Городской лагерь
Встреча с мечтой или потерянное время?
Летних каникул и школьники, и учителя, и
родители ждут с особым трепетом. Учителя мечтают
избавиться от напряжения, в котором пребывали
весь год и которое достигло пика ко времени
школьных экзаменов. Родители ломают голову, как
же им занять чадо в свободные месяцы. Ну а дети
просто ждут – солнца, возможности не делать
уроки, долгих прогулок и просто чего-то
особенного, захватывающего, что, конечно, может
произойти только летом.
Ждем лета и мы, работники городской
администрации, призванные отвечать за молодежь.
Ждем вместе с директорами школ, потому что хорошо
понимаем – искать это самое интересное и
захватывающее дети будут непосредственно на
улицах нашего города, и даже если этот поиск
увенчается успехом, не всегда он будет желанным и
радостным. Так что надо детей убрать с городских
улиц, из подъездов и с лавочки, что рядом с
табачным ларьком и киоском с пивом и чипсами.
Мы придумываем различные мероприятия,
экскурсии, спортивные игры, но есть одно
проверенное средство, очень любимое теми
родителями, которые не являются счастливыми
обладателями загородных коттеджей и дач и не
имеют возможности купить путевку на море или в
подмосковный пансионат. Речь идет о городском
летнем лагере дневного пребывания.
Отдам ребенка на лето в добрые руки
Для родителей удобно – с утра до
вечера ребенок под присмотром, накормлен, к делу
пристроен.
Для учителей, с одной стороны, лишняя
нагрузка, с другой – возможность
дополнительного заработка, пусть и небольшого.
Для директоров школ, на базе которых
этот лагерь организуется, – сплошные проблемы:
разрешения получи, питание организуй, детей
чем-то займи, отчетность, ответственность…
Для административных работников –
дополнительная нагрузка: льготников путевками
обеспечь, финансирование найди, транспорт на
экскурсию дай, призы на соревнования тоже, и все
время будь готов чем-то помогать и что-то решать.
А вот для детей… Сложно сказать, что
это для детей. Порой – камера хранения, куда
родители тебя сдали, вот и отбывай свой срок,
маясь от скуки и участвуя в давно надоевших
эстафетах. А порой – то самое интересное и
захватывающее, чего так долго ждали и о чем могли
только мечтать. Это как повезет. Но везение
зависит от нас, взрослых, от тех, кто организует
этот самый лагерь. Чем будет для ребенка лагерная
смена – встречей с мечтой или обременительной
скукой?
По коням!
Расскажем о прошлогоднем эксперименте
в нашем городе. Эксперименте удачном и потому
получившем развитие и повторение в этом году.
Летний городской лагерь дневного
пребывания был организован в нашем городе
Котельники Московской области на базе
детско-юношеской спортивной школы по конному
спорту. Представляете – каждый день занятия на
свежем воздухе (есть уютная беседка), кружки –
английского языка (в игровой форме), верховой
езды (на прекрасно подготовленных, спокойных
лошадях), вольтижировки (гимнастики на лошади),
экскурсии (совмещенные с пикником и творческой
работой), театральные постановки (с костюмами),
конные прогулки в лес (с индивидуальным
инструктором для страховки). Настоящая сказка
для любого нормального, ждущего приключений и
открытого для всего нового и позитивного ребенка
(а дети – они все такие, уж поверьте мне,
начальнику отдела по делам молодежи!).
Сказка – это то, что в кадре. За кадром
– всевозможные согласования с частным
конноспортивным клубом, где муниципальная
детско-юношеская спортивная школа арендует
помещения (огромное спасибо за понимание, что
дети – наше будущее и социальные проекты – наша
душа), организация питания (в соседней школе, где
есть все необходимые разрешения), подбор
персонала (преподаватель английского,
сопровождающие и тренеры при работе с лошадьми –
это все-таки спорт повышенной опасности),
постоянный контроль (директор – молодая, даже
года еще не проработала, но не побоялась взяться
за такое дело), постоянная помощь (тому же
директору, прежде всего – психологическая,
потому что многие проблемы решаются
исключительно на основе опыта).
Но это детали, главное – что дети были
по-настоящему счастливы, приобрели колоссальный
жизненный опыт и получили огромное количество
новых приятных впечатлений. А дети были разные –
от представителей вполне обеспеченных семей до
тех, кто состоит на внутришкольном учете за
прогулы, курение в туалете и хамство учителям.
Так уж сложилось – кого-то привлек конный спорт,
один из самых престижных в мире, кого-то
отправили педагоги, соблазнив возможностью
бесплатно покататься на лошадке. Хорошо было
всем, каждый получил определенное воспитание,
жизненную школу.
Вот несколько ярких моментов из жизни
нашего лагеря.
Знакомство
Собрались все на открытом большом
балконе, по кругу сели за стол. Долго
рассаживались – почти никто никого не знает,
место выбрать не может – то ли дальше от
педагога, то ли рядом с ним, то ли вообще в
стороне.
