия, то это дает ему
максимальный балл (5) по индикатору «Обобщение
собственного педагогического опыта, публикация
материалов, отражающих учебно-методическую и
воспитательную работу» в блоке «Инновационная
деятельность» (см. пункт 3.3 в Приложениях 1 и 3, но
при этом не начисляется 4 балла по пункту 2.1.).
Принцип новизны предусматривает оценивание
только тех материалов и результатов, которые
были разработаны учителем в текущем учебном
году. Принцип доверия гражданским
сообществам дает возможность учитывать мнение
родителей, внешних экспертов посредством
включения их в создание и реализацию гражданских
институтов. Мнение учащихся выявляется методом
психологического тестирования и является одним
из полноценных измерителей результативности
деятельности учителя. Принцип гласности
означает обязательное информирование всех
участников образовательного процесса о
результатах проведенной экспертизы материалов.
Принцип компетентности предполагает
включение в состав экспертной комиссии
Управляющего совета гимназии членов, обладающих
знаниями законодательства РФ в области
образования и (или) имеющих опыт деятельности в
этой сфере.
Для более эффективного внедрения
модели распределения стимулирующей части ФОТ
нами были разработаны механизмы деятельности
Управляющего совета гимназии в данном
направлении.
Председатель Управляющего совета
гимназии с учетом мнения директора,
профессиональной и профсоюзной организаций:
– определяет состав экспертной
комиссии по распределению стимулирующей части
ФОТ;
– согласовывает время реализации
гражданских институтов оценки качества
образования обучаемых;
– назначает сроки сдачи отчетов о
проделанной работе за прошедший учебный год
сотрудниками гимназии (не позднее июня текущего
года) и оглашения результатов экспертизы (не
позднее августа текущего года).
Не позднее 10 июня текущего учебного года
педагогические работники гимназии сдают в
экспертную комиссию УС отчет о проделанной
работе и «портфолио» с материалами,
подтверждающими его данные. Экспертная группа на
основе разработанных рекомендаций и результатов
гражданской экспертизы определяет количество
баллов и размер стимулирующей части ФОТ
конкретному работнику. Информация о результатах
экспертизы доводится до сведения всех
сотрудников коллектива через информационный
стенд и школьный сайт не позднее начала нового
учебного года. Общую схему участия
государственно-общественного управления в
распределении стимулирующей части ФОТ можно
представить следующим образом.
Приложение 1
Индикативно-рейтинговая карта
оценивания качества
профессиональной деятельности учителя
гимназии № 33
Ф.И.О. учителя:
_____________________________________________________________________________
Должность:
_________________________________________________________________________________
Название
блока |
№ |
Индикатор |
Макс. балл |
Балл учителя |
1.
Результативность образовательной деятельности |
1 |
Соответствие
уровня качества знаний обучаемых нормативным
показателям для конкретного типа класса
(профильный, непрофильный, универсальный;
высокий уровень, средний, низкий) |
3 |
|
2 |
Соответствие
уровня сформированности общеучебных умений
учащихся нормативным показателям для
конкретного возраста |
2 |
|
3 |
Соответствие
уровня сформированности компетентностей
учащихся нормативным показателям для
конкретного возраста |
2 |
|
4 |
Положительная
динамика позитивного отношения учащихся к
предмету (учебным курсам) |
2 |
|
5 |
Качество участия
учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах,
смотрах разного уровня |
4 |
|
|
6 |
Качество участия
учащихся в предметных научно-практических
конференциях разного уровня |
4 |
|
Итого по блоку
|
17 |
|
2.
Методическая работа |
1 |
Разработка и
внедрение частных авторских методик активизации
и мотивации учебно-познавательной деятельности
учащихся |
4 |
|
2 |
Разработка и
внедрение количественных и качественных методов
оценивания учебных достижений учащихся |
4 |
|
3 |
Участие в работе
педагогических и методических советов,
методических семинарах и выставках,
методических объединений |
2 |
|
4 |
Участие в
профессиональных конкурсах («Учитель года»,
«Классный классный» и др.) |
4 |
|
5 |
Повышение
квалификации. Самообразование |
2 |
|
Итого по блоку
|
16 |
|
3.
Инновационная деятельность |
1 |
Активное
внедрение инновационных образовательных
технологий, в том числе и
информационно-коммуникационных технологий, в
процесс обучения предмету |
5 |
|
2 |
Выполнение
индивидуального плана научно-исследовательской
и экспериментальной работы |
2 |
|
3 |
Обобщение
собственного педагогического опыта, публикация
материалов, отражающих учебно-методическую и
воспитательную работу |
5 |
|
4 |
Участие в
инновационной деятельности гимназии |
4 |
|
5 |
Построение связей
с общественностью; PR собственной деятельности |
2 |
|
Итого по блоку
|
18 |
|
4.
