Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Гимназии

Кто мы и откуда?

Союз гимназистов в гражданском становлении личности

«Если мы выстрелим в прошлое из винтовки, будущее ответит нам выстрелом из пушки», – писал Расул Гамзатов. Эти слова напоминают о необходимости бережного отношения к нашей истории, к тем моральным и культурным ценностям, которые, веками накапливаясь, оберегали российский народ. Прививая молодому поколению чувство любви к Родине, преданность ей и ее лучшим традициям, мы даем ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи.

На нынешнем историческом отрезке времени российская школа представляет собой школу ума, школу знания и в значительно меньшей степени – школу воспитания. А без основательного нравственного воспитания невозможно подготовить ребят к жизни в обществе.

Каждый из субъектов воспитательного процесса гимназии – педагоги, учащиеся, родители – осознает, что одним из основных направлений образования должно быть духовно-нравственное становление молодого человека, формирование социально значимых ценностей в гражданском становлении личности.

Образование в широком смысле – это не только усвоение определенной суммы знаний, но и социализация ученика в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение системы социальных ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовать, отстаивать и защищать.

Гуманитарное образование, реализуемое в гимназии, призвано обеспечить воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой культурой.

Накопление демократического потенциала и развитие своих гражданских прав, получение навыков их реализации осуществляются через участие в органах ученического самоуправления.

Переход школы в статус гимназии поставил перед педагогическим и ученическим коллективами задачу создания детской самодеятельной общественной организации. Она должна отвечать интересам учащихся, родителей, педагогов. Такой организацией стал Союз гимназистов, объединяющий учащихся с 5 по 11 классы.

Прием в члены Союза гимназистов проходит на добровольной основе. По положению Союза высшим органом является конференция, а руководящим – совет Союза гимназистов. В совет входят по одному представителю от 8–11 классов. Из числа членов совета избираются тайным голосованием президент и вице-президент. В совете работают департаменты: учебный, культмассовый, военно-спортивный, трудовой, а также ученическое научное общество «Эврика», редакция газеты «Шанс». С 2003 года для учащихся 5–7 классов создан Город Юных Гимназистов – младший брат совета, со своими органами самоуправления.

Положением определены права и обязанности, структура и атрибуты Союза гимназистов.

Гимназисты имеют право:

– избирать и быть избранными в совет Союза начиная с 8-го класса;

– оценивать работу выборного органа, доверять ему свои проблемы и получать от него помощь, принимать участие в планировании работы и участвовать в выполнении плана;

– на уважение своего человеческого достоинства;

– на добровольный выход из Союза гимназистов.

Член Союза гимназистов обязан:

– соблюдать положение о Союзе гимназистов;

– заботиться о чести и поддержании его традиций и авторитета;

– проявлять уважение к старшим, помогать им, уважительно относиться к взглядам и убеждениям других людей, их чести и достоинству;

– заботиться о своем здоровье, безопасности жизни и окружающей среды;

– быть вежливым, культурным;

– соблюдать законы РФ, устав гимназии.

Принят Кодекс Чести гимназиста. Его заповеди:

1. Верить в Россию, любить Россию, помогать России.

2. Быть достойным гражданином города-героя Мурманска.

3. Вести себя везде и всюду так, чтобы не уронить честь и достоинство, не запятнать имя гимназии № 5.

Выпускники 1998 года написали Гимн гимназии, который исполняется на всех праздничных мероприятиях гимназии, а также создали эмблему.

Совет гимназистов разработал статус гимназиста, который включает положение о поощрениях и взысканиях учащихся, контроль посещаемости занятий, внешнего вида учащихся, требования к поведению на уроке, соблюдению культуры учебного труда.

Одним из направлений деятельности Совета гимназистов является формирование политической и демократической культуры учащихся, понимание прав и обязанностей гражданина общества, мира, признающего общечеловеческие ценности. Это важно при проведении выборов органов ученического актива гимназии.

Ощущение включенности в общественную жизнь позволяет организовать воспитательный процесс не только как передачу готового опыта общественных отношений, но и как возможность каждому проявить свою индивидуальность в атмосфере сотрудничества.

Осознание гимназистами своей значимости особенно явно происходит при организации общественно значимых дел. Такими делами в 2004–2005 годах стали: подготовка к празднованию
60-летия разгрома фашистских войск в Заполярье и 60-летие Победы, участие в городской акции «Боевая слава Заполярья».

Посвящение в гимназисты – традиционный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. К этому дню пятиклассники знакомятся с традициями гимназии, разучивают Гимн гимназии, знакомятся с Кодексом Чести гимназиста. На празднике проводится инаугурация вновь избранных президента, вице-президента Союза гимназистов, мэра и вице-мэра ГЮГа (Города юных гимназистов), с вручением знаков отличия: лента для президента и вице-президента, галстук для мэра ГЮГа. Всем пятиклассникам вручается Памятка гимназисту и значки с эмблемой гимназии.

Воспитание гражданина России невозможно без ответа на вопросы: «Кто мы?» и «Откуда мы?». Чувство патриотизма не прививается абстрактно. История города, страницы его прошлого – вот основа патриотического воспитания. Тематические часы общения «Роль личности в истории города-героя Мурманска», конференция старшеклассников «Вклад мурманчан в Победу в Великой Отечественной войне и укрепление обороноспособности нашей страны», «Готов ли ты защищать Отечество?», участие в «Дне призывника», экскурсии в музеи КСФ поселков Сафоново и Росляково, города Североморска, организация фестиваля «Споемте, друзья!», разработка и издание плаката «Символика и награды города-героя Мурманска» – это не полный перечень мероприятий, проводимых педагогами гимназии с советом гимназистов по воспитанию достойного гражданина города-героя Мурманска.

Используя воспитательное пространство гимназии – Краеведческий и Художественный музеи, Областную детско-юношескую библиотеку, Детский театральный центр, мы проводим:

· традиционные игры: «Ты – мурманчанин», «Знаешь ли ты города-побратимы города-героя Мурманска?», встречи с почетными гражданами Мурманска, ветеранами Великой Отечественной войны и труда, учителями школы № 35 и жителями микрорайона;

· конкурс «Песни, опаленные войной».

Совместная работа с Областной детско-юношеской библиотекой прививает учащимся любовь к книге, к истории родного края. Традиционно 1 сентября в День знаний проводятся уроки доброты и человечности: «Моя Родина – Кольский край», «Книга – твой верный друг», на которых обычно присутствует более 300 гимназистов.

Проводимые совершенно разные по характеру КТД акции объединяет то, что в каждом деле участники пытаются исполнить социальные роли граждан и патриотов нашего государства, города, гимназии, своей семьи.

Валерий МИНИН,
заместитель директора  гимназии № 5,
г. Мурманск
Подготовлено по материалам научно-практической конференции «200 лет российскому гимназическому образованию»

Рейтинг@Mail.ru