Гимназии
Кто мы и откуда?
Союз гимназистов в гражданском
становлении личности
«Если мы выстрелим в прошлое из
винтовки, будущее ответит нам выстрелом из
пушки», – писал Расул Гамзатов. Эти слова
напоминают о необходимости бережного отношения
к нашей истории, к тем моральным и культурным
ценностям, которые, веками накапливаясь,
оберегали российский народ. Прививая молодому
поколению чувство любви к Родине, преданность ей
и ее лучшим традициям, мы даем ему возможность
прикоснуться к самым памятным страницам истории
Отечества, своего края, рода, семьи.
На нынешнем историческом отрезке
времени российская школа представляет собой
школу ума, школу знания и в значительно меньшей
степени – школу воспитания. А без основательного
нравственного воспитания невозможно
подготовить ребят к жизни в обществе.
Каждый из субъектов воспитательного
процесса гимназии – педагоги, учащиеся, родители
– осознает, что одним из основных направлений
образования должно быть духовно-нравственное
становление молодого человека, формирование
социально значимых ценностей в гражданском
становлении личности.
Образование в широком смысле – это не
только усвоение определенной суммы знаний, но и
социализация ученика в ходе
учебно-воспитательного процесса, освоение
системы социальных ценностей, развитие качеств и
навыков, позволяющих личности эти ценности
реализовать, отстаивать и защищать.
Гуманитарное образование, реализуемое
в гимназии, призвано обеспечить воспитание
патриотов, граждан правового демократического
государства, уважающих права и свободы личности
и обладающих высокой культурой.
Накопление демократического
потенциала и развитие своих гражданских прав,
получение навыков их реализации осуществляются
через участие в органах ученического
самоуправления.
Переход школы в статус гимназии
поставил перед педагогическим и ученическим
коллективами задачу создания детской
самодеятельной общественной организации. Она
должна отвечать интересам учащихся, родителей,
педагогов. Такой организацией стал Союз
гимназистов, объединяющий учащихся с 5 по 11
классы.
Прием в члены Союза гимназистов
проходит на добровольной основе. По положению
Союза высшим органом является конференция, а
руководящим – совет Союза гимназистов. В совет
входят по одному представителю от 8–11 классов. Из
числа членов совета избираются тайным
голосованием президент и вице-президент. В
совете работают департаменты: учебный,
культмассовый, военно-спортивный, трудовой, а
также ученическое научное общество «Эврика»,
редакция газеты «Шанс». С 2003 года для учащихся 5–7
классов создан Город Юных Гимназистов – младший
брат совета, со своими органами самоуправления.
Положением определены права и
обязанности, структура и атрибуты Союза
гимназистов.
Гимназисты имеют право:
– избирать и быть избранными в совет
Союза начиная с 8-го класса;
– оценивать работу выборного
органа, доверять ему свои проблемы и получать от
него помощь, принимать участие в планировании
работы и участвовать в выполнении плана;
– на уважение своего человеческого
достоинства;
– на добровольный выход из Союза
гимназистов.
Член Союза гимназистов обязан:
– соблюдать положение о Союзе
гимназистов;
– заботиться о чести и поддержании его
традиций и авторитета;
– проявлять уважение к старшим,
помогать им, уважительно относиться к взглядам и
убеждениям других людей, их чести и достоинству;
– заботиться о своем здоровье,
безопасности жизни и окружающей среды;
– быть вежливым, культурным;
– соблюдать законы РФ, устав гимназии.
Принят Кодекс Чести гимназиста. Его
заповеди:
1. Верить в Россию, любить Россию,
помогать России.
2. Быть достойным гражданином
города-героя Мурманска.
3. Вести себя везде и всюду так, чтобы
не уронить честь и достоинство, не запятнать имя
гимназии № 5.
Выпускники 1998 года написали Гимн
гимназии, который исполняется на всех
праздничных мероприятиях гимназии, а также
создали эмблему.
Совет гимназистов разработал статус
гимназиста, который включает положение о
поощрениях и взысканиях учащихся, контроль
посещаемости занятий, внешнего вида учащихся,
требования к поведению на уроке, соблюдению
культуры учебного труда.
Одним из направлений деятельности
Совета гимназистов является формирование
политической и демократической культуры
учащихся, понимание прав и обязанностей
гражданина общества, мира, признающего
общечеловеческие ценности. Это важно при
проведении выборов органов ученического актива
гимназии.
Ощущение включенности в общественную
жизнь позволяет организовать воспитательный
процесс не только как передачу готового опыта
общественных отношений, но и как возможность
каждому проявить свою индивидуальность в
атмосфере сотрудничества.
Осознание гимназистами своей
значимости особенно явно происходит при
организации общественно значимых дел. Такими
делами в 2004–2005 годах стали: подготовка к
празднованию
60-летия разгрома фашистских войск в Заполярье и
60-летие Победы, участие в городской акции «Боевая
слава Заполярья».
Посвящение в гимназисты –
традиционный праздник, который ежегодно
отмечается 4 ноября. К этому дню пятиклассники
знакомятся с традициями гимназии, разучивают
Гимн гимназии, знакомятся с Кодексом Чести
гимназиста. На празднике проводится инаугурация
вновь избранных президента, вице-президента
Союза гимназистов, мэра и вице-мэра ГЮГа (Города
юных гимназистов), с вручением знаков отличия:
лента для президента и вице-президента, галстук
для мэра ГЮГа. Всем пятиклассникам вручается
Памятка гимназисту и значки с эмблемой гимназии.
Воспитание гражданина России
невозможно без ответа на вопросы: «Кто мы?» и
«Откуда мы?». Чувство патриотизма не прививается
абстрактно. История города, страницы его
прошлого – вот основа патриотического
воспитания. Тематические часы общения «Роль
личности в истории города-героя Мурманска»,
конференция старшеклассников «Вклад мурманчан в
Победу в Великой Отечественной войне и
укрепление обороноспособности нашей страны»,
«Готов ли ты защищать Отечество?», участие в «Дне
призывника», экскурсии в музеи КСФ поселков
Сафоново и Росляково, города Североморска,
организация фестиваля «Споемте, друзья!»,
разработка и издание плаката «Символика и
награды города-героя Мурманска» – это не полный
перечень мероприятий, проводимых педагогами
гимназии с советом гимназистов по воспитанию
достойного гражданина города-героя Мурманска.
Используя воспитательное
пространство гимназии – Краеведческий и
Художественный музеи, Областную
детско-юношескую библиотеку, Детский
театральный центр, мы проводим:
· традиционные игры: «Ты –
мурманчанин», «Знаешь ли ты города-побратимы
города-героя Мурманска?», встречи с почетными
гражданами Мурманска, ветеранами Великой
Отечественной войны и труда, учителями школы № 35
и жителями микрорайона;
· конкурс «Песни, опаленные войной».
Совместная работа с Областной
детско-юношеской библиотекой прививает учащимся
любовь к книге, к истории родного края.
Традиционно 1 сентября в День знаний проводятся
уроки доброты и человечности: «Моя Родина –
Кольский край», «Книга – твой верный друг», на
которых обычно присутствует более 300
гимназистов.
Проводимые совершенно разные по
характеру КТД акции объединяет то, что в каждом
деле участники пытаются исполнить социальные
роли граждан и патриотов нашего государства,
города, гимназии, своей семьи.
Валерий МИНИН,
заместитель директора гимназии № 5,
г. Мурманск
Подготовлено по материалам
научно-практической конференции «200 лет
российскому гимназическому образованию»
|