Внеурочная деятельность |
1 |
Эффективная
организация работы предметных кружков, клубов,
центров и других систематических форм
внеклассной работы |
3 |
|
2 |
Развитие
поисково-исследовательской деятельности
учащихся |
2 |
|
3 |
Проведение
мероприятий, позволяющих использовать ресурс
«портфолио»; организация
коллективно-творческой, проектной деятельности
учащихся (проектные дни и недели, фестивали,
вечера и т.п.) |
2 |
|
4 |
Реализация
тьюторства и социального продюсирования |
4 |
|
Итого по блоку
|
11 |
|
5.
Воспитательная и социальная работа |
1 |
Организация
самоуправления в классном коллективе |
3 |
|
2 |
Вовлечение
учащихся в КТД на уровне класса, гимназии, района,
республики |
3 |
|
3 |
Работа с
родителями учащихся |
3 |
|
4 |
Организация
дифференцированной работы с одаренными,
слабоуспевающими учащимися, детьми,
находящимися под опекой |
2 |
|
Итого по блоку
|
11 |
|
Итого: |
73 |
|
Председатель Управляющего
совета ________________________________________________________
Подпись /печать
Приложение 2
Отчет учителя о проделанной работе за
200_/200_ учебный год
Ф.И.О. учителя:
_____________________________________________________________________________
Должность:
_________________________________________________________________________________
1. Результативность образовательной
деятельности
1.1. Качество знаний обучаемых.
Класс |
Профиль |
Качество
знаний |
Успеваемость |
Средний
балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Сформированность
общеучебных умений.
Класс:
______________________________________________________________________________________
Название умений, диагностика
сформированности которых выявлялась
мониторингом:
____________________________________________________________________________________________
Результаты диагностики
(в % от количества обучаемых в
классе)
Высокий
уровень |
Средний
уровень |
Низкий
уровень |
|
|
|
1.3. Сформированность
компетентностей.
Класс:
_____________________________________________________________________________________
Название компетентностей, диагностика
сформированности которых выявлялась
гражданским институтом:
_________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Результаты диагностики
(в % от количества обучаемых в
классе)
Уровень
«информированность» (воспроизведение знаний) |
Уровень
«грамотность» (применение основных способов
деятельности при решении стандартных задач) |
Уровень
«компетентность» (использование 1-го и 2-го уровня
в практической деятельности) |
|
|
|
1.4. Положительная динамика
позитивного отношения учащихся к предмету
(учебным курсам).
Результаты диагностики
(в % от количества обучаемых в
классе)
Класс |
Интересуются курсом |
Проявляют интерес |
Интереса не проявляют |
начало
года |
конец
года |
начало
года |
конец
года |
начало
года |
конец
года |
|
|
|
|
|
|
|
1.5. Качество участия учащихся в
предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах
разного уровня.
№ |
Ф.И.
ученика, класс |
Результат
участия в олимпиадах, конкурсах уровня |
школьного |
городского |
республиканского |
российского |
|
|
|
|
|
|
1.6. Развитие
научно-познавательной деятельности учащихся.
Качество их участия в предметных
научно-практических конференциях разного уровня
№ |
Ф.И.
ученика, класс |
Результат
участия в конференциях различного уровня |
школьного |
городского |
республиканского |
российского |
|
|
|
|
|
|
2. Методическая работа
2.1. Разработка и внедрение частных
авторских методик активизации и мотивации
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Название методики:
_________________________________________________________________________
Краткое описание результата
разработки методики: _____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Перечень материалов «портфолио»,
подтверждающих вышесказанное: ___________________________
____________________________________________________________________________________________
2.2. Разработка и внедрение
количественных и качественных методов
оценивания учебных достижений учащихся.
Название метода оценивания:
________________________________________________________________
Краткое описание результата
разработки и внедрения диагностики:
______________________________
_______________________________________________________________________________________________
Перечень материалов «портфолио»,
подтверждающих вышесказанное: ___________________________
_______________________________________________________________________________________________
2.3. Участие в работе педагогических
и методических советов, методических семинаров и
выставках, методических объединений.
№ |
Название
мероприятия |
Уровень
мероприятия |
Форма
участия |
Подтверждающие
материалы в «портфолио» |
|
|
|
|
|
2.4. Участие в профессиональных
конкурсах.
№ |
Название
конкурса |
Уровень
конкурса |
Результат
участия |
Подтверждающие
материалы в «портфолио» |
|
|
|
|
|
2.5. Повышение квалификации.
Самообразование.
№ |
Проблематика
курсов, семинаров |
Место
проведения |
Подтверждающий
документ |
|
|
|
|
3. Инновационная
деятельность
3.1. Активное внедрение
инновационных образовательных технологий, в том
числе информационно-коммуникационных
технологий, в процесс обучения предмету.
№ |
Название
технологии |
Конкретные
результаты внедрения (названия программ,
пособий, дидактических материалов), отраженные в
«портфолио» учителя |
|
|
|
3.2. Выполнение индивидуального
плана научно-исследовательской и
экспериментальной работы.
План научно-экспериментальной работы
выполнен _____________________________________________
Соответствующие материалы
прилагаются / не прилагаются
Зам. директора по НР_______________________________________________________________________
Подпись / расшифровка подписи
3.3. Обобщение собственного
педагогического опыта, публикация материалов,
отражающих учебно-методическую и воспитательную
работу.
