Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2007

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Обсуждение

В лучшие школы придет частный капитал

В Государственном университете – Высшей школе экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда состоялась VIII Международная научная конференция «Модернизация экономики и общественное развитие». Ведущие российские и зарубежные ученые собрались в Москве, чтобы обсудить тенденции взаимодействия экономики и социальной сферы. На секции «Социальная политика» в центре дискуссии были новые законы в сфере образования.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.doveriegroup.Ru. Если у Вас возникли финансовые трудности, то оптимальным решением станет сдать ценные вещи или украшения в ломбард.Современный ломбард-это продвинутый сервис и понимание ваших финансовых проблем. Перейдя по ссылке: «ломбард 585», вы сможете, не отходя от экрана монитора, найти подробную информацию о акциях, ценах и условиях приема ценных вещей. Ваши ценности останутся в безопасности, пока вы не сможете их выкупить.

Поддерживать лучших

Открыли конференцию руководители Минобрнауки и Минэкономразвития. Андрей Фурсенко и Герман Греф единодушно высказались за новые тенденции в финансировании сферы образования.

Главная тенденция – выявлять и финансировать лучшее, что есть в российском образовании: лучшие школы, лучших учителей, лучшие региональные системы образования.

Собравшиеся признали, что невозможно заставить российские регионы поднять учительскую зарплату в три-четыре раза. Далеко не все субъекты РФ могут изыскать такие средства. Но каждому из них по силам создать условия, при которых деньги пойдут в лучшие школы, к лучшим педагогам.

«Федеральный центр тратит достаточно средств на образование, но преподаватели несчастны, – определил исходную точку своего выступления глава Минэкономразвития Герман Греф. – Точно так же несчастливы и мы, потому что платим им мало».

Выход, по его мнению, есть. Глава Минэкономразвития посоветовал регионам (ответственным за учительскую зарплату) внимательно проанализировать свои расходы. «Уверен, что мы сочтем как минимум одну треть расходов неэффективными, и вы сами скажете, куда их необходимо потратить – какое оборудование закупать, какие услуги внедрять».

Такой подход, по словам министра, успешно реализуется в нескольких регионах. Были названы Тюменская область и Республика Чувашия, где зарплаты педагогов за несколько последних лет увеличились в два с половиной раза.

«Мы никогда не будем абсолютно удовлетворены состоянием системы образования, поскольку она консервативна и не поспевает за изменениями в экономике», – предупредил в своем выступлении Андрей Фурсенко.

Он согласился, что сегодня главное – не только наращивать государственное финансирование сферы образования по отношению к ВВП, но и улучшать условия работы конкурентоспособных преподавателей.

В своем докладе Герман Греф не говорил о полном переводе российского образования на платную основу. Он только подчеркивал, что лучшие учителя и преподаватели должны приучиться работать в условиях конкуренции. Это предполагает иной уровень ответственности, но вместе с ним – выход на иной уровень зарплат.

«Образование – тоже сфера экономики, где люди должны зарабатывать деньги», – заявил на открытии конференции глава Минэкономразвития.

Норматив – не панацея

В рамках конференции состоялось несколько «круглых столов», в которых приняли участие руководители ГУ-ВШЭ, представители Минэкономразвития России и Минобрнауки, ведущие ученые и общественные деятели. Шло детальное обсуждение новых законов в сфере образования: закона о целевом капитале и о переходе бюджетных учреждений в организационно-правовые формы АУ.

На «круглом столе» «Институциональные изменения в сфере образования», который вела президент Финансовой академии при Правительстве РФ Алла Грязнова, обсуждался вопрос о переходе образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование.

Цитата

Учителя смогут заработать на достойную жизнь

«Очень часто мы говорим, что нам нужно больше вкладывать в культуру, науку, образование, здравоохранение. Ошибка состоит в том, что мы всегда рассматриваем эти сферы как социальные. Нужно повернуть сознание в иную сторону. Социальная сфера – это вспомоществование людям, которые не могут заработать на достойную жизнь. Преподаватель вуза или школы не должен чувствовать себя на попечении у государства. Государственные ресурсы нужно направить на то, чтобы дать людям возможность зарабатывать. Когда возникнет прямая зависимость качества образования и лечения, которое дают учителя и врачи, от их уровня доходов и положения в обществе, – тогда мы получим другие эффекты. Образование и здравоохранение – тоже сферы экономики, где люди должны зарабатывать деньги».