Вера Юрьевна – начальник лагеря –
показывает всем мягкую игрушечную лошадку и
сообщает, что говорить может только тот, кто
держит лошадку в руках. И просит каждого
рассказать о себе – кратко, но чтобы было
понятно, что ты за человек и чем интересен.
Начинает первая – рассказывает о своей семье,
увлечениях.
Потом лошадка переходит к Юре, который
все время стремится быть в центре внимания и сел
во главе стола. У него все просто – как зовут, где
учится, где живет. Ничего личного. Олег, говорящий
за ним, придерживается того же плана, а вот Оля
рассказывает, как она любит животных, какой у нее
живет хомячок и как она хочет завести щенка.
Наташа рассказывает, что у нее мало друзей и она
очень переживает из-за этого, а Юля – как она
мечтала научиться ездить на лошадях.
Тут Юра, который понял, что на общем
фоне выглядит как-то серо, снова попросил лошадку
и рассказал, какой у него новый велосипед и как он
здорово катается. Вера Юрьевна говорит, что
больше лошадку никому второй раз не даст,
говорите сразу всё. Каждый начинает думать,
искать в себе самое хорошее и интересное.
Возможно, впервые в жизни ребята
задумались о том, какие же они есть для себя и для
других.
Опять скрипит потертое седло…
Первое занятие верховой ездой. С
лошадьми уже познакомились – учились чистить и
седлать. Сначала было страшно – лошадь огромная,
живая, что там у нее в голове – непонятно. Но
потом прошел конкурс причесок для лошади, и,
украшая конские хвосты цветными лентами,
заплетая гривы в косички и до блеска натирая
копыта, ребята забыли о своих страхах.
К сожалению, вместе со страхами забыли
и об осторожности, но когда рыжий Подарок слегка
наступил девочке на ногу, все вспомнили о технике
безопасности. Скажу сразу: больше даже намека на
травму в лагере не было.
И вот настал торжественный момент –
каждый садится верхом. Все надели защитные шлемы,
а рядом с лошадью для страховки – учащиеся ДЮСШ.
Они тоже были в лагере в качестве воспитанников,
помогали тренерам, показывали и
совершенствовали свое мастерство, чувствовали
огромную ответственность и были преисполнены
собственной значимости.
У кого-то из новичков дрожат коленки.
Кто-то, например Таня, быстро залезает на лошадь,
не испытывая ничего, кроме радости. Громко
выражает свой восторг. Конь под ней чуть
ускоряется, не понимая, почему всадник так шумит,
пытается перейти на рысь. Таня сразу замолкает.
Начинает внимательно слушать тренера.
Обычно шумному Юре понадобилось
несколько кругов, чтобы прийти в себя и понять,
что ничего страшного не происходит. А вот тихий и
незаметный Коля просто внимательно слушал
тренера, спокойно общался со своим конем и был
лучше всех, получив всеобщее признание и
заслуженную похвалу.
Страшно ли было детям первый раз
садиться на лошадь? Конечно. Отсутствие страха в
данном случае есть отсутствие инстинкта
самосохранения. А вот умение справиться со своим
страхом, правильно и спокойно повести себя в этой
ситуации, понять, что соблюдение определенных
правил есть залог твоей безопасности, – это то,
чему в первую очередь старался научить детей
педагог-инструктор. И этот опыт поможет в
дальнейшем не растеряться в любой сложной
ситуации, не испугаться неизвестности и не
поддаться ненужным эмоциям.
Пришло указание – читать уголовный
кодекс
Пришло указание «сверху» – провести
беседу с детьми на тему уголовной
ответственности за правонарушения, совершенные
несовершеннолетними. Это что же – Уголовный
кодекс вслух читать? В общем, смысл в
разъяснительной работе, конечно, есть, но как не
превратить ее в занудную рутину? Придумали.
Сделали копии статей Уголовного
кодекса, касающихся несовершеннолетних,
разбились на несколько групп. Каждая группа
готовила сценки, иллюстрирующие различные
статьи, а остальные угадывали, под какую статью
УК РФ подходит то или иное действие и какое
наказание за него предусмотрено законом. Был
элемент соревнования – побеждает группа,
правильно подобравшая наибольшее число статей.
В этой работе было все – и чтение
специального текста, и театральная постановка, и
викторина по группам с обсуждением и поиском
правильного ответа, который надо еще
аргументировать. Потом часто было слышно: «Что ты
бумажку бросил? Это же…» Дальше следовало
название статьи УК и мера наказания в
соответствии со степенью вины. Я, конечно, их
сейчас не назову, а вот дети наверняка вспомнят.
Кто ищет – тот найдет
Это – игра-приключение по принципу
спортивного ориентирования. Сотрудники лагеря
заранее наметили в соседнем лесопарке маршрут. У
входа надо найти конверт с указанием, где
находится следующий «контрольный пункт» и как
его следует достичь. Возможно, надо считать шаги,
возможно – идти по знакам на деревьях, возможно
– искать приметный куст или столб. Все знали, что
в конце ждет приз (мы приготовили детское
шампанское и фрукты).