№ |
Вид публикации |
Библиографическое
описание опубликованного материала (название
работы, место издания, название издательства,
год, количество страниц) |
|
|
|
3.4. Участие в инновационной
деятельности гимназии.
Описание участия:
___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Материалы, подтверждающие участие:
________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
С инновационными программами
гимназии ознакомлен, проводится ознакомительная
работа с родителями:
_________________________________________________________________________________________
Зам. директора по НР_______________________________________________________________________
Подпись / расшифровка подписи
3.5. Построение связей с
общественностью. PR собственной деятельности.
Перечень материалов, представленных в
«портфолио» и отражающих результаты
деятельности в этом направлении:
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
4. Внеурочная деятельность
4.1. Эффективная организация работы
предметных кружков, клубов, центров и других
систематических форм внеклассной работы.
Название программы:
_______________________________________________________________________________________________
Количество учащихся, вовлеченных в
деятельность клуба, кружка (на начало года, конец
года):
_______________________________________________________________________________________________
Материалы, представленные в
«портфолио» по данному индикатору:
_____________________________
_______________________________________________________________________________________________
4.2. Развитие
поисково-исследовательской деятельности
учащихся.
№ |
Ф.И.
учащегося |
Название
работы |
|
|
|
Материалы, представленные в
«портфолио» по данному индикатору:
_____________________________
_______________________________________________________________________________________________
4.3. Проведение мероприятий,
позволяющих использовать ресурс «портфолио»:
организация коллективно-творческой, проектной
деятельности учащихся (проектные дни и недели,
фестивали, вечера и т.п.).
№ |
Название
мероприятия |
Форма
участия |
Материалы,
подтверждающие деятельность |
|
|
|
|
4.4. Реализация тьюторства и
социального продюсирования.
Описание деятельности:
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Материалы, представленные в
«портфолио» по данному индикатору:
_______________________________________________________________________________________________
5. Воспитательная работа
5.1. Организация самоуправления в
классном коллективе.
Описание структуры и деятельности
классного самоуправления: __________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Подтверждающие материалы в
«портфолио»: __________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
5.2. Вовлечение учащихся в КТД на
уровне класса, гимназии, района, республики.
№ |
Название
мероприятия, его уровень |
Подтверждающие
материалы |
|
|
|
5.3. Эффективная организация
работы с родительской общественностью класса.
№ |
Название
мероприятия, его уровень |
Подтверждающие
материалы |
|
|
|
5.4. Организация
дифференцированной работы с одаренными,
слабоуспевающими учащимися, детьми,
находящимися под опекой.
План работы выполнен
______________________________________________________________________
Зам. директора по социальной работе ______________________________________________________
Подпись / расшифровка подписи
Подтверждающие материалы:
________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Учитель ____________________________________________________________________________________
Ф.И.О. подпись
Приложение 3
Рекомендации экспертной группе по
распределению стимулирующей части фонда оплаты
труда учителей гимназии № 33
Блоки и индикаторы, отражающие
качество профессиональной деятельности учителя
1. Результативность
образовательной деятельности (максимальный балл
– 17)
1.1. Соответствие уровня качества
знаний обучаемых нормативным показателям для
конкретного типа класса (профильный,
непрофильный, универсальный; высокий уровень,
средний, низкий). Максимальный балл – 3.
Подтверждение.
Подтверждение данного индикатора
осуществляется на основе сравнительного анализа
данных, полученных в результате контрольных
четвертных и годовых срезов знаний, и
нормативных показателей качества знаний по
предметам в конкретном классе. Нормативные
показатели качества знаний по предметам
определяются на основе региональных требований.
Результативность деятельности
учителей 11-х классов по данному индикатору может
быть подтверждена результатами ЕГЭ по предмету.
Способ оценивания.
Показатели качества знаний
А) |
не соответствуют
нормативным |
0 баллов |
Б) |
частично
соответствуют нормативным |
1 балл |
В) |
полностью
соответствуют нормативным |
2 балла |
Г) |
выше нормативных |
3 балла |
1.2. Соответствие уровня
сформированности общеучебных умений учащихся
нормативным показателям для конкретного
возраста. Максимальный балл – 2.
Подтверждение.
Данный индикатор подтверждается
результатами проведенного мониторинга
сформированности общеучебных умений учащихся.
Способ оценивания.
Показатели сформированности умения
А) |
не соответствуют
нормативным |
0 баллов |
Б) |
частично
соответствуют нормативным (70–90 %) |
1 балл |
В) |
полностью
соответствуют нормативным (100 %) |
2 балла |
1.3. Соответствие уровня
сформированности компетентностей учащихся
нормативным показателям для конкретного
возраста. Максимальный балл – 2.
Подтверждение.
Управляющий совет гимназии
определяет:
– одну или несколько компетентностей,
уровень развития которых будет
диагностироваться в текущем учебном году;
– конкретный класс, в котором будет
осуществляться диагностика развития данной
компетентности. (Выбор компетенции, которая
становится объектом проверки, определяется
исходя из общих показателей результативности
образовательных программ учреждения. К примеру,
в нашем случае объектами проверки становятся
информационная, коммуникационная
компетентности. Класс, в котором будет проверена
сформированность компетентности, определяется
методом случайного выбора. Необходимо отметить,
что результат формирования компетентности
проверяется у одного учителя только на одном
классе.)
