День за днем
Александр ПОПОВ
Дневник директора школы
Продолжение. Начало см. № 1, 3, 5, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 20, 22, 23/2007
Апрель
2.04.2005
Родился в шесть утра, а вечером в город
грачи прилетели. Вот уже столько лет живу, а в
общество влиться не удается. Может, и салаты мне
по этой причине не нравятся, и сложные гарниры не
по нутру, букеты тоску навевают. Со стадностью у
меня непорядок. Беда в том, что люди там людьми
быть не хотят. Называют себя звездами эстрады или
еще выше – мегазвездами шоу-бизнеса. Дома
величают муравейниками, квартиры – норами. Тянет
их обратно на круги Дарвина. Но, как говорится,
дареному коню в зубы не смотрят. Если ты человек,
не строй из себя акул бизнеса и не попрошайничай.
Партию медведей выдумали. Медведи и спят-то по
одному, и все остальное тоже. Я вот рыбам завидую.
Им ни пить, ни умываться не надо. Но молчу: чего об
этом кричать на всяком углу. Понимаю, что фрукт,
но в их компот влезать не намерен.
3.04.2005
В школе со светом беда: все лампочки
предпенсионного возраста. Плафоны, те давно на
пенсии – трем их, моем, да разве старость
соскребешь. Она изо всех углов на детей
таращится. Банки, налоговые, суды, прокуратура,
главы администраций, депутаты дворцов под себя
не жалеют. Почему у нас так детей не любят?
Лошадей, собак обхаживают, а дети на правах
дворняжек… Тут один депутат соседней школе часы
настенные подарил, а они на второй день идти
отказались.
5.04.2005
Группе ученых удался невероятный
эксперимент. Но не на том свете, который «после»,
а на том, который «до». Там, где в очереди на
будущее толпятся. Им подфартило туда команду
подать: «Кто за правду, два шага вперед». Строй не
шелохнулся.
– В чем дело? Правда у вас не в моде?
– До правды еще далеко, а вот как на
четырех ногах два шага отсобачить, мы пока не в
курсе.
Группу сохранили, но ученых там больше
нет.
6.04.2005
Если подойти к карте России и
поклониться, можно обнаружить православный
крестик. Это моя область, где я родился и живу.
Бабушка меня крестила втайне от родителей, им не
полагалось, они были в партии. С тех пор на
глобусе моего сердца наколка – контур Родины,
крестик православный и молитва: «Я не под
солнцем, я под сердцем».
7.04.2005
Каждое утро, еще до всех, беру у сторожа
ключи от классных комнат и иду писать на черных
досках белым мелом волшебное слово: «Жить!».
8.04.2005
Дневник – двойник.
– Сим-сим, открой двери.
– Сам-сам открывай.
Вот так и живем, он сим-сим, я сам-сам.
Дневник – это игра такая собачья с собственным
хвостом. Здесь и соблазн, и смута. Смесь самого с
собой и тишины без единой ноты свободы. Дневник –
сверхурочная работа, ночное рабство и мозоль на
трех пальцах, которыми Господу молятся.
9.04.2005
Я боюсь электричек, там в каждом
тамбуре на раздвижных дверях написано страшное:
«Не прислоняться». Захожу туда, как в кошмар
какой-то. Не хочу, чтобы люди читали это. Однажды
пробовал соскоблить, вдруг со спины слышу: «Поезд
тронулся, мужик».
Прислоняться друг к другу все-таки
стоит, просто так стоять по жизни глупо.
10.04.2005
В садике заставляли ложку брать правой
рукой, в школе правой учили писать. Взрослых
вынуждали голосовать правой. Я в левой держу
стопку, левой глажу детей и женщин, страницы
переворачиваю любимой левой рукой. Когда все
против, на чьей стороне правда? На моей. Много
правды не бывает.
11.04.2005
Человеку до другого человека никогда
не дотянуться. Нет таких дорог, да и часы
чудачества не чинят. Вот как все махнут на меня
рукой, тогда и полечу. Мысли совсем не машут, они
меня душат. От тем тесно и страшно спать, мои сны
давно не слышат. Жить неудобно, свет болеет тьмой,
об уют боюсь обжечься.
