Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Городской лагерь

Научить безопасности

Программа профильной лагерной смены

В одной из школ города Невинномысска разработана своя программа тематического летнего лагеря. Она называется «Мы не боимся, потому что знаем!» и рассчитана на широкий педагогический и детский коллектив независимо от квалификации, специализации и возраста.

Реализация программы возможна как в пришкольных лагерях дневного пребывания, так и в летних профильных круглосуточного пребывания детей и подростков. Причем принципы формирования отрядов останутся традиционными – по возрасту, что является оптимальным для реализации задач данной программы.

Итак, некоторые исходные данные.

Цель программы: создать необходимые условия для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасной жизнедеятельности и воспитать здоровое, творческое, грамотное и профессионально подготовленное молодое поколение.

Задачи программы:

– приобщать детей к здоровому образу жизни;

– организовывать содержательный досуг детей и подростков;

– формировать и совершенствовать знания, умения и навыки безопасной жизнедеятельности;

– формировать важнейшие социальные навыки, в том числе – адекватных действий в экстремальных ситуациях.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет и смену продолжительностью в 18 дней.

сследования, проводившиеся в Москве после трагических событий в Беслане, выявили, что практически все родители не только не знают правил безопасного поведения, но и не представляют, где их найти, лишь переживая страх, тревогу и беспомощность. На этом фоне дети в гораздо большей степени осведомлены о правилах безопасного поведения, и источником познаний является, безусловно, курс ОБЖ. Однако данный курс, ведущийся во всех школах России, не всегда справляется с задачей, так как количество часов недостаточно для изучения таких проблем; некоторые аспекты детской безопасности вообще не включены в программу. Кроме того, теоретического знания правил недостаточно, необходима отработка практических навыков. С этой задачей, видимо, лучше всего могут справиться детские объединения специальной направленности, а в летний период – детские пришкольные лагеря.

В рамках нашей программы мы уделяем внимание мероприятиям по оздоровлению детей и подростков. Они проводятся ежедневно. К ним относятся:

– закаливание, зарядка, занятия ЛФК для детей с выявленным нарушением осанки; обучение плаванию в бассейне МУЗ ДГП, игры на воде и воздухе;

– активная физическая деятельность: спортивные и подвижные игры, эстафеты, спортивные состязания и т.д.;

– развитие физических качеств – силы, ловкости, быстроты, выносливости и т.д.

Другое направление работы – профилактика детского травматизма.

Здесь основная задача – формировать и совершенствовать навыки безопасной жизнедеятельности детей и подростков. Она включает пропагандистскую и образовательную деятельность в области безопасности дорожного движения, пожаробезопасности, в ситуациях вынужденного взаимодействия с асоциальными личностями, общения с животными, а также формирование навыков оказания доврачебной помощи.

Этот блок – ядро программы и включает мероприятия, организуемые и проводимые при содействии специальных служб города (УВД, ОГПС № 4, МУЗ ССМП, ветеринарные службы, службы Санэпидемнадзора и т.д.) (см. схему).

Каждый день лагерной смены объявляется тематическим. В течение дня дети знакомятся с ситуациями, которые могут стать причиной несчастного случая. Знакомство происходит в виде встреч с сотрудниками специальных служб, экскурсий, организации и просмотра мини-спектаклей, подготовленных силами детей и вожатых. Далее отрабатываются и закрепляются специальные навыки. Все занятия проводятся до обеда, не более одного часа – по темам, которые представлены в Приложении.

В программе предусмотрено также время и возможности для проведения познавательно-развивающих игр профильной тематики. В конце смены ребята по желанию сдают «экзамены» «Юного спасателя» (тестирование и соревнования по владению специальными навыками). Все участники «экзамена» награждаются дипломами, а особо отличившиеся воспитанники – призами.

Организация содержательного досуга детей и подростков – также одна из важнейших задач программы. Она включает работу кружков, проведение музыкальных праздников, дискотек, экскурсий, спортивных мероприятий, посещение театральных и цирковых представлений, аттракционов, спортивных соревнований, в том числе городского значения.