Данные, полученные в результате
диагностики, сопоставляются с нормативными
показателями.
Обозначенный индикатор предполагает
формирование гражданского института.
Способ оценивания.
Показатели сформированности
компетентности
А) |
не соответствуют
нормативным |
0 баллов |
Б) |
частично
соответствуют нормативным (70–90 %) |
1 балл |
В) |
полностью
соответствуют нормативным (100 %) |
2 балла |
1.4. Положительная динамика
позитивного отношения учащихся к предмету
(учебным курсам). Максимальный балл – 2.
Подтверждение.
Индикатор подтверждается на основе
результатов психологического тестирования и
сопоставительного анализа этих результатов с
исходными.
Способ оценивания.
В отношении учащихся к предмету,
учебным курсам
А) |
наблюдается
отрицательная динамика |
0 баллов |
Б) |
положительной
динамики не наблюдается, сохраняется прежний
уровень |
1 балл |
В) |
наблюдается
положительная динамика |
2 балла |
1.5. Качество участия учащихся
в предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах
разного уровня. Максимальный балл – 4.
Подтверждение.
Подтверждение данного индикатора
осуществляется на основе сводных таблиц-списков
участников предметных олимпиад, конкурсов,
приведенных в отчете и «портфолио» учителя.
Способ оценивания.
Наличие победителей и призеров
олимпиад, конкурсов, смотров
А) |
нет |
0 баллов |
Б) |
есть победители
и призеры школьных олимпиад, конкурсов, смотров |
1 балл |
В) |
городского уровня |
2 балла |
Г) |
республиканского,
регионального уровня |
3 балла |
Д) |
российского
уровня |
4 балла |
1.6. Качество участия учащихся
в предметных научно-практических конференциях
разного уровня. Максимальный балл – 4.
Подтверждение.
Подтверждение данного индикатора
осуществляется на основе сводных таблиц-списков
участников предметных научно-практических
конференций, приведенных в отчете и «портфолио»
учителя.
Способ оценивания.
Наличие победителей и призеров
конференций
А) |
нет |
0 баллов |
Б) |
есть победители
и призеры школьного уровня |
1 балл |
В) |
городского уровня |
2 балла |
Г) |
республиканского,
регионального уровней |
3 балла |
Д) |
российского
уровня |
4 балла |
2. Методическая работа
учителя (максимальный балл – 16)
2.1. Разработка и внедрение частных
авторских методик активизации и мотивации
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Максимальный балл – 4.
Подтверждение.
Индикатор подтверждается конкретными
материалами: теоретическим описанием методики,
экспериментальными данными, дидактическими
материалами, наличием внешней позитивной
экспертной оценки. Все материалы должны быть
представлены в соответствующем разделе
«портфолио» учителя.
Способ оценивания.
Авторская методика
А) |
не
разрабатывалась |
0 баллов |
Б) |
теоретически
обоснована, подготовлена и утверждена на МО
программа экспериментальной работы |
1 балл |
В) |
успешно прошла
экспериментальную проверку в практике обучения,
получила позитивную внешнюю экспертную оценку |
2 балла |
Г) |
то же, что в В), и
распространяется в других классах гимназии |
3 балла |
Д) |
то же, что в В), и
распространяется в ОУ города, республики |
4 балла |
2.2. Разработка и внедрение
количественных и качественных методов
оценивания учебных достижений учащихся.
Максимальный балл – 4.
Подтверждение.
Индикатор подтверждается наличием
типологии заданий, КИМов разных типов и уровня
сложности, средств диагностики и критериев
дифференцированной оценки, обоснованием выбора
методики работы с контрольно-измерительными
материалами и средствами диагностики,
позитивной внешней экспертной оценки в
«портфолио» учителя, аналитическим отчетом о
результатах внедрения диагностики.
Способ оценивания.
Диагностика учебных достижений
учащихся
А) |
не используются
инновационные способы |
0 баллов |
Б) |
теоретически
обоснована; разработаны и/или систематизированы
необходимые КИМы для конкретного курса |
1 балл |
В) |
успешно прошла
экспериментальную проверку в практике обучения,
получила позитивную внешнюю экспертную оценку |
2 балла |
Г) |
то же, что в В), и
распространяется в других классах гимназии |
3 балла |
Д) |
то же, что в В), и
распространяется в ОУ города, республики |
4 балла |
2.3. Участие в работе
педагогических и методических советов,
методических семинарах и выставках,
методических объединений. Максимальный балл –
2.
Подтверждение.
Указанный индикатор подтверждается
наличием в «портфолио» учителя текстов докладов
выступлений, сертификатов участия, дипломов,
рецензий и т.п.
На школьном уровне участие учителя в
работе педагогического совета, методического
совета может быть подтверждено протоколом
наблюдения, составленного одним из членов
Управляющего совета гимназии.
