Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Практика

Организация социально-гуманитарного профиля в средней школе

Мы продолжаем разговор об организации в школе социально-гуманитарного профиля. В предыдущем номере мы рассмотрели суть профиля, его базовые предметы, сетку часов и основные сферы применения знаний, которые учащиеся приобретают в рамках этого профиля. Теперь поговорим об элективных курсах. Выбор курсов будет зависеть в большей степени от кадровых и материально-технических возможностей школ и запросов учащихся и их родителей. Однако уже можно обозначить несколько вариантов формирования учебного плана.

Окончание. Начало см. № 9/2007

Первый вариант. Так как профессиональная карьера большинства выпускников классов социально-гуманитарного профиля будет связана со сферой «Человек», то, на наш взгляд, целесообразно предложить учащимся элективные курсы по психологии. Например, поведение в конфликтных ситуациях, психология общения и межличностных взаимоотношений, психология человека и общества и т.п. Учащимся полезно приобрести знания о самих себе в этом мире, о психологии субъективности, навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора и т.д. Психология может изучаться и за счет часов регионального компонента. Например, Министерство образования Омской области включило ее в перечень предметов регионального компонента.

Одним из основополагающих умений, формирование которого предусматривают стандарты и профильные программы по различным предметам, является «владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)». Эту задачу поможет решить курс риторики – дисциплины, поистине являющейся колыбелью гуманитарного знания. Целью курса станет приобщение к культуре мысли и слова. В результате учащиеся научатся более четко, логично и связно выстраивать собственные мысли; понимать потребности аудитории и собеседника; уверенно чувствовать себя в ситуациях, когда требуется «встать и сказать»; свободнее общаться с людьми; научатся конкретным разновидностям речевых построений.

Целесообразно также в 10-м классе вести курс логики. Учащиеся должны научиться развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), находить аргументы в защиту своей собственной позиции.

Поскольку помыслы, намерения, взгляды людей выражаются в тексте, гуманитарное знание опирается на понимание его смысла. Понимание текста не может быть столь строгим, как объяснение объективных социальных связей. Возможны истолкования текста, которые не являются единственно верными, но имеют право на существование. Существенное влияние на понимание текста оказывает наличие подтекста и включенность данного текста в широкий социокультурный контекст. Следовательно, будет полезно предложить учащимся элективный курс, связанный с лингвистическим анализом текста, а также курс, рассматривающий различные стили речи и предусматривающий развитие умений составлять план, тезисы, конспект; подготовить аннотацию, рецензию, реферат, резюме, творческую работу.

В сетке часов социально-гуманитарного профиля не выделены часы на предмет «информатика и ИКТ». Но так как сегодня невозможно обойтись без использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности, то в 10 классе можно предложить учащимся элективный курс, связанный с данной предметной областью. Например, технология презентаций. В Омской области «информатика и ИКТ» включены в перечень предметов регионального компонента, следовательно, часы на его изучение можно взять из этой части учебного плана.

Другими словами, элективные курсы в 10 классе могут быть направлены на формирование надпредметных умений, навыков и способов деятельности.

С этой точки зрения учащимся будет полезен элективный курс «Как сделать проект». Проектирование сегодня является универсальной технологией достижения желаемых результатов. Она включает в себя: постановку цели, определение задач, поиск эффективных способов осуществления деятельности; оценку своих возможностей и ресурсов, презентацию, анализ результатов деятельности. Эту технологию выпускник школы может применить не только для реализации учебных целей, но и для построения своей дальнейшей жизненной и профессиональной карьеры.

Сетка часов при этом будет выглядеть как в таблице 1.

Таблица 1

Примерный учебный план для 10-го класса социально-гуманитарного профиля

Учебные предметы

Число недельных учебных часов

I. Базовые учебные предметы

Иностранный язык

3

Математика

4

Экономика

0,5

Естествознание

3

Мировая художественная культура

1

Физическая культура

2

II. Профильные учебные предметы

Русский язык

3

Литература

5

История

4

Обществоведение

3

Право

2

III. Элективные учебные предметы

Курсы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

3,5

Математика

Как сделать проект

Риторика

Логика

Лингвистический анализ текста

Русский язык: стили речи

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

2

1) Психология

Информатика и ИКТ

2) Психология

Информатика и ИКТ

Экономика

3) Психология

Экономика

1

1

1

0,5

0,5*

0,5

1,5

* Экономика также включена в перечень предметов регионального компонента в Омской области. Выделение дополнительных часов на ее изучение связано со сдачей Единого государственного экзамена по обществознанию. В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ 2003 и 2004 годов было 9 заданий по разделу «Экономическая сфера жизни общества» и 4 задания по содержательной линии «Общество». Количество заданий в работе пропорционально количеству дидактических единиц. По содержательным линиям «Общество» и «Духовная сфера» их девять, а по содержательной линии «Экономическая сфера» таких дидактических единиц двадцать одна (Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание / Е. Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов и др. – М. : Интеллект-Центр, 2004.).

