Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2007

EDUCATION

Финансы

За что дают деньги

О моделях грантовой поддержки системы образования в Великобритании

Грантовая политика в области образования в нашей стране только начинает развиваться. Нацпроект «Образование» – едва ли не первый случай выделения грантов на уровне государства. Трудности, связанные с информированностью потенциальных грантополучателей, проблемы объективности при отборе кандидатов, критерии эффективности программ – все это ключевые вопросы во взаимоотношениях грантодателей и грантополучателей. Великобритания – страна, которая давно сумела наладить эффективную систему работы в этом направлении. Доля грантового финансирования в образовании за последние десять лет возросла настолько, что сейчас составляет от 5 до 10 процентов общего финансирования. О том, как это происходит, рассказывает директор департамента «Дети, семьи, школы» муниципалитета городов Брайтон и Хов Дэвид ХОКЕР*.

Британская система образования состоит из трех уровней – центральное правительство, местные органы управления образованием и школы. Я работаю как раз на среднем уровне и тесно сотрудничаю с национальным правительством, согласуя свою деятельность с национальной политикой в области образования. Почти все финансирование в систему образования поступает от правительства, оно проходит через муниципальный уровень и с него распределяется в школы. Гораздо меньшая часть денег идет от местных департаментов в виде грантов. Но мы всегда можем убедиться в том, что с помощью грантов школы добиваются тех результатов, на которые деньги выделяются, так как у нас выстроена четкая система отчетности снизу вверх, то есть от школы к местным органам управления образованием. Это простейшая модель грантовой политики.

Вторая модель грантового финансирования несколько сложнее. Деньги также поступают от правительства на уровень школы, но мониторинг и поддержка школ осуществляются через целую сеть национальных агентств, которые государство специально создало для этой цели. Здесь у нас существуют три основных вида грантов. Самое большое количество финансов выделяется на так называемые универсальные, или всеобщие, гранты. Они нацелены на перемены на уровне всей системы образования. Такие гранты распределяются в каждый муниципалитет на основе некой формулы. По ней вычисляется, сколько получает любой из муниципалитетов. У каждой подобной программы есть своя формула, в которой, однако, всегда присутствуют два показателя – численность и потребность.

Следующий тип грантов – это гранты, выделяемые определенным регионам страны на определенные потребности. Как правило, это города, где уровень жизни населения невысок, где нет нормальной инфраструктуры. Для того чтобы получить такой грант, регион должен обратиться со специальной заявкой, а уже власти рассчитывают, каким образом можно ее удовлетворить.

И, наконец, еще один тип грантов – это гранты, которые выделяются на поддержку инноваций в системе образования, осуществляемых на местном уровне. Гранты доступны абсолютно всем. Каждый может выступить с инициативой и представить какую-либо инновационную программу.

Таким образом, первый уровень грантов в Великобритании – это программы, направленные на масштабные изменения на уровне всей страны. Второй уровень – программы, предназначенные для поддержки проблемных регионов. И третий – это помощь местным инициативам.

Остановлюсь на нашей национальной стратегии в области образования. Прежде всего отмечу, что это огромная программа, предназначенная для совершенствования обучения в школах Великобритании. В ее рамках, скажем, выделяются гранты для школ продленного дня. Цель таких грантов – помочь школам удлинить свой день, чтобы они работали с 8 утра и по крайней мере до 6 вечера. И, для того чтобы школы брали такие гранты, у нас существует целый набор стимулов. Есть гранты, которые позволяют открывать центры для детей в возрасте до 5 лет по всей стране (замечу, что в Великобритании непростая ситуация с детскими садами). Но об этом – чуть ниже.

Нет лучшего аргумента в пользу партнерства, чем дать деньги обоим партнерам, снизив таким образом возможное раздражение школ по отношению друг к другу.

Отдельной строкой в рамках национальной стратегии идет финансирование программ. Например, когда в 1998 году к власти пришло нынешнее правительство, оно обнаружило, что Англия находится позади многих развитых стран в области грамотности. Тогда впервые в жизни государство решило напрямую вмешаться в процесс обучения грамотности в младших классах школы и разработало национальную стратегию. Так у нас появилась программа «Совершенствование буквенной и числовой грамотности». Она началась в 1998 году и с тех пор непрерывно реализуется. Сейчас ее расширили и включили также посещаемость школ, совершенствование преподавания естественно-научных дисциплин и даже преподавание иностранных языков в начальной школе. Эта программа была признана успешной относительно того, какие результаты она дала в начальной школе, и потому ее распространили и на среднюю школу.

Задача местных департаментов образования – отслеживать результаты действия программы. Здесь на помощь приходят агентства, осуществляющие национальный мониторинг. У них выстроена сеть национальных и региональных координаторов, которые предоставляют нам результаты тестов, данные о посещаемости школы, свои инспекционные замечания. Мы должны анализировать и фиксировать, в каких школах результаты работы по программе недостаточно высокие. Координаторы в свою очередь подотчетны правительству и отвечают перед ним за успех всей программы. То есть, с одной стороны, координатор – это советчик правительства по вопросам реализации программы, с другой – это ответственное лицо. А наша задача как местного департамента – интерпретировать те данные, которые мы получаем, и на основе анализа результатов обеспечить поддержку тех школ, которые наиболее в ней нуждаются. Суть нашей работы – в диалоге с координаторами и в управлении кластерами школ, подобранными по признаку подобия. И тот факт, что деньги проходят именно через местных управленцев, весьма примечателен, поскольку именно мы понимаем, кого в данный момент нужно поддерживать больше, а кого – меньше.