Способ оценивания.
Участие в работе советов, выставок,
объединений
А) |
нет |
0 баллов |
Б) |
активное на
школьном уровне |
1 балл |
В) |
активное на
городском и республиканском уровне |
2 балла |
2.4. Участие в
профессиональных конкурсах («Учитель года»,
«Классный классный» и др.). Максимальный балл –
4.
Подтверждение.
Индикатор подтверждается
соответствующими сертификатами, грамотами,
дипломами, пакетом материалов, собранных для
участия в конкурсе, отзывами экспертных групп из
числа гражданских сообществ.
Способ оценивания.
Участие учителя
А) |
Учитель не
принимал участия в конкурсах |
0 баллов |
Б) |
Учитель занял
призовое место в конкурсе школьного уровня и
принял участие в конкурсе городского уровня |
1 балл |
В) |
Учитель занял
призовое место в конкурсе городского уровня |
2 балла |
Г) |
Учитель занял
призовое место в конкурсах республиканского
уровня |
3 балла |
Д) |
Учитель принял
участие в конкурсах российского уровня |
4 балла |
2.5. Повышение квалификации.
Самообразование. Максимальный балл – 3.
Подтверждение.
Индикатор подтверждается
сертификатами прохождения курсов, фотографиями
посещенных уроков, воспитательных и внеклассных
мероприятий, справками об обучении в
аспирантуре.
Способ оценивания.
А) |
Курсы не
проходятся, уроки, мероприятия не посещаются |
0 баллов |
Б) |
Пройдены курсы
повышения квалификации, ИЛИ активно посещались
открытые уроки, внеклассные воспитательные
мероприятия |
1 балл |
В) |
Пройдены курсы
повышения квалификации, И активно посещались
открытые уроки, внеклассные воспитательные
мероприятия,
или обучение в аспирантуре |
2 балла |
3. Инновационная
деятельность (максимальный балл – 18)
3.1. Активное внедрение инновационных
образовательных технологий, в том числе и
информационно-коммуникационных, в процесс
обучения предмету. Максимальный балл – 5.
Подтверждение.
Индикатор подтверждается наличием в
«портфолио» учителя следующих материалов:
электронных образовательных программ курсов,
программ курсов, интегрированных с ИКТ, программ
элективных и интегрированных курсов, системой
познавательных задач, предполагающих выполнение
задания по предмету с помощью компьютера,
конспектов уроков, сопровожденных
мультимедийными презентациями, журналом
регистрации проведения уроков в
мультимедиа-кабинете и работы с КМ школой.
Способ оценивания.
А) |
ИКТ в процессе
обучения не используются или используются
эпизодично; программ инновационных курсов не
создано |
0 баллов |
Б) |
Систематическое
использование существующих
мультимедиа-материалов и материалов КМ школы в
практике обучения предмету |
1 балл |
В) |
Наличие серии
(например, по 2–3 темам курса) авторских уроков,
созданных в программе Power Point |
2 балла |
Г) |
Наличие программы
элективного курса, получившего позитивную
экспертную оценку |
3 балла |
Д) |
Наличие программы
курса, интегрированного с ИКТ, и/или программы
интегрированного курса, имеющих позитивную
внутреннюю экспертную оценку |
4 балла |
Е) |
Наличие авторской
электронной образовательной программы,
получившей позитивную внешнюю экспертную оценку |
5 баллов |
3.2. Выполнение
индивидуального плана научно-исследовательской
и экспериментальной работы. Максимальный балл
– 2.
Подтверждение.
Индикатор подтверждается отчетом о
выполнении плана научно-исследовательской
работы, материалами о прохождении каникулярной
библиотечной стажировки (каникулярная
библиотечная стажировка – это работа учителя в
период каникул в библиотеках города согласно его
плану научно-исследовательской работы. Дни,
которые учитель провел в библиотеке, считаются
рабочими и заменяют собой деятельность учителя в
кабинете во время каникул. Продолжительность
каникулярной библиотечной стажировки – 2–3 дня),
тезисами в вестнике гимназии,
учебно-методическими материалами.
Способ оценивания.
План научно-исследовательской работы
А) |
отсутствует или не
выполнен |
0 баллов |
Б) |
выполнен частично,
имеются материалы, подтверждающие объем
выполненной работы |
1 балл |
В) |
выполнен
полностью, прилагаются соответствующие
материалы |
2 балла |
3.3. Обобщение собственного
педагогического опыта, публикация материалов,
отражающих учебно-методическую и воспитательную
работу. Максимальный балл – 5.
Подтверждение.
Подтверждение индикатора
осуществляется на основе соответствующих
материалов либо их ксерокопий в «портфолио»
учителя: методические рекомендации изучения
курса, КИМы, программы курсов, сборники
познавательных задач, сборники конспектов
уроков по курсу, аналитические статьи, тезисы.
Способ оценивания.