Из выступления на конференции
главы Минэкономразвития Германа Грефа

«Общество меняется, а система оплаты труда во многих регионах остается прежней. Нам нужны ростки будущего. Несомненно, ЕТС – устаревшая система, – заметил в своем выступлении декан экономического факультета МГУ Василий Колесов. – Единая тарифная сетка во многом сдерживает управление таким ресурсом, как труд преподавателя. ЕТС создает комфортные условия для тех, кто хотел бы спокойно жить, делая из года в год одну и ту же работу, которая – заметим – все меньше и меньше нравится учащимся».

Сегодня разрабатываются дифференцированные нормативы для различных групп вузов (классических университетов, технических, экономических и педагогических высших учебных заведений). Например, норматив увеличивается, если в вузе есть магистратура, если там обучают по наукоемким специальностям, требующим специального оборудования. Он уменьшается, если в вузе есть заочная, очно-заочная форма обучения или экстернат (соответственно коэффициенты – 0,25, 0,5 и 0,1).

Идея НПФ возникла в конце 80-х годов: одним из ее авторов был присутствующий на «круглом столе» научный руководитель ФИРО Евгений Сабуров. Переход на нормативное финансирование закреплялся статьей Закона «Об образовании» 1992 года, однако реализация этого принципа началась несколько лет назад.

«Одна из причин, по которой мы раньше не переходили на этот принцип, – недостаток средств в системе образования. Теперь же бюджетное финансирование стабильно растет», – заметила в своем выступлении заместитель директора департамента государственной политики в образовании департамента Министерства образования и науки РФ Наталья Третьяк.

В 2007 году руководителям образования и экономистам надо разрешить немало проблем, связанных с переходом на НПФ.

«Как нормировать труд преподавателя? – поставил вопрос проректор ВШЭ Борис Рудник. – Все сейчас говорят о том, как будет распределяться надтарифная часть. А между тем мы еще не решили: что учитель или преподаватель вуза должен сегодня делать за базовый оклад? Какие обязанности в него входят? За что платят учителю? Имеет ли преподаватель вуза достаточно времени, чтобы за базовый оклад заниматься наукой? Эти и многие другие вопросы надо рассматривать в комплексе».

Наталья Третьяк подчеркнула, что норматив, по мнению Минобрнауки, не должен быть единственной формой финансирования образовательного учреждения.

«Задача внедрять норматив поставлена президентом России. И отказаться от нормативно-подушевого финансирования мы не можем, – сказала заместитель директора департамента. – Однако с помощью одного этого инструмента трудно развивать инновационную деятельность в школе или вузе». Именно поэтому НПФ сочетается с конкурсами инновационных школ и вузов, которые проводятся в рамках нацпроекта «Образование».

«Приоритеты образовательной политики должны реализовываться с помощью комплекса инструментов, и нормативно-подушевое финансирование – один из них», – подвела итог в своем докладе директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина.

Общественная палата требует…

Другим полем для дискуссий стал подписанный президентом закон об АУ. Несмотря на то что текст закона вывешен во всех правовых системах в Интернете, многие до сих пор читали только предварительный текст законопроекта. Отсюда – недоумения, сомнения, критика.

«Читайте текст закона об автономных учреждениях, – предупредил Борис Рудник. – Во многие статьи закона в последний момент внесены изменения. И эти изменения снимают все ваши вопросы».

Наталья Третьяк рассказала о позиции Минобрнауки по поводу перехода школ и вузов в организационно-правовую форму АУ: «Закон жестко определяет, что переход возможен с согласия или по инициативе учреждения. В нем содержится гарантия: объем государственного финансирования не зависит от типа учреждения. Если в автономном и в бюджетном вузе обучается одинаковое количество студентов, оба получат от учредителя одинаковые деньги. Разница в том, что государство обеспечивает все нужды бюджетного учреждения, а в автономном учреждении финансирует только то, что само этому учреждению заказывает».