В частности, когда мы увидели, что определенная часть детей испытывает сложности в овладении грамотностью в рамках национальной программы и не достигает необходимых показателей, то осознали, что им нужна более сильная целевая поддержка. И сейчас средства программы идут в первую очередь на то, чтобы подтянуть тех детей, с которыми тяжелее всего работать. Такова анатомия нашей национальной стратегии.

Несколько слов о программе по созданию целой сети детских центров. Она также была разработана в 1998 году и направлена на поддержку детей раннего возраста. Мы назвали ее «Уверенный старт». Она во многом напоминает похожую программу в США. И данные, полученные в США, свидетельствуют о том, что, если «вложиться» в ранний возраст ребенка, в дальнейшем обучении можно избежать многих проблем.

Между 2000 и 2003 годами эта программа действовала в отдельных областях страны. Но потом была распространена на всю Великобританию и стала всеобщей. Мы надеемся, что к 2010 году сеть детских центров «покроет» абсолютно всю страну. К примеру, в моем графстве – четверть миллиона населения, и к 2010 году у нас будет 14 таких детских центров. А по всей стране их будет около 2,5 тысяч. Как видите, это амбициозная программа, когда в создание таких центров вкладываются большие ресурсы.

Подобные центры обеспечивают обучение детей в возрасте от 3 до 5 лет и содержание в дошкольном учреждении с 8 утра до 6 вечера. Частично их пребывание оплачивается государством, частично – родителями. Кроме того, эти центры осуществляют поддержку семей и предоставляют консультационные услуги специалистов.

Это хороший пример национальной программы, благодаря которой появилась новая область услуг под патронатом государства. Но ее работу опять-таки обеспечивают департаменты образования на местах: нанимают штат работников, распределяют ресурсы, строят центры.

Теперь обратимся к целевым грантам. К примеру, грантовая программа «Совершенствование качества в городах» ранее предназначалась для повышения качества образования в больших городах. Также мы выдавали гранты школам с определенной специализацией – тем, кто уделял особое внимание преподаванию какого-либо цикла предметов по специальному финансированию. Было у нас и грантовое направление, связанное со школами-маяками. Сейчас оно прекратилось, так как слишком много школ стало претендовать на роль «маяков». И потому теперь уже легче создать сеть школ в каждом регионе с назначением школы-лидера по тому или иному направлению.

Есть программа «Совершенствование поведения детей». Она актуальна для тех школ, где есть трудные дети. Есть также грант, призванный стимулировать работу лидеров образования. С помощью таких грантов успешные руководители помогают более слабым школам стать сильнее.

Как видите, мы пытаемся создать условия для партнерства школ, заставляя их делиться друг с другом лучшим опытом. Такие гранты всегда выделяются на две школы, и мы считаем, что нет лучшего аргумента в пользу партнерства, чем дать деньги обоим партнерам, снизив таким образом возможное раздражение школ по отношению друг к другу.

Подчеркну, что подходы к получению подобных грантов у нас достаточно гибки, хотя национальная стратегия четко формулирует цели и задачи, на которые даются деньги. И каждая школа может проявлять определенную долю творчества в достижении поставленной правительством цели. А местные департаменты образования, как тот, в котором работаю я, призваны корректировать шаги и подходы, выбираемые для себя школой.

Поясню. Например, я не могу допустить, чтобы все подконтрольные мне школы специализировались в области искусств. Мне надо выстроить систему таким образом, чтобы в графстве был представлен спектр различных школ. Одни из них специализируются в области точных наук, другие – в области языков, третьи – в информационных технологиях и т.д. Каждая подает мне свою заявку на тот или иной грант. И моя задача – распределить гранты так, чтобы взаимоотношения между школами постоянно развивались. Так, если школа получает деньги на совершенствование своей спортивной базы, она должна помогать развивать спорт и в других школах.

Помимо этого условия школы, получившие грант, каждые три года должны отчитываться за ту работу, которую они сделали в рамках гранта. Причем следующие гранты школы могут получить только при условии, что они продолжают оказывать те услуги, на которые были изначально выделены деньги. Это вынуждает школы все время быть, так сказать, в тонуcе, постоянно развиваться и демонстрировать свой прогресс.

Несколько слов о целевой грантовой поддержке местных инициатив. Как правило, все местные программы связаны с более широкими программами. Например, если я выделяю гранты начальным школам, которые хотят совершенствовать свою программу обучения иностранным языкам, то одновременно предлагаю им сотрудничать с языковым колледжем, который поможет составить программы, подобрать пособия. При таком подходе ресурсы обоих учебных заведений приносят большую пользу.

Завершая краткий обзор грантовой политики в Великобритании, можно попытаться представить ее в виде дерева, где ствол – это значительные национальные грантовые программы, ветви – целевые программы, предназначенные для определенных нужд, и многочисленная листва – это местные инициативы.

____________

* По материалам выступления Д. Хокера на Четвертой Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: грантовые конкурсы как механизм развития образования».

Рейтинг@Mail.ru