А) |
Публикации
материалов отсутствуют |
0 баллов |
Б) |
Публикация
тезисов, аналитических отчетов о деятельности на
школьном уровне |
1 балл |
В) |
Публикация 1–2
тезисов в сборниках конференций регионального,
городского уровня |
2 балла |
Г) |
Публикация
аналитической статьи в сборнике научных работ
или публикация тезисов в сборниках конференций
международного уровня; публикация более трех
тезисов в различных сборниках |
3 балла |
Д) |
Публикация
аналитической статьи в реферируемом сборнике
научных работ или в журнале российского уровня |
4 балла |
Е) |
Публикация
дидактических материалов, получивших рецензию
внешних экспертов |
5 баллов |
3.4. Участие в инновационной
деятельности гимназии. Максимальный балл – 4.
Подтверждение.
Индикатор может быть подтвержден
копией приказа директора школы о формировании
инициативной группы по разработке проекта,
сметами расходов полученных средств,
подтвержденными печатью и подписью директора
школы, фото и видеоматериалами, текстами
проектов и т.п.
Осведомленность учителя о содержании
инновационной деятельности гимназии
подтверждается наличием записей о сданных
зачетах и выявлением индекса осведомленности
родителей учащихся его класса.
Способ оценивания.
А) |
Учитель не
принимает участия в инновационной деятельности |
0 баллов |
Б) |
Учитель активно
участвует в реализации инновационного проекта,
разработанного в гимназии |
1 балл |
Г) |
Учитель является
одним из авторов проекта развития гимназии |
2 балла |
Д) |
Учитель хорошо
осведомлен об основных направлениях развития
гимназии, сущности всех инновационных программ и
мероприятий, реализуемых в учреждении,
информирует родителей своего класса обо всех
инновациях |
3 балла |
Е) |
Учитель является
автором инновационного проекта, получившего
грантовую поддержку, ИЛИ организовал
мероприятие, повысившее его авторитет и имидж у
родителей и общественности |
4 балла |
3.5. Построение связей с
общественностью, PR собственной деятельности.
Максимальный балл – 2.
Подтверждение.
Подтверждением индикатора является
школьный сайт: содержательность и посещаемость
страницы учителя, размещение материалов
учителем и его учениками.
Способ оценивания.
А) |
Учитель не
принимает участия в PR деятельности; размещение
информации на сайте происходит от случая к
случаю |
0 баллов |
Б) |
Учитель (или
ученики под его руководством) систематически
размещает(ют) информацию о своей работе на сайте
гимназии |
1 балл |
В) |
Учитель имеет
страницу на сайте гимназии, которая отражает
содержание и результаты его деятельности,
страница регулярно обновляется |
2 балла |
4. Внеурочная деятельность
(максимальный балл – 11)
4.1. Эффективная организация работы
предметных кружков, клубов, центров и других
систематических форм внеклассной работы. Максимальный
балл – 3.
Подтверждение.
Индикатор подтверждается наличием в
«портфолио» учителя следующих материалов:
программ и сопутствующих им дидактических
разработок, фото- и видеоматериалов, изданий
школьной газеты и т.п.
Способ оценивания.
А) |
Учитель не
работает с кружками, клубами, центрами |
0 баллов |
Б) |
Реализуется
созданная программа деятельности клуба, кружка,
центра, но позитивной динамики численности
учащихся, участвующих в их работе, не наблюдается |
1 балл |
В) |
То же, что Б), но
есть позитивная динамика численности учащихся |
2 балла |
Г) |
То же, что В), плюс
проводятся мероприятия, предполагающие
вовлечение школьников других классов, возрастов;
используются открытые формы презентации
результатов |
3 балла |
4.2. Развитие
поисково-исследовательской деятельности
учащихся. Максимальный балл – 2.
Подтверждение.
Индикатор может быть подтвержден
наличием в «портфолио» учителя пакета
исследовательских заданий, диаграмм,
позволяющих выявить увеличение количества
учащихся, перечня выполненных ими работ,
программ курсов и т.п.
Способ оценивания.
А) |
Учитель не
организует исследовательскую деятельность
учащихся |
0 баллов |
Б) |
Для учителей
1–7-х классов:
Разработан и реализуется пакет
исследовательских заданий для конкретного курса
и возраста учащихся; проведено мероприятие,
позволяющее презентовать школьникам свои
достижения (конференция, выставка, презентация).
Для учителей 8–9-х классов:
Реализуется программа курса «Азбука
исследовательской деятельности»; организована
школьная научно-практическая конференция
Для учителей 10–11-х классов:
Наблюдается позитивная динамика
вовлечения учащихся в
поисково-исследовательскую деятельность;
реализуется программа работы
научно-исследовательских обществ
старшеклассников |
1 балл |
В) |
Для учителей
1–7-х классов:
То же, что Б), и при этом наблюдается
увеличение учащихся, вовлеченных в
исследовательскую деятельность
Для учителей 8–9-х классов:
То же, что Б), и при этом наблюдается
позитивная динамика вовлечения учащихся в
поисково-исследовательскую деятельность
Для учителей 10–11-х классов:
То же, что Б), и при этом работы учащихся
обобщаются и публикуются в сборниках |
2 балла |
4.3. Проведение мероприятий,
позволяющих использовать ресурс «портфолио»;
организация коллективно-творческой, проектной
деятельности учащихся (проектные дни и недели,
фестивали, вечера и т.п.). Максимальный балл – 2.
