Городской лагерь
Научить безопасности
Программа профильной лагерной
смены
В одной из школ города Невинномысска
разработана своя программа тематического
летнего лагеря. Она называется «Мы не боимся,
потому что знаем!» и рассчитана на широкий
педагогический и детский коллектив независимо
от квалификации, специализации и возраста.
Реализация программы возможна как в
пришкольных лагерях дневного пребывания, так и в
летних профильных круглосуточного пребывания
детей и подростков. Причем принципы формирования
отрядов останутся традиционными – по возрасту,
что является оптимальным для реализации задач
данной программы.
Итак, некоторые исходные данные.
Цель программы: создать
необходимые условия для обеспечения
непрерывного воспитательного процесса в области
безопасной жизнедеятельности и воспитать
здоровое, творческое, грамотное и
профессионально подготовленное молодое
поколение.
Задачи программы:
– приобщать детей к здоровому образу
жизни;
– организовывать содержательный
досуг детей и подростков;
– формировать и совершенствовать
знания, умения и навыки безопасной
жизнедеятельности;
– формировать важнейшие социальные
навыки, в том числе – адекватных действий в
экстремальных ситуациях.
Программа рассчитана на детей в
возрасте от 7 до 15 лет и смену продолжительностью
в 18 дней.
сследования, проводившиеся в Москве
после трагических событий в Беслане, выявили, что
практически все родители не только не знают
правил безопасного поведения, но и не
представляют, где их найти, лишь переживая страх,
тревогу и беспомощность. На этом фоне дети в
гораздо большей степени осведомлены о правилах
безопасного поведения, и источником познаний
является, безусловно, курс ОБЖ. Однако данный
курс, ведущийся во всех школах России, не всегда
справляется с задачей, так как количество часов
недостаточно для изучения таких проблем;
некоторые аспекты детской безопасности вообще
не включены в программу. Кроме того,
теоретического знания правил недостаточно,
необходима отработка практических навыков. С
этой задачей, видимо, лучше всего могут
справиться детские объединения специальной
направленности, а в летний период – детские
пришкольные лагеря.
В рамках нашей программы мы уделяем
внимание мероприятиям по оздоровлению детей и
подростков. Они проводятся ежедневно. К ним
относятся:
– закаливание, зарядка, занятия ЛФК
для детей с выявленным нарушением осанки;
обучение плаванию в бассейне МУЗ ДГП, игры на
воде и воздухе;
– активная физическая деятельность:
спортивные и подвижные игры, эстафеты,
спортивные состязания и т.д.;
– развитие физических качеств – силы,
ловкости, быстроты, выносливости и т.д.
Другое направление работы – профилактика
детского травматизма.
Здесь основная задача – формировать и
совершенствовать навыки безопасной
жизнедеятельности детей и подростков. Она
включает пропагандистскую и образовательную
деятельность в области безопасности дорожного
движения, пожаробезопасности, в ситуациях
вынужденного взаимодействия с асоциальными
личностями, общения с животными, а также
формирование навыков оказания доврачебной
помощи.
Этот блок – ядро программы и
включает мероприятия, организуемые и проводимые
при содействии специальных служб города (УВД,
ОГПС № 4, МУЗ ССМП, ветеринарные службы, службы
Санэпидемнадзора и т.д.) (см. схему).
Каждый день лагерной смены
объявляется тематическим. В течение дня дети
знакомятся с ситуациями, которые могут стать
причиной несчастного случая. Знакомство
происходит в виде встреч с сотрудниками
специальных служб, экскурсий, организации и
просмотра мини-спектаклей, подготовленных
силами детей и вожатых. Далее отрабатываются и
закрепляются специальные навыки. Все занятия
проводятся до обеда, не более одного часа – по
темам, которые представлены в Приложении.
В программе предусмотрено также время
и возможности для проведения
познавательно-развивающих игр профильной
тематики. В конце смены ребята по желанию сдают
«экзамены» «Юного спасателя» (тестирование и
соревнования по владению специальными навыками).
Все участники «экзамена» награждаются
дипломами, а особо отличившиеся воспитанники –
призами.
Организация содержательного досуга
детей и подростков – также одна из важнейших
задач программы. Она включает работу кружков,
проведение музыкальных праздников, дискотек,
экскурсий, спортивных мероприятий, посещение
театральных и цирковых представлений,
аттракционов, спортивных соревнований, в том
числе городского значения.
Не забыт у нас и психологический
аспект. Нашу профильную смену сопровождают две
психологические программы, рассчитанные на
детей 7–9 лет и 10–15 лет. Задачами этих программ
являются:
– формирование навыков, овладение
элементарными приемами саморегуляции;
– формирование навыков продуктивного
разрешения конфликтных ситуаций любого
происхождения с наглядной демонстрацией
неэффективности «взрывного» поведения;
– развитие интеллектуальных и
творческих возможностей детей.