Часть детей участвовала в поиске
верхом, часть находилась «в пешем строю», потом
они менялись ролями. Маршрут расставляли часа
два, прятали конверты с инструкциями, ставили
знаки на деревьях. Очень волновались, что дети
чего-то не поймут и не найдут.
Дети промчались по маршруту минут за
пятнадцать, почти загнав
взрослых-сопровождающих. Мальчишки неслись
впереди, задачки-задания решали все вместе.
Сюрприз оказался в конце: последнего знака,
который указывал на место, где будет спрятан
приз, найти не смог никто – ни дети, ни
сопровождающие, ни те, кто этот приз прятал. То ли
кто-то из гуляющих в парке людей взял, то ли
ветром сдуло.
Сначала искали знак, потом просто
прочёсывали берег карьера в поисках приза. Через
час кое-кто устал, сдался, сел на солнышке. Трое
мальчишек – Андрей и два брата-близнеца Юрка и
Денис, ужасные непоседы, продолжали поиски. Еще
через двадцать минут их товарищи стали говорить,
что искать бесполезно и пора идти домой. Еще
через некоторое время сдались педагоги. Тройка
активистов не сдавалась: «Искать будем до победы!
Хотя бы следы должны остаться!»
В конце концов нервы сдали у Веры
Юрьевны: «Все! Домой!» – «Пожалуйста! Еще пять
минут!» – «Ладно. Время пошло».
На четвертой минуте раздался крик:
«Нашел!» Побежали все – не может быть! Гордый
Денис стоял на берегу карьера и держал приз.
Ребят поздравляли, обнимали, они в один
миг стали героями, не сдавшимися, не
побежденными. И не беда, что бананы почернели на
солнце, а шампанское, когда его открыли, почти все
вылилось на счастливых искателей. Главное не
приз, а победа!
Экскурсия по выбору
Поехать на экскурсию – всегда здорово.
А вот самим решить, куда ехать и что там смотреть
– здорово вдвойне. Это уже самореализация,
воплощение в жизнь собственных идей.
Сначала, разбившись на группы, выбрали
из книги «Памятные места Подмосковья» несколько
интересных городов и усадьб. Потом каждая группа
готовила презентацию своего места. И тайным
голосованием решали, куда едем. Выбрали
музей-усадьбу Абрамцево. А потом решали, что
будем смотреть в самом музее.
Особенно много нареканий вызвала
церковь. Оля говорила, что в церкви надо молиться,
а не по сторонам глазеть, а Антон говорил, что
можно и посмотреть, если интересно и есть что
узнать. Юрка вообще сказал, что тем, кто в Бога не
верит, в церковь идти нельзя. В конце концов
решили в церковь идти, потому что она очень
красивая, а «Бог добрый и не будет сердиться, если
кто-то смотрит по сторонам или в него не верит».
В музее было здорово, а по дороге домой
мы остановились в лесу, развели костер и пожарили
сосиски. Хорошо, что автобус для экскурсии дала
администрация города, а не турбюро: больше
свободы для творчества.
За кулисами
Ставили по группам сценки. Ребята сами
придумывали костюмы, спецэффекты, распределяли
роли. Но важно еще то, что мы не просто играли
спектакль, мы играли в театр.
Приглашали гостей (из администрации
города), делали сцену и зрительный зал на большой
поляне, рисовали билеты и программки,
организовывали буфет и занавес.
Работали все, и некоторые из детей в
тот день впервые посетили настоящий театр.
И снова знакомство
Последний день лагеря, и дети снова
сидят за столом в кругу и держат
лошадку-талисман, которая дает право говорить. К
ней уже привыкли – так много раз обсуждали
различные события, высказывали идеи. Сейчас
каждый скажет, что ему понравилось в лагере, а что
нет. А потом выберет двух человек, которые скажут
о нем свое мнение. Честно и без недомолвок.
Это здорово. Видно, как дети научились
анализу, объективности, видно, что они имеют свое
мнение и готовы за него отвечать. Видно, кто
пользуется авторитетом, а кто-то задумывается,
почему все смеются над его шутками, а тут говорят
о его несерьезности и безответственности. Дети
учатся очень важному – объективной оценке себя и
других, без обмана и обид.
Спасибо вам за вашего ребенка!
Перед расставанием мы награждали
грамотами Отдела по физической культуре, спорту,
туризму и делам молодежи города самых активных
ребят. И родителей – за то, что они воспитали
таких замечательных детей.
Все лучшее – детям!
Этим летом мы вновь планируем такой
лагерь, увеличиваем число смен и количество
детей. Мы сделали выводы: знаем, что надо
изменить, что было просто замечательно, что еще
можно попробовать.
Главное – это цели, которые мы себе
ставим: чтобы было хорошо нашим детям, чтобы они
росли здоровыми и счастливыми, чтобы детство
было для них действительно прекрасной порой. И
чтобы для своих детей они искали бы такого же
счастья, и тогда весь наш мир станет светлее и
лучше.
Алексей МОРГУНОВ,
начальник Отдела по физической культуре, спорту,
туризму и делам молодежи Управления по
социальной политике администрации
г. Котельники Московской обл.
|