Качество образования
Учиться у финнов?
Достижения Финляндии в области
образования принято считать образцовыми. Это –
результат проведенных исследований качества
образования PISA 2000 и 2003 гг., в которых Финляндия
показала высокие результаты. Финский опыт
анализируется мировой образовательной
общественностью. Какие особенности финской
системы образования привели к столь высоким
достижениям?
Мировой экономический форум в
Давосе признал, что Финляндия имеет самую
конкурентоспособную экономику в мире. Почему?
Маленькая северная страна сделала ставку на
образование – и победила…
Анатолий Гин, руководитель
международной лаборатории образовательных
технологий
Многие считают, что успехи финской
системы образования связаны с социокультурными
и географическими особенностями страны и
поэтому их нельзя применить к другим системам
образования, например к такой большой стране, как
Россия. Попробуем разобраться в этом.
Самые высокие результаты финские
школьники показали в области чтения – понимания
текстов разных жанров. Это во многом объясняется
культурно-историческими факторами: в Финляндии
долгие, холодные, темные зимы, здесь давно
сформировалась традиция чтения, которой нет в
европейских странах, расположенных южнее. Уже в
начале XX века в Финляндии был самый низкий в
мире процент безграмотных (3,8 процента
взрослого населения). Традиционно высокая
ценность чтения передавалась от старшего
поколения детям и молодежи.
На успехи влияют также особенности
орфографии финского языка: расхождений между
написанием и произнесением, как в большинстве
других языков, в нем нет. В обучении чтению и
письму это существенно.
Для развития навыков чтения в
Финляндии успешно используют телевидение. Как
правило, зарубежные передачи и фильмы здесь не
дублируют: перевод дается в титрах. Так что и тот,
кто читает мало, но любит смотреть телевизор,
ежедневно тренируется в чтении.
Различия в уровне доходов разных групп
населения в Финляндии, если сравнивать ее с
другими развитыми странами, самые низкие. Каждый
финский учитель знает, что ценностные установки
в семьях его учеников вполне схожи. И это тоже
существенно повлияло на результаты PISA в целом.
Однако видеть секрет успеха главным
образом в социокультурных и географических
особенностях страны было бы неправильно, так как
в международных исследованиях 80-х–начала 90-х
годов Финляндия высоких результатов не показала.
Достижения системы образования –
следствие целенаправленных реформ, связанных с
принятием в Финляндии после кризиса 60-х годов
модели «государства благоденствия», в которой
образованию приписывалась ключевая роль.
Дело в том, что вплоть до 60-х годов
прошлого века Финляндия – аграрная страна, треть
населения которой была охвачена
сельскохозяйственными профессиями,
передававшимися от отца к сыну. Молодежь рано
включалась в производство и не была особо
заинтересована в получении высшего образования.
В гимназию, дававшую право на получение
дальнейшего образования, шли немногие.
Все закончилось драматически: в связи
с кризисом перепроизводства
сельскохозяйственной продукции исчезло
огромное количество маленьких крестьянских
хозяйств. В конце 60-х годов более 300 000 финнов
переселилось в соседние страны. Можно себе
представить, какой угрозой стал этот процесс для
страны с населением 4,5 миллиона человек! Новая
программа развития была ответом на грозившую
стране демографическую и экономическую
катастрофу.
Три основных взаимосвязанных элемента
отличают модель государства благоденствия:
экономический рост, социальные права и
гарантированное государством благосостояние
граждан. В рамках модели большое значение
придается системе пенсионного и медицинского
страхования, бюджетным отчислениям на
воспитание, на уход за престарелыми и инвалидами,
на обеспечение жильем, на пособия по безработице,
стипендии для учащихся. Обеспечение права каждого
гражданина на полноценное образование –
положение, из которого вытекала вся концепция
реформы школьной системы. «Нам нужен каждый
ученик, мы не можем себе позволить безнадежные
случаи…» – говорит Юкка Сарьяла, президент
центрального департамента образования в
Хельсинки. Этот принцип не является абстрактным
требованием, он находит выражение вплоть до
деталей педагогической практики.
Сегодня в финском обществе
господствует консенсус в отношении поэтапного
перехода к школам, объединяющим в общем потоке
слабых и сильных учеников (принцип интеграции), а
также детей с какими-либо нарушениями в развитии.
Эта политика берет начало в 70-х годах, а последняя
специальная школа закрыта в Финляндии несколько
лет назад. До окончания среднего обязательного
образования (на протяжении 9 лет) все дети учатся
вместе. Преимущества такой школы в том, что она
дает возможность развиваться тем, кто слабее,
гибко приноравливаться к повысившимся
требованиям рынка труда, включаться в жизнь
общества.
На начальном этапе реформ
общественность была обеспокоена тем, что они
могут привести к снижению уровня образования.
Поэтому начиная с 6–7-х классов в школах ввели
интенсивные курсы по выбору. Однако этот
эксперимент вошел в противоречие с идеей
равенства, был признан педагогически
непродуктивным, и от него отказались.
В русле основной идеи интеграции и
равенства решается и вопрос о второгодничестве.
Хотя юридически оно не отменено, но используется
только в крайних случаях. Оставлять детей на
второй год признано педагогически и
экономически бессмысленным.
В Финляндии идея равенства включает в
себя не только равенство шансов, но и равенство
результатов. Это означает, что все учащиеся,
независимо от начальных способностей, от
благоприятных или неблагоприятных социальных
условий, должны достигать к концу 9-го класса
одинаково высокого образовательного уровня.
Финская школа устроена так, чтобы это равенство
обеспечить. Вот в чем секрет ее успешности и
высоких показателей в PISA.
В психолого-педагогических теориях в
70-х годах наблюдался решительный отказ от
внимания к врожденным дарованиям и переход к
изучению способностей, влияющих на процесс
обучения. Вот характерная цитата: «Не следует
переоценивать влияния различных когнитивных
способностей на результаты учебного процесса.
Если преподаваемый материал будет правильно
распределен и приспособлен к нуждам отдельного
ученика, постепенно усложняясь, и одновременно
будет принято, что скорость усвоения материала
может быть различной, то результаты обучения в
группах с разными способностями на выходе не
будут особо отличаться друг от друга. В
соответствии с этим обучение в младшей школе
нужно дифференцировать так, что различное время,
требуемое разным ученикам для освоения
материала, должно стать признанной составной
частью системы…»
В качестве дидактической модели,
обеспечивающей этот процесс, была избрана
концепция американского педагога Блума,
согласно которой самое важное в обучении –
точное определение целей, а также положение о
том, что для освоения этих целей разным детям
необходимо разное время. Девиз подхода Блума –
«каждый сможет это!». И хотя литература
свидетельствует о том, что результаты применения
такого подхода были более скромными, чем
ожидания, все же пример Финляндии показывает:
концепция Блума может быть весьма эффективной.
Другой важный аспект подхода к
обучению – акцент на определении и устранении
трудностей в обучении на ранних этапах.
Диагностическая компетентность учителя,
следовательно, должна быть особенно высока.
Из этих принципов вытекает и система
оценивания. Отметки, которые позволяют
сравнивать одного ученика с другим, были
упразднены. Их место занимают разные
альтернативные формы оценивания, когда
оценивается прогресс ученика в обучении. Иными
словами, каждый сравнивается только с самим
собой. Одна из таких форм – портфолио –
становится популярной и в нашей стране. С
начальной ступени обучения практикуется
самооценка.
В последние годы отмечается поворот от
идей Блума к моделям обучения, основанным на
идеях Пиаже и Дьюи, так называемая
«конструктивистская дидактика». Здесь особо
подчеркивается собственная активность ученика в
обучении.
В финской системе образования
учителям предоставлена высокая степень свободы.
Но для этого потребовалось реформировать их
подготовку. Учителя действительно должны
владеть всей палитрой педагогических методов и
подходов. Только в этом случае педагогическая
свобода и вариативность могут принести
ожидаемые плоды.
В Финляндии дети отправляются в школу
в 7 лет. Почти все они (93 процента) посещают
подготовительные группы при школе или детский
сад – местные органы управления образованием
обязаны предоставить каждому ребенку
(в случае желания родителей) место в
дошкольном учреждении.
Для Финляндии характерна высокая роль,
которая придается дошкольным учреждениям и
младшей школе. Именно они поставлены во главу
угла всей образовательной системы. Не случайно
фильм известного немецкого режиссера и
журналиста Райнхарда Каля, посвященный финской
системе образования, называется «Все дело в
начале!». Обеспечить старт – самое важное.
Педагогическая установка на решающее
значение младшей ступени отчетливо проявляется
в распределении государственных средств на
образование: основной поток государственного
финансирования идет на дошкольное образование и
младшую школу. Если младшая школа качественно
выполняет свою работу, то расходы на старшую
снижаются. Эта установка существенно отличается
от той, что глубоко укоренилась в России (как и,
скажем, в Германии), где сделан упор на важность
старшей ступени, задача которой – обеспечить
поступление в вуз. Необходимо преодолеть это
заблуждение и сделать из финского опыта
надлежащие выводы.
По мнению финских и шведских
экспертов, самые квалифицированные педагоги
должны работать в дошкольном секторе и в младшей
школе. Ведь в этом возрасте можно многое
испортить, испортить всю жизнь человека! В
старшем звене плохой учитель не так опасен.
Поэтому все педагоги дошкольной ступени и
младшей школы имеют в Финляндии высшее
образование.
Учредители школ – местные общины. У
школ широкая педагогическая автономия (методы,
организация учебного процесса и даже учебные
программы), а родители имеют свободное право
выбора школ разного профиля. Коллегия школы сама
разрабатывает свою программу и учебные планы.
Между школами существуют различия гораздо более
значимые, чем различия между школами одного типа
у нас или в той же Германии. Едины общие принципы
и цели, но они осуществляются на уровне отдельной
школы весьма по-разному.
В настоящее время центральное
государственное ведомство планирует несколько
ограничить свободу школ в выборе программ:
расхождение между школами стало слишком большим.
Но идея профильности остается в силе. Под
профилем понимается ориентация школы в сторону
математического, языкового, художественного или
какого-нибудь другого уклона. Есть также
«сильные» и «слабые» школы. Но они оцениваются
по-разному. Ученик «слабой» школы – то есть
такой, в которой учатся слабые ученики, это
зачастую зависит от социального состава
родителей, – за выполнение задания средней
сложности может получить 8 баллов. За такое же
задание ученик «сильной» школы получит 6.
Таким образом, эффективная школа не та, что
показывает высокие результаты, но та, которая
обеспечивает прирост результата в зависимости
от состава учащихся.
Педагогическая свобода, свобода в
выборе систем обучения, закреплена в финской
конституции, провозглашающей право на основание
негосударственных школ и частных воспитательных
учреждений. Законодательно закреплено также
право на домашнее обучение. Такие альтернативные
учебные заведения, как школы Монтессори, Френе,
вальдорфские школы, учреждаются без какого-либо
дополнительного согласования и финансируются на
тех же условиях, что и коммунальные школы.
Характерно обоснование этого решения: важно, что
государственная школьная система учится у
альтернативных школ прогрессивным методам
обучения.
Учителя могут посвятить себя целиком и
полностью преподаванию, так как для решения
других возникающих проблем есть дополнительные
специалисты.
Школьная сестра, по основному
образованию – медсестра, но имеет
дополнительное образование в области
профилактической оздоровительной работы.
Куратор, по образованию –
социальный педагог. Если в классе возникают
конфликты, учитель отсылает конфликтующих к
нему: он умеет решать межчеловеческие и
межгрупповые проблемы. И проблемами, в которые
вовлечены родители, занимается куратор, а не
учитель.
Психолог. То, что в школе
существует взрослый, всегда готовый тебя
выслушать, поддержать, оказать компетентную
помощь (и при этом обязанный хранить в тайне
доверенные ему проблемы), крайне важно для детей.
Специальный учитель. Задача этого
учителя – поддержка и педагогическая работа с
отстающими. Специальный учитель должен
проработать в школе как минимум три года и затем
получить специальное дополнительное
образование.
Ассистенты. Они опекают учеников,
которые не могут или не хотят участвовать в общей
работе. Если ученик мешает классу, ассистент
садится рядом и занимается с ним индивидуально.
Его помощь существенно разгружает учителя.
Когда ученик постоянно не успевает за
своим классом, специальный учитель поначалу
наблюдает за ним, а в трудных случаях дает ему
индивидуальные уроки или включает его в малые
группы. Если это не помогает, на специальном
совете (в который входят представители школьной
администрации, классный учитель,
учитель-предметник, психолог, специальный
учитель и школьный врач) решают, что же делать.
Одна из возможностей – разработка для ученика
индивидуального учебного плана.
Такая система поддержки слабых,
специально финансируемая государством,
охватывает более 20 % учащихся, то есть до
четверти учащихся в каждом классе получают
специальную педагогическую поддержку! Вот,
пожалуй, самый решающий фактор успеха финской
модели.
Сотрудничество с родителями крайне
желательно. Но если это не получается, школа
должна как-то обходиться сама. Она не имеет права
бросить на произвол судьбы ученика, родители
которого, по несчастью, не желают о нем
заботиться. Финны убеждены, что эта реальная
забота о каждом принесет щедрые плоды в будущем.
Словом, своими успехами финское
образование обязано продуманной школьной
политике. Гуманизм как умонастроение и реальная
социальная практика пронизывает все общество.
Сейчас страна поставила перед собой новые цели,
подтвержденные конституцией, – переход к
обществу знаний и коммуникации. Это предполагает
использование методов обучения, развивающих
самостоятельность и социальные способности.
Большинство учащихся должны получить высшее
образование, и финское общество уверенно идет к
этой цели: доля населения с высшим образованием в
Финляндии – самая высокая в мире.
Владимир ЗАГВОЗДКИН, научный
сотрудник Института теории и истории педагогики
РАО
Автор благодарит Исследовательский
институт при Союзе вальдорфских школ за
предоставление материалов и консультации при
подготовке данной статьи. |