Самопроверка
Проведение
проблемно-ориентированного анализа
деятельности школы
Учебный год заканчивается, и перед
директором встает ежегодная проблема –
составить анализ работы ОУ. В московской школе №
901 за несколько лет сложилась определенная
технология подготовки материалов для
проблемно-ориентированного анализа. В работе
принимают участие все члены педколлектива.
Надеемся, наш опыт поможет коллегам справиться с
этой трудоемкой задачей.
Мы строим анализ на результатах
деятельности педагогического коллектива и идем
через осмысление путей, средств, способов их
достижения к нерешенным проблемам. Такая схема
позволяет определить перспективы на следующий
учебный год. Цели и задачи итогового анализа мы
сформулировали в схеме на с. 8.
Структура итогового анализа состоит
из пяти основных блоков, каждый из которых имеет
свои цели.
Блок 1. Образовательная деятельность
1.1. Успеваемость, качество ЗУН (по
классам, предметам, учителям).
1.2. Состояние здоровья и физического
развития учащихся.
1.3. Качество преподавания.
1.4. Организация УВП.
1.5. Воспитательная работа.
Цель анализа:
оценить по классам, предметам,
учителям качество ЗУН, выявить положительную
динамику и установить причины негативных
процессов;
определить уровень здоровья и
физического развития учащихся, подвести итоги
работы по созданию оздоровительной модели
общеобразовательного учреждения;
определить связь между качеством
деятельности учителей и глубиной и прочностью
ЗУН учащихся;
показать основные принципы
организации учебного процесса в школе,
определить положительные и отрицательные
стороны;
оценить состояние и продуктивность
воспитательной работы в школе.
Блок 2. Научно-методическая
деятельность
2.1. Продуктивность методической
работы.
2.2. Эффективность и действенность
инновационной работы.
Цель анализа:
определить уровень продуктивности
методической работы в школе;
составить представление о научном
уровне, системности и действенности
инновационной работы как основном инструменте
включения школы в режим развития;
оценить влияние методической и
инновационной работы на достижение конечных
результатов деятельности школы.
Блок 3. Управленческая деятельность
3.1. Эффективность и действенность
внутришкольного управления и контроля.
3.2. Мотивационная деятельность.
Цель анализа:
определить результативность
внутришкольного управления, его влияние на
развитие педагогического процесса;
рассмотреть вопрос о создании
условий и стимулов для формирования творчески
работающего педагогического коллектива и
удовлетворения потребностей учителя.
Блок 4. Финансово-хозяйственная
деятельность
4.1. Ведение бухгалтерского учета и
отчетности по бюджетным и внебюджетным
средствам.
4.2. Материально-техническое оснащение
УВП.
4.3. Деятельность по сохранности здания
и имущества.
Цель анализа:
проконтролировать ведение
самостоятельного бухгалтерского учета и
рационального распределения бюджетных средств;
оценить эффективность использования
аренды для решения перспективных вопросов
развития школы и пополнения ее
материально-технической базы.
Блок 5. Оценка деятельности школы.
Цели и задачи на новый учебный год
Цель анализа:
подвести итог деятельности школы за
учебный год;
наметить пути устранения причин
появления недостатков, выявленных в ходе
анализа;
определить цели, основные задачи на
новый учебный год.
Данный вид анализа требует тщательной
и длительной подготовки в течение всего учебного
года и невозможен без систематического
накопления информации и соответствующей ее
обработки.
Для систематизации собранной в
течение учебного года информации каждый
заместитель директора получает информационные
таблицы, которые даны в приложении, заполняет их,
по каждому блоку таблиц делает краткие
аналитические выводы (хорошо, когда данные
обобщаются в сравнении за несколько лет) и сдает
директору школы.
Директор обобщает собранный материал
по перечисленным блокам, руководствуясь
следующими требованиями:
анализ должен быть кратким;
в нем должны определяться наиболее
значимые проблемы, препятствующие достижению
запланированных образовательных результатов;
представленная аргументация
результативности (успешности) тех или иных
направлений деятельности школы должна быть
качественной и иметь количественную оценку.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема
Для чего нужен
проблемно-ориентированный анализ
Анализ выполнения годового плана
Анализ проведен (должность, Ф.И.О.)