Подтверждение.
Индикатор подтверждается
соответствующими материалами: конспектами
проведения творческих и проектных лабораторий,
паспортом проектов, фото- и видеоматериалами,
программами фестивалей, материалами выставок.
Способ оценивания.
А) |
Учитель не
принимает участия в организации творческой и
проектной деятельности учащихся |
0 баллов |
Б) |
Учитель является
автором одной из лабораторий проектных сессий,
организатором более трех мероприятий в рамках
фестивалей, выставок и т.п. |
1 балл |
В) |
Учитель является
руководителем межпредметного
внутришкольного/межшкольного проекта
(фестиваля), им собраны и обобщены в виде брошюры
материалы проекта (фестиваля) |
2 балла |
4.4. Реализация тьюторства и
социального продюсирования. Максимальный балл
– 4.
Подтверждение.
Протоколы бесед и консультаций с
учащимися, рефлексивные отчеты учащихся о
пройденной социальной практике,
профессиональной экспедиции, фото- и
видеоматериалы, программы социальных практик,
профессиональных экспедиций, участия детей во
взрослых проектах.
Способ оценивания.
А) |
Учитель не
осуществляет тьюторство и социальное
продюсирование |
0 баллов |
Б) |
Учитель строит и
отслеживает индивидуальные траектории развития
учащихся ИЛИ организует социальные практики,
знакомство с профессиями |
1 балл |
В) |
То же, что Б), и
организует специальные беседы, диалоги,
консультирование учащихся ИЛИ профессиональные
экспедиции |
2 балла |
Г) |
То же, что В), и
ведет с учащимися «портфолио» ИЛИ включает
учащихся во взрослый проект |
3 балла |
Д) |
То же, что Г), но не
ИЛИ, а И |
4 балла |
5. Воспитательная работа (максимальный
балл – 11)
5.1. Организация самоуправления в
классном коллективе. Максимальный балл – 3.
Подтверждение.
Индикатор может быть подтвержден
следующими материалами: отчетом классного
самоуправления о проделанной работе, отзывами о
посещении мероприятий родителями и другими
представителями общественности, отзывами членов
школьного парламента, фото- и видеоматериалами.
Способ оценивания.
А) |
Самоуправление в
классе не организовано, участие учащихся в
проведении классных мероприятий эпизодично |
0 баллов |
Б) |
В классе действует
постоянный орган ученического самоуправления,
который инициирует и проводит классные
мероприятия |
1 балл |
В) |
То же, что Б), и не
менее пяти учащихся класса принимают активное
участие в работе школьного самоуправления,
проведении школьных мероприятий |
2 балла |
5.2. Вовлечение учащихся в КТД
на уровне класса, гимназии, района, республики.
Максимальный балл – 3.
Подтверждение.
Подтверждение индикатора
осуществляется наличием в «портфолио» учителя
таких материалов, как конспекты мероприятий,
отзывы коллег, учеников, родителей,
общественности, фото- и видеоматериалы.
Способ оценивания.
А) |
Не было
организации воспитательной работы в
каникулярное время и проведения мероприятий,
предполагающих вовлечение учащихся других
классов, школ |
0 баллов |
Б) |
Реализована
программа воспитательных мероприятий в период
двух–трех школьных каникул |
1 балл |
В) |
Учителем
совместно с учащимися было организовано и
проведено мероприятие на уровне гимназии ИЛИ
реализована программа воспитательных
мероприятий в период двух–трех школьных каникул |
2 балла |
Г) |
То же, что В), но на
уровне района, города ИЛИ всех школьных каникул |
3 балла |
5.3. Эффективная организация работы с
родительской общественностью класса.
Максимальный балл – 3.
Подтверждение.
Индикатор может быть подтвержден
конспектами мероприятий, отзывами родителей,
общественности, фото- и видеоматериалами.
Способ оценивания.
А) |
Вовлечение
родителей в совместную деятельность с детьми не
осуществляется |
0 баллов |
Б) |
Родители были
вовлечены в совместную деятельность с детьми в
ходе проведения не менее 2 мероприятий |
1 балл |
В) |
Родители были
вовлечены в совместную деятельность с детьми в
ходе проведения культурных, туристических,
оздоровительных мероприятий; родительским
комитетом класса было организовано и проведено
мероприятие для родителей гимназии |
2 балла |
Г) |
То же, что В), но для
родителей города |
3 балла |
5.4. Организация
дифференцированной работы с одаренными,
слабоуспевающими учащимися, детьми,
находящимися под опекой. Максимальный балл – 2.
Подтверждение.
Индикатор может быть подтвержден
планом деятельности учителя в этом направлении,
отметку о выполнении которого ставит зам.
директора по социальной работе.
Способ оценивания.