Можно использовать элективные курсы, опубликованные в сборнике «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание»» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. Это 10 учебных программ элективных курсов:

– история техники;

– география человеческих перспектив;

– социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие;

– философские беседы;

– теория знаний и критическое мышление;

– устойчивое развитие;

– эффективное поведение в конфликте;

– психология человека и общества;

– азбука журналистики;

– человек – общество – мир.

Перечень элективных курсов в 11 классе будет определяться результатами контрольных срезов по окончании 10 класса с целью выявления наиболее сложных для понимания учащихся тем.

Так как выпускники, скорее всего, будут сдавать единые государственные экзамены по профильным предметам, то элективные курсы в 11 классе должны быть направлены на углубление предметного содержания профильных предметов и обеспечение успешной сдачи ЕГЭ. Например, по истории – «Внешняя политика Российской империи в XIII – начале XX вв.», «Политические партии в России начала XX века», «Политические судебные процессы 1920–1930-х годов», «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» и т.п.; по обществознанию – «Решение тестовых заданий по обществознанию», «Как написать эссе по обществознанию» и т.п.; по математике – «Решение заданий части С по математике».

Второй вариант. Этот подход существенно расширяет возможности социально-гуманитарного профиля для конкретного образовательного учреждения в условиях ограниченных ресурсов.

Поскольку сегодня сохраняется высокий уровень ориентации выпускников школ на социально-экономические специальности, возможна некоторая трансформация сетки часов социально-гуманитарного профиля с увеличением часов на изучение экономики и математики. Так как в Омской области экономика входит в перечень предметов регионального компонента, то мы можем добавить 3 часа (на два года – 1,5/1,5 в 10 и 11 классах) из регионального компонента для изучения экономики на профильном уровне в соответствии с требованиями федерального компонента.

Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по предмету, минимально необходимый будущему журналисту, политологу, историку, социологу, работнику сферы образования. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. В будущем выпускник школы, не имея специального экономического образования и опираясь на полученные знания, сможет реализовать себя в сфере частного предпринимательства либо использовать их в своей деятельности в качестве наемного работника.

Необходимо увеличить и количество часов на математику. Чтобы обеспечить успешную сдачу ЕГЭ, можно добавить по 1 часу в 10 и 11 классах на ее изучение за счет часов элективных курсов.

Сетка часов тогда будет выглядеть как в таблице 2.

Таблица 2

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Иностранный язык

6

Математика

8

Экономика

1

Естествознание

6

Мировая художественная культура

2

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Русский язык

6

Литература

10

История

8

Обществоведение

6

Право

4

III. Элективные учебные предметы

Курсы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты,

исследовательская деятельность

7 – 2

(на математику)

Математика

Решение задач части С по математике

2

1

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4 – 3

(на экономику)

Экономика

Информатика и ИКТ

3

1

В таком случае выпускники смогут поступить и на факультеты экономической направленности (на примере вузов г. Омска) (см. табл. 3)

Таблица 3

Специальность

Экзамены

Возможности для дальнейшей профессиональной карьеры

1

Экономика

Специальности: экономическая теория; экономика, финансы и кредит; бухгалтерский учет; государственное и муниципальное управление; менеджмент организации; налоги и налогообложение; управление персоналом

Математика, обществознание

или иностранный язык

или физика, русский язык

Экономическая, аналитическая, проектная, управленческая, образовательная работа на предприятиях различных форм собственности, в банках, финансовых учреждениях, образовательных и исследовательских организациях, органах государственного и муниципального управления

2

Маркетинг, мировая экономика

Математика, иностранный язык, русский язык

Организация внешнеэкономической деятельности предприятия, работа в иностранных фирмах, в налоговой и таможенной службах, в банках, финансовых и страховых компаниях, инвестиционных фондах, государственных органах федерального и муниципального уровня

3

Регионоведение

Иностранный язык, обществознание

или история России, русский язык

Эксперты и консультанты в области страноведения, переводчики-референты при работе в государственных органах, научных и высших учебных заведениях; работа в коммерческих организациях, ориентированных на широкие международные связи

4

Реклама

Иностранный язык, русский язык, математика

Работа в рекламных агентствах, коммерческих организациях, СМИ

Если учащиеся профильного класса собираются поступать на специальности «Регионоведение» и «Реклама», то возможен вариант формирования учебного плана более частного характера. Увеличивается количество часов на изучение иностранного языка.

Третий вариант. Формирование учебного плана в части элективных курсов должно поддерживать прежде всего профильные предметы. Если большинство учащихся класса планирует в дальнейшем связать свою профессиональную деятельность со специальностями «история» или «юриспруденция», то целесообразно предложить им курсы, связанные со спецификой интересующих их предметов. Например, «Методы исторического (обществоведческого) исследования», «Практическое право», «Анализ исторического источника», «Русская история в сравнительном освещении», «Права человека в современном мире», «Судопроизводство в РФ» и т.п. По аналогии, если учащиеся ориентированы на специальность «филология», то можно предложить курсы «Азбука журналистики», «Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры», «Искусство и литература Древней Руси» и т.п.

Наталия БУГРОВА,
Омский государственный педагогический университет

Рейтинг@Mail.ru