___________________________ месяц _________
Анализ методической работы
Проанализировав работу каждой
кафедры (методического объединения), заполните
следующую таблицу:
Название
кафедры
(методического объединения) |
Положительное
в работе |
Что
требует доработки |
|
|
|
Анализ результативности всех
форм повышения квалификации
1. Повышение квалификации в 200__ /200__
уч.г.
Направлено
на обучение |
Успешно
закончили обучение |
Не
прошли обучение (причина) |
Прошли
обучение вне плана |
Направлены
на обучение в 200__ /200__ уч.г. |
|
|
|
|
|
2. Повышение квалификационной
категории (указать, если есть подтверждение)
Учебный
год |
2
квалиф. категория
(12 р.) |
1
квалиф. категория
(13 р.) |
Высшая
квалиф. категория
(14 р.) |
200__/200__ уч.г. |
|
|
|
200__ /200__ уч.г. |
|
|
|
3. Проведение открытых уроков в
200__ /200__ уч.г.
Учитель |
Цель
проведения |
Форма,
вид урока |
Качество,
результативность |
|
|
|
|
4. Взаимопосещение уроков
учителями-предметниками в 200__ /200__ уч.г.
Кафедра |
Цель
посещения |
Форма
отчета о посещении |
Результативность
данной работы |
|
|
|
|
5. Работа зам. директора по УВР
__________________________ (Ф.И.О.) по оказанию помощи
учителям-предметникам в 200__ /200__ уч.г.
Формы
работы с учителем |
Цель |
Результативность
|
|
|
|
6. Анализ посещенных уроков
зам. директора по УВР ______________________(Ф.И.О.) в течение
200__ /200__ уч.г.
Количество
посещенных уроков (за 200__ /200__ уч.г.) |
Основные
цели посещения уроков |
Анализ
результативности посещенных уроков |
Уровень
посещенных уроков |
Положительные
моменты уроков |
Негативные
моменты, а также моменты, требующие рассмотрения
на м/о, педсоветах |
достигли
цели |
частично
достигли цели |
не
достигли цели |
высокий
|
достаточный |
средний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кадровый потенциал
образовательного учреждения
|
200__
/200__ учебный год |
200__
/200__ учебный год |
Общее
количество педагогического состава |
|
|
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
2
квалификационная категория |
|
|
|
|
1
квалификационная категория |
|
|
|
|
Высшая
квалификационная категория |
|
|
|
|
Звание
«Заслуженный учитель» |
|
|
|
|
Звание «Почетный
работник образования» |
|
|
|
|
Ученая степень |
|
|
|
|
Участие педагогов в
творческих конкурсах (окружных, городских и др.)
Ф.И.О.
учителя |
Название
конкурса |
Уровень
конкурса (окружной, городской и т.п.) |
Результативность |
Примечание |
|
|
|
|
|
Участие педагогов в
методической работе (округа, города)
Ф.И.О.
учителя |
Форма
участия |
Уровень
участия |
Примечание |
|
|
|
|
Печатные работы педагогов
Ф.И.О.
учителя |
Название
работы |
Где
издано |
Примечание |
|
|
|
|
Внеклассная работа по
предмету
Название
предметной декады |
Сроки
проведения |
Проведенные
мероприятия |
Ответственный
за проведение |
Результативность |
Замечания
и предложения по проведению |
|
|
|
|
|
|
Участие в муниципальных,
окружных, городских олимпиадах, конкурсах в
200__/200__ уч.г.
Муниципальный,
окружной, городской тур (указать) |
Объединение,
кружок, секция |
Преподаватель |
Участник
с высоким рейтингом (класс, Ф.И. учащегося) |
Место |
|
|
|
|
|
Анализ воспитательной
работы за 200__ /200__ уч.г.
Направление
работы |
Цель
работы |
Формы
работы |
Результативность
(достижение поставленной цели) |
Гражданско-патриотическое
воспитание |
|
|
|
Эстетическое
воспитание |
|
|
|
Спортивно-массовая
работа |
|
|
|
Трудовое
воспитание |
|
|
|
Работа с
классными руководителями |
|
|
|
Работа с
родителями |
|
|
|
Традиционные общешкольные
мероприятия
Мероприятие |
Срок
проведения |
Цель
проведения |
Результативность |
|
|
|
|
Анализ экскурсионной работы
школы за 200__/200__ уч.г.
