Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2007

EDUCATION

Качество образования

Учиться у финнов?

Достижения Финляндии в области образования принято считать образцовыми. Это – результат проведенных исследований качества образования PISA 2000 и 2003 гг., в которых Финляндия показала высокие результаты. Финский опыт анализируется мировой образовательной общественностью. Какие особенности финской системы образования привели к столь высоким достижениям?

Мировой экономический форум в Давосе признал, что Финляндия имеет самую конкурентоспособную экономику в мире. Почему? Маленькая северная страна сделала ставку на образование – и победила…

Анатолий Гин, руководитель
международной лаборатории образовательных технологий

Многие считают, что успехи финской системы образования связаны с социокультурными и географическими особенностями страны и поэтому их нельзя применить к другим системам образования, например к такой большой стране, как Россия. Попробуем разобраться в этом.

Самые высокие результаты финские школьники показали в области чтения – понимания текстов разных жанров. Это во многом объясняется культурно-историческими факторами: в Финляндии долгие, холодные, темные зимы, здесь давно сформировалась традиция чтения, которой нет в европейских странах, расположенных южнее. Уже в начале XX века в Финляндии был самый низкий в мире процент безграмотных (3,8 процента взрослого населения). Традиционно высокая ценность чтения передавалась от старшего поколения детям и молодежи.

На успехи влияют также особенности орфографии финского языка: расхождений между написанием и произнесением, как в большинстве других языков, в нем нет. В обучении чтению и письму это существенно.

Для развития навыков чтения в Финляндии успешно используют телевидение. Как правило, зарубежные передачи и фильмы здесь не дублируют: перевод дается в титрах. Так что и тот, кто читает мало, но любит смотреть телевизор, ежедневно тренируется в чтении.

Различия в уровне доходов разных групп населения в Финляндии, если сравнивать ее с другими развитыми странами, самые низкие. Каждый финский учитель знает, что ценностные установки в семьях его учеников вполне схожи. И это тоже существенно повлияло на результаты PISA в целом.

Однако видеть секрет успеха главным образом в социокультурных и географических особенностях страны было бы неправильно, так как в международных исследованиях 80-х–начала 90-х годов Финляндия высоких результатов не показала.

Достижения системы образования – следствие целенаправленных реформ, связанных с принятием в Финляндии после кризиса 60-х годов модели «государства благоденствия», в которой образованию приписывалась ключевая роль.

Дело в том, что вплоть до 60-х годов прошлого века Финляндия – аграрная страна, треть населения которой была охвачена сельскохозяйственными профессиями, передававшимися от отца к сыну. Молодежь рано включалась в производство и не была особо заинтересована в получении высшего образования. В гимназию, дававшую право на получение дальнейшего образования, шли немногие.

Все закончилось драматически: в связи с кризисом перепроизводства сельскохозяйственной продукции исчезло огромное количество маленьких крестьянских хозяйств. В конце 60-х годов более 300 000 финнов переселилось в соседние страны. Можно себе представить, какой угрозой стал этот процесс для страны с населением 4,5 миллиона человек! Новая программа развития была ответом на грозившую стране демографическую и экономическую катастрофу.

Три основных взаимосвязанных элемента отличают модель государства благоденствия: экономический рост, социальные права и гарантированное государством благосостояние граждан. В рамках модели большое значение придается системе пенсионного и медицинского страхования, бюджетным отчислениям на воспитание, на уход за престарелыми и инвалидами, на обеспечение жильем, на пособия по безработице, стипендии для учащихся. Обеспечение права каждого гражданина на полноценное образование – положение, из которого вытекала вся концепция реформы школьной системы. «Нам нужен каждый ученик, мы не можем себе позволить безнадежные случаи…» – говорит Юкка Сарьяла, президент центрального департамента образования в Хельсинки. Этот принцип не является абстрактным требованием, он находит выражение вплоть до деталей педагогической практики.

Сегодня в финском обществе господствует консенсус в отношении поэтапного перехода к школам, объединяющим в общем потоке слабых и сильных учеников (принцип интеграции), а также детей с какими-либо нарушениями в развитии. Эта политика берет начало в 70-х годах, а последняя специальная школа закрыта в Финляндии несколько лет назад. До окончания среднего обязательного образования (на протяжении 9 лет) все дети учатся вместе. Преимущества такой школы в том, что она дает возможность развиваться тем, кто слабее, гибко приноравливаться к повысившимся требованиям рынка труда, включаться в жизнь общества.