А) |
Работа с
одаренными, слабоуспевающими учащимися, детьми,
находящимися под опекой, не осуществляется |
0 баллов |
Б) |
План работы с
разными категориями учащихся реализован
частично, имеются материалы, подтверждающие
объем выполненной работы |
1 балл |
В) |
План работы с
разными категориями учащихся выполнен
полностью, имеются подтверждающие материалы |
2 балла |
В завершение подчеркнем:
представленный материал – модель. В мае в
Улан-Удэ состоялся республиканский семинар, на
котором в присутствии общественности была
представлена (проиграна) данная модель.
Экспертная группа УС пробовала распределить
стимулирующую часть ФОТ по «портфолио» учителя и
его отчету. Так что мы надеемся в начале осени
вернуться к данной теме и продолжить ее.
Игорь ОЗЕРОВ, председатель
Управляющего совета;
Дарима ХАЛТАЕВА, директор;
Елена ПЕТРЯЕВА, зам. директора по научной работе,
к.п.н.,
гимназия № 33, г. Улан-Удэ
Комментарий
|
Представленную на
с. 2–16 модель распределения стимулирующей части
ФОТ педагогических работников, разработанную
гимназией № 33 г. Улан-Удэ, комментирует
заместитель директора Института развития
образования ГУ-ВШЭ, руководитель группы
экспертов на конкурсе региональных моделей
модернизации 2007 года Ирина АБАНКИНА.
– Замечательно, что руководители
региональных школ создают авторские методики и
пытаются внедрить их в своих школах. Однако при
разработке нового документа следует всякий раз
четко формулировать для самих себя: что именно
надо оценивать.
Предложенная модель называется
«распределение стимулирующей части ФОТ». Однако
из данного документа следует, что Управляющий
совет школы намерен распределять не только
стимулирующую, но и основную, базовую часть ФОТ.
Насколько это соответствует трудовому
законодательству?
Нанимаясь в определенное учреждение,
работник (в данном случае – учитель) заключает
трудовой договор с администрацией (пишет
заявление на имя директора школы). В договоре
оговариваются все функции, за которые учитель
получает базовую часть своего оклада.
В рассматриваемой модели
распределения ФОТ полномочия экспертной
комиссии Управляющего совета, на мой взгляд,
вступают в определенное противоречие с буквой
трудового законодательства. Вмешиваясь в
распределение базовой части ФОТ, Управляющий
совет приобретает функции нанимателя (то есть
директора школы). Тогда непонятно – в чем
заключается основной контракт учителя в этой
школе?
Кроме того, говоря о модели
стимулирующей части ФОТ, создатели разработки
положили в основу методику балльной аттестации
учителя.
Стимулирование – это только
поощрение: за хорошую работу, за внедрение новых
педагогических технологий и т.п. Но это никак не
может подменить оплату учительского труда на
основном месте работы.
Что упущено в методике распределения
стимулирующей части ФОТ? Мнение общественности.
Это и мнение родителей, и мнение учащихся,
например совета учащихся старших классов.
Подростки вполне могли бы высказаться, какой
учитель и какие программы им больше нравятся. А
ведь сегодня говорится об активном вкладе
общественности в распределение стимулирующей
части ФОТ, об обратной связи – от потребителя к
производителю образовательной услуги.
Осуществить эту обратную связь призван как раз
Управляющий совет школы.
Я согласна с авторами документа: очень
важно, чтобы у каждого учителя складывалось
портфолио. Хорошо, если в нем накапливается
индикативная рейтинговая оценка его
деятельности. Важно, если кое-что из этой
рейтинговой оценки учителя доходит до учеников и
их родителей. Но поименное оглашение рейтинга
каждого педагога – это щекотливый вопрос. В
образовании – тонкой и деликатной сфере –
нельзя применять то, что приемлемо в бизнесе.
Неужели руководители школы готовы вывесить
перед учениками и их родителями баллы,
полученные каждым учителем? И что это за баллы?
Общесуммарные? Рейтинговые? Мне кажется, над этим
следует подумать.
Педагогическая общественность много
лет обсуждает вопрос, должен ли стать публичным
рейтинг учителя. И приходит к выводу, что с
оглашением этих персональных данных нужно быть
очень аккуратным.
На мой взгляд, представленная модель
перекошена в сторону научной деятельности
педагогов. Разумеется, речь идет о гимназии, в
которой многие учителя занимаются научной
работой. Однако требования к учителям должны
быть сбалансированы. В любом педагогическом
коллективе обязательно должны быть новаторы и
исполнители, те, кто занят методической и научной
деятельностью, и те, кто посвящает себя
воспитанию детей. Очень важно учитывать работу
педколлектива как единого целого, а не
рассматривать его как сумму вкладов отдельных
учителей. Образовательный процесс все-таки очень
консервативен, и в этом его заслуга.
Подведем итоги. В представленной
модели приглушено мнение потребителя об
образовательном процессе (это не соответствует
современным требованиям). Чрезмерно расширены
полномочия экспертного совета (это требует
доработки). Предлагается публичный способ
предъявления персональной отчетности каждого
учителя (в этом вопросе надо быть очень
деликатным).
Однако, без сомнения, перед нами – достойный,
интересный документ, с которым полезно
ознакомиться всем, кто приступает к подобной
работе. |
|