1. Банк данных о проведенных экскурсиях
Класс |
Срок
проведения |
Вид
экскурсии: · учебная (указать предмет); ·
общеразвивающая |
Место
проведения |
|
|
|
|
2. Анализ экскурсионной работы
и краткие выводы
|
Вид
экскурсий |
Общее
количество проведенных экскурсий за учебный год |
Цель
проведения |
Примечание:
приоритеты, лучшие классы |
Начальная
школа:
1–4-е классы |
Учебные |
|
|
|
Общеразвивающие |
|
|
|
Средняя
школа:
5–11-е классы |
Учебные
экскурсии |
|
|
|
Общеразвивающие |
|
|
|
Внеклассная работа по
предмету в 200__ /200__ уч.г.
Название
предметной декады |
Сроки
проведения |
Проведенные
мероприятия |
Ответственный
за проведение |
Результативность |
Замечание
и предложения по проведению |
|
|
|
|
|
|
Работа объединений блока
дополнительного образования 200___ /200___ уч.г.
Название
кружка, объединения |
Руководитель |
Возраст
учащихся |
Результативность
работы (участие в выставках, конкурсах, награды и
т.п.) |
|
|
|
|
Итоги окружного мониторинга
уровня обученности учащихся (таблицы 1, 2)
Таблица 1
Ступень |
Предмет |
%
атт. учащихся |
Из
них % выполнивших работы |
%
не атт. учащихся |
на
«удовлетворительно» |
на
«хорошо» |
на
«отлично» |
Основная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Старшая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Предмет |
Тема |
Класс |
Учитель |
Цель
проведения |
Типичные
ошибки, плохо усвоенные темы |
|
|
|
|
|
|
Состав учащихся по
социальному статусу их семей
|
I ступень |
II ступень |
III ступень |
Итого |
|
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
Всего учащихся в
200_ /200_ учебном году |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети из неполных
семей |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети-сироты,
живущие в семьях родственников |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети-сироты,
живущие в детских домах |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети
матерей-одиночек |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети из
многодетных семей |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети, состоящие на
учете в отделении милиции |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сохранность контингента
учащихся
Всего
учащихся на: |
200_ /200_ учебный год |
Начало учебного
года |
Количество |
% |
Конец учебного
года |
|
|
Зачислено в
течение учебного года |
|
|
Оставлено на 2-й
год |
|
|
Отчислено в
течение учебного года |
|
|
|
|
|
Отчислено всего |
|
|
Причины
отчисления |
Продолжили
образование в проф. ОУ |
|
|
По семейным
обстоятельствам |
|
|
По болезни |
|
|
Перевод в другое
ОУ |
|
|
Окончили
экстерном 11-й класс |
|
|
По неуспеваемости |
|
|
По совершению
правонарушения |
|
|
Другие причины |
|
|
Динамика состояния здоровья
учащихся за три года
|
|
200_ /200_
уч.год |
Начальная
школа |
Всего учащихся |
|
% учащихся с
хроническими заболеваниями |
|
% учащихся,
освобожденных от физкультуры |
|
5–9-е
классы |
Всего учащихся |
|
% учащихся с
хроническими заболеваниями |
|
% учащихся,
освобожденных от физкультуры |
|
10–11-е
классы |
Всего учащихся |
|
% учащихся с
хроническими заболеваниями |
|
% учащихся,
освобожденных от физкультуры |
|
Распределение учащихся по
группам здоровья
Данные
на 200_/200_ уч.г. |
параллель |
Всего
учащихся |
Группы
здоровья |
Группы
здоровья |
1
группа |
2
группа |
3
группа |
Основная |
Подготов. |
Спец. |
Освобождены |
1 ступень
1–4-е классы |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 ступень
5–9-е классы |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 ступень
10–11-е классы |
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ работы кафедры
(методического объединения)
____________________________________________________________
(название кафедры)
Учебный год: ___________
Вид
работы |
Ф.И.О.
учителей |
Содержание
работы |
1. Открытые
уроки |
|
|
|
|
2. Внеурочные
мероприятия |
|
|
3. Заседания
кафедры
(или творческих групп) |
|
|
4. Олимпиады,
интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы
и т.п. |
|
|
Елена СОВЕТОВА,
директор ГОУ СОШ № 901,
г. Москва
|