На начальном этапе реформ общественность была обеспокоена тем, что они могут привести к снижению уровня образования. Поэтому начиная с 6–7-х классов в школах ввели интенсивные курсы по выбору. Однако этот эксперимент вошел в противоречие с идеей равенства, был признан педагогически непродуктивным, и от него отказались.

В русле основной идеи интеграции и равенства решается и вопрос о второгодничестве. Хотя юридически оно не отменено, но используется только в крайних случаях. Оставлять детей на второй год признано педагогически и экономически бессмысленным.

В Финляндии идея равенства включает в себя не только равенство шансов, но и равенство результатов. Это означает, что все учащиеся, независимо от начальных способностей, от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, должны достигать к концу 9-го класса одинаково высокого образовательного уровня. Финская школа устроена так, чтобы это равенство обеспечить. Вот в чем секрет ее успешности и высоких показателей в PISA.

В психолого-педагогических теориях в 70-х годах наблюдался решительный отказ от внимания к врожденным дарованиям и переход к изучению способностей, влияющих на процесс обучения. Вот характерная цитата: «Не следует переоценивать влияния различных когнитивных способностей на результаты учебного процесса. Если преподаваемый материал будет правильно распределен и приспособлен к нуждам отдельного ученика, постепенно усложняясь, и одновременно будет принято, что скорость усвоения материала может быть различной, то результаты обучения в группах с разными способностями на выходе не будут особо отличаться друг от друга. В соответствии с этим обучение в младшей школе нужно дифференцировать так, что различное время, требуемое разным ученикам для освоения материала, должно стать признанной составной частью системы…»

В качестве дидактической модели, обеспечивающей этот процесс, была избрана концепция американского педагога Блума, согласно которой самое важное в обучении – точное определение целей, а также положение о том, что для освоения этих целей разным детям необходимо разное время. Девиз подхода Блума – «каждый сможет это!». И хотя литература свидетельствует о том, что результаты применения такого подхода были более скромными, чем ожидания, все же пример Финляндии показывает: концепция Блума может быть весьма эффективной.

Другой важный аспект подхода к обучению – акцент на определении и устранении трудностей в обучении на ранних этапах. Диагностическая компетентность учителя, следовательно, должна быть особенно высока.

Из этих принципов вытекает и система оценивания. Отметки, которые позволяют сравнивать одного ученика с другим, были упразднены. Их место занимают разные альтернативные формы оценивания, когда оценивается прогресс ученика в обучении. Иными словами, каждый сравнивается только с самим собой. Одна из таких форм – портфолио – становится популярной и в нашей стране. С начальной ступени обучения практикуется самооценка.

В последние годы отмечается поворот от идей Блума к моделям обучения, основанным на идеях Пиаже и Дьюи, так называемая «конструктивистская дидактика». Здесь особо подчеркивается собственная активность ученика в обучении.

В финской системе образования учителям предоставлена высокая степень свободы. Но для этого потребовалось реформировать их подготовку. Учителя действительно должны владеть всей палитрой педагогических методов и подходов. Только в этом случае педагогическая свобода и вариативность могут принести ожидаемые плоды.

В Финляндии дети отправляются в школу в 7 лет. Почти все они (93 процента) посещают подготовительные группы при школе или детский сад – местные органы управления образованием обязаны предоставить каждому ребенку (в случае желания родителей) место в дошкольном учреждении.

Для Финляндии характерна высокая роль, которая придается дошкольным учреждениям и младшей школе. Именно они поставлены во главу угла всей образовательной системы. Не случайно фильм известного немецкого режиссера и журналиста Райнхарда Каля, посвященный финской системе образования, называется «Все дело в начале!». Обеспечить старт – самое важное.

Педагогическая установка на решающее значение младшей ступени отчетливо проявляется в распределении государственных средств на образование: основной поток государственного финансирования идет на дошкольное образование и младшую школу. Если младшая школа качественно выполняет свою работу, то расходы на старшую снижаются. Эта установка существенно отличается от той, что глубоко укоренилась в России (как и, скажем, в Германии), где сделан упор на важность старшей ступени, задача которой – обеспечить поступление в вуз. Необходимо преодолеть это заблуждение и сделать из финского опыта надлежащие выводы.

По мнению финских и шведских экспертов, самые квалифицированные педагоги должны работать в дошкольном секторе и в младшей школе. Ведь в этом возрасте можно многое испортить, испортить всю жизнь человека! В старшем звене плохой учитель не так опасен. Поэтому все педагоги дошкольной ступени и младшей школы имеют в Финляндии высшее образование.