Не спится – от списка дел сдавило
горло.
12.04.2005
Ну кто я такой? Прилагательные меня
покинули, существительные из меня ушли. Кроме
глаголов во мне ничего не осталось: встал, умылся,
поел, оделся, вышел, здоровался, работал,
прощался, пришел, разделся, лег. А если у всех или
почти у всех так? Нет, нет, не дай бог, пусть у них
будет лучше. Мне не хватает роскоши рук.
13.04.2005
– Зачем тебе лицо?
– Касаться других лиц.
– А зачем тебе лицо?
– Оно заменяет мне слова, когда они
отдыхают.
– Зачем тебе твое лицо?
– С ним уходить, там без лица никого не
принимают.
– Тогда выключи свет и захлопни за
собой двери. Смотри порядок не перепутай.
– А что, разве это важно?
– Ты можешь прищемить полоску света
этой дверью.
14.04.2005
Молитвой бабушкиной поделиться хочу.
«Больше имени не имей, тяжелая эта нота. Не
каждому голосу дано ее произнести. А если
произнес, иди с ним до конца. Заслужишь – люди на
твоей могиле его напишут. Без званий, без наград,
без излишеств. Выше имени ничего нет. Оно как
песня, в нем без примесей. Прими имя свое, как
знамя Господне. Оно – единственная
собственность, в чистоте имя храни, остальное все
людям раздай».
15.04.2005
Двойное хвастовство и грех двойной. Да
вот соблазн велик. Учитель моей школы победил в
конкурсе, завоевал звание «Учитель года». Есть ли
моя доля в этом? Есть. Его отец был великим
педагогом. Так случилось, что довелось при смерти
его присутствовать. Дал там себе слово: доску
памятную установить. Всем стоят доски на домах: и
архитекторам, и врачам, и ученым. А вот учителю не
было доски в нашем городе. Долго место достойное
не давали. Добился, стоит доска учителю, и сын его
среди учителей лучший учитель.
16.04.2005
– К какому берегу пристать?
– Не знаю.
– А как быть?
– А как река.
– А она как?
– Выбирает, всю свою жизнь выбирает. А
между делом и кормит, и поит, и возит, и согревает
нас всех.
Вся вода из слез, из вежливости воды не
бывает. Не проси и не поперхнешься.
17.04.2005
Несовпадение проявилось рано, осознал
поздно. В два года мать от удивления Ленинградом
ахнула, обронила меня наземь, наступила от
страха. Подумать еще не успела, как поливальная
машина окропила живой водой – вот и ожил. А живу
не так.
В школе посадили не с той, учили не тому
и в неудобное время суток. Главное, и учителку не
ту дали. Читать она научила, а петь – нет. А
чудеса-то все в песнях, а после стихи. Стихи не
страхи, не проходят...
18.04.2005
Образование – это такая зараза, против
которой никакие прививки не работают. Его почти
не финансируют, а оно функционирует,
реорганизуют, реформируют, инновациями уродуют.
Другое бы давно развалилось, а этому хоть бы хны.
Поставь министром самого никудышного, который ни
бе ни ме ни кукареку, а ему, нашему образованию,
все по барабану. Образумить образование
невозможно. Учитель, что таракан, в любой щели
выживет.
19.04.2005
«Требуются уборщицы в коридоры мозгов.
Оплата сдельная за мозоли».
«Ищем косметолога, необходимо
привести в порядок лица, обветренные сквозняком
истин».
«Срочно куплю помаду для губ,
обожженных светом невидимых звезд».
– Гадко почему так?
– Гамлет умер.
20.04.2005
– В чем главная беда, учитель?
– Сказок на всех не хватает.
21.04.2005
Во время распада СССР застал ее в
классной комнате, она сидела над картой нашей
Родины и плакала.
– О чем вы?
– Пятнадцать сирот в один день, а вы
спрашиваете «О чем?».
– Что вы имеете в виду?
– Горе одно, а оно неделимо. Не
подумайте, что часто плачу, всего второй раз в
жизни.
– Извините, а поводом для первых слез
что послужило?