«Конечно, этот закон можно только приветствовать, – заметил во время дискуссии Василий Колесов. – Министр образования и науки в своем выступлении сказал: возможность перехода в новые организационно-правовые нормы означает, что образовательным учреждениям дается свобода. Не можешь дать денег – дай свободу. Эту свободу образовательные учреждения получат от государства в обмен на невозможность выделить им достаточное финансирование. Однако оговорка, что в новый режим могут переходить только те, кто хотят, таит в себе много неожиданностей. Сразу возникнет вопрос, захочет ли столько свободы руководитель образовательного учреждения или ректор вуза».

Сегодня на подходе уже два ключевых постановления правительства, которые позволят образовательным учреждениям начать переход в новую организационно-правовую форму. Всего таких постановлений будет восемь.

Борис Рудник сообщил участникам конференции, что Общественная палата сделала запрос в правительство с просьбой представить на рассмотрение для тщательного анализа проекты всех восьми постановлений.

«Поэтому мы можем надеяться, – сказал Борис Рудник, – что гласность в том, что касается этих постановлений и процесса перехода в новую организационно-правовую форму АУ, будет обеспечена».

Учиться в Ясной Поляне

Несколько «круглых столов» было посвящено образованию и культуре в российских регионах. На «круглом столе» «Влияние современных тенденций расселения на социально-экономическое развитие регионов России», который вела заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина, собрались ученые, эксперты, сотрудники министерств, руководители регионального образования.

Как влияют демографические факторы на системы образования в регионах? В каких случаях необходимо сохранять школы в умирающих поселках? Как работать с сельскими сходами? Гость конференции – профессор Эмиль Макварт на примере родного городка рассказал о том, как проходит реструктуризация системы образования в Германии. А вот смогут ли старинные культурные центры, известные всему миру и связанные с великими именами Толстого, Шекспира, Гете, когда-нибудь приносить прибыль своим городам? Готовы ли – благодаря всемирно известным именам – небольшие города, такие как Тула в России, Стратфорд на Эйвоне в Великобритании, Веймар в Германии, получить новые импульсы для развития? Об этом размышляли участники «круглого стола» «Национальное культурное наследие как фактор устойчивого регионального развития», который вела Татьяна Абанкина.

Выступавшие на обсуждении руководители Музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне с грустью заметили, что уповать на Министерство культуры им не приходится.

Сегодня множество иностранцев стремятся посетить Ясную Поляну. Некоторые хотели бы начать изучение или совершенствование русского языка именно в усадьбе Льва Толстого. Но таких студентов пока мало, чтобы привлекать значительные средства в развитие музея.

«Мы находимся внутри германо-российского проекта по построению модели государственно-частного партнерства для сохранения культурного наследия. Но для этого нужны серьезные инвестиции, – заметили гости из Тулы. – Брэнд «Ясная Поляна» может дорого продаваться. Через Ясную Пляну можно вывести Тульский регион на международный уровень. Но сначала от нас требуют экономического обоснования наших программ. Надо все досконально просчитать и представить на обсуждение. Пока мы не вписываемся ни в какие механизмы финансирования, даже в механизм особой экономической зоны».

Иначе дело обстоит в Веймаре, где находится всемирно известный музей Гете.

Профессор из Веймара Йорг Ратман рассказал, что для бюджета городка туризм и культура – затратная часть.

«Вклад самого города невелик. Основные инвестиции в музей идут от правительства и земли Тюрингия, – заметил господин Ратман. – Однако правительство активно поддерживает в Веймаре мастерскую новых идей – бизнес-инкубатор. Студенты, которые хотели бы создать в Веймаре свой бизнес, получают государственную поддержку. Так в городе формируется необходимая для инноваций творческая среда. Около ста студентов прошли эту мастерскую за шесть лет, и образовались 40 новых предприятий, что стало удачей эксперимента. Творческая индустрия и культурное наследие – это разные вещи. На мой взгляд, творческую среду в нашем городе составляют не те, кто посещает музеи, а те молодые люди, которые днем катаются на скейбордах по Веймару, а вечером сидят за компьютерами. Поле для творчества находится скорее в больших городах. В России, с ее огромной централизацией, – прибавил Йорг Ратман, – эта проблема, возможно, становится еще острее».