Учредители школ – местные общины. У школ широкая педагогическая автономия (методы, организация учебного процесса и даже учебные программы), а родители имеют свободное право выбора школ разного профиля. Коллегия школы сама разрабатывает свою программу и учебные планы. Между школами существуют различия гораздо более значимые, чем различия между школами одного типа у нас или в той же Германии. Едины общие принципы и цели, но они осуществляются на уровне отдельной школы весьма по-разному.

В настоящее время центральное государственное ведомство планирует несколько ограничить свободу школ в выборе программ: расхождение между школами стало слишком большим. Но идея профильности остается в силе. Под профилем понимается ориентация школы в сторону математического, языкового, художественного или какого-нибудь другого уклона. Есть также «сильные» и «слабые» школы. Но они оцениваются по-разному. Ученик «слабой» школы – то есть такой, в которой учатся слабые ученики, это зачастую зависит от социального состава родителей, – за выполнение задания средней сложности может получить 8 баллов. За такое же задание ученик «сильной» школы получит 6. Таким образом, эффективная школа не та, что показывает высокие результаты, но та, которая обеспечивает прирост результата в зависимости от состава учащихся.

Педагогическая свобода, свобода в выборе систем обучения, закреплена в финской конституции, провозглашающей право на основание негосударственных школ и частных воспитательных учреждений. Законодательно закреплено также право на домашнее обучение. Такие альтернативные учебные заведения, как школы Монтессори, Френе, вальдорфские школы, учреждаются без какого-либо дополнительного согласования и финансируются на тех же условиях, что и коммунальные школы. Характерно обоснование этого решения: важно, что государственная школьная система учится у альтернативных школ прогрессивным методам обучения.

Учителя могут посвятить себя целиком и полностью преподаванию, так как для решения других возникающих проблем есть дополнительные специалисты.

Школьная сестра, по основному образованию – медсестра, но имеет дополнительное образование в области профилактической оздоровительной работы.

Куратор, по образованию – социальный педагог. Если в классе возникают конфликты, учитель отсылает конфликтующих к нему: он умеет решать межчеловеческие и межгрупповые проблемы. И проблемами, в которые вовлечены родители, занимается куратор, а не учитель.

Психолог. То, что в школе существует взрослый, всегда готовый тебя выслушать, поддержать, оказать компетентную помощь (и при этом обязанный хранить в тайне доверенные ему проблемы), крайне важно для детей.

Специальный учитель. Задача этого учителя – поддержка и педагогическая работа с отстающими. Специальный учитель должен проработать в школе как минимум три года и затем получить специальное дополнительное образование.

Ассистенты. Они опекают учеников, которые не могут или не хотят участвовать в общей работе. Если ученик мешает классу, ассистент садится рядом и занимается с ним индивидуально. Его помощь существенно разгружает учителя.

Когда ученик постоянно не успевает за своим классом, специальный учитель поначалу наблюдает за ним, а в трудных случаях дает ему индивидуальные уроки или включает его в малые группы. Если это не помогает, на специальном совете (в который входят представители школьной администрации, классный учитель, учитель-предметник, психолог, специальный учитель и школьный врач) решают, что же делать. Одна из возможностей – разработка для ученика индивидуального учебного плана.

Такая система поддержки слабых, специально финансируемая государством, охватывает более 20 % учащихся, то есть до четверти учащихся в каждом классе получают специальную педагогическую поддержку! Вот, пожалуй, самый решающий фактор успеха финской модели.

Сотрудничество с родителями крайне желательно. Но если это не получается, школа должна как-то обходиться сама. Она не имеет права бросить на произвол судьбы ученика, родители которого, по несчастью, не желают о нем заботиться. Финны убеждены, что эта реальная забота о каждом принесет щедрые плоды в будущем.

Словом, своими успехами финское образование обязано продуманной школьной политике. Гуманизм как умонастроение и реальная социальная практика пронизывает все общество. Сейчас страна поставила перед собой новые цели, подтвержденные конституцией, – переход к обществу знаний и коммуникации. Это предполагает использование методов обучения, развивающих самостоятельность и социальные способности. Большинство учащихся должны получить высшее образование, и финское общество уверенно идет к этой цели: доля населения с высшим образованием в Финляндии – самая высокая в мире.

Владимир ЗАГВОЗДКИН, научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

Автор благодарит Исследовательский институт при Союзе вальдорфских школ за предоставление материалов и консультации при подготовке данной статьи.

Рейтинг@Mail.ru