– Узнала, что красные пионерские
галстуки, как обычный товар, в магазинах продают
за деньги.
22.04.2005
У историков нет памяти, они в поисках и
спорах. Память – пята поэтов.
В Беслане было одно событие, которое
постарались не заметить – забыть. На тот момент в
России был единственный мужчина. Убивали детей,
матерей, а мужики куда-то разом пропали. Разум и
отвага остались лишь у Героя Советского Союза.
Имя ему – Руслан Аушев. Больше никто не вышел
обменять свои жизни на жизнь ребенка. Детей нет –
нет и того дня. В году не 365 дней, а 364. Полный
календарь только для круглых дураков утеха.
26.04. 2005
На моем веку были два удивительных
Вовы. Учились они в разное время, но оба окончили
школу на два года раньше сверстников. Первый Вова
– крупнейший программист Германии. Как-то вывез
я пару классов на Аркаим бронзовый век копать.
Первый Вова там всех достал своими остротами. Вот
вечером его и поколотили, и он пропал. Уложил я
всех по палаткам и отправился Вову искать. Хожу
кругами по степи, кричу, фонариком рыскаю.
Повезло мне, споткнулся о него случайно. Лежал он
в канавке тихонько и поплакивал в меру своих
малых сил. Тяжкое решение принял, все для того
приготовил. Связывать это хрупкое тельце я не
мог. Сел подле без слов и стал руку обреченную
гладить да выслушивать аргументы в пользу
смерти. Внутри все холодело, а вот что-то
подсказало солнце ждать, оно поможет. А как на
горизонте забрезжило, так я и согласился с его
доводами уходить. Да, солнышко, спасибо ему, из
Вовчика другого человека сделало.
– Вы это зря так говорите, жить
все-таки стоит, другой попытки не представят.
Любопытно: все тут, а там такого нет и быть не
может.
Вот так и живем с тех пор: он там, а я
тут. Мне тогда, тем утром, показалось, что солнце
улыбнулось мне какой-то невыученной улыбкой.
Вечность – это что-то мертвое. Все живое, конечно,
как та улыбка на солнце.
28.04.2005
Было бы совсем грустно, если бы второй
Вовчик в моей жизни не нарисовался. Шли выпускные
экзамены. Дети писали сочинение. Вдруг в мой
кабинет врывается в педагогическом ужасе
литераторша:
– Такого не бывает, а он слышать не
хочет, строчит и строчит.
– Давайте по порядку. Чего не бывает и
кто строчит?
– Вовчик ваш на пятую тему «Мой
любимый литературный журнал» пишет о классном
журнале 11-б в синей обложке.
– Ну и что он там о нем пишет?
– Что каждый день читает его и
начитаться не может. Что все остальные журналы в
сравнении с этим – чепуха на постном масле. Что
делать?
– Читать.
– Что читать?
– То, что дальше напишет.
До сих пор из сотен сочинений этот опус
самый любимый. А в глазах учителя литературы я
как тогда упал, так и лежу на том же месте.
Счастье – это единственное спасение
от жизни. Я за своих Вовчиков счастлив.
29.04.2005
Сегодня явилась делегация от 5-х
классов с письменной жалобой на учителя.
Говорили долго. В списке элементарных функций
директора есть и такая – унитазная. Дискретна
она или непрерывна, не задумывался, но по объему
непредсказуема. Под конец осипшим голосом
предложил сделать ход конем.
– Это как?
– Скажите своему учителю, что директор
– человек безобразный. Хотел его выгнать из
школы.
– Это как?
– С позорной записью в трудовой
книжке.
– Вы шутите?
– Конечно, шучу, вы же его отстояли. Вот
об этом можно напоминать учителю сколько угодно.
Не знаю, хватит им ума или хотя бы
памяти. Учитель – это самое дорогое и нежное
место в школе.
30.04.2005
Если вечером наедине не сделал
открытия, завтра к детям нельзя. Они – Колумбы, им
клубок усталых знаний ни к чему. Если за день не
совершил поэтического поступка, не подходи! Дети
– донкихоты, им твои ходы конем без надобности. В
педагогике есть один институт – инстинкт.
Продолжение следует |