Не забыт у нас и психологический аспект. Нашу профильную смену сопровождают две психологические программы, рассчитанные на детей 7–9 лет и 10–15 лет. Задачами этих программ являются:

– формирование навыков, овладение элементарными приемами саморегуляции;

– формирование навыков продуктивного разрешения конфликтных ситуаций любого происхождения с наглядной демонстрацией неэффективности «взрывного» поведения;

– развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей.

Занятия проводятся школьным психологом, социальным педагогом и воспитателями во время, специально отведенное в плане работы лагеря в течение 30–40 минут.

Полученные за время профильной летней смены знания и навыки позволят детям ориентироваться в различных экстремальных ситуациях, быть самостоятельней без риска для здоровья и жизни.

Приложение

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Методист ИМДК отдела образования Директор МОУ СОШ № 1

__________ /О.Н.Маслова/ ______________/Д.П. Молчанов/

Программы деятельности, реализуемые в лагере педагогами профильной смены

«Мы не боимся, потому что знаем!»

Наименование тем

Кол-во занятий*

Из них:

теор.

практ.

1

Изучение ПДД

6*

2

4

1.1

Обязанности пешеходов. Регулирование дорожного движения светофорами

1

1

1.2

Скорость движения автомобилей. Определение тормозного пути «на глаз»

1

1

1.3

Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую перекресток»

1

1.4

Конкурс плакатов «Пусть дорога будет безопасной!»

1

2

Изучение приемов оказания первой доврачебной помощи

9

5

4

2.1

Вводное занятие. Самые распространенные «детские» травмы в летний период. Способы подачи сигнала о помощи

1

2.2

Ожоги. Тепловой удар

1

1

2.3

Использование лекарственных средств. Аптечка первой помощи

1

1

2.4

Травмы рук, ног, резаные раны

1

1

2.5

Специальные службы оказания помощи. Экскурсия

1

2.6

Мини-экзамен по оказанию первой помощи

1

3

Изучение правил пожарной безопасности

4

1

3

3.1

Экскурсия в пожарную часть. Демонстрация специальной техники

1

3.2

Способы оповещения, эвакуация

1

3.3

Действия при блокировании пострадавших в зоне пожара, поведение при спасательных операциях пожарных

1

3.4

Конкурс рисунков на асфальте «Пожару – нет!»

1

4

Изучение правил безопасного взаимодействия с животными

4

3

1

4.1

Поведение человека при контакте с незнакомой собакой, приемы обороны при нападении собаки

1

1

4.2

Демонстрация выполнения команд служебной собакой

1

4.3

Возможные риски передачи инфекций от больных животных человеку

1

5

Изучение правил общественной безопасности

6

4

2

5.1

Беседа с детьми младшей возрастной группы «Кто для нас чужой?»

1

5.2

Действия ребeнка при нападении на него в подъезде дома, на улице

1

5.3

Права ребeнка. Законы, защищающие ребенка от насилия, в том числе от насилия в семье

1

5.4

Способы подачи сигнала о помощи

1

5.5

Правила поведения при угрозе захвата в заложники и попадании в экстремальную ситуацию

1

1

6

Изучение правил обращения с опасными и ядовитыми веществами

5

2

3

6.1

Ядовитые растения, произрастающие в Ставропольском крае и на юге России

1

1

6.2

Лекарственные препараты, химические вещества бытового назначения

1

1

6.3

Способы очистки и обеззараживания воды

1

7

Изучение правил химической и электробезопасности

4

2

2

7.1

Химические аварии, способы защиты

1

1

7.2

Правила электробезопасности дома и на улице

1

7.3

Электроизоляция

1

8

Занятия по безопасности в доме

3

1

2

8.1

Правила обращения с горячими предметами, кипятком

1

8.2

Правила обращения с колющим и режущим кухонным инвентарем

1

8.3

«Мокрые полы», «высокие шкафы» и т.д.

1

Итого

41

20

21

* Одно занятие продолжительностью 30–40 минут.

Инна РЫБАЛЬЧЕНКО,
учитель МОУ СОШ № 1, начальник пришкольного лагеря «Солнышко», г. Невинномысск

Рейтинг@Mail.ru