 

Из первых рук

«Прежде законодательство ориентировалось на худших»

Так считает Саид Баткибеков, директор департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития, один из создателей законов об АУ и целевом капитале.

– В последнее время у учреждений социальной сферы сформировался спрос на особого рода деятельность – гранты и пожертвования, – сказал он в своем выступлении на секции «Социальная политика». – Но социальная сфера устроена так, что она способна бесконечно поглощать огромное количество средств – были бы деньги. Поэтому мы исходили из убеждения, что деньги по новому закону должны прийти к лучшим. Только лучшие учебные заведения смогут соперничать за деньги, которые в состоянии предоставить им частный капитал.

В ходе обсуждения закона о целевом капитале высказывалась точка зрения, что благотворительность для бизнеса – это возможность почувствовать себя свободным от моральных обязательств по отношению к тому или иному учреждению социальной сферы: можно отдать долги школе или вузу и больше о них не думать. Но так же часто приходится слышать, что бизнес хочет серьезно влиять на социальную сферу, участвовать в ее развитии. Без механизма общественного участия в жизни образовательного учреждения это невозможно. Сегодня закон об АУ вводит новое понятие: «управляющий совет». Представители общественности, власти и бизнеса смогут сообща помогать учебному заведению, участвовать в общественном управлении, влиять на принятие решений. С помощью общественного участия в жизни школы или вуза российский бизнес способен, на наш взгляд, дать новый импульс развитию лучшим из образовательных учреждений. И это соответствует новым российским тенденциям.

К сожалению, российское законодательство в прежние годы ориентировалось скорее на худших: все выстраивалось таким образом, чтобы не дать недобросовестным представителям социальной сферы использовать законы в своих целях. Сегодня ориентация на худших просто не отвечает потребностям современности.

Макроэкономическая и бюджетная ситуация в стране ставит перед нами новые задачи. Пока государственная поддержка лучших опирается на отдельные элементы: конкурсы, эксперименты, поддержку тех или иных начинаний. Именно таким образом построена логика национальных проектов. Закон о целевом капитале впервые в нашей стране формирует институциональные основы, которые ориентированы на лучших представителей социальной сферы. Теперь они смогут надеяться не только на победу в очередном национальном конкурсе, на участие еще в одном федеральном эксперименте.

Частный капитал не придет к худшим – он будет ориентироваться на лучшие примеры, на финансовую поддержку ярких начинаний, приносящих оптимальный результат. Он будет требовать прозрачной отчетности у каждого учреждения, постановки понятных и достижимых целей, несомненных лидеров образовательного процесса, которым можно будет доверять. При создании закона мы не старались сконцентрироваться только на поддержке бюджетных учреждений, хотя в ходе дискуссий вокруг законопроекта было такое предложение. Мы считаем, что развитие лучших практик в образовании, здравоохранении и культуре возможно лишь при развитии и поддержке их лучших представителей.

Цель нового закона – сформировать больше свободы у учреждений и организаций, переориентировать их на долгосрочные программы, дать им возможность развития образовательных технологий, а также конкуренции друг с другом.

При участии целевого капитала у учреждения социальной сферы появится возможность планировать свою деятельность на долгий срок: не на один и даже не на три года, как предполагается условиями национальных проектов, а на много лет, в действительно долгосрочной перспективе. Закон предлагает несколько форм взаимодействия целевого капитала с организациями и учреждениями – один целевой капитал, несколько организаций, одна организация, несколько целевых капиталов. И в этом состоит привлекательность нового закона для широкого круга доноров: участвовать в формировании целевого капитала конкретных учреждений – школ и вузов, конкретных студентов или школьников, учителей и преподавателей. Другие доноры, возможно, будут стремиться поддерживать отдельные программы или дисциплины. Но всякий раз это будут вложения в широкое развитие человеческого капитала.

 

Светлана КИРИЛЛОВА

Рейтинг@Mail.ru