Занятия проводятся школьным
психологом, социальным педагогом и
воспитателями во время, специально отведенное в
плане работы лагеря в течение 30–40 минут.
Полученные за время профильной
летней смены знания и навыки позволят детям
ориентироваться в различных экстремальных
ситуациях, быть самостоятельней без риска для
здоровья и жизни.
Приложение
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методист ИМДК отдела образования
Директор МОУ СОШ № 1
__________ /О.Н.Маслова/ ______________/Д.П. Молчанов/
Программы деятельности, реализуемые
в лагере педагогами профильной смены
«Мы не боимся, потому что знаем!»
№ |
Наименование
тем |
Кол-во
занятий* |
Из них: |
теор. |
практ. |
1 |
Изучение
ПДД |
6* |
2 |
4 |
1.1 |
Обязанности
пешеходов. Регулирование дорожного движения
светофорами |
|
1 |
1 |
1.2 |
Скорость движения
автомобилей. Определение тормозного пути «на
глаз» |
|
1 |
1 |
1.3 |
Конкурс рисунков
на асфальте «Я рисую перекресток» |
|
|
1 |
1.4 |
Конкурс плакатов
«Пусть дорога будет безопасной!» |
|
|
1 |
2 |
Изучение
приемов оказания первой доврачебной помощи |
9 |
5 |
4 |
2.1 |
Вводное занятие.
Самые распространенные «детские» травмы в
летний период. Способы подачи сигнала о помощи |
|
1 |
|
2.2 |
Ожоги. Тепловой
удар |
|
1 |
1 |
2.3 |
Использование
лекарственных средств. Аптечка первой помощи |
|
1 |
1 |
2.4 |
Травмы рук, ног,
резаные раны |
|
1 |
1 |
2.5 |
Специальные
службы оказания помощи. Экскурсия |
|
1 |
|
2.6 |
Мини-экзамен по
оказанию первой помощи |
|
|
1 |
3 |
Изучение
правил пожарной безопасности |
4 |
1 |
3 |
3.1 |
Экскурсия в
пожарную часть. Демонстрация специальной
техники |
|
1 |
|
3.2 |
Способы
оповещения, эвакуация |
|
|
1 |
3.3 |
Действия при
блокировании пострадавших в зоне пожара,
поведение при спасательных операциях пожарных |
|
|
1 |
3.4 |
Конкурс рисунков
на асфальте «Пожару – нет!» |
|
|
1 |
4 |
Изучение
правил безопасного взаимодействия с животными |
4 |
3 |
1 |
4.1 |
Поведение
человека при контакте с незнакомой собакой,
приемы обороны при нападении собаки |
|
1 |
1 |
4.2 |
Демонстрация
выполнения команд служебной собакой |
|
1 |
|
4.3 |
Возможные риски
передачи инфекций от больных животных человеку |
|
1 |
|
5 |
Изучение
правил общественной безопасности |
6 |
4 |
2 |
5.1 |
Беседа с детьми
младшей возрастной группы «Кто для нас чужой?» |
|
1 |
|
5.2 |
Действия ребeнка
при нападении на него в подъезде дома, на улице |
|
1 |
|
5.3 |
Права ребeнка.
Законы, защищающие ребенка от насилия, в том
числе от насилия в семье |
|
1 |
|
5.4 |
Способы подачи
сигнала о помощи |
|
|
1 |
5.5 |
Правила
поведения при угрозе захвата в заложники и
попадании в экстремальную ситуацию |
|
1 |
1 |
6 |
Изучение
правил обращения с опасными и ядовитыми
веществами |
5 |
2 |
3 |
6.1 |
Ядовитые
растения, произрастающие в Ставропольском крае и
на юге России |
|
1 |
1 |
6.2 |
Лекарственные
препараты, химические вещества бытового
назначения |
|
1 |
1 |
6.3 |
Способы очистки
и обеззараживания воды |
|
|
1 |
7 |
Изучение
правил химической и электробезопасности |
4 |
2 |
2 |
7.1 |
Химические
аварии, способы защиты |
|
1 |
1 |
7.2 |
Правила
электробезопасности дома и на улице |
|
1 |
|
7.3 |
Электроизоляция |
|
|
1 |
8 |
Занятия
по безопасности в доме |
3 |
1 |
2 |
8.1 |
Правила обращения
с горячими предметами, кипятком |
|
|
1 |
8.2 |
Правила обращения
с колющим и режущим кухонным инвентарем |
|
|
1 |
8.3 |
«Мокрые полы»,
«высокие шкафы» и т.д. |
|
1 |
|
Итого |
41 |
20 |
21 |
* Одно занятие
продолжительностью 30–40 минут.
Инна РЫБАЛЬЧЕНКО,
учитель МОУ СОШ № 1, начальник пришкольного
лагеря «Солнышко», г